Эмоционально-волевая сфера личности.



 

Классификация феноменов эмоциональной жизни (по отечественной психологии):

- аффекты

- эмоции

- чувства

- настроения

- органические чувства

 

Органические чувства – это ощущения, возникающие от раздражения внутренних органов или систем.

ПРИМЕР: Зуд, физическое чувство голода и т.п.

 

Органические чувства являются сигналом потребностных состояний, то есть объективная нужда в чем-то, лежащая внутри организма.

 

Аффекты – это относительно кратковременные интенсивные переживания, сопровождающиеся выраженными вегетативными изменениями (изменение состояния кожных покровов: влажность-сухость, изменение активности желез внутренней секреции и т.п.).

ПРИМЕР: Человек покраснел или наоборот похолодел, побледнел, «захватило дыхание» и т.д.

 

Полезность аффектов в том, что они маркируют (показывают) потенциально-опасные ситуации.

ПРИМЕР: Облаяла собака à человек испытал аффект à место помечено аффектом à в следующий раз этой дорогой не пойдет.

 

Опасность аффектов в том, что они генерализируются (обобщаются). То есть человек начинает страшиться всего, а не конкретной ситуации (боязнь всех собак), бояться темноты вообще и т.п.

Или ребенок может начать заикаться.

 

Аффекты бесследно не проходят. Они оставляют следы, и эта особенность позволила разработать Александру Ивановичу Лурия диагностику аффектов, под названием «сопряженная моторная методика».

Потом на основе этой методики создали детектор лжи.

                                                                                                                              

26.11.05.

 

Эмоции.

Эмоции – это более продолжительные, чем аффекты, переживания, выражающие оценочное отношение к складывающейся или вероятной ситуации.

Но возможны эмоции и по поводу пережитой ситуации.

 

Отличия эмоций от аффектов.

Эмоции более сильны, но не сопровождаются вегетативными проявлениями.

Эмоции испытываются по поводу того, что еще не случилось.

ПРИМЕР: Предвосхищение какого-либо праздника.

 

Как характеризуют эмоции ?

Свойства эмоций:

1. Любая эмоция имеет свой знак: «+» или «–». Хотя эмоции могут носить и амбивалентный характер (то есть одновременно и положительные и негативные).

2. Эмоция имеет свою интенсивность: стенические (мобилизуют), астенические (притупляют, тормозят).

3. Эмоции имеют валентность. Это почти знак, но немного сложнее, так как речь идет еще и качественном описании эмоции (связь эмоции с какой-то потребностью). ПРИМЕР: Поход в театр. То есть не просто получили удовольствие от посещения театра, но и от самого спектакля.

4. Реактивность – это быстрота возникновения эмоции и смены ее знака. Реактивность связана со свойствами нервной системы. ПРИМЕР: Очень реактивные эмоции у стариков. Легко могут прослезиться и тут же обрадоваться. Также люди с лабильной нервной системой (алкоголики).

5. По степени осознанности и произвольности. Есть эмоции осознаваемые, неосознаваемые или трудноосознаваемые. Осознаваемые, когда человек может объяснить причины тех или иных эмоций. А произвольность говорит либо о натуральном возникновении эмоции, либо об искусственном ее возникновении («окультуривание эмоций»: то есть моменты, когда надо улыбнуться или удивиться и т.д.). Для психолога произвольность эмоций – просто обязательная вещь (эмпатия).

 

Надо раньше развивать социализацию эмоций у ребенка через сюжетно-ролевые игры.

ПРИМЕР: Зайка заболел. Как он себя чувствует ? Как мы себя чувствуем ? Что мы ему скажем ? и т.д.

 

Функции эмоций:

1. Отражательно-оценочная функция. То есть эмоция позволяет отразить и оценить возможность или невозможность удовлетворения определенной потребности. Теория эмоций Симонова.

2. Побуждающая функция. В самой эмоции заключено какое-то отношение к объекту (ситуации). Влечение к объекту или от объекта, влечение к ситуации или от ситуации. ПРИМЕР: Ребенок покатался на аттракционе. В следующий раз его будет тянуть туда же. И наоборот, если что-то напугало – ему будет сложно вернуться снова.

3. Подкрепляющая функция. Способствует лучшему запоминанию значимых событий или эмоционально окрашенной информации. А также наблюдаются тенденции изменения ситуации в желаемую сторону. ПРИМЕР: Учитель сделал что-то радостное. В следующий раз дети будут просить, чтобы сегодня было также как в прошлый раз.

4. Коммуникативная функция. Эмоции как средство коммуникации, трансляции смысла, то есть индивидуализированного значения. ПРИМЕР: По-разному можно сказать фразу, с разной эмоциональной окраской, что и придает фразе разный смысл (хотя значение фразы неизменно).

 

 

Теория эмоций.

Самая старая из теорий – это «Периферическая теория эмоций» или «Теория эмоций Джеймса-Ланге». Согласно этой теории эмоции порождаются периферическими изменениями (деятельность желез внешней и внутренней секреции и др.), происходящими в организме, под воздействием какого-то раздражителя.

 

ПРИМЕР: Мы плачем, не потому что нам грустно, а потому что текут слезы.

 

Джеймс считал, что каждой эмоции соответствует определенные и при этом свои периферические изменения. С этим многие спорили, поэтому появлялись дрегие теории.

Одна из них – это «центральная теория эмоций» или «теория Кеннона и Барда», эта теория связывает возникновение эмоций с деятельностью таламуса. Поэтому ее еще иногда называют «таламической теорией эмоций».

 

«Теория атрибуции возбуждения» Стэнли Шехтера.

Атрибуция – приписывание чего-то чему-то.

Когда на человека действует раздражитель, вызывающий ответную физиологическую реакцию, то для порождения эмоций, необходима когнитивная (познавательная) оценка этого самого раздражителя (то есть понимания самой природы раздражителя).

 

Если у человека вызвать физиологическую реакцию и не объяснить ее происхождение, то человек начинает приписывать свое такое состояние чему-то исходя из субъективной оценки (если вокруг радость – положительно, если вокруг негатив – отрицательно и т.п.).

ПРИМЕР: На этом построен шаманизм. При изменении физиологического состояния из-за выпитого чая, измененное состояние приписывается действиям шамана, а не выпитому чаю.

 

Следующая теория – это «теория эстетического переживания Л.С.Выготского».

Пытался понять, почему читатель или зритель испытывает те или иные эмоции к литературным героям. Выготский считал, что эстетические переживания возникают тогда, когда есть рассогласования между основным направлением сюжета и ожиданиями читателя (зрителя).

 

Настроение.

Настроение – это длящееся постэмоциональное состояние, возникающее тогда, когда ситуация, вызвавшая эмоцию уже завершена.

Особенность настроения в том, что оно не имеет адресата, нет целевого объекта. Настроение просто есть. И адресовано оно кому угодно, смотря кто окажется рядом.

 

Настроение – может быть признаком несоответствия между деятельностью и ее мотивом.

ПРИМЕР: Ребенок тоскливо идет в школу, так как сегодня будет контрольная. Понятно, что у него нет образовательного мотива, а есть мотив избежать наказания за «2».

 

Чувства.

Чувства – это своеобразные обобщения эмоций и они всегда предметны, независимо от ситуации.

ПРИМЕР: Если я люблю своих детей – то я люблю их всегда, просто иногда могу испытывать ситуативные эмоции (недовольство и т.п.)

 

Если переживание устойчиво и предметно – это чувство, если временно – эмоции.

«Я люблю детей» - это утверждение не говорит о чувствах, так как нет предметной привязки (кого конкретно ты любишь).

 

Символизированный объект – объект, за которым стоит определенный смысл.

ПРИМЕР: Букет цветов вызывает чувства, когда он символизирует некоторое отношение. Не сами цветы вызывают чувства, а то что за ними стоит.

 

Мы нагружаем символическим значением предметы, но и сами предметы могут вызывать определенные чувства и отношение. НАПРИМЕР, свадебное платье.

                                                                                                                              

10.12.05

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!