Свобода личности и ответственность



Донецкий базовий медицинский колледж

Методическая комиссия общего гуманитарного и социально-экономического цикла

 

Методическая разработка

 

 лекции по теме:

«Философская концепция человека-основа наук о человеке»

 

Тип лекции: - тематическая

Учебный предмет: основы философии

Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

                      31.02.01 «Лечебное дело»

                       31.02.02 «Акушерское дело»

                       32.02.01 «Медико-профилактическое дело»

Курс: І

Количество часов: 2

 

Утверждено на

Заседании методической комиссии

«______» __________________

Председатель Росенко Е. В .

 

 

Донецк 2020

 

ивация изучения темы:

Кто только не пытался дать определение человека! На XYIII Всемирном философском конгрессе 1988 г. американский философ В.Гербер сделал доклад на тему "Эксцентрические взгляды на то, что такое человек". Он привел множество разноречивых суждений, начиная от аристотелевского "разумного животного" и кончая замечанием К.Лоренца о том, что человек - это такое существо, которое обладает орудиями, не растущими на его теле...

2. Цели занятия:

Учебные цели:

Знать

З.1.Ознакомиться с  понятиями «человек», «индивид», «личность», «смерть», «бессмертие»

З.2.Обеспечить систему знаний о сущности проблем человека

Цель развития личности:

- Формировать целостную структуру личности человека с осмыслением свободы и ответственности

 

 

Воспитательные :

· Формировать гуманное отношение к пациенту

· Развивать мыслительные методы, необходимые для практической деятельности будущих специалистов

 

     Развиваюшие :

· Формировать систему понятий о роли человеческой деятельности, о месте медицины в общественной жизни, как личности, так и народа

 

Интеграционные связи

Дисциплина Знать Уметь
1. Предыдущие/обеспечивающие дисциплины    
- История Историю Древней Греции и Древнего Рима  Использовать знания о закрытиии греческих философских школ византийским императором Юстинианом
     
2.Последущие дисциплины   - Математика     Историю жизни и открытий Пифагора     Использовать теоремы Пифагора в медицине
3. Межпредметные связи      
- История Историю Древней Греции и Древнего Рима  Использовать знания о закрытиии греческих философских школ византийским императором Юстинианом
     

6.Список литературы:

Основная литература:

1. Матяш Т.П. Основы философии. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Изд.-во «Феникс», 2017. – 314с.

2.  Апрелева В.А. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя», 2006. – 633 с.

3. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст] / А.А. Горелов - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с.

4. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие [Текст] / В. Д. Губин. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)

5. Канке В. А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений [Текст] / В.А. Канке. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.

 

              Дополнительная литература:

 

    1. Матяш Л.В. Философия. [Текст] – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014.- 507с.

2. Волкогонова О.Д. Основы философии [Текст] / О. Д. Волкогонова, М. Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2008. – 480 с.

3. Хрусталев Ю.М. Основы философии [Текст] / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 304 с.

4. Нижников С. А. Философия. Курс лекций [Текст] / С. А. Нижников. - М.: Экзамен, 2007. – 396 с.

5. Стрельник О. Н. Философия. Конспект лекций [Текст] / О. Н. Стрельник. - М.: Высшее образование, 2009. – 335 с.

6. Философия медицины [Текст]/ Под ред. Ю.Л.Шевченко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 408 с.

7. Анишкин В. Г. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении [Текст] / В. Г. Анишкин, Л. В. Шманева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 337 с.

8. Балашов В. Е. Занимательная философия [Текст] / В. Е. Балашов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2008. – 172 с.

9. Кохановский В. П. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений [Текст] / В. П. Кохановский, Т. П. Матяш, В. П. Яковлев, Л. В. Жаров. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 315 с.

10. Краткий философский словарь [Текст] / Под ред. А. П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс, 2010. – 496 с.

11. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова [Текст] / Г. Скирбекк. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос, 2008. – 799

 

 

риложение №1

Лекция и ее содержание

План лекции

1. Философская антропология
2. Человек, индивид, личность
3. Свобода личности и ответственность
4. Проблема смысла жизни в духовном опыте человека. Смысл жизни.

Философская антропология

Философская антропология – это, прежде всего, самостоятельная отрасль философского знания. Идея специального выделения собственно антропологических исследований родилась на рубеже XYIII и XIX вв. Страстным провозвестником этой установки был И.Кант. Ему принадлежит мысль о том, что о человеке как уникальном существе можно философствовать отдельно и особо. Человек - предельно захватывающий и загадочный объект философского умозрения. Для раскрытия его тайны нужны самостоятельные и нетривиальные средства. В этом значении философская антропология противостоит традиционным сферам философского знания - логике, теории познания, эстетике, этике, истории философии.

Однако кантовское мироведение (так называл он антропологический подход) или шелеровское убеждение в том, что через человека можно выйти на более общие философские проблемы, не предполагали выработку особого стиля мышления, специфического метода постижения реальности, который можно было бы назвать антропологическим. Между тем в середине нашего столетия все полнее стала осознаваться потребность в особой антропологической установке, в разработке такого мышления, которое изначально отталкивалось бы от человека и затем придерживалось бы чисто антропологических принципов в истолковании реальности. Можно, скажем, рассуждать о бытии, о динамике истории, о тайнах культуры, но при этом сосредоточивать свое внимание только на антропологическом измерении этих феноменов.

Философская антропология обретает сегодня третье значение. Это не только область философского знания, не только определенное философское направление, но и особый метод мышления, принципиально не попадающий под разряд ни формальной, ни диалектической логики. Человек в конкретной ситуации - исторической, социальной, экзистенциальной, психологической, - таков исходный пункт нового антропологического философствования.

Всякая философская антропология, естественно, начинается с вопроса "Что такое человек?" Многие мыслители пытались осветить эту тему, перечисляя те или иные уникальные человеческие свойства. Одни считали, скажем, что человеческая природа обусловлена фактором грехопадения, другие усматривали ее в разумности человека как существа, третьи - в ее социальности.

Человек - уникальное творение Вселенной. Он неизъясним, загадочен. Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Удивительный сам по себе факт: философы, писатели, ученые безоговорочно считают человека необычным созданием универсума. Еще более поразительно, что этот вывод воспринимается как аксиома. Человеческая натура проявляется в разном, но в чем-то, надо полагать, обнаруживается верховное, державное качество человека. Выявить эту главенствующую черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфически человеческим? Есть ли вообще в человеке внутренне устойчивое ядро? Философы отвечают:

Религия показывает нам, что человек двойствен. Одно дело человек до грехопадения, другое – после. Человек былопределен к высшейцели, но утратил это предназначение. Грехопадение лишило его силы, извратило разум и волю. По мнениюЭ.Кассирера, который подверг критике религиозную версию человека, классическая максима "Познайсамого себя" в Философском смысле - смысле Сократа, Эпиктета или МаркаАврелия – не только малодейственна, но ложна и ошибочна. Человек не может доверять себе и читать в себе. Он сам должен молчать, чтобы слышать высший глас, глас истины.

Другое представление о человеке относится к античной культуре. Это концепция "человека разумного". Вся дохристианская Философия превозносила власть разума как высшую силу человека. Эта концепция наиболее ясно и четко выражена сначала у Анаксагора, а у Платона и Аристотеля оформлена в философских категориях. Утверждается, в частности, что человеческое самосознание возвышается над всей остальной природой.

Второе - после античности – рождение рационализма, положившее начало экспериментальной науке, происходит в Новое время.

Образ человека Нового времени антропоцентричен. Бог смещается на периферию человеческой жизни. Человек отрывается от него. Он теперь верит в себя. Зримая веха, обозначившая переход от старого к новому образцу, - философия Рене Декарта. Суть открытия Французского философа – "человек есть мыслящая вещь". Главная сфера человеческой деятельности - познание.

Главный метод познания - рефлексия. Миром управляют разумные законы.

Одним из глубочайших открытий XIX века можно считать, прежде всего, мысль о социальной сущности человека. Был сделан знаменательный шаг в выявлении конкретно-исторической детерминации сознания и деятельности, различных исторических форм бытиячеловека и его образа жизни.

Открытие "Ты" можно оценить с позиции XX века как коперниково свершение современной мысли. Философия в целом есть постижение человеком самого себя и окружающего мира. Кто такой я? Открытие Фейербаха состоит в том, что, только соотнося себя с иным субъектом, можно проникнуть в мир моей собственной субъективности. В Философии, как она складывалась на протяжении веков, есть понятие "человека", "Я", "объекта", "мира", но нет "другого" как суверенной инстанции, как незаменимой и значимой для меня личности.

Материалистическая философия, прежде всего марксистская, объясняет специфику человеческого бытия на основе концепции общественнопрактической, деятельностной сущности человека. Определяющим условием становления человека является труд, возникновение которого предопределило становление человека.

Труд - это активная производственная деятельность, в процессе которой человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими развивающимися потребностями. Труд есть целенаправленная деятельность человека, деятельность, пронизанная сознанием. В результате труда формируется "вторая природа" – мир материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой.

Труд с самого начала выступает не как единичная деятельность единичного субъекта, а как коллективная, социальная. "Индивид, писал Карл Маркс, - есть общественное существо. Поэтому оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни, - является проявлением и утверждением о6щественной жизни". Например, если человек сидит один дома и записывает что-то в свой интимный дневник, который не предназначен для чужих глаз, это деяние есть акт не только личностно-единичный, но и социальный, исторический.    Социальный заключается в том, что самая потребность ведения дневников, язык, которым при этом пользуются, даже думают, ручка - все это сотворено коллективной, общественной жизнью и историей.

Человек - субъект и продукт трудовой деятельности, на основе которой формируются и развиваются социальные отношения. Он есть живое, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собою сознательное воздействие на мир и на самого человека для обеспечения его существования, развития.

Романтическое сознание и философия жизни обусловили возникновение нового мировоззренческого течения, которое стремилось распознать, что представляет собой человек как биологическое существо. Актуальность приобретали такие вопросы, как специфика биологического, психологического, историко-духовного и социального развития человека, его отношения к богатствам природы, метафизическое предназначение. Это было провозвестие апологического подъема.

Человек, индивид, личность

 

Понятие "человек", являющееся наиболее общим, используется для обозначения особой, исторически развивающейся общности как человеческий род, человечество. Данное понятие фиксирует всеобщие, присущие всем качества и свойства. Содержание понятия "человек" отделяет человека как род от всех других живых существ. Но человечества как такового не существует. Реально действуют конкретные люди. Для обозначения отдельного, единичного, конкретного человека употребляется понятие "индивид". Этот термин используется и для обозначения единичного представителя какого-то социального целого (исторически определенного общества или группы). Индивид - единичный ("один из") представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Понятие "индивид" фиксирует различия людей. Во-первых, это различия биолого-физического свойства; во-вторых, различия между общественными группами, представителями которых они являются. В–третьих, различия в полноте выражения типичных признаков какой-либо общности в разных ее представителях.

Понятие "индивид" подчеркивает исходную зависимость каждого отдельного от тех конкретных внешних условий, в границах которых осуществлялось его Формирование и становление (от семейно-бытовых, исторических условий, от объективного социального положения, от характера включения в общественное производство, от интересов, установок, мировоззрения, характерных для социальной группы и т.д.).   Именно в этом смысле раскрывается содержание положения, говорящего отом, что человек - продукт общественных отношений. Общество не просто окружает индивида на манер стен комнаты, в которой он находится в данный момент; общество живет внутри индивида, составляет его суть. В этом смысл известного положения К.Маркса, что сущность человека – ансамбль общественных отношений. Среда и время, в которых родился человек и сформировался; уровень культуры, которого достиг его народ и который человек усвоил; способ жизнедеятельности, отличающий социальную группу, представителем коей он является, накладывают зримую печать на индивидуальный характер человека. Но говоря о том, что индивид есть продукт общественных отношений, не следует эту связь понимать как тотально абсолютную. Человек в цельности своей несводим к социально-групповому первоначальному положению. Независимость поведения человека от первоначально обусловивших его факторов, способность человека быть ответственным за свой облик, обладать в глазах общества ценностью и значимостью – все это отражается понятиями индивидуальность и личность.

В понятии личности отражаются конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития. Индивид – отправной момент для формирования личности, которая есть итог развития индивида.

Человек не только продукт общественный отношений, но и их субъект. В понятии личности раскрываются социально значимые качества, которые выработали в себе люди. Понятие личности подчёркивает сознательно-волевое начало человека.

Широкую популярность имеет концепция личности как Функциональная (ролевая) характеристика человека. Это в определённой мере обусловлено историей слова. Первоначально слово личность (persona) обозначало маску, которую надевал актёр античного театра. Затем оно стало означать самого актера и его роль (персонаж). У римлян слово "persona" употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции, роли, амплуа (личность царя, личность отца, личность жреца и т.д.). С таким пониманием личности связана и метафора У.Шекспира о том, что весь мир - театр, а люди в нем актеры.

Конечно, все люди исполняют социальные роли (Функции), но личность - это человек, который не играет роль, он принимает социальную роль отца, художника, исследователя как своё предназначение в жизни, выбирая социальную роль свободно, человек не играет, а живет этой ролью. Это, во-первых. А, во-вторых, понятие социальной роли фиксирует лишь внешнее поведение человека как личности, оставляя вне внимания внутренний мир человека, глубинные черты сути человека, что для личности имеет первостепенное значение.

Выделяют, прежде всего, Физическую личность или физическое я. Это тело, или Физическая организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. Тело не только первый "предмет" для познания, но и обязательный компонент личностного мира человека, как помогающее, так и мешающее в процессах общения. К физической личности могут быть отнесены также одежда и домашний очаг. Известно, что многое о человеке можно сказать по данным элементам. Это же относится к произведениям ручного или интеллектуального труда человека - украшениям его быта, коллекциям, рукописям, письмам и т.д. Защита себя, своего тела, своей идентичности, равно как и своего ближайшего окружения, относится к числу древнейших личностных качеств человека и в истории общества, и в истории индивида. Как сказал Г.Гейне: каждый человек есть "целый мир, рождающийся и умирающий вместе с ним…»".

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего "Я", на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремлённость к определённым духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о "душе" является квинтэссенцией личностного развития. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания даже лучшим примерам. Духовность не только "держит" личность, подобно стержню, но и является высшим благом, верховной ценностью, во имя которой иногда жертвуют жизнью. Потребность в духовном развитии личности в полном смысле слова ненасыщаема, чего нельзя сказать о Физических потребностях.

Социальная личность формируется в процессе деятельности, общения, формирование личности есть процесс социализации индивида. Личность в преднамеренных поведенческих актах. Это вызывает необходимость развития таких качеств, как: способность самооценки, развитое самосознание, которое образует стержневой узел личности.

Выделение Физической, социальной и духовной личности носит достаточно условный характер. Все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение. Известны, например, периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности. Каждая черта может принимать системообразующий характер и во многом определять сущность личности на данном этапе её развития.

Личность тесно связана с обществом, эта связь двухсторонняя. Каждая личность несёт на себе отпечаток коллектива, в котором она формировалась, но и коллектив несет на себе печать составляющих его членов. Личность не растворяется в обществе, сохраняя себя как неповторимую и самостоятельную индивидуальность, она вносит свою лепту в жизнь общественного целого. Взаимоотношения человека и общества изменяются в ходе истории, что приводило к изменению конкретного содержания личности.

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всём историческом пути развития человечества.

Первый тип - "деятели" - охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги и так далее.    Для таких личностей главное – активное действие, изменение мира и других людей, включая и самого себя. В работе они находят высшее удовлетворение, даже если её плоды и не столь заметны. Потребность в таких личностях всегда была острой. Ещё евангелист Лука приводил слова Христа: "Жатвы много, а делателей мало".

Второй тип – мыслители. Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, (на Олимпийских играх), а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощающего в себе традиции рода и его историческую память (летописание) всегда пользовался огромным авторитетом. Не даром великие пророки и мудрецы: Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Христос и Мухаммед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Трагичны судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего, но эти "маяки" человечества всегда будутвечно живыми для современников и потомков.

Третий тип - люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как "трещины мира" (Г.Гейне) проходят через их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов.

Четвертый тип - гуманисты и подвижники, отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы "вчувствуются" в него, облегчая душевное и телесное страдание. Их сила - в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому, в активном деянии. Они сделали делом своей жизни милосердие. "Спешите делать добро" - этот жизненный девиз русского врача-гуманиста XIX века Ф.П.Гааза символизирует стержень таких личностей.

         

Свобода личности и ответственность

 

Одной из важнейших и вечно актуальных проблем философии была и остаётся проблема свободы.

Свобода – Фундаментальное качество человеческой личности, родовой признак человека. Для личности обладание свободой является главным, непременным условием её функционирования, развития. Всякое произвольное ограничение свободы личности, чрезмерная и жесткая регламентация сознания личности и ее поведения, превращения человека в исполнительного робота, "винтика" чужой воли - человека или государства - наносит огромный вред как личности, так и обществу. Именно благодаря свободе личности человек приобретает способность не просто и не только приспосабливаться к существующим условиям реальной действительности, а активно преобразовывать её в соответствии своим целям и интересам.

Однако нет и не может быть абсолютной свободы человека ни от природы, ни от общества. Условия природного и социального бытия навязывают личности определенные рамки поведения. Личность обретает относительную свободу, когда она познает реальные условия своего быта. Отсюда проистекает известная философская максима: "Свобода - это познанная необходимость".

Решение соотношения свободы и необходимости имеет большое значение для оценки веек поступков люд. Если люди не обладают свободой, действуют лишь в силу железной необходимости, то теряет смысл вопрос о личной ответственности человека за результаты его поведения. Человек, лишённый свободы поведения, - это марионетка, всеми поступками которой управляют внешние силы. Возможны две крайности в решении проблемы свободы и необходимости. Первая заключается в признании абсолютной свободы человека, в отрицании причинной обусловленности поведения, обусловленности, другая – б абсолютизации идеи детерминизма, в признании идеи фаталистической предопределённости всех и всяческих поступков человека.

Истина, видимо, коренится в диалектическом признании социального  детерминизма и свободы воли человека. Все поступки человека, так или иначе, причинно обусловлены. Но, во-первых, поступки человека направляются и внутренними побуждениями, а во-вторых, человек в состоянии мысленно реагировать на одни и те же воздействия неоднозначно. Человек не выбирая объективных условий своей деятельности, свободен в определении целей своей деятельности и в выборе средств поставленных перед собой целей. В той мере, в какой он свободен, он ответственен за результаты.

Проблема свободы в истории философии усложнялась тем, что многие мыслители пытались вывести из сущности свободы долг человека, стремились или вообще не употреблять понятия свободы, или употреблять, ограничив его определенным обpазом. Но долг никогда не может вытекать из самой свободы, а только из этических соображений. Будучи не ограниченной по своей сущности, свобода как раз должна предполагать этику, чтобы сделать людей не ограниченно ответственными за все то, что они делают и позволяют делать другим.

   Человек изначально духовно свободен. Уничтожение духовной свободы равнозначно уничтожению человеческого в человеке. Его духовная свобода не социальна, а экзистенциальна. Это значит, что свобода человеческой личности не дается ей обществом, принадлежит человеку в силу его природы как его органическое право. Общество же, если оно не тоталитарно, должно признать свободу человека, его право на свободное распоряжение самим собой. Поэтому необходимо признать значение внерационального для свободы личности. Прежде всего, вне рациональное имеет смысл непредсказуемого. С.Л.Франк писал: "Свое собственное, вольное и свободное хотенье" – самостоятельное хотенье, не требующее никаких внешних оправданий - такие оправдания ровным счетом ничего не прибавляют, они не обязательны - это означает, что человек есть непредсказуемость, принципиальная непредсказуемость, в том числе и для самого себя. И это крайне важно – ибо только при этом условии возможна его свобода. Все теории,- а это теории рационалистического типа, – разлетаются вдребезги потому, что "рационализм, требуя свободы для себя, в своей идее устройства жизни на основании рационального порядка имеет сильнейшую имманентную тенденцию к началу государственного регулирования, подавлению той иррациональности и сверхрациональности, которая образует самое существо свободы личности".

Непредсказуемость означает, во-первых, неопределённость каждого последующего момента бытия личности характером предшествующих моментов. Человек потенциально способен изобрести (придумать, "сотворить") новый способ самодетерминации, неожиданный не только для самого себя, но и неизвестный науке о человеке. Во-вторых, непредсказуемость означает принципиальное превосхождение человеком любой теории о человеке (создание такой теории есть в известном смысле попытка "превзойти самого себя").

Третий аспект непредсказуемости состоит в том, что можно назвать "правом личности на тайну". Право на тайну имеет принципиальное значение для идеи суверенности или закономерности личности. "Дай себе закон!" - этот призыв Канта подчеркивает, что личность постольку остается личностью, то есть не превращается в рядовой предмет среди предметов, поскольку является источником собственного самоопределения в мире. И в этом выражается ее свобода. Внутренний механизм самоопределения скрыт от наружного наблюдения. Он, конечно, должен быть ограждён от неосторожных вмешательств извне, которые могут разрушить его. В числе таких неосторожных вмешательств оказывается и попытка исчерпывающе описать индивидуальный мир личности средствами науки. Рациональным методам то поддаётся универсальный абстрактный индивид, а не отдельный, уникальный конкретный человек. Сфера разума – универсальное и типичное. Поэтому ограничивать описание личности рациональными средствами - значило бы уровнять ее с другими, а точнее, – подвести под определенный тип, группу, класс. Но это же означало бы, что уникальный мир личности оказался бы общедоступным, ибо рационально то, что общедоступно, изъяснимо и объяснимо. Тайна личности бы нарушена, а вместе с ней нарушена и свобода самоопределения личности. Между тем "все духовное и великое возникает в жизни - таинственным образом из себя самого и через самого себя… Так воспламеняется любовь; так человек молится; так творится искусство; так строится наука; так преодолеваются духовные кризисы; так крепнет духовный характер человека; так совершаются героические поступки".

Сам дар мышления приводит к осознанию неполноты чисто чисто рационального подхода к миру и человеку. Самоограничение разума есть на деле на деле расширение его возможностей. Но для этого он должен стать мыслящей ("разумной") любовью или - живым разумом. Живой, способный любить, - такой разум может прикоснуться к тайне конкретной личности, постичь ее, не разрушая, а следовательно, не убивая свободы личности. Именно поэтому познавательное значение любви подчеркивается многими мыслителями. Мыслящая любовь открывает ещё один важнейший аспект связи свободы и внерациональности. Внерациональность раскрывается как сверхрациональность , ибо свобода может жить лишь в той душе, для которой существует на земле нечто священное. Иначе говоря, любящий разум лежит в основании ценностного отношения к миру. Ценность сверхрациональна потому, что принимается или отвергается и при отсутствии рационального оправдания. В этом смысле она выше разума, сверхразумна. Рациональные оправдания желательны, но не являются непосредственной основой ценностного отношения. Жизнь человека, достоинство личности, историческая государственность (государство как "правовая форма Родины" Ив.Ильин) и целый ряд других – являются безусловными ценностями, то есть такими, которыми невозможно пренебречь ни при условиях и ни по какому поводу. Они принимаются (или не принимаются) исходя из того, что выступают целью самой по себе. Например, Вл.Соловьев определяет достоинство личности следующим образом (с опорой на категорический императив Канта): "Никакой человек ни при каких условиях и ни по какой причине не может рассматриваться как только средство...- он не может быть только средством или орудием ни для блага другого лица, ни для блага целого класса, ни, наконец, для так называемого общего блага, т.е. блага большинства других людей".

Принцип человеческого достоинства, по Соловьёву, тождественен безусловной ценности каждого лица. Ценностное отношение определяет свободу как противоположность субъективному произволу. Оно раскрывает ее как свободу творчества. Творчество свободно не в тон смысле, чтобы ум к человека мог по своей произвольной воле, по заранее обдуманному плану намеренно создавать произведение, претендующее стать художественным, поэтическим, научным, философским и др.Умственные и волевые усилия являются необходимыми, но не достаточными условиями творчества. Важно суметь приобрести внутреннюю раскрепощённость, очиститься от внешнего и наносного, мелкоэгоистического и суетного. Творческая душа свободна в том смысле, что вминуту творчества она не связана ничем чуждым и противным вдохновению, ничему внешнему по отношению к творчеству не послушна. Тогда она открыта образам, мыслям, звукам, которые приходят в душу, готовую их встретить и принять. Человек становится открытым истине, добру, красоте. Без осознания ценностей невозможен дух свободного исследования. Несамостоятельность и покорность ума принуждает лишь самонадеянно переиначивать чужую мысль. Действительная же свобода творчества преодолевает соблазн дурной свободы - "свободы" от совести, от чести, от собственного достоинства, от культуры. Действительная свобода - основа человеческого в человеке.

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 28; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!