Проблема смысла жизни в духовном опыте человека. Смысл жизни



 

Вопрос "в чем смысл бытия" - один из вечных вопросов философии. Это, как говорил Л.Н.Толстой, "Вопрос самой первой важности". Эта проблема затрагивает насущные вопросы: зачем я живу; в чём необходимость моего существования? Человек – существо, наделённое сознанием, он осознает, ощущает факт своего личного бытия и ему необходимо понять, прочувствовать необходимость, значимость его собственной жизни.

Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность, это осознание смерти со всей остротой ставит перед ним вопрос о смысле существования, который формирует и вопрос о возможности избежать смерти. Отношение к смерти – это отношение к жизни. Еще древние мыслители провозгласили: "Хочешь жить правильно - думай о смерти". Это кажется парадоксальным, поскольку существует мнение, что самая мысль о смерти, конечности своего земного бытия:

во-первых, ведет человека к большей полноте самопознания. Страусиновая политика, стремление отмахнуться от неизбежности смерти приводит к неверному и неполному пониманию сущности жизни и самого себя.          Отношение к смерти важно именно для живых. Человечество не даром придумало кладбища, места захоронения, а не места их рождения: появление нового человека значимо и ценно прежде всего для его родителей. Для общества родившееся существо - tabula rаsа (чистая доска); вся жизнь человека - процесс становления, формирования собственно человека. Смерть - граница, предел, венчающий процесс социализации и это важно для общества. Поэтому все культуры разрабатывали ритуалы, которые оформляли великое и трагическое событие - смерть человека, поэтому живые приходят на могилы, поэтому отношение к кладбищу – показатель состояния благополучия общества.

Во-вторых, сознательное отношение к смерти способствует преодолению страха перед смертью, формирует спокойное отношение кнеизбежности ухода. Конечно, мысль о смерти неоднозначна. Она может породить и стремление перед неизбежной кончиной самою жизнь понять как желание ухватить момент, получить как можно больше чувственник удовольствий, всего того, что связано с богатством, комфортом, карьерой и т.п. Она может породить и чувство отчаяния, тщетности человеческих усилий, безнадежности, к обесцениванию самой жизни, которая воспринимается как "суета сует и всяческая суета".

  Но понимание неизбежности ухода из жизни может помочь человеку сконцентрировать свои усилия, отбросить всё суетное и незначительное, чтобы преодолеть смерть.

Смерть - объективный миг человеческого бытия, разграничивающий различные ступени существования, которое есть вечное бытие. Жизнь и смерть– грани бессмертного бытия человека. Вопрос о бессмертии решался по-разному в зависимости от конкретного исторического времени, национальных традиций, философской и мировоззренческой позиции.

Если подойти к этой проблеме с естественнонаучных позиций, то, видимо, должно признать, что смерть есть порождение самого бытия с того момента, когда бытие привело к возникновению жизни.

Жизнь, как бы её не определять, есть постоянный процесс размножения и увеличения. Смерть в свете этого – альтернатива безудержному размножению. Преодоление смерти - жизнь в вечности. В социально-историческом смысле смерти нет, или она представляет собой исключение: умирают те, кто не оставил после себя "долгих дел".

Проявления вечного в жизни каждого из нас многогранны. Философская традиция связывала их обычно главным образом с духовными ценностями. Однако работа, земля, дом, хлеб, вода - все эти простые материальные ценности вечны. И если их осознание обществом как вечных ценностей исчезает или деформируется на тех или иных этапах его жизни, то это, конечно, не подрывает их вечности, а лишь свидетельствует о серьезной болезни такого общества - о разрушении личности. Без этих простых и устойчивых, как мир, ценностей, нет стабильности и устойчивости жизни, человек оказывается в разладе с природой, вещами, обществом, семьей, а в конечном счете - в разладе с самим собой.

Вечную. Непреходящую ценность представляет свобода. Речь идет не только о свободе от гнета и порабощения, насилия и угнетения достоинства, нарушения прав человека, но и о свободе для разумной, целенаправленной самореализации, предпринимательства, творчества в различных областях социальной жизнедеятельности.

Да, смерть связана со временем, а бессмертие с Вечностью, которая сохраняет жизнь поколения, дела его замечательных и людей, обеспечивает преемственность общественной жизни. Общество не смогло бы существовать, если бы достижения каждого поколения бесследно уходили в Лету, исчезали во времени. Сохраняя эти достижения, Вечность позволяет ушедшим поколениям и сегодня участвовать в развитии общества.

Смерть (ги́бель) — прекращение, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!