Ж. Ф. Рамо «Метода пальцевой техники» (1724)



Следующий трактат, к которому мы обратимся — «Метода пальцевой техники» – или, в оригинале «Метода пальцевой механики» («Metode pour la mechanique des doigts») Жана Филиппа Рамо, опубликованная во второй тетради его клавесинных пьес и посвященная техническому развитию ученика.

Жан Филипп Рамо (1683–1764) — крупнейший оперный композитор и автор многих произведений для клавесина (наиболее известны его характеристичные пьесы), теоретик, педагог и исполнитель на органе и клавесине.

Жан-Филипп Рамо, "Курица". Григорий Соколов (фортепиано) https://www.youtube.com/watch?v=P-8LZyaFDAA&list=PLDR2Qs77YwRHDDpj4awMF5-l3sIwE3RNb&index=2

Grigory Sokolov - Jean-Philippe Rameau 'Le rappel des oiseaux' (Перекличка птиц» https://www.youtube.com/watch?v=VEfPhW8cIRI&list=PLDR2Qs77YwRHDDpj4awMF5-l3sIwE3RNb&index=3

Rameau - Les sauvages (Дикари) - Grigory Sokolov https://www.youtube.com/watch?v=7OYHrCLsKR8&list=PLDR2Qs77YwRHDDpj4awMF5-l3sIwE3RNb&index=5

 

Рамо основывается на рациональном подходе к обучению, автор предлагает достичь результатов «механическими тренировками» — «Эта механика — не что иное, как постоянное воспитание (exercice) правильных движений; способность осуществлять эти движения заложена в каждом человеке от природы, как и способность ходить или бегать.» (Чувствуется веяние времени – «небесная механика» Ньютона)

Рамо, как и Куперен, пишет о посадке за инструментом, упражнениях, необходимых для развития гибкости запястья, самостоятельности, легкости и свободе движений пальцев. Принципы пальцевой механики Рамо (пальцевой техники) долгое время оставались основополагающим принципом развития техники пианистов, даже тогда, когда «усиление» инструмента, утяжелением его механики, требовало «весовой» игры, что стало тормозом в развитии музыкальной педагогики.

Аппликатурные принципы Рамо обусловлены более развитой фактуры его сочинений (скачки, гаммы и арпеджио в несколько октав и др.), связаны с усовершенствованием приемов подкладывания большого пальца, при этом характерно избегание его употребления на черных клавишах.

«Избегайте, насколько это возможно, брать диезы и бемоли, т.е. верхние клавиши, 1-м и 5-м пальцами… Старайтесь в этих случаях, что бы первый палец оказался на клавише предшествующей диезу или бемолю, это может облегчить вам исполнение... Надо научиться подкладывать большой палец под любой из других и перекладывать любой из них через большой. Этот способ превосходен, особенно когда встречаются диезы или бемоли …» — ясно сформулирован принцип подкладывания 1-го пальца и перекладывания пальцев через него.

Что пишет Рамо о пальцевой игре: «Пальцы должны падать на клавиши, а не ударять по ним, более того, они должны как бы „течь" последовательно один за другим. При игре «надо следить, чтобы палец, нажавший клавишу, отпускал ее в тот самый момент, когда соседний нажимает другую, так как снятие с клавиш одного пальца и прикосновение к ним другого должно происходить одновременно. Никогда не отяжеляйте удара пальцев давлением руки; пусть лучше рука, поддерживая пальцы, сделает их удар более легким — это имеет большое значение. Движения пальцев должны быть очень ровными, так как благодаря этому приобретаются необходимые легкость и быстрота». (Речь идет о легкости и ровности игры)

Независимость пальцев,: Движение пальцев должно идти только от их основания, иными словами от сустава, который соединяет их с пястью; движение кисти — от запястья, а руки — от локтевого сустава.

Движения каждого пальца должны быть самостоятельны­ми, независимыми от движений других пальцев. Даже при перенесении руки с одного места клавиатуры на другое палец должен нажимать клавишу лишь с помощью собственного движения.

Главные принципы:

· подкладывание 1-го пальца и перекладывание пальцев через него

· принцип легатной игры – пальцы должны течь, однвременное нажатие и снятие предыдущего пальца

· принцип независимых движений пальцев, кисти и руки.

Ф. Э. Бах «Истинное искусство игры на клавире» (1753, 1762).

Рисунок 1 «И. С. Бах с сыновьями» - Вильгельмом Фридеманом, Филиппом Эммануилом, Иоганном Кристианом
Последний трактат, который мы рассмотрим – «Истинное искусство игры на клавире» Ф. Э. Баха. Второй сын И С. Баха и его первой жены Марии Барбары, известный также как Гамбургский или Берлинский Бах. Ф. Э. Бах (1714–1788) является представителем сентиментального стиля (течение, предшествующее романтизму), его сочинения ценили современники, в том числе Гайдн, Моцарт, Бетховен.
Ф. Э. Бах был одним из первых композиторов и исполнителей, признавших возможности фортепиано. Последние его сонаты рассчитаны именно на молоточковую механику инструмента и его новые выразительные качества.

К. Ф. Э. Бах. Концерт с-moll для фортепиано с оркестром. Wq31. H441. А1753 https://www.youtube.com/watch?v=5dPhN85ZAe8

Ф. Э. Баху принадлежит одна из крупнейших методических работ в области клавирного искусства второй половины XVIII «Versuch uber die wahre Art das Klavier zu spielen» («Опыт об истинном искусстве игры на клавире»). Первая часть этого труда вышла в 1753, вторая — в 1762 году.

Основные положения:

В предисловии к своему труду Ф. Э. Бах обрисовал задачи, стоящие перед клавиристом: «От него ждут не только законченной, соответствующей всем правилам хорошего исполнения передачи написанного для его инструмента произведения. Клавирист должен еще уметь сочинять фантазии всевозможных видов, а также экспромтом обработать заданную ему тему по всем правилам гармонии и мелодии. Он должен одинаково легко играть во всех тональностях, моментально и безошибочно транспонировать, читать с листа любое произведение, написанное как для его инструмента, так и для другого.» (профессия клавириста остается универсальной – он и композитор, и аранжировщик, и исполнитель)

Об аппликатуре: «Истинное искусство игры на клавире предполагает преимущественно правильную аппликатуру, хорошие „манеры" [т. е. украшения] и хорошее исполнение; все это так тесно связано между собой, что не может, да, впрочем, и не должно существовать порознь». / Говоря об аппликатуре, Ф. Э. Бах, ссылаясь на мнение своего отца, подчеркивает важность использования первого, '«самого главного» пальца, который «дает ключ ко всевозможным аппликатурам и помогает играть легко, без напряжения».

«Зная правильную аппликатуру, он [клавирист] самые трудные вещи будет играть так, что движения его рук станут едва заметны и, что еще важнее, будет слышно, что ему легко...» — в сложных произведениях слушатель не должен понимать, что исполнителю трудно, следовательно, движения рук музыканта должны быть оптимальны и минимальны, и способом достижения этого является аппликатура.

Выразительность и артистизм: Исполнитель, пишет он, должен выразительно передавать чувства и переживания, заложенные в музыкальном произведении, пользуясь при этом мимикой", помогающей слушателям понять его намерения. «При музыке томной и печальной он сам делается томным и печальным — это и слышно, и видно по нему. Таким же образом он переносится в музыку бурную, веселую или какого-либо иного характера. Страсти его. все время сменяют друг друга: едва утихнет одна, как уже пробуждается другая»

Итог:

Приемы игры на клавире, фортепиано формировались вместе с эволюцией инструментария, развитием клавирной, фортепианной фактуры и касаются, прежде всего, особенностей посадки, характера прикосновения (туше), последовательным введением в игру всех пальцев, кистей рук и эмансипации (увеличении значения) 1-го пальца.

Литература:

1. Беликова Ю. С. Эволюция аппликатурных принципов в фортепианной педагогике // Современное музыкальное образование : традиции и инновации:
Сборник докладов участников III Междунар. Науч.-практ. Конференции / Ред.-сост.: Т. И. Карачарова, Е. А. Курилова. — Белгород, 2016. — С. 201–205. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26175257

2. Березовская Л. «Трансильванец» Джироламо Дируты // Музыкальная академия, Вып. 3., 1995 (653), https://mus.academy/articles/transilvanets-dzhirolamo-diruty

3. Бурундуковская Е. Клавирная аппликатура в Италии в XVI – XVII веках и ее связь с артикуляцией. http://stmus.ru/Archive%20files/starmus-2006-1-2.pdf

4. Гудкова Л. А. , Гетьман В. В. Анализ методик обучения игре на клавесине (на основе музыкальных трактатов Франции конца XVII - начала XVIII вв.) https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-metodik-obucheniya-igre-na-klavesine-na-osnove-muzykalnyh-traktatov-frantsii-kontsa-xvii-nachala-xviii-vv

5. Куперен Ф. Искусство игры на клавесине (1716, 1717) (фрагменты) http://opentextnn.ru/music/muzykalnye-jepohi/xviii-v/fransua-kuperen-iskusstvo-igry-na-klavesine-1716-1717-fragmenty-45-08-kb/

6. Мильштейн Я. Франсуа Куперен. Его время, творчество, трактат «Искусство игры на клавесине» https://classic-online.ru/uploads/000_books/300/209.pdf

7. Николаев Очерки по истории фортепианной педагогики https://ale07.ru/music/notes/song/muzlit/nikolaev_ocherki1.htm

 

ББК Щ 315.41-7р
Панов, А. А.
О постановке рук и туше клавиристов времен К. Ф. Э. Баха [Текст]
// Старинная музыка. - 2020. - № 1. - С. 12-19.

Панов, А. А.
От клавира к пианофорте. Постановка рук и посадка за инструментом в последней трети XVIII - начале XIX века [Текст]
// Старинная музыка. - 2020. - № 2. - С. 26-40.

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!