Австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) заложил основы психоаналитической философии.



Он обнаружил, что когда пациенты вспоминали некоторые важные обстоятельства, которые привели их к болезни, то их состояние улучшалось.

Болезнь, напротив, вызывалась тем, что человек стремился забыть что-то для него неприятное.

По Фрейду, сознание очень важно для человеческой жизни, с его помощью индивиды ориентируются в окружающем мире, формируют собственное «Я». Помимо «Я» в человеческой психике Фрейд выделяет ещё «сверх-Я», которое представляет собой некоторую совокупность перенесённых «вовнутрь» психики индивида социально значимых, безличных идеальных принципов, а также «Оно», которому соответствует невидимый для внешнего наблюдения «микромир» бессознательного.

По Фрейду, психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного — принципу реальности.

Он считал, что бессознательное, главной силой которого является сексуальное влечение — либидо, находится в конфликте с сознанием, вынужденным постоянно реагировать на окружающую социальную среду с ее моральными стандартами и запретами. Запреты социальной среды неминуемо наносят душевную травму индивиду, вследствие чего энергия бессознательных влечений прорывается в виде неврозов, сновидений, ошибочных действий, часто агрессивных.

От невыносимого напряжения конфликтных ситуаций индивид спасается с помощью вытеснений: неприемлемые для индивида мысли, переживания «изгоняются»из сознания и переводятся в сферу подсознательного, продолжая оказывать влияние на поведение индивида. Сфера бессознательного формируется главным образом в детстве.

Ключевой для философии Фрейда становится идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект — аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, более углублённого его осмысления.

Важнейший двигатель психической жизни человека- «либидо» определяет противоречия человека и социальной среды, человека и культуры, человека и цивилизации.

Классический подход к неосознанному состоял в следующем: то, что мы пока не осознаём, есть всего лишь смутное сознание, которое можно и нужно привести к ясности. Как тьма отличается от света степенью освещенности, так и бессознательное отличается от сознательного степенью осознанности индивидом своих представлений и переживаний. По Фрейду, несмотря на то, что между бессознательным и сознанием есть связи, переходные явления психики, первое качественно отличается от второго. Многие функции нашего тела осуществляются бессознательно. Бессознательны и некоторые наши желания и побуждения. Бессознательное «прорывается» в снах, в гипнотических состояниях, а также тогда, когда оно «заставляет» делать оговорки, описки, бесконтрольно прятать, убирать предметы и т.д.

Это своего рода «низшее» бессознательное. «Высшее» же бессознательное связано с интуицией, воображением, скрытым вызреванием замысла и т.д. У Фрейда культура выступает как «Сверх-Я», она основана на отказе от удовлетворения желаний бессознательного и существует за счёт сублимированной энергии «либидо».

Основные работы Фрейда, содержащие философские идеи и концепции:

– «Массовая психология и анализ человеческого «Я»»;
– «По ту сторону принципа удовольствия»;
– «»Я» и „Оно“»;
– «Психология бессознательного»;
– «Неудовлетворенность в культуре»;
– «Цивилизация и анализ человеческого «Я»» и др. Фрейд выдвинул:
– гипотезу об исключительной роли сексуальности в возникновении неврозов;
– утверждение о роли бессознательного и возможности его познания через толкование сновидений;
– гипотезу, что психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного – принципу реальности.

Для философии Фрейда основная мысль – это то, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект – аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления.

Главным исследованием Фрейда является роль важнейшего, по его мнению, двигателя психической жизни человека – «либидо» (полового влечения), определяющего противоречия:

– человека и социальной среды;
– человека и культуры;
– человека и цивилизации.
Через призму сублимации Фрейд рассмотрел:
– формирование религиозных обрядов и культов;
– появление искусства и общественных институтов;
– возникновение науки;
– саморазвитие человечества.

Со стороны философии Фрейд дает свое осмысление человека и культуры. Культура выступает у него как «Сверх-Я», основанная на отказе от удовлетворения желаний бессознательного, она существует за счет сублимированной энергии либидо.
В своей работе «Неудовлетворенность в культуре» Фрейд делает вывод о том, что прогресс культуры уменьшает человеческое счастье, усиливает у человека чувство вины из-за ограничения его природных желаний.

В рассмотрении социальной организации общества Фрейд концентрирует свое внимание не на ее надындивидуальном характере, а на природной склонности человека к разрушению, агрессии, которая может быть обуздана культурой.
Карл Густав Юнг – швейцарский психолог, философ, культуролог, начинал свою деятельность как ближайший соратник Зигмунда Фрейда и популяризатор его идей.

После разрыва Юнга с Фрейдом происходит пересмотр идей о происхождении творчества человека и развитии человеческой культуры с точки зрения «либидо» и «сублимации», вытеснение сексуальности и всех проявлений бессознательного через «Сверх-Я».

«Либидо» в понимании Юнга – это не просто некое половое влечение, а поток витально-психической энергии. Юнг ввел в научные исследования такие объекты, как учение о карме, реинкарнации, парапсихологические феномены и др. Основные работы К.Г. Юнга: «Метаморфозы и символы либидо»; «Психологические типы»; «Отношения между Я и бессознательным»; «Попытка психологического истолкования догмата о троице». Интереснейшим представителем неофрейдизма был Эрих Фромм.

Основным движущим фактором психики Фрейд считал энергию бессознательных психосексуальных влечений. Он обратил внимание европейского человечества на то, что очень много поступков человек совершает, руководствуясь не сознанием, а стихийно, поддаваясь импульсам. Он выдвинул теорию, что в этом бессознательном главную роль играет либидо. духовно раскрепостил сознание европейцев, освободил от некоторых крайностей христианской морали. В соответствии со своей теорией бессознательного, Фрейд разработал технику психоанализа. Психоанализ – это попытка разговаривать с человеком не как с представителем рода Homo sapiens, а как с уникальным существом. Технология психоанализа позволяет выявить в человеке такие неповторимые черты, кот. подсказывают как этому человеку конкретно решить свои проблемы. Правда, здесь тоже есть некоторая абсолютизация. Человек слишком много внимания уделяет своей персоне. А ведь он – открытая «система», все время взаимодействует с окружающим миром, и эти две части – внутренняя и внешняя – сбалансированы, в общем и целом равноценны. Когда много внимания уделяется внутреннему миру, то происходит сбой в психике человека, и человек вместо того, чтобы реально заниматься решением проблем, начинает искать какие-то нюансы в психическом поведении, искать и находить в себе какие-то отклонения, патологии.

В этом состоит вред психологизма. Психоанализ рассматривает человека, по существу, как психопатическое существо, у которого всегда есть какие-то ненормальности, отклонения. На самом деле все отклонения находится внутри нормы (в широком смысле). А психоаналитики стараются заострить внимание человека на этих отклонениях и считают, что все проблемы, все несчастья возникают из-за того, что он отклонился от нормального. Представители неофрейдизма отклонились в сторону большего признания роли сознания и влияния социального фактора на развитие личности, в отличие от Фрейда, признававшего только сексуальную энергию, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного. Неофрейдисты вводят такое понятие, как сверхкомпенсация. Под ней они понимают особую социальную форму реакции на чувство неполноценности. На ее основе вырастают крупные личности, «великие люди», отличающиеся исключительными способностями. Так, замечательная карьера Наполеона Бонапарта на основе этой теории объясняется попыткой человека за счет своих успехов компенсировать физический недостаток — низкий рост. Т.е. можно сказать, что представители фрейдизма ставили перед собой задачу прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователи неофрейдисты уже на основе базовых идей этой философии стремились объяснить социальное устройство жизни людей.

 

 

Критерии оценки:

Наименование объектов контроля и оценки Основные показатели оценки результата Оценка
У1. Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; Определение дано точно, выявлены все основные характерные черты данной философской категории Определение дано точно, названы основные характерные черты данной философской категории Определение дано неточно, названа лишь одна характерная черта, присущая данному понятию Определение дано неверно или не дано «5»   «4»   «3» «2»
З 1.  Основные категории и понятия философии Определение дано точно, выявлены все основные характерные черты данной философской категории Определение дано точно, названы основные характерные черты данной философской категории Определение дано неточно, названа лишь одна характерная черта, присущая данному понятию Определение дано неверно или не дано «5»   «4»   «3»   «2»

 

Критерии оценки

Оценка «отлично» ставится, если студент полно раскрывает содержание вопроса, демонстрирует владение понятийным аппаратом и лексикой предмета, строит ответ логично, видит взаимосвязь явлений и процессов, делает грамотные выводы. При выполнении практического задания опирается на теоретические основы учебной дисциплины, убедительно обосновывает выбранное решение, демонстрирует профессиональную направленность.

Оценка «хорошо» ставится, если студент допускает незначительные неточности в изложении материала или раскрывает вопрос недостаточно полно и логично. При выполнении практического задания не всегда опирается на теоретические основы учебной дисциплины, затрудняется в обосновании выбранного решения, демонстрирует профессиональную направленность.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент допускает существенные ошибки в изложении материала или вопрос раскрывается неполно. При выполнении практического задания студент затрудняется в выборе правильного решения, не опирается на теоретические основы учебной дисциплины, выводы отсутствуют или носят поверхностный характер.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент не раскрывает содержание вопроса, не может раскрыть сущность процессов и явлений. При выполнении практического задания не может определиться с правильным решением.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!