Гражданское общество. Как Вы думаете, с какими проблемами сталкивается процесс формирования гражданского общества в РБ? Свой ответ аргументируйте.



На пути формирования гражданского общества в Республике Беларусь в настоящее время существует ряд трудностей, и, прежде всего, устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные коммунистическим режимом, которые отторгают многие экономические, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. У значительной части (если не у большинства) населения вызывают психологический дискомфорт такие фундаментальные, базовые ценности, на которых строится гражданское общество, как частная собственность, экономическое и социальное неравенство, конкуренция, а также отсутствие многих социальных гарантий, которые были прежде.

Глубочайший отпечаток на социальное поведение белорусского населения наложили такие факторы, как тяжелое наследие русско-советского имперского господства, надолго остановившего процесс формирования белорусской нации, патриархальные особенности менталитета и политической культуры большинства населения, отсутствие влиятельного среднего класса и, наконец, изменения 1996 года. По этим причинам белорусское общество отличает довольно низкий уровень социальной активности. Как и в советские времена, она протекает в основном в пространстве их частной жизни и почти не выражена в публичной сфере.

Согласно официальной трактовке белорусская государственность начинается лишь с образования в 1919 году БССР. Славная, сколь же и трагичная, история Великого княжества Литовского и Белорусской Народной Республики, роль которой в политической ресоциализации граждан, формировании белоруской идентичности, гражданственности и патриотизма трудно переоценить, практически не культивируется как предмет национальной гордости. Поэтому неудивительно, что у подавляющего большинства населения все еще отсутствует развитое национальное самосознание, т.е. сознание принадлежности к Беларуси не только на основе сходного жизненного опыта, объективной общности «крови» или «почвы», но и на основе общей системы национальных ценностей. Отсутствие в массовом сознании вдохновляющей национальной идеи является, пожалуй, самым главным фактором гражданской и политической индифферентности граждан.гражданское общество беларусь социальный

Социальной основой гражданского общества является так называемый средний слой. В формировании этого слоя в РБ, рождаемого научно-технической революцией и рыночной экономикой, необходимо выделить 2 аспекта:

·  Существует старый номенклатурный слой, сегодня идет процесс обновления и расширения этого слоя с помощью приватизации государственной собственности, возникновения малых и совместных предприятий, иных форм деятельности.

·  На базе возникновения кооперативных, арендных, совместных предприятий, бирж, банков, фермерских хозяйств и прочего образуется новый пласт в составе среднегослоя.Теперь он развивается, сближается со всем слоем. Но процесс этот идет тяжело, тем не менее, экономическая ситуация, проблема выживания стимулируют приток граждан в этот средний слой, который постепенно займет мощные позиции в нашем государстве.

Также важной характеристикой гражданского общества является существование правового государства, демократического режима. Конституция РБ и разработанные и принятые пакеты законов лягут в основу и составят правовую базу гражданского общества. Сложность сегодня заключается в том, что принятое законодательство пока малоэффективно и недоскональное, но дело еще заключается в правовом нигилизме и неуважении закона. Поэтому в этой области предстоит еще большая работа.Что касается распространения и развития самоорганизации и самоуправления населения на местах, отсутствия прямого вмешательства государственных служб в решение вопросов жизни и деятельности граждан, то в нашей действительности все крупные и многие мелкие вопросы обычно решались и решаются государственными органами, местное самоуправление только зарождается.

Плюрализм (еще одна особенность гражданского общества) в нашем обществе тоже завоевывает право на существование. Но только с течением времени, вместе со становлением настоящего гражданского общества у нас сложится плюрализм.

И, наконец, важной чертой духовной жизни гражданского общества является свобода личности, сосуществование различных культур, конфессий, взглядов, формирование политической культуры консенсуса вместо демократического решения проблем путем восхваления его большинством. Возрождаются духовные национальные ценности и язык. В результате все ярче вырисовываются культурные контуры гражданского общества, на это направлен ряд условий, важнейшее из которых — свобода творчества, право на свободную интеллектуальную деятельность. Основная причина остающегося низким уровня культуры — низкое финансирование.

Органы государственной власти Беларуси сейчас стараются взять под контроль гражданское общество и его развитие в стране.

В результате, активность гражданского общества почти не сказывается на повседневной жизни основной массы людей, от чего и уровень общественной поддержки гражданских организаций и инициатив остается очень низким. Люди предпочитают прибегать к отработанным за многие десятилетия механизмам индивидуальной адаптации к условиям своей жизни. Высокая степень индивидуального приспособления к любой общественной системе, в том числе и к ныне существующей – основная черта традиционной поведенческой модели белорусов и одна из основных причин общественной пассивности.

На основе вышеперечисленного, можно выделить фундаментальные причины низкого уровня организации гражданского общества в Беларуси:

1) Низкий процент частного сектора в экономике. Т.е. отсутствие большой независящей от государства социальной группы с весомым капиталом и собственностью, способной на серьезную защиту своих интересов, а главное имущества, на политическом и законодательном уровнях.

2)Неразбитый миф государства-отца.

3) Отсутствие политической элиты, осуществляющей национально-ориентированную внешнюю и внутреннею политику.

4) Страх перед расправой за социальную и политическую активность очень четко отпечаталось на сознании большинства белорусских людей еще со времен СССР.

В итоге можно отметить, что формирование гражданского общества в нашей странебудет долгим, сложным и противоречивым, но надежда все-таки есть.

 

 

Избирательная система. Выделите достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Какая из этих избирательных систем используется в РБ? Свой ответ аргументируйте.

Мажоритарная избирательная система – система большинства. Это значит, что избранным считается кандидат, получивший большинство голосов избирателей.

Существует две разновидности мажоритарной системы:

· Мажоритарная система абсолютного большинства;

· Мажоритарная система относительного, или простого, большинства.

При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов избирателей (больше 50 %, т.е. как минимум 50 % + 1 голос)

Особенности мажоритарной избирательной системы:

· Мажоритарная избирательная система применяется при выборах по одномандатным административно –территориальным округам. Первая характеристика (одномандатный избирательный округ) означает, что в таком округе должен быть избран только один депутат, хотя кандидатов в депутаты может быть сколько угодно. Вторая характеристика (административно –территориальный округ) означает, что избирательные округа формируются по одному –единственному, причём чисто формальному признаку –в них должно быть примерно равное число граждан, обладающих правом голоса. Никакие качественные критерии –тип поселения, этнический состав населения и т.п. –не учитываются. Административно –территориальные округа –это не географическая или административная данность. Они создаются только на период выборов и в таком количестве, которое соответствует числу депутатских мандатов в законодательном органе власти.

· При мажоритарной системе выборы проводятся в два тура. В первом туре – по мажоритарной системе абсолютного большинства (для того, чтобы исключить возможность формирования нелегитимного органа власти). Если первый тур не определил победителя, то во второй тур выходят два кандидата, получившие наибольшее число голосов избирателей в первом туре. Во втором туре голосование проводится всегда по мажоритарной системе относительного большинства.

Недостатки мажоритарной системы:

· Несоответствие между числом проголосовавших за партию избирателей и количеством полученных ею депутатских мандатов

· Невыгодна для мелких и средних партий, а именно –отданных за них голоса избирателей попросту пропадает, и интересы этих избирателей оказываются не представленными в органах власти.

Для преодоления недостатков мажоритарной системы была разработана пропорциональная избирательная система.

Согласно данным нормативным правовым актам избирательная система Республики Беларусь –это мажоритарная система абсолютного большинства. Причём это большинство неодинаково при избрании Президента страны, депутатов нижней палаты Национального собрания и депутатов местных Советов. Президентские выборы считаются состоявшимися, если в них участвовало более 50 % граждан, включённых в списки для голосования. Победа признаётся за кандидатом, который набрал более 50 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если этого не произошло, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Избранным считается тот кандидат, который при повторном голосовании набрал больше 50 % голосов и выборщиков, принявших участие в голосовании. Выборы в Палату представителей и местные Советы признаются состоявшимися, если в них приняло не менее 25 % граждан, включённых в списки избирателей. Избранным считается кандидат, набравший 25 % + 1 голос избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один кандидат не получает требуемого числа голосов, то назначается второй тур выборов. В нём принимают участие два кандидата, набравших больше всего голосов в первом туре.

 

Личность как объект и субъект политики. Объясните, используя главу 2 Конституции РБ, сущность основной формы прямого участия граждан в решении важнейших вопросов государственной и общественной жизни – референдумов. Как выдумаете, каковы основные причины абсентеизма?

 

 Основные причины абсентеизма

     Абсентеизм представляет собой естественноисторическое явление, неотъемлемый атрибут политической системы, построенной на принципах демократии и свободы. Он является феноменом политической жизни любого демократического общества и правового государства, вступившего на нисходящую ветвь своего развития. Широкое распространение абсентеизма, как в странах классической демократии, так и тех, которые недавно вступили на путь демократического развития, связано с нарастанием процессов дисфункциональности в их политических системах, исчерпанностью креативного потенциала исторически сложившихся демократических институтов, возникновением "подданнического" типа политической культуры у широких масс под воздействием СМИ.

     Масштаб абсентеизма и формы его проявления напрямую связаны с историческими условиями становления институтов демократии, с различиями в менталитете народов, с существованием различных традиций и обычаев в данном социуме.

     Проблема абсентеизма принадлежит к тем проблемам социологического познания, которая на протяжении последних десятилетий находится в центре внимания как отечественных, так и зарубежных социологов, исследующих процессы, протекающие в политической сфере жизни общества. Это связано с рядом объективных и субъективных причин, среди которых, прежде всего, необходимо назвать четыре основные.

Первая причина такова. Социальная практика убедительно свидетельствует, что участие населения в политическом процессе и, прежде всего, в формировании выборных органов власти является условием успешного функционирования любого общества, построенного на демократических принципах. Никто из ученых и политических деятелей, приверженных принципам демократии, не ставит под сомнение тот факт, что исключение из активной политической жизни представителей определенных социальных групп, увеличение числа тех, кто сознательно дистанцируется от политики, неизбежно препятствует формированию структур гражданского общества, негативно сказывается на эффективности деятельности выборных органов власти.

Практически для всех, кто занимается проблемами политики в научном и практическом плане, является очевидным, что рост числа абсентеистов - это свидетельство несовершенства сложившейся политической системы, показатель роста недоверия к демократическим институтам, индикатор нарастания социальной напряженности в обществе. Именно с этим обстоятельством, прежде всего, связан тот пристальный интерес к проблеме абсентеизма, который демонстрируют многие из отечественных и зарубежных ученых.

        Вторая причина может быть описана следующим образом. Как известно, одной из характерных черт политической жизни постиндустриального общества является резкое снижение политической активности граждан. Рост числа абсентеистов фиксируется практически во всех высокоразвитых в экономическом отношении странах, начиная с Англии и заканчивая Японией. По данным Международного института демократии и содействия выборам (Стокгольм, Швеция), проводившего анализ активности избирателей на всеобщих парламентских и президентских выборах в 163 странах мира, среднестатистический показатель явки избирателей снизился за последние годы с 70 до 64%3. Таким образом, с известными допущениями можно утверждать, что абсентеизм стал своеобразной "визитной карточкой" новейшего времени.

         Растет число абсентеистов и в России, где в выборах различного уровня не участвует от 40 до 70% потенциальных избирателей, тогда как в конце 80-х - начале 90-х годов в выборах депутатов Верховного Совета РСФСР, а затем депутатов первой и второй Государственной Думы РФ участвовало более 85% внесенных в списки избирателей.

         Особенно быстрыми темпами растет число тех, кто не желает участвовать в выборах структур региональной власти, глав органов местного самоуправления. Сегодня нередки случаи, когда местными законодательными органами принимаются акты, в которых выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие 20-25% зарегистрированных избирателей. Очевидно, что снижение числа граждан, принимающих участие в голосовании, переводит в практическую плоскость проблему легитимности власти, которая сегодня многими осознается как главная проблема современного этапа развития постиндустриального общества. Примером могут служить США, где в 1996 году в президентских выборах приняло участие 43% избирателей. Из них за Б. Клинтона тогда проголосовало 47% или 23% от численности внесенных в списки избирателей. Это дало повод политическим оппонентам Клинтона поднять в Конгрессе вопрос о легитимности его избрания.

Нет необходимости доказывать тот факт, что политический деятель, не получивший поддержки большей части населения не может рассматриваться как носитель законной власти, что обычно ведет к дестабилизации социального организма, порождает многочисленные кризисные явления. Такова третья причина, обусловливающая значимость темы, вынесенной в заглавие диссертационной работы.

        Четвертая причина связана с разработкой проблемы абсентеизма представителями социологической науки. Как показывает анализ ряд аспектов данной проблемы не получили должного освещения в научной литературе. В частности, не выработана единая точка зрения на природу абсентеизма; нет четкого представления о главных причинах, заставляющих индивидов принимать решения "не участвовать в политике вообще" и в выборах в частности; не сформировалось мнение и относительно того, как связан абсентеизм с формой правления, с эффективностью деятельности институтов государства, семьи, образования и т.д.

        Главной причиной абсентеизма является неприемлемость для части избирателей социального строя, института выборов, отсутствие интереса к политике и потребности заниматься политической деятельностью, а не сложности технического или организационного порядка, как это утверждает ряд западных авторов.

 

 

 

Политическое развитие. Страны Латинской Америки страдают слабостью демократических институтов, большим числом переворотов, которые совершаются в них. Часть западных исследователей объясняют это господством католицизма в регионе. Как вы считаете, правы ли те исследователи, которые выделяют религию как силу влияния на политическое развитие.

 

Безусловно, религия в некоторых странах играет важную роль, но нельзя преувеличивать влияние её на политическую жизнь в стране, если только религия является институтом государства и не отделена от политической власти государства.(по конституции РБ религия отделена от государства, во многих же мусульманских странах она очень сильно влияет на политическую жизнь).

Страны Латинской Америки прошли через много модернизации и трансформации политического строя. Если посмотреть в глубину веков, то мы увидим, что институт религии в Латинской Америке играет не последнюю, но и не ведущую роль. Потрясения, переворотов, революции в ХХ в. в Латинской Америке вызваны отнюдь не влиянием религии на массы, а социально-экономическими противоречиями.

Латинская Америка к началу новейшего времени в своем историческом развитии прошла несколько этапов. Особенностью становления колониальных систем Испании и Португалии в Америке является то, что огромную роль в колониальном управлении Латинской Америкой играла католическая церковь. Папская булла в 1493 г. дала испанским королям право патронажа над церковью в колониях, в частности право назначать на церковные должности. В результате церковь стала органической частью колониального аппарата, хотя и использовала при этом свои специфические духовные средства воздействия на население колоний. Церковь была крупным землевладельцем, сосредоточившим в своих руках одну треть всей пахотной земли колоний. Экономическая мощь церкви позволяла ей вступать в конфликты с самой колониальной администрацией, претендовать на самостоятельность в политической жизни.

Война за независимость испанских колоний 1810–1826 гг. и провозглашение независимости Бразилией (1822) положили конец колониальному господству Испании и Португалии в регионе (кроме Кубы и Пуэрто-Рико, остававшихся под властью Испании до 1898 г.). Начался новый этап истории Латинской Америки – этап становления и развития политически независимых латиноамериканских государств и соответственно латиноамериканских наций. Все эти страны, за исключением Бразилии, сразу или вскоре после провозглашения независимости стали республиками. Остается огромное влияние религии (католичества) на политическую жизнь в стране.

Сл абость законодательной и судебной ветвей власти. В Южной Америке признания армии как залог политического порядка и стабильности было естественным явлением, то в США такой постулат не воспринимался. Партии не играли значительной роли в политической жизни страны, находясь в тени борьбы за власть, которая велась между элитными группами. Принципы свободы слова, собраний и собраний, независимости прессы и другие демократические свободы, в Латинской Америке признавались за вторичные после таких факторов, как единство, стабильность и авторитет государства.

Эти обстоятельства, дополнены традиционным влиянием католической церкви, пронизывал все времена государственных структур, создали в регионе частично унаследованную от средневековой Испании, необычную и неповторимую государственную модель, которую условно можно определить как «латиноамериканизм».

На современном этапе развития нельзя говорить о ведущей роли католицизма в этом регионе. Современные тенденции показывают, что на первый план внутреннеполитических программ выходят экономические положения, а не религиозные. Страны Латинской Америки во второй половине ХХ в. – начале ХХI в. пришли к тендеции веротерпимости. Религия в ХХI в. не играет такую же роль как в начале ХХ в.

 

 

Политические идеологии. Современная ситуация в западных государствах такова, что в чистом виде консервативная и либеральная идеология не существует: они очень тесно переплетены. Чем, на Ваш взгляд, вызвано данное слияние этих идеологий? Свой ответ аргументируйте.

К началу ХХ в. объективные предпосылки существования охранительного традиционного консерватизма были исчерпаны. С углублением модернизационных процессов, сокращением традиционных социальных групп и укреплением основных классов индустриального общества, консервативная идеология оказалась лишена прежнего охранительного пафоса. Начался распад консервативной идеологической традиции на два течения, которые ориентировались на совершенно разные модели политического поведения и представляли собой результаты синтеза отдельных аспектов традиционного консерватизма с либеральной идеологической доктриной. Одно из них носило этатистский ( этатизм –мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства, которое полагается стоящим над обществом; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни) характер, воспроизводило консервативную концепцию органического государства. Второе основывалось прежде всего на присущих традиционному консерватизму идеях естественности, стихийности общественного развития.

Предпосылки для становления идеологии либерального консерватизма сформировались на рубеже XIX-XX вв. прежде всего в тех странах Европы, которые оказались охвачены процессов ускоренной, "догоняющей" модернизации. В Германии, России, Австро-Венгрии, Италии начались крупномасштабные реформы в социально-экономической и политической сферах, призванные ответить на "вызов Запада", предотвратить превращение этих стран в периферию индустриально развитого мира. Но прямое восприятие опыта либеральных преобразований, ориентация на принципы классического либерализма угрожали могуществу правящей элиты этих стран - непосредственного инициатора проводимых реформ. Не соответствовал либеральный проект и особенностям политической культуры данного общества, специфике массового сознания. Образовавшаяся идеологическая ниша была заполнена либерально-консервативным этатизмом.

Либеральный консерватизм являлся умеренно-реформистской концепцией. Он не подвергал сомнению общую целесообразность модернизации, однако ограничивал ее рядом оговорок. С точки зрения либерально-консервативного этатизма реформаторство может носить лишь прагматический и ограниченный характер, тогда как приоритет национальных, культурных, религиозных ценностей является бесспорным. Речь может вестись только о реформах, призванных продолжить исторически избранный путь нации. Тем самым, конечной целью преобразований считалось благо государства, а специфика проводимых реформ зависела, прежде всего, от своеобразия национальной государственности, религиозно-конфессиональной системы ценностей.

Идея нации не входила в идеологический арсенал традиционного консерватизма. Напротив, она была востребована, прежде всего, либеральной идеологией в эпоху становления буржуазной государственности. Апелляция консерватизма к национальной идее была спровоцирована угрозой разрушения исторически сложившегося общественно организма в условиях начала ускоренной модернизации. Либерально-консервативная идеология трактовала именно нацию как основной фактор человеческой истории, хранительницу традиций и накопленного опыта, единый организм, имеющий общие цели, преобладающие над интересами отдельной личности. Национальная идея в либерально-консервативной интерпретации стала мощным аргументом в поддержку нового политического курса. Она позволила консервативным реформаторам уйти от жесткого этатизма, чрезмерного преувеличения значимости "государственного интереса", в значительной степени преодолеть духовную поляризацию общества в условиях крупномасштабных, форсированных реформ, сопровождающихся большими социальными издержками [Соловьёв А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М.:Аспект пресс, 2001.].

С точки зрения либерального консерватизма даже демократия является системой элитарного властвования, но с особым механизмом формирования элиты и осуществления ею своих полномочий. Последовательная же реализация принципа народовластия может лишь создать предпосылки для распада государственного механизма, для торжества интересов толпы. Демократия, понимаемая как непосредственное народовластие, является отвлеченной идеей, несовместимой с подлинным предназначением власти. Она переносит лейтмотив политической жизни с поиска эффективных механизмов обеспечения реальных потребностей всего народа на совершенствование форм волеизъявления большинства, не готового к ответственности за свои решения. Тем самым, последовательная демократия становится основой для политического произвола и нелегитимного насилия.

Либерально-консервативная идеология оказалась широко востребована в странах, совершавших форсированный индустриальный рывок на рубеже XIX-XX вв. Эффективность этой доктрины обусловлена попыткой предложить синтез традиционных, коллективистских ценностных ориентаций и новых либеральных целей реальной политики, выработать сценарий естественной интеграции этих стран в ход мирового развития, не ставя под сомнение их национальную самобытность и значимость. Однако, в этой двойственности заключалась и уязвимость либерального консерватизма.

 

 

Какие формы зависимости используются высокоразвитыми государствами для давления на страны «третьего мира»? Не является ли использование этих форм зависимости более эффективным, чем применение силы или угрозы применения силы? Свой ответ аргументируйте.

 

Страны Третьего мира (развивающиеся страны) — те страны, которые отстают в своем развитии от индустриально развитых стран Запада со свободным рынком (Первый мир) и индустриально развитых бывших социалистических стран (Второй мир).

Изначально термин относился к странам, которые во время Холодной войны не относились ни к Первому миру (НАТО), ни ко Второму миру (Варшавский договор).

Страны Третьего мира наиболее бедные, что измеряется по уровню дохода в них на душу населения, и сконцентрированы в основном в Азии, Африке, и Латинской Америке. Они подразделяются на страны с низким доходом, страны со средним доходом, такие как Нигерия, Индонезия и Боливия, страны с доходами выше среднего, например Алжир и Малайзия.

Освободившиеся от колониальной зависимости страны получили название стран Третьего мира. В начавшемся после завершения постколониальный период развитые западные страны экономически и политически намного превосходили страны Третьего Мира. Некоторые из Стран Третьего Мира всё ещё выступают в роли источников сырья, что позволяет им обеспечить уровень благосостояния населения, сравнимый, а в некоторых случаях и превосходящий уровень европейских стран (Арабские Эмираты). Низкий уровень зарплаты делает их резервуарами дешёвой рабочей силы , что даёт возможность международным корпорациям минимизировать свои издержки, перемещая в них своё производство, в первую очередь — товаров массового потребления.

Ликвидация колониальной системы не во всех случаях имела положительные последствия. Поскольку на место смешанной администрации в лице собственного чиновничества и чиновничества метрополии с их в течение многих лет отрабатываемой управленческой политики, пришли слабые коррумпированные режимы стран Третьего Мира, которые не способны добиться справедливого соотношения цен на внутренних рынках, обеспечить контроль за возвратом валютной выручки и увеличить собираемость налогов для развития собственной образовательной и научной сферы. Хронически растёт задолженность многих развивающихся стран.

Неоколониализм — термин, которым обозначают вмешательство развитых стран в дела развивающихся.

Существует также понятие как белый колониализм. Страны третьего мира экономически эксплуатируются развитыми странами.

После получения независимости, некоторые национальные лидеры и группы оппозиции начали утверждать, что их страны подвергнуты новой форме колониализма, проводимого бывшими колониальными державами и другими развитыми нациями. КвамеНкрума, который в 1957 году стал во главе независимой республики Гана, был первым критиком того, что в дальнейшем получило классическое определение неоколониализма. Результатом неоколониализма является эксплуатация, а не развитие менее развитых частей света. Вложения при неоколониализме увеличивают, вместо того чтобы уменьшать, пропасть между богатыми и бедными странами мира. Борьба против неоколониализма заключается не в исключении участия капитала развитых стран в экономиках менее развитых. Она нацелена на препятствование финансовой силе развитых стран в обеднении менее развитых.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!