Сонатная форма. Венские классики



Вопросы к экзамену по музыкальной литературе.

1. Полифония. Творчество И.С. Баха.

2. Венские классики (Гайдн, Моцарт, Бетховен). Сонатная форма.

3. Развитие русской музыки во второй половине XIX века. «Могучая кучка».

4. Балет. Балеты П.И. Чайковского.

5. Опера. Строение. Оперные голоса. Оперные композиторы.

6. Сонатно-симфонический цикл. Симфония. Симфонический оркестр.

7. Романтизм в музыке. Композиторы романтики.


 

Приблизительные ответы на вопросы.

Сонатно-симфонический цикл. Симфония. Симфонический оркестр.

Сонатно-симфонический цикл циклическая музыкальная форма произведения, принадлежащего к одному из жанров (симфония, концерт, соната, трио, квартет,квинтет и т. д.), в которых принято хотя бы одну из частей (чаще всего — первую) излагать в сонатной форме.От сюитного цикла (сюиты) отличается бо́льшей значительностью содержания и единой линией развития, а также бо́льшей упорядоченностью строения цикла (прежде всего — в количестве частей и их последовательности).

Сонатно-симфонический цикл является наиболее крупной циклической формой среди чисто инструментальных форм. При этом он обладает большой гибкостью: в форме сонатно-симфонического цикла могут быть написаны как большие (в том числе — огромные по масштабу и времени звучания), так и небольшие, как в жанре симфонии, так и камерно -музыкальные произведения.

Количество частей

В музыке венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена) закрепились и стали «нормативными»:

Трёхчастный цикл

· в сонате,

· в концерте для солиста (солистов) с оркестром,

· в камерной музыке с участием фортепиано

в классических симфониях трёхчастный цикл встречается реже и он характерен, в основном, для более ранней итальянской школы — см. некоторые симфонии Гайдна и Моцарта ранних периодов творчества

Четырёхчастный цикл

· в симфонии (со времён К.Ф.Э. Баха и Гайдна),

· в камерной музыке без участия фортепиано (прежде всего — в квартетах, квинтетах и т. п.).

Основоположником классической симфонии считают великого австрийского композитора Йозефа Гайдна. Его произведениям присуши стройность и уравновешенность формы, светлый, жизнеутверждающий характер. В его творчестве окончательно сформировался симфонический цикл.

Симфония - произведение циклическое (то єсть многочастное), с определенной последовательностью частей. В переводе слово «симфония» означает «созвучие», «согласие». Это слово приобретало различные значення. В самостоятельное концертное произведение симфония превратилась в ХYIII веке.

І часть идет в быстром темпе, в сонатной форме, II часть - медленная, Ш часть - менузт, IV часть финал, возвращается быстрый темп.

Симфония рассчитана на массовую аудиторию. Исполнителем ее является симфонический оркестр.

Симфони́ческий оркестр — большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки преимущественно западноевропейской традиции. В основных чертах (количество групп, состав инструментов) сложился в эпоху ранней венской классики в связи с появлением нового крупного жанра — классической симфонии (отсюда специфическое название). Позднее «симфонической» стала называться вообще всякая музыка для данного инструментального состава — в том числе и созданная композиторами мировых национальных школ.

Состав симфонического оркестра также установился в творчестве Гайдна. Его основу составляют четыре группы инструментов:

1)     в струнную группу входят: скрипки, альты, виолончели и контрабасы;

2)   в группу деревянных духовых входят: флейты, гобои, кларнеты, фаготы;

3)   группа медных духовых инструментов состоит из валторн и труб.

4)   из ударных инструментов Гайдн использовал только литавры.


 

Опера

Опера представляет собой большое и сложное музыкально-театральное произведение. В ее исполнении участвуют оркестр, хор, певцы и нередко танцоры. В опере соединяются различные виды искусства:- драма и музыка, пение и танец, игра актеров и мастерство живописцев-декораторов.

Сюжетом для оперы чаще всего служит какое-либо литературное произведение. На его основе создается текст оперы - либретто. В зависимости от содержания, оперы бывают исторические («Иван Сусанин» Глинки, «Князь Игорь» Бородина, «Война и мир» Прокофьева), бытовые (, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского), сказочные («Волшебная флейта» Моцарта, «Снегурочка» Римского-Корсакова).

Действие оперы разворачивается перед зрителями на сцене, обставленной декорациями. Главным выразительным средством является музыка. В ней раскрываются характеры героев и основная идея всего произведения.

Оперное представление начинается обычно с оркестрового вступления - увертюры. Музыка увертюры выражает общее настроение произведения и тем самым подготавливает слушателей к его восприятию.

Увертюру и оркестровые вступления к другим действиям оперы исполняет симфонический оркестр. Он же сопровождает пение певцов, а также балетные сцены.

Оперный спектакль разделяется на действия (акты). Каждое действие состоит из отдельных сцен, номеров. Музыкальные номера бывают сольные (для одного исполнителя) - песни, арии; ансамблевые - дуэты, терцеты, квартеты и др.; хоровые и оркестровые.

Оперы писали почти все великие композиторы: Моцарт и Верди, Вагнер и Бизе, Глинка и Чайковский, Мусоргский и Римский-Корсаков, Рахманинов и Прокофьев.


 

Сонатная форма. Венские классики

Сонатная форма - это принцип изложения музыкального материала. Он предполагает не механическое чередование частей и разделов, а взаимодействие тем и художественных образов. Темы – главная и побочная – либо противопоставляются друг другу, либо дополняют одна другую. Развитие тем проходит три этапа – экспозицию, разработку и репризу. Темы возникают в экспозиции (от лат. expositio – «изложение, показ»). Главная звучит в основной тональности, которая и определяет наименование тональности всего сочинения (например Симфония до мажор). Побочная обычно излагается в иной тональности – между темами возникает контраст. В разработке происходит дальнейшее развитие тем. Они могут вступать в острое взаимное противоречие. Иногда одна подавляет другую или, наоборот, уходит в тень, оставляя «сопернице» полную свободу действий. Обе темы могут предстать в ином освещении, например, будут исполнены другим составом инструментов, или резко поменяют характер. В репризе (фр. reprise, от redivndre – «возобновлять, повторять») темы на первый взгляд возвращаются в начальное состояние. Однако побочная звучит уже в основной тональности, таким образом приходя к единству с главной. Реприза – итог сложного пути, к которому темы приходят обогащённые опытом экспозиции и разработки. Итоги развития иногда закрепляют в дополнительном разделе – коде (от итал. coda – «хвост»), однако она необязательна. Используют сонатную форму обычно в первой части сонаты и симфонии, а также (с небольшими изменениями) во второй части и в финале.

Соната - Один из основных жанров инструментальной музыки - соната (итал. sonata, от sonare – «звучать»). Это многочастное (обычно из трёх или четырёх частей) произведение; у композиторов второй половины XIX - начала XX в. есть и одночастные сочинения. В творчестве мастеров венской классической школы соната, так же как и симфония, достигла расцвета. В отличие от симфонии соната предназначена либо для одного инструмента (как правило, фортепиано), либо для двух (один из которых фортепиано). Первая часть произведений такого жанра пишется в сонатной форме. Здесь обозначаются основные музыкальные темы произведения. Вторая часть, обычно спокойная, медленная, составляет резкий контраст с первой. Третья – финал, исполняемый в быстром темпе. Он подводит итоги и окончательно определяет общий характер произведения.

В творчестве Гайдна устанавливается тип классической сонаты. Она состоит из трех частей: І часть написана в быстром темпе, в сонатной форме; II часть идет в медленном темпе; Ш часть, финал, - вновь в быстром.

Части цикла, контрастируя между собой, раскрывают единый художественный замысел.

Среди сонат Гайдна наиболее популярны сонаты ми минор (лирическая) и ре мажор (жизнерадостная). Строение их традиционно. Музыка понятна и доступна

Венскими классиками также называют и младших современников Гайдна - Моцарта и Бетховена.

Венская классика, венская классическая школа (около 1780—1827) — направление европейской классической музыки второй половины XVIII века в Вене.

Основной особенностью данного направления является применение трёх приёмов: обязательного аккомпанемента, наличия сквозных тем и работы над темой и формой.


 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 38; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!