Тема 1: «Мотивационно-потребностная сфера личности».



Психология личности.

Ильин Андрей Вячеславович

 

                                                                                                                              

01.10.05.

 

Психология личности не равно теории личности.

Психология личности – наиболее проблемная область, так как проявляется пристрастность психолога.

 

Литература:

А.Г. Асмолов «Психология личности»

Хьёлл и Зиглер «Теория личности»

Линдсей и Холл «Теория личности»

С. Мадди «Теория личности» (но она немного сложнее предыдущих)

Б.В. Зейгарник «Личность в норме и патологии» (последний раздел посвящен обзору теории личности)

 

Исторический обзор.

 

В истории психологии происходила смена предмета (душа, сознание, поведение, бессознательное, и последний предмет – личность).

 

Представление о личности – это западноевропейское нововведение, так как на востоке личность не рассматривается.

В Античности (7-6 века до н.э.) зародилось понятие личности.

 

Изначально возник вопрос о первоначале бытия. Появилась первоначальная субстанция.

Первая попытка ответа заключалась в том, что определили стихии, как первоначало.

Например: Фалес считал первоначалом воду.

 

Гераклит Ефесский поставил целый ряд проблем для психологии личности. То есть этот ряд проблем был заложен еще в Античности.

Он рассматривал в качестве первоначальной субстанции – огонь, но не натуральный, а божественный. Боги породили мир из огня. Он наблюдал природу и заметил деталь, что все живое существует циклически (день-ночь, смерть-жизнь, болезнь-выздоровление) и эти циклы везде.

Таким образом, он считал, что нужно найти субстанцию отвечающую условиям цикличности. Это – огонь. Но она также должна порождать все остальные стихии.

 

ПРИМЕР: Молния в дерево. Дерево горит, сгорая порождает пепел, а это уже земля и т.д.

Скорее всего человеческая душа порождена той же субстанцией, что создала мир.

 

Гераклит говорит, что есть разные люди и это зависит от их ухаживания за душой. Есть люди, которые поддерживают огонь души, а есть – не поддерживают и душа затухает (тлеет).

Лучшие люди (горящие душей) – поэты, философы, политики и т.п.

Худшие люди (тлеющие душей).

 

Лучшие люди – с сухой душей (хорошо горит).

А худшие люди – с влажной душой (поэтому и душа тлеет). У детей – влажная вода (не понимают, что делают). Алкоголики – тоже яркие представители людей с «влажной» душой из-за алкоголя.

 

Гераклит ставит проблему различий людских душ. И пытается объяснить причину этой разности.

Но в Античности ценность человеческой души была низка, так как все «зависело» от богов. Почему человек пьет ? Потому что есть специальный бог, отвечающий за алкоголь.

 

Ранняя античность (5 век до н.э.)

Позже появляется Демокрит, по натуре философ. Но в качестве субстанции предложил атом (неделимые частицы, из которых строится весь мир). Есть атомы и пустота. Атомы соединяясь образуют вещь.

Атомы не имеют индивидуальности, вечны, неделимы, бескачественны. Различаются только по тяжести (тяжелые-летучие), по форме (совершенные и нет), по подвижности.

 

Душа человека по Демокриту тоже из атомов, только легких, подвижных и совершенной формы.

С первым криком ребенок «заглатывает» эти атомы и у него формируется душа, а с последним выдохом (перед смертью) человек «выдыхает» эти атомы и, соответственно, душу.

 

Душа человека – это некакая индивидуальность (больше-меньше атомов, подвижны-неподвижны и т.д.)

 

Зрелая Античность (4 век до н.э.)

Здесь важно, что происходит смена тематики философских размышлений мыслителей – антропологический поворот. И связано это прежде всего с работой «софистов» и Сократа.

 

«Софисты» - философы определенной школы, обучали людей риторике и способности убеждать. Школа бродячих философов, ходящих по городам Греции.

Их заслуга в том, что они впервые обратили взор с природы на себя, на то, как устроен человек и почему он способен размышлять и познавать.

Протогор: «Человек – есть мера всех вещей». Это лозунг софистов. Если есть мера истины, то человек сам решает что есть истина.

ПРИМЕР: Вы мне можете показать белую вещь и я вам докажу почему. А потом я логически докажу, что она черная и вы не сможете логически это опровергнуть.

 

А где же истина. А истина – в самом человеке.

Вот на этом софисты строили свою деятельность. С одной стороны их роль положительна, а с другой – они выступили в негативной роли, так как стали отцами того самого «черного» пиара (манипуляция в корыстных целях), который мы наблюдаем сегодня.

 

Человек, выступивший против софистов, - это Сократ. Сначала был одним из них, но затем взгляды разошлись. Он считал, что их деятельность – аморально. Нельзя говорить, что человек – мера всего. Должны быть сдерживающие начала, иначе будет хаос.

Есть некие идеи, существующие в умах людей и с которыми все согласны, а не человек сам решает, что истинно.

И цель для людей договориться об этих идеях. Высшая идея – это бог.

 

Позиция Сократа – это этический рационализм.

Сократ разработал метод майевтики – пользуясь им Сократ пытался пробудить в людях идеи общего блага.

Сократ не вел записей, он больше говорил. А записывал один из его учеников – Платона.

 

ПРИМЕР: Сократ заводил вроде бы никчемный разговор. Один сказал, что купил красивую лошадь. И тогда Сократ спрашивает: «А что такое красота ?» Вот ураган – это красиво ? Со стороны – да, а внутри – нет. То есть оказывается много оговорок красоты… И в ходе таких разговоров наступает переломный момент, когда человек уже сомневается в представлении красоты и тогда Сократ начинает уже доносить идеи общего блага, истинного знания.

Первый этап – деструктивный (надо было убедить, что человек не имеет знания)

Второй этап – конструктивный (начинает конструировать совместно с человеком что такое красота, благо и т.п.)

 

Новые знания можно создать только разрушив старые заблуждения.

 

И так люди становились добрее. К сожалению, был приговорен судом к смерти за растление молодежи. Вот к чему привели эти разговоры и переубеждение.

Но он считал, что его идеи бессмертны и мир обречен на изменение и достижение общего блага.

Платон (то же время) наделил идеи Сократа собственным существованием. Раз идеи блага и красоты существуют, значит они существуют как вещи следовательно занимают какой-то объем, следовательно есть место, где они собраны.

 

Т.о. есть мир земной (людей и вещей) и мир идей (идеи находятся в космосе). Космос – вечен и идеи там вечны и неделимы.

А земной мир – это материя, в которой эти идеи отражаются.

 

ПРИМЕР: Красивая девушка – это не красота сама по себе, это отражение идеи красоты.

 

Но сама идея не содержится в вещах, она сама находится в космосе. Мы не видим самих идей, но видим их отражение.

 

Платон описывал и душу человека. Фрейд ссылался на Платона, когда писал о бессознательном.

 

Душа человека не однородна, а из трех частей:

- страстная часть души (отношение к миру)

- вожделеющая (потребности человека)

- разумная и она, по Платону, несет некую регулирующую функцию.

 

ПРИМЕР: Во время войны: страстная рвет человека воевать против захватчиков, вожделеющая зовет его к миру и спокойствию, а разумная приводит эту борьбу к компромиссу. Человек идет на мирные переговоры и т.п.

 

Метафора Платона «Возница и колесница»

возница – разум

два коня – страсть и вожделение.

 

Все части души всегда в конфликте между собой, в состоянии антогонизма.

 

Таким образом, Платон стал своего рода праотцом психоанализа, чему так радовался Фрейд.

 

Аристотель (ученик Платона), правда позже разошелся по нескольким пунктам со своим учителем и создал свою школу.

Если философия мать всех наук, то Аристотель – отец всех наук (по Ильину – это наш преподаватель).

 

Аристотель – основатель психологической философии. Первый трактат о душе.

 

Он дал представление о душе через энтелехии. Что это такое ?

Энтелехия (по Аристотелю) – понятие, через которое Аристотель описывал душу. Это одновременно цель, причина и форма тела (оформляющее начало). И душу он описывал как форму тела.

 

ПРИМЕР: Если бы топор имел душу. Что было бы душой топора. Душой топора была бы рубка, так как он создан для рубки. Эта цель и делает его топором, она же причина и форма.

Все это вместе сформировало именно топор, и он ни на что не похож.

 

Душа глаз – зрение и т.п.

 

Душа в человеке – это то, что и делает человека человеком. Аристотель вводит совершенно новую категорию причинности или детерминизма (закономерности и причинности происходящего).

 

ПРИМЕР: Если пошел снег, то есть некоторые естественные причины и закономерности для этого.

 

А Аристотель вводит понятие – целевой детерминизм. Это получило развитие в гуманистической психологии.

Особенность в том, что работая с актуальной проблемой (то есть здесь и сейчас), психолог работает не с прошлым пациента, а с будущим, с его целями на будущее. То есть психолог пытается объяснить то, что происходит здесь и сейчас, через представление человека о будущем, и ориентирует на постановление новых целей на будущее.

 

Виктор Франкфурт «Человек в поисках смысла».

Ю.Б. Гиппенрейтер «Введение в общую психологию».

Мейтман, Фридлунд, Райсберг «Основы психологии»

«Современная психология» под редакцией Дружинина

 

Аристотель также полагал, что душа человека неоднородна, но она не конфликтует, а однородна.

Есть высший, средний и низший уровни души.

Низший – растительный (питание и рост). Младанец не проявляет никаких стремлений, кроме как питаться.

Далее средний – душа животная, или душа чувствующая – это более высокий уровень.

И последний уровень высший – это разумная.

 

В человеке все три уровня.

А у растений соответственно присутствует только низший уровень – растительный (питательный).

 

Средние века (2-14 века н.э.) или средневековье. Господство христианской религии.

Блаженный Августин (или Августин Аврелий)– представитель раннего христианства. Он открыл новый жанр – жанр исповеди.

 

Был из семьи, где мать – истовая христианка, а отец то верил, то не верил. Это естественно отразилось на судьбе Аврелия и тоже никак не мог определиться долго. То примыкал к одним (манихейство), то к другим.

В своей книге «Исповедь» он открывает новые феномены поведения человека, например, что человек в группе может вести себя совершенно иначе, чем в одиночестве и другие.

 

Рождается идея личного бога.

Есть твари высшие – ангелы.

Есть твари низшие – животные.

Есть тварь особая – это человек.

 

Сам дьявол не творит зло, но творит его через людей, искушая их.

 

Но именно в христианстве рождается новое направление в философии – герменевтика. Это интерпретация смысла, толкование текста. Ведь в то время нельзя было использовать никакие книги кроме Священных Писаний.

 

ПРИМЕР: Мы можем читать один текст, но вытаскивать при этом разный смысл.

 

И вот мы подошли к моменту, когда рождается понятие личности. Эпоха Просвещения (XVII век).

 

Мыслитель эпохи просвещения Рене Декарт.

 

Единство духа и субстанции.

Субстанции:

- протяженная или телесная. То есть имеет какие-то пространственные характеристики (вес, объем и т.д.)

- мыслящая, которая в последствии получила название сознание. Не имеет пространственных характеристик.

 

Декарту принадлежит также «Радикальное картезианское сомнение». По Декарту получается, что есть некая субстанция, которая управляет телом, ведет себя независимо и она смертна.

Получается, что человек обладает индивидуальным бытием и рождается проблематика личности.

 

Любую вещь можно поставить под сомнение. И когда все под сомнением, тогда остается только одно несомненное – это само сомнение. А наличие сомнения говорит и о наличии разума.

 

Т.о. Декарт породил проблему личности. Но он обращал внимание на то как соотносятся между собой душа и тело. Следовательно надо найти место или орган, в котором и происходит это взаимодействие.

Декарт считал, что таким органом является мозг. (А вот Аристотель считал сердце вместилищем души, а голову он считал своеобразным «холодильником» для души).

А конкретно эпифиз (шишковидная железа).

 

Декарт явился отцом психологии личности.

 

Большую роль в психологии личности сыграл Гегель.

Есть абсолютная идея или дух, которые образуют мир.

 

И эта абсолютная идея проходит три стадии в человеке:

- субъективный дух – это телесное и физиологическое бытие человека. Бытие в рамках организма.

- объективный дух, когда человек выходит за рамки телесности и становится существом социальным, ориентируется на социальные отношения.

- абсолютный дух, человек обращает свой взор на самого себя, начинает сам себя исследовать и познавать.

 

Гегель вскрыл также проблему отчуждения человека в современном мире от культуры, от социума, от самого себя.

Эту идею подхватил Маркс в своей теории об отчуждении трудящихся от продуктов своего труда.

 

Посему проблематика личности встала совсем недавно, в эпоху Просвещения, хотя корнями своими эта тема уходит аж в Античность.

 

Тема 1: «Мотивационно-потребностная сфера личности».

 

Теория психологического поля Курта Левина (ударение на «а»)

Немецкий психолог, принадлежал к школе гештальтпсихологии.

Гештальтпсихологи считают, что психика обладает собственной активностью и она проявляется в стремлении структурировать окружающую действительность. Мир сам по себе дискретен (состоит из отдельных элементов), сознание выполняет структурирующую функцию по законам гештальта: сознание выхватывает что-то значимое и делает фигурой, остальное становится фоном.

ПРИМЕР: Лист, на котором изображена девушка и старуха. Одни видят девушку, другие – старуху.

 

То же самое происходит и с памятью. Чтобы что-то вспомнить, это должно быть частью какой-то структуры.

Фи-феномен – феномен кажущегося движения (воспроизведение кинопленки, мультипликация).

 

Изоморфизм – второй принцип гештальта.

Это установление подобия поэлементного соответствия между двумя разными структурами.

 

ПРИМЕР: Есть стол (набор досок, ножек и шурупов), прилагается схема как собирать.

Первый рисунок – стол в разобранном виде, последний – стол в собранном виде. Можно установить поэлементное соответствие первого и последнего рисунка. Где, что и когда.

 

Есть несколько структур у любого психического процесса:

- Физические структуры

- Физиологические структуры

- Психологические структуры

 

Основная заслуга Левина создал психологическую теорию личности.

Гештальт оперирует понятиями «здесь и теперь», соответственно то, что человеком сознается – это здесь и теперь. Т.о. есть теории, обращенные в прошлое, есть теории, обращенные в будущее.

А гештальтистская теория пытается обратить свое внимание в «здесь и теперь».

                                                                                                                              

10.15.05.

 

рис.1

                                                                                                            Е

                                                       

+
                                                   P

                                                   P-M       

             
 
A
   
B

 

 


                                                   LS

     
 

 


P – психология личности

P-M – перцептуално-моторный компонент (поведенческий аспект)

E – среда (непсихологическое пространство)

LS – психологическое поле личности (жизненное пространство). Представлено разными регионами (A, B, C, D и т.д.)

 

Между всеми полями есть границы. Мембраны избирательно пропускаемые. Регионы могут сливаться в один регион (коммуникация потребностей).

 

А вот объединение регионов типа A,B,C,D и т.д. – называется слиянием.

 

Возможны переходы регионов из психологического в непсихологическое поле и обратно. Возможно перемещение регионов внутри одного психологического поля.

 

Ядро личности не всегда находится в центре психологического поля, оно может перемещаться по нему. Такие перемещения называются локомоциями.

 

Ядро личности представлено потребностями и каждый регион – отдельная потребность.

Если есть целенаправленное поведение – это говорит о наличии потребности, если поведение поискового характера – потребность не сформировалась.

Но действия совершаются охотно и неохотно и с разной динамикой проявления.

 

Потребность – это своеобразный «мотор» поведения, запускающий поведение и направляющий. Потребность – это момент напряжения, момент образования в ядре личности некого напряжения.

Есть потребности в пище, воде, сне и т.п. Но когда потребность становится доминантной – она приобретает большую энергетику по сравнению с другими. Регион заряжен и требует разрядки. Далее начинается поиск в психологическом поле тех объектов, через которые эти потребности могли бы реализоваться. Если есть напряжение – вся структура стремится к ее удовлетворению. То есть это динамическая система, а не статичная.

Психологическое поле по Левину представлено различными вещами, явлениями, ситуациями, которые актуально находятся в сфере сознания (сознаются «здесь и теперь») и наделенные определенными валентностями.

 

ПРИМЕР: В моем сознании «здесь и теперь» представлены элементы обстановки в аудитории, также могут беспокоить мысли о доме, семье и т.п. Может быть это всплывшие внезапно воспоминания или мысли о будущем, ставшие актуальными «здесь и теперь». Привнесенные из памяти, воображения.

Элементами могут стать люди, их действия, их высказывания и т.д.

 

Если личность активна, то она перемещается по психологическому полю, совершая локомоции, если неактивна, то психологическое поле вокруг меня меняется (какие-то регионы становятся больше и значимей, а другие менее…).

 

Валентность может быть положительной или отрицательной. Валентность – это мера значимости того или иного региона, с точки зрения положительного или отрицательного отношения.

 

ПРИМЕР: Ребенок оказался в магазине, увидел яркую игрушку, которая становится основным регионом его психологического поля. В его психологическом поле становится два значимых региона: мама с отрицательным отношением (не разрешает) и игрушка с положительным отношением и ребенок пытается совершить локомоцию к игрушке. Мама становится препятствием и тогда потребность не удовлетворена и разрядка получается в виде истерики ребенка. Так как разрядка необходима в любом случае и в любом случае разрядка совершится.

 

Как возможны переходы между границами ?

Бывает так, что есть события, которые нас не касаются и остаются вне нашего психологического поля (погода), но когда начинается дождь, нас начинает это беспокоить, так как скоро надо идти домой, следовательно это становится значимым для нас «здесь и сейчас» и погода переходит в наше психологическое поле.

 

Как возможно слияние регионов ?

ПРИМЕР: Потребность занять денег и есть потребность встретиться с другом. И эти две потребности могут слиться в одну: встретиться, чтобы занять денег. И совершаю локомоцию к нему.

Потребности могут комуницировать друг с другом.

 

Левин был любителем различных экспериментов.

Например, эксперименты на незаконченные действия. Незаконченные действия запоминаются почти в три раза лучше, чем законченные.

ПРИМЕР: Левин сидел в кафе с ученицами. И заметил, что если спросить у официанта Что заказали за соседним столиком, то он точно воспроизведет список заказов, если люди еще не расплатились. Но это будет сделать намного сложнее, если люди уже заплатили. Все он уже не помнит.

 

ПРИМЕР: Когда ребенка просили нарисовать собаку, затем прерывали и просили нарисовать елочку, то окончив елочку, 80% детей возвращались и дорисовывали собаку. А вот если сначала просили нарисовать собаку и потом лошадь, то дети не дорисовывали собаку, так как рисунки лошади и собаки похожи. Здесь потребности коммуницируются, совершается локомоция (ребенок рисует) и наступает разрядка (все потребности, а фактически две, ставшие одной, удовлетворены).

 

Может наступить пресыщение, когда по мере удовлетворения потребности, сама деятельность по ее разрядке монотонна и однообразна.

ПРИМЕР: Люди ставили точки в квадратиках. Нормальный человек отказывается, тем более ему говорят: «Сделай сколько сможешь». Или же начинает вносить новшества (по периметру, в виде геометрических фигур и т.п.), чтобы сделать действие не столь скушным.

 

Потребности могут делиться (из одной в две).

ПРИМЕР: Была потребность встретиться с парнем, но вдруг девушка понимает, что ей нечего одеть. И вот из одной становится две: встретиться, купить одежду.

 

По Левину бывает два типа потребностей:

1. Собственно потребности (истинные потребности). Это устойчивые потребности, существующие столько, сколько существует человек (еда, общение, выезд на природу, сон, потребность в безопасности и т.п.). Они мало зависят от ситуации, они просто существуют. Эти потребности носят циклический характер, то есть они не исчезают навсегда. Если нарушается либо устойчивость либо цикличность – возникает патология (психическая или соматическая). ПРИМЕР: Если у человека утрачивается устойчивая потребность в общении – происходит аутизация (у взрослых шизофрения). Если нарушается цикличность в общении – появляется навязчивое желание общаться (навязчивость как часть характера, вплоть до психопатии). Если же нарушаются физические потребности – соматические патологии (гиперзависимость от внешнего окружения, например обжорство).

2. Потребности ситуативные (квазипотребности). Они возникают «здесь и теперь». Возникла потребность задать вопрос. Взяли и спросили. Но по жизни это не характерно для меня (часто задавать вопросы). Квази – это «как бы». Квазипотребности – это «как бы потребности». Это чисто чеовеческое приобретение, у животных потребности только истинные.

 

 

Что дальше исследовал Левин с учениками ?

Возможно замещение потребностей.

ПРИМЕР: Человеку давалось задание что-то изобразить на листе и обязательно лист подписать. Таких заданий было от 100 до 200. Оказалось, что не все листы подписаны. Какие же остались без подписи. Те, на которых нужно было изобразить нечто похожее на подпись (стильно изобразить свою подпись).

Получилось эквивалентное замещение.

 

Символическое замещение.

ПРИМЕР: Обида на начальника не может быть выражена ему в лицо, но может выразиться в том, чтобы плюнуть в его автомобиль.

Или хочется купить дорогой автомобиль, но нет денег. Следовательно, покупаются журналы, компьютерные игры, симулирующие езду на этом автомобиле и т.п.

 

Фантастическое замещение (сны, грезы, иногда галлюцинации).

Опасно, так как при неконтролируемом и частом фантастическом замещении можно в конце концов просто потерять связь с реальным миром.

 

Отчего зависит то, как потребность будет реализована или замещена (символически, фантастически или еще как).

Факторы, влияющие на удовлетворение потребностей по Левину. Просто он выявил некую закономерность, типа «Закона сохранения энергии», то есть если напряжение возникло, оно никуда просто так не испаряется. Обязательно будет разрядка. Вопрос в какой форме и в каком виде.

 

Итак, какие факторы влияют на удовлетворение потребностей:

1. Значимость намерения. Определяется силой связи с какой-то истинной потребностью. ПРИМЕР: Возникла квазипотребность – выпить. Но нельзя, так как за рулем. Тогда она уходит либо в символическое, либо в фантастическое замещение. Если же это «истинная» потребность (паталогия). В таком случае человек выпьет несмотря ни на что.

2. Эмоциональная окрашенность. Если потребность сильно положительно эмоционально окрашено – то оно скорее всего будет выполнено. Если сильно отрицательно окрашено – скорее всего уйдет в какую-то подпольную форму. ПРИМЕР: У ребенка злость на родителей может выражаться в символических замещениях (рисунки, издевательство над игрушками), так как уже есть зачатки сознания, не позволяющие сделать подобные вещи в реальности. Он понимает, что это неприемлимо. (хорошая книга по диагностике детских нарушений Бардышевская, Лебединский «Диагностика эмоциональных нарушений у детей» книга сложная, но очень достоверная).

                                                                                                                              

29.10.05

 

(лекция переписана с другого конспекта)

Курт Левин придумал: «Времена перспективы и личности» - представление человека о себе в прошлом и будущем, но в контексте «здесь и сейчас».

 

 

Гуманистический подход.

 

А. Маслоу. Его не устраивал подход…

 

Личностное установление связано с преодолением, напряжением.

Предложил свою классификацию потребностей (пирамида Маслоу):


                                                                                                  В - потребности

 

     
 

 

 


                                                                                                  Д - потребности

 

 


Самоактуализация (по Маслоу) – это стремление человека стать всем тем, чем он в принципе может стать.

Его стали обвинять в редукционизме. Тогда он разделил пирамиду на B-потребности (бытийственные потребности) – характерно нарастание динамики и на D-потребности – дифицитарные потребности, которые нуждаются в редукции, которые необходимо привести в состояние …

 

Отличаются тем, что направлены на разные ценности. Если человек больше уделяет внимание B-потребностям, то может достигнуть самоактуализации, уделяя больше внимания D-потребностям этого не получится.

 

Метопатология – это когда человек встал на путь самоактуализации, но возникают вдруг причины, когда он не может продолжать этот путь и вернуться назад тоже не может.

 

Теории:

- целевой детерминизм (Аристотель)

- стремление (воли) к смыслу (стр4) (В.Франк)

- фиктивный финализм (А.Адлер)

 

Курт Левин различал два типа поведения:

1. Половое – это поведение в соответствии с действующими силами поля. Человек зависим от валентности присутствующих в психологическом поле.

2. Волевое (поленезависимое) – это когда человек может быть над силами поля и выработать свою линию поведения.

 

Волевое поведение возникает после полового поведения примерно к концу школьного возраста.

 

Следующий вариант подхода – отечественный.

 

Мотивационно-потребностная сфера личности с точки зрения теории деятельности по Леонтьеву А.Н.

 

Структура деятельности:

 

 


    М ц  у

п                               з

    Д  д  о

 

 

Психика возникает в деятельности, развивается через деятельность и имеет структуру деятельности. Любая деятельность имеет универсальную структуру. Из любой деятельности можно выделить потребность (п), есть свой мотив (М), есть свои цели (ц), осуществляются в условиях (у), Существуют разные виды деятельности (Д), разные виды действий (д), разные операции (о) и различные задачи (з).

 

Леонтьев предложил различить потребности и мотивы как разные понятия. Где кончаются физиологические и начинаются психологические. Сама потребность не является частью деятельности.

 

Потребность (по Леонтьеву) – это объективная нужда в чем-то, лежащем вне организма.

 

Потребность (п) не рождает деятельность, а просто ищется объект на удовлетворение этой потребности.

Мотив (М) – это опредемеченная потребность, то есть сначала происходит рождение мотива, затем начинает разворачиваться деятельность (Д), как процесс, направляемый мотивом (М) (поведенческий процесс).

Деятельности различаются по мотивам. Мотив всегда имеет свой предмет – м.б. идеальный или материальный.

 

Разные деятельности разворачиваются в действия (Д) à (д).

Действия – это целенаправленные процессы, побуждаемые каким-то мотивом. Цель и действия принципиально не совпадают с мотивом.

 

Цель (ц) – это субъективный образ, желаемого результата, то есть того чего необходимо достичь. Цель и действие иногда могут противоречить с (М) соотношения с условиями.

 

Операции (о) – это определенный способ выполнения действий. Операции применяются, когда есть задачи.

Задачи (з) – это цель в данных, конкретных условиях.

 

Верхний этаж структуры Леонтьев называет «мотивационно-смысловая сфера деятельности».

Нижний же этаж структуры Леонтьев называет «операционально-техническая сфера деятельности».

 

Леонтьев предложил различать два класса (типа) мотивов:

1. Мотивы-стимулы – это предметы, которые обладают непосредственной побудительной силой.

ПРИМЕР: Яркая игрушка – для ребенка.

2. Смыслообразующие мотивы. Они являются более глубинными и устойчивыми. Они занимают более высокое место.

 

По Леонтьеву, есть два этапа рождения личности:

- дошкольный период

- период подростничества

 

Эффект «горьких конфет» «сшибка» двух мотивов.

                                                                                                                              

12.11.05.

 

Три компонента личности по Фрейду в классическом ортодоксальном психоанализе:

Оно

Я

Сверх-Я

 

Ребенок рождается только с представленным в нем «оно». И только позже появляются компоненты «Я» и «Сверх-Я»

 

Два влечения представлены в «оно»:

Влечение к жизни (эрос) – ориентирует личность на познание жизни (телесность, социальность и т.п.).

Влечение к смерти (тонатос) – влечение, которое имеет преемственность со все жизнью на земле. Имеет биологическую природу. Стремление организма к некому изначальному, статичному состоянию (неорганическому).

 

Эти влечения нельзя определить в сознании. Они не представлены в жизни в чистом виде.

ПРИМЕР: Тонатос может проявиться в том, что студент мединститута выбирает специализацию патологоанатома или реаниматолога, который имеет дело со смертью каждый день.

 

Вместилищем этих влечений считается «оно».

 

Ребенок рождается как одно сплошное «оно» по Фрейду, все остальное развивается из этой базы.

 

Любое влечение требует своей реализации. Ребенок использует все свои возможности, чтобы удовлетворить свое влечение к жизни. Нужно есть или сменить памперс – ребенок кричит… Так называемый «принцип удовольствия». Другими словами, ребенок крича хочет «получить удовольствие» (поесть, попить или сменить памперс).

 

Далее возникает структура «Сверх-Я» (примерно с 5 лет). Изначально представлена родительскими запретами и ограничениями. «Оно» начинает конфликтовать со «Сверх-Я».

 

ПРИМЕР: Ребенок писает в штаны, а его начинают уже ругать за это.

 

И в этом конфликте двух сторон зарождается структура «Я» - некий посредник в этом конфликте. Возникает почти одновременно со «Сверх-Я», то есть сложно разграничить, что и когда.

 

«Я» подчинено принципу реальности, а «оно» - принципу удовольствия.

 

По Фрейду влечение – это и потребность и мотив.

 

Четыре основные элемента влечения (по Фрейду):

1. Источник влечения. Та область тела, с которой связывается удовлетворение потребности. Особо чувствительная (сенситивная) область (оральная, анальная фаллическая, генитальная, латентная стадии…, в зависимости от возраста).

ПРИМЕР: Если ребенок в оральном периоде – ребенок все тащит в рот, чтобы получить удовольствие.

2. Цель влечения. То действие, с помощью которого возможно ослабление влечения. Действия бывают разными: полностью или частично соответствующие влечению.

3. Стимул влечения. То количество энергии, которым располагает данное влечение. Самые энергоемкие влечения: эрос и тонатос.

4. Объект влечения. Тот предмет, с помощью которого разряжается напряжение, вызываемое влечением. Объекты меняются с возрастом. Бывают объекты: основные (полностью удовлетворяют влечение) или порциальными (неполностью удовлетворяют влечение). Объектом может быть сам ребенок, а может быть что-то внешнее. Например, объектом удовлетворения влечения становится грудь матери. Мать вообще начинает восприниматься как просто грудь. Такое фрагментарное восприятие.

 

В процессе психо-сексуального развития, происходит постепенное формирование способов психологической защиты, которые ограждают «Я» от давления «оно» и «сверх-я».

Получается, что «я» - это такой интегратор всех остальных структур.

 

Психологическая защита (по Фрейду) – это механизмы, позволяющие редуцировать состояние изначального конфликта между структурами личности, то есть попытка «обмануть» их. Основная цель – защитить нарождающееся сознание ребенка от этого конфликта.

 

Последовательность формирования психофизической защиты:

На оральной стадии.

Возникает психологическая защита по типу отрицания.

ПРИМЕР: Когда чего-то не хочет – ребенок просто отворачивается (отрицает) или отталкивает от себя.

Возникает проекция, как защита, – приписывание собственных чувств и намерений другому лицу.

ПРИМЕР: «А он первый начал…»

Возникает интроекция, как защита, – это психологическое слияние с другим человеком, с целью избежать угрозы, исходящей от него.

ПРИМЕР: Начинают дружить с хулиганами чтобы не побили.

 

Если произошла фиксация на оральной стадии, то формируется оральный тип характера – возбудимые, агрессивные люди. Агрессия выражается орально – кричат, ругаются и т.д. Громкий смех, шумные. «Грызут» карандаши в стрессовых ситуациях, жуют жвачку, или много едят.

 

На анальной стадии.

(2-3 года жизни ребенка, начинают учить навыкам чистоплотности – приучение к горшку)

Если заставлять и наказывать – происходи фиксация на этой стадии, что ведет к  формированию анального патологического характера.

ПРИМЕР: Педантичные, систематичные люди, желающие все держать под контролем, скупые, все вещи на своих местах и идеальный порядок. Это все по Фрейду идет именно из детства: наказание родителей за нечистоту ребенка.

(Г.Блюм «Психоаналитические теории личности» даны характеристики разных типов характеров)

 

Защитный механизм – рационализация, подыскивание рациональных обоснований собственных невротических или патологических проявлений.

ПРИМЕР: Убийца говорит: «Я же убил бомжа, они угроза обществу и т.д.»

Если ребенок: «объясняет» почему он запачкал белье.

Защитный механизм – изоляция, «выключение» травмирующей ситуации из сферы сознания.

ПРИМЕР: Подросток испытывает неловкость при общении с девочками и в результате просто исключает их из общения.

Защитный механизм – образование реакции, смена неприемлемого чувства, переживания на противоположное.

ПРИМЕР: Человек раздражительный и вспыльчивый по натуре может выбрать профессию педагога, чтобы компенсировать свои реакции.

 

На фаллической стадии.

(3-5 лет, стадия «эдипова» комплекса)

Характеризуется амбивалентным отношением к своим родителям. Этот период заканчивается половой идентификацией себя.

Если половая идентификация проходит неправильно, возникают фиксации.

 

Механизм защиты здесь – вытеснение, проявляется в ошибках, забывании, пропусках.

ПРИМЕР: Ребенок должен был сделать что-то неприятное – и просто забывает.

 

Латентный период.

(5-6 лет и до начала пубертата, полового созревания)

 

Генитальная стадия (стадия зрелой сексуальности).

Должна возникнуть сублимация, как защитный механизм, – утилизация энергии либидо в процессы творчества, искусства, спорта и т.п.

Человек оказывается перед альтернативной – либо утилизировать свою энергию в здоровых сексуальных отношениях, либо выражаться в творчестве, спорте и т.п.

 

В подростковом возрасте должна возникнуть «идентичность».

Идентичность включает несколько аспектов (по Эриксону):

1. Индивидуальность, как переживание подростком собственной неповторимости и автономии (самостоятельности в принятии решений).

2. Тождественность – внутреннее переживание непрерывности и преемственности жизненных этапов, то есть принятие подростком себя в детстве (в прошлом). То есть когда он не отрицает: «На самом деле все было не так, и я был не такой».

3. Единство, как ощущение целостности жизни. То есть не расколотость жизни на периоды, а восприятие жизни, как целостности.

4. Социальная солидарность, как переживание принятия идеалов своей группы и общества в целом. Имеются в виду некоторые групповые или общие нормы, немаргинализация подростка (не противопоставление себя).

 

 

Существует психосоматическая медицина. Основатель психосоматики в психоанализе – Франц Александэр ???(ударение на последний слог).

 

Заболевания имеют свои причины и есть закономерности развития болезней на разных стадиях психо-сексуального развития.

 

Из-за отсутствия механизмов защиты (несформированности) напряжение трансформируется в неврозы, которые «вырываются» наружу через органы-мишени (где слабо, там и рвется). Вот откуда язвы, псориазы, нейродермиты, различные заболевания сердца и т.п.

 

Вот психосоматика и занимается всеми этими закономерностями.

 

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 19; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!