Проблема развития креативных способностей в психологической науке



Введение

 Глубокие социально-экономические и социально-культурные изменения в Республике Беларусь в значительной степени обусловлены процессами модернизации и инновационным прогрессом. Эти процессы приводят к необходимости развития творческой мысли в рамках современного общества, в котором на основе интеллектуального потенциала по-новому и успешно решаются социальные, экологические, экономические и культурные проблемы. В связи с этим появляется социальный запрос на людей, восприимчивых к новым идеям, способных находить в корне новые способы решения возникающих проблемных ситуаций. Под творческими способностью или креативностью мы понимали способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности. При этом мы исходили из представления, согласно которому каждый индивид обладает некими гипотетическими свойствами, релевантными способности к креативности (Е.П. Торренс, Д.Б. Богоявленская, А.Н. Воронин и другие).

Исследования творческих способностей или креативности имеют богатую традицию в отечественной психологической науке (И.С. Аверина, Е.И. Щебланова, В.М. Аллахвердов, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Е.А. Валуева, С.С. Белова, Б.А. Вяткин, М.Т. Таллибулина, В.Г. Грязева-Добшинская, А.А. Деркач, А.Ф. Балаева, Л.Я. Дорфман, В.Н. Дружинин, А.В. Карпов, Е.Ф. Ященко, Л.И. Ларионова, Е.А. Малянов, В.М. Петров, А.Я. Пономарев, Л.М. Попов, О.М. Разумникова, И.Н. Семенов, Е.Л. Солдатова, Е.Л. Солдатова, Д.В. Ушаков, М.А. Холодная, Т.М. Хрусталева, В.Д. Шадриков, В.С. Юркевич).

 Проблемы креативности также интенсивно разрабатываются в зарубежной психологической науке (Т.М. Amabile, A.J. Cropley, М. Csikszentmihalyi, J.P. Guilford, S.B. Kaufman, С. Martindale, M.A. Runco, D.K. Simonton, R.J. Sternberg, Т.I. Lubart, E.P. Torrance, О. Vartanian, C. Martindale & L. Kingery). Развитие креативного мышления в зависимости от интеллектуальных способностей неоднократно изучались эмпирически. Модели интеллектуального диапазона [2], интеллектуального потенциала [3], сопряженности креативного мышления и психометрического интеллекта, интеллектуального порога, ортогональности не привели к согласию в том, как креативное мышление и интеллект соотносятся. Эта проблема нуждается в дальнейшем изучении. Представляется очевидной необходимость проведения исследования этих процессов как целостного, системного явления. Проблема их единства изучалась в основном теоретически. Эмпирически характер их отношений изучался в значительной степени разобщенно. Новые эмпирические данные в этой области могут создать иную теоретическую ситуацию, требующую новых обобщений, теоретических рефлексий и понимания. Выполненное исследование востребовано запросами практики не только в области инновационных процессов и творчества, а также в области, менеджмента, социальной работы, образования и воспитания, искусства, спорта. Актуальность исследования. Типичная картина психологической практики работы с детьми в дошкольных образовательных учреждениях такова, что задачи развития креативности, как интегративного личностного качества, как важнейшей общей способности специально не ставятся, не разработано для этого и необходимых психолого-педагогических рекомендаций. Научная новизна характеризует как теоретический, так и эмпирический план работы. В теоретическом плане проведен оригинальный сопоставительный анализ различных теоретических течений, как отечественных, так и зарубежных. Поставлена новая задача изучения дошкольников с низким уровнем креативности. В эмпирическом плане произведена диагностика творческих способностей и развития креативности у детей дошкольного возраста. Объект исследования: творческие способности. Предмет исследования: креативность дошкольников. Цель курсовой работы: выявить качественные характеристики развития креативности у дошкольников.

Методы исследования: теоретический анализ; включённое наблюдение; психологическая диагностика (краткий тест творческого мышления П. Торренса "Незавершенные фигуры", методы математической статистики обработки эмпирических данных (F-критерий углового преобразования Фишера, U-критерия Манна-Уитни; интерпретационный. Методы обработки эмпирических данных осуществлялись с использованием компьютерной программы SPSS. дошкольный креативность учреждение творческий

Проблема развития креативных способностей в психологической науке

В дошкольном детстве общая одаренность еще не дифференцирована жестко на интеллектуальную и творческую составляющую. Данная диффенцировка начинается в школе, ориентированной преимущественно на развитие конвергентного мышления и высокоскоростного интеллекта (уроки математики) в то время как общая креативность и частные творческие способности (рисовать, сочинять стихи и музыку) часто остаются недоразвитыми. По мнению ряда авторов, креативность появляется как поведение в относительном отсутствии угрозы и принуждения от окружающих. Креативность представляет собой восприятие, ответ, действие или общение личности, не принуждаемой другими и в непринуждаемой обстановке. Когда личность чувствует угрозу от окружения, она становится осмотрительной и заторможенной и боится свободно выражать свои идеи. Данные, полученные в психологических лабораториях, есть осадок процесса взаимодействия между субъектом и окружающей его психологической средой. 

1.1 Феномен креативности в психологии

Исследования креативности имеют сравнительно недавнюю историю, так как данная психологическая категория появилась в XX столетии. Началом серьезных экспериментальных исследований в области креативности считают выступление Дж. Гилфорда на собрании Американской Психологической Ассоциации 1950 года, где он предложил изучать креативность в психологических лабораториях с применением психометрических тестов, но фактически такие исследования начались гораздо раньше. К первым исследователям творчества можно отнести основателя психометрики Ф. Гальтона, занимавшегося изучением интеллектуальной одаренности. Он сформулировал предположение о том, что способность к тонкому различению и к быстрому реагированию должны лежать в основе высоких умственных достижений. Интеллектуальная одаренность в дальнейшем оценивалась на основе измерения коэффициента интеллекта. И долгое время неординарность детей отождествлялась с интеллектом и измерялась с помощью интеллектуальных тестов]. Ф. Баррон и Д. Харрингтон, подводя итоги исследований в области креативности конца XX столетия, сделали следующие обобщения: креативность - это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации. Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности эти авторы выделяют их оригинальность, валидность, адекватность задаче. Креативные продукты могут быть различны по своей природе: математические, химические, музыкальные, художественные, философские и др.. Л.Б. Ермолаева-Томина дает следующее определение: "креативность - это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций"]. В Большом толковом психологическом словаре креативность определяется как достижение чего-либо, что является". уникальным и новым"]. Еще в 60-х гг. было описано более 60 определений креативности и, как отмечала К.А. Торшина, "их число растет каждый день". С целью структурирования определений креативности все понятия креативности были проанализированы и разделены на шесть типов: а) гештальтистские - описывающие креативный процесс, как разрушение существующего гештальта для построения лучшего; б) инновационные - ориентированные на оценку креативности по новизне конечного продукта; в) эстетические или экспрессивные - делающие упор на самовыражении творца, г) психоаналитические или динамические - описывающие креативность в терминах взаимоотношений Оно, Я и Сверх-Я; д) проблемные - определяющие креативность через ряд процессов решения задач, к этому разряду было отнесено и определение Дж. Гилфорда: "Креативность - это процесс дивергентного мышления" [4, с.167]; е) определения, не попавшие ни в один из перечисленных выше - разные, и в том числе весьма расплывчатые [1, с.123]. Вследствие изложенного, можно констатировать, что количество определений креативности, накопившееся к настоящему времени, уже трудно оценить. В данной работе мы будем опираться на понимание креативности в качестве одной из общих способностей человека - общей способности к творчеству (Дж. Гилфорд, П. Торренс, Н.В. Дружинин, А.М. Матюшкин и др.), которая распространяется на все сферы личности (эмоциональную, мотивационную, поведенческую, интеллектуальную). Таким образом, креативность - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. В последние годы термин получил в отечественной психологии широкое распространение, почти вытеснив бытовавшее ранее словосочетание творческие способности. Эти понятия кажутся синонимичными, что могло бы вызвать сомнение в целесообразности введения иноязычного термина. На самом деле креативность правильнее определить не столько как некоторую творческую способность или совокупность таковых, а как способность к творчеству, а это понятия хотя и очень близкие, но не идентичные [5, с.9]. В исследовании креативности можно выделить несколько направлений, рассматривающих её как продукт, как процесс, как способность и как черту личности в целом. Первоначально возникло направление, где креативность изучалась по его продуктам. В этом ключе исследований при оценке креативности во внимание принимаются два главных показателя - количество сформулированных испытуемыми идей и степень их уникальности по сравнению с ответами других испытуемых. Выделяется три основных характеристики творческого продукта: количество, качество и значимость. Однако большинство исследователей считает, что продукт не может быть единственным критерием творчества. Кроме того, оценка продукта проводится экспертами субъективно, и зависит от их индивидуальных вкусов и суждений. Представителями данного направления считают М. Ферсона, К. Тейлора, Д. Тейлора и др. [4, с.167]. Вторым направлением является изучение креативности как процесса. Как любой другой процесс, креативный имеет начало, протяжение и завершение - творческий продукт, представленный предметно или идеально (мысль). Поэтому выделяются и исследуются различные стадии, этапы, акты, уровни и типы творческого мышления. В начале прошлого века это направление разрабатывалось в зарубежной психологии - Т. Рибо, Г. Уоллес и др., и в отечественной психологии Д.Н. Овсяннико-Куликовским, Б.А. Лезиным, П.К. Энгельмейером и др. [5, с.4]. Изучение уровней креативного процесса было предпринято в русле психодинамического направления. Основоположник данного направления 3. Фрейд описывал творческий акт как результат сублимации либидозной энергии. Подтверждение своих идей 3. Фрейд старался отыскать в деятельности выдающихся творцов прошлого и настоящего. Некоторыми учеными была предпринята попытка классификации фаз творческого процесса. Одна из первых таких классификаций принадлежит Г. Уоллесу. Используя результаты самонаблюдения известных ученых, Г. Уоллес выделил четыре стадии творческого мышления [6, с.48]: а) подготовка - особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи; б) созревание - бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи; в) вдохновение в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея изобретения, открытия, в начале в гипотетическом виде, в виде принципа; г) развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка. А. Маслоу выделяет две фазы творчества. Первая фаза характеризуется импровизацией и вдохновением. Вторая фаза - это разработка или логическое развитие идей, возникших в первой стадии [6, с.46]. Наибольший вклад в исследование механизмов творческого мышления внесли представители гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, К. Коффка, К. Дункер и другие). Они выявили наличие особого свойства продуктивного мышления, которое заключается в умении отказаться от стереотипного способа действия и выделить новые, необычные свойства и отношения. Такое свойство определяется умением субъекта переосмысливать ситуацию, переконструировать гештальт [7, с.58]. Представитель отечественной психологии П.К. Энгельмейер выделяет три стадии творческого процесса: желание (интуиция, происхождение замысла), значение (выработка схемы решения) и умение (реализация решения) [6, с.48]. Критерием творческого акта, по Я.Л. Пономареву, является уровневый переход: потребность в новом знании складывается на структурном высшем уровне организации творческой деятельности; средства удовлетворения этой потребности складывается на низких структурных уровнях. Они включаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового способа взаимодействия субъекта с субъектом и возникновению нового знания [5, с.9]. Таким образом, при сопоставлении классификаций стадий творческого процесса, обнаруживаются некоторые различия. Они наблюдаются как по количеству выделенных этапов, так и по их детальной характеристике. Можно заключить, что эти концепции не объясняли понятие творчества вообще, а пытались понять в нем особенности различных психических функций, их формирование и функционирование. Следующее направление рассматривает креативность как способность. Одними из основных исследователей в данной области стали Дж. Гилфорд и П. Торренс. Поль Торренс - основоположник психологии креативности писал, что "креативность это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее" [9, с. 20; 40]. Креативность определялась П. Торренсом как процесс появления чувствительности к проблемам, дефициту знаний, их дисгармонии, несообразности и т.д.; выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и, наконец, формулирования и сообщения результата решения. Для того, чтобы точнее определить, что же такое креативность, Торренс рассмотрел, по меньшей мере, около полусотни формулировок [9, с.22]. В итоге он остановился на определении креативности как естественного процесса, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности или незавершенности. Рассмотрение креативности как процесса дает возможность выявлять как способности к творчеству, так и условия, облекающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его продукты (результаты) [10, с.47]. В зависимости от имеющихся различий в их проявлении в литературе выделяются несколько типов одаренности [7, с.234]: а) общая, или интеллектуальная, одаренность предполагает высокий уровень возможностей личности в усвоении и переработке информации, высокий уровень развития интеллектуальных способностей; б) специальная одаренность: предполагается прежде всего специальная направленность творческой активности личности (математическая, техническая, музыкальная, художественная, литературная и т.д.); в) творческая одаренность, включающая в себя: оригинальность; уникальность индивидуальности; сенситивность к новым идеям и чувствам других людей; интуицию; гибкость; ориентацию на процесс деятельности, а не на ее результат; относительное преобладание познавательной мотивации. В странах СНГ изучение креативности проводилось в процессе исследования одаренности. Первые работы по данной проблеме относятся к началу XXI века. Проводились они в крупных городах, таких как Москва, Киев, Петроград (Г.И. Россолимо, А.А. Смирнов, П.А. Шеварев, М.В. Соколов, Е.В. Гурьянов). Нужно отметить, что выявление одарённых детей проводилось с целью дальнейшего их развития (В.М. Экземеплярский, Г.И. Россолимо) [11, с. 206]. Необходимо отметить, что анализ имеющихся на сегодняшний день теоретических и эмпирических исследований, которые проводятся в русле различных психологических школ (ассоциативная психология, Вюрцбургская школа, бихевиоризм, гештальт-психология и т.д.), показывает отсутствие единого понимания сущности и структуры данного феномена. Креативность, рассматриваемая в различных концепциях, представляет собой отдельные компоненты и критерии, которые еще предстоит объединить в единое целое. Но мы в рамках данной дипломной работы придерживаемся методологических взглядов JI.Б. Ермолаевой-Томиной. В основе данной точки зрения лежит понятие того, что креативность является личностным качеством, которое базируется на развитии высших психических функций.

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 43; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!