Полифония. Клавирное творчество И.С. Баха



Полифония – это многоголосие, основанное на одновременном звучании двух или более мелодических линий или голосов. Полифония является гармоническим слиянием нескольких самостоятельных мелодий воедино. В то время, как звучание нескольких голосов в речи станет хаосом, в музыке такое звучание создаст нечто прекрасное и ласкающее слух.

Полифония может быть:

1. Подголосочной. Образуется, когда одновременно звучит и основная мелодия, и ее вариации-подголоски. Обычно такой вид полифонии встречается в народной музыке.

2. Имитационной. Такая полифония разрабатывает одну и ту же тему, которая имитационно переходит из голоса в голос. На таком принципе основаны:

Канон – вид полифонии, где второй голос повторяет мелодию первого голоса с опозданием в такт или несколько, в то время, как первый голос продолжает свою мелодию. Канон может иметь несколько голосов, но каждый следующий голос все равно будет повторять изначальную мелодию

Фуга – вид полифонии, в котором звучит несколько голосов, и каждый повторяет основную тему, короткую мелодию, которая проходит через всю фугу. Мелодия зачастую повторяется в немного измененном виде.

3. Контрастнотематической. В такой полифонии голоса производят самостоятельные темы, которые могут даже относиться к разным жанрам.

Полифония в творчестве Баха занимала весомое место, он сумел повлиять на нее как с художественной, так и с педагогической стороны. Высшей формой бахоской полифонии принято считать органную и клавирную музыку.

Синтезируя унаследованные от своих предшественников (Д. Букстехуде, И. Пахельбеля, Г. Бёма, И. А. Рейнкена) опыт органной импровизации, разнообразные вариационные и полифонические приёмы сочинения и современные ему принципы концертирования, Бах переосмыслил и обновил традиционные жанры органной музыки - токкату, фантазию, пассакалью, хоральную Прелюдию. Исполнитель-виртуоз, один из крупнейших в своё время знатоков клавишных инструментов, Бах создал обширную литературу для клавира. В числе органных произведений Баха - хоральные прелюдии, хоралы, прелюдии и фуги, пассакальи, токкаты. Эти композиции относятся к лучшим произведениям мировой органной литературы. Красота, стройность формы, ясность развития, глубина содержания - характерные черты баховского стиля - полностью проявились в органных сочинениях Баха.

2 тома его "Хорошо темперированного клавира" поражают непревзойденным контрапунктическим мастерством. Каждый том содержит по 24 прелюдии и фуги во всех мажорных и минорных тональностях (I том закончен в 1722 году, II - в 1744 году). Для клавира же Бахом написано несколько концертов в сопровождении оркестра, 2 сонаты, фантазия, в т. ч. "Хроматическая фантазия и фуга" , 7 токкат, вариации, включая "Арию с 30 вариациями" ("Гольдберг-вариации"), инвенции, прелюдия, "Итальянский концерт" - единственный концерт Баха, написанный для клавира соло без инструментального сопровождения, сюиты. Большая часть сюит композитора объединена в три сборника. Первый сборник - "Французские сюиты" - составлен из пьес, в основном связанных с французскими танцами (куранта, гавот, менуэт, бурре и др,.); следующий сборник - "Английские сюиты" (есть предположение, что сборник составлен по заказу любителя музыки - англичанина); третий сборник - партиты - небольшие пьесы танцевального характера (аллеманды, куранты, сарабанды, жиги и др.).


 

Романтизм в музыке. Композиторы романтики.

Романтизм с фр. – «воображаемый», «фантастический». Дивные образы мира грёз, сильные, яркие чувства и стремление к возвышенной духовности – такова музыкальная культура романтизма. Культ разума, провозглашённый эрой Просвещения, был низвергнут и на пьедестал взошёл мир чувств человека. В музыкальной культуре эпоха романтизма просуществовала чуть больше века (примерно 1800 – 1910 годы). Музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.

Интересы романтиков ярко проявились в выборе избираемых ими тем в искусстве.

Тема одиночества. Недооценённый гений или одинокая личность в обществе – эти темы были основными у композиторов этой эпохи («Любовь поэта» Шумана, «Без солнца» Мусоргского).

Тема «лирической исповеди». Во многих опусах композиторов-романтиков присутствует налёт автобиографичности («Карнавал» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза).

Тема любви. В основном это тема неразделённой или трагической любви, но не обязательно («Любовь и жизнь женщины» Шумана, «Ромео и Джульетта» Чайковского).

Тема пути. Её ещё называют темой странствий. Душа романтика, раздираемая противоречиями, искала свой путь(«Гарольд в Италии» Берлиоза, «Годы странствий» Листа).

Тема смерти. В основном это была духовная смерть (Шестая симфония Чайковского, «Зимний путь» Шуберта).

Тема природы. Природа в глазах романтика и оберегающая мать, и сопереживающий друг, и карающий рок («Гебриды» Мендельсона, «В Средней Азии» Бородина). С этой темой связан и культ родной земли (полонезы и баллады Шопена).

Тема фантастики. Воображаемый мир для романтиков был намного богаче реального («Волшебный стрелок» Вебера, «Садко» Римского-Корсакова).

Музыкальная культура романтизма дала толчок развитию жанрам камерной вокальной лирики: балладе («Лесной царь» Шуберта), поэме («Дева озера» Шуберта) и песням, часто объединяемым в циклы («Мирты» Шумана). Романтическая опера отличалась не только фантастичностью сюжета, но и прочной связью слова, музыки и сценического действия. Происходит симфонизация оперы. Достаточно вспомнить «Кольцо нибелунгов» Вагнера с развитой сетью лейтмотивов. Среди инструментальных жанров романтики выделяют фортепианную миниатюру. Чтобы передать один образ или минутное настроение, им достаточно небольшой пьесы. Несмотря на свой масштаб, пьеса бурлит экспрессией. Ею может быть «песня без слов» (как у Мендельсона), мазурка, вальс, ноктюрн или пьесы с программными названиями («Порыв» Шумана). Как и песни, пьесы порой объединяются в циклы («Бабочки» Шумана). При этом части цикла, ярко контрастные, всегда образовывали единую композицию за счёт музыкальных связей. Романтики любили программную музыку, соединявшую её с литературой, живописью или другими искусствами. Поэтому сюжет в их сочинениях часто управлял формой. Появлялись одночастные сонаты (си-минорная соната Листа), одночастные концерты (Первый фортепианный концерт Листа) и симфонические поэмы («Прелюды» Листа), пятичастная симфония («Фантастическая симфония» Берлиоза).

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!