Развитие политической мысли в Беларуси. Как вы считаете, можно ли Статуты ВКЛ считать конституцией и основой правового государства? Аргументируйте свой ответ.



Учреждение образования «Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина»

 

Контрольная работа

по политологии

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса 4 группы

факультета ДиНО

заочное отделение

Приходько Марина Юрьевна

 

Мозырь, 2013

 

План:

2.5 Как вы думаете, возможно ли взаимозаменяемость политики, права и морали? Для ответа на вопрос прокомментируйте следующие утверждения: «Морали в политике нет, а есть только целесообразность» (Ульянов В.И.)

«Сила дарует права» (Платон)

 

4.2 Развитие политической мысли в Беларуси. Как вы считаете, можно ли Статуты ВКЛ считать конституцией и основой правового государства? Аргументируйте свой ответ.

 

6.3 Политическая стратификация. Многие авторы объясняют сущность лидерства отношениями «лидер –масса», и обращают внимание на различные стороны этого взаимодействия. Выделите факторы, определяющие смысл лидерства.

 

9.1 Государство как институт политической системы. В какой мере, на ваш взгляд, государство является продуктом рациональной деятельности людей, а в какой оно есть естественно возникающий результат развития, продукт конкретной традиции и культуры. Аргументируйте.

 

11.5 Гражданское общество. Как Вы думаете, с какими проблемами сталкивается процесс формирования гражданского общества в РБ? Свой ответ аргументируйте.

 

13.1 Избирательная система. Выделите достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Какая из этих избирательных систем используется в РБ? Свой ответ аргументируйте.

 

14.5 Личность как объект и субъект политики. Объясните, используя главу 2 Конституции РБ, сущность основной формы прямого участия граждан в решении важнейших вопросов государственной и общественной жизни – референдумов. Как выдумаете, каковы основные причины абсентеизма?

 

18.5 Политическое развитие. Страны Латинской Америки страдают слабостью демократических институтов, большим числом переворотов, которые совершаются в них. Часть западных исследователей объясняют это господством католицизма в регионе. Как вы считаете, правы ли те исследователи, которые выделяют религию как силу влияния на политическое развитие.

23.3 Политические идеологии. Современная ситуация в западных государствах такова, что в чистом виде консервативная и либеральная идеология не существует: они очень тесно переплетены. Чем, на Ваш взгляд, вызвано данное слияние этих идеологий? Свой ответ аргументируйте.

 

25.1 Какие формы зависимости используются высокоразвитыми государствами для давления на страны «третьего мира»? Не является ли использование этих форм зависимости более эффективным, чем применение силы или угрозы применения силы? Свой ответ аргументируйте.

 

 

Как вы думаете, возможно ли взаимозаменяемость политики, права и морали? Для ответа на вопрос прокомментируйте следующие утверждения: «Морали в политике нет, а есть только целесообразность» (Ульянов В.И.)

«Сила дарует права» (Платон)

 

Взаимосвязь не только возможна, но она и существует.

Мораль в политике и праве обязана быть, но другой вопрос как политики придерживаются морали.

На заре цивилизации небольшие, человеческие коллективы (род, племя) могли обойтись без политики, регулируя взаимодействие людей и обеспечивая общественный порядок с помощью обычаев, традиций, семейных отношений. Однако развитие производства, углубление разделения труда, обострение социальных конфликтов, усложнение общества привело к возникновению потребностей получать блага за счет других людей и природы. Это искушение богатством и потребительством, создает опасность вырождения рода человеческого и отдельных людей. Об этом предупреждал в свое время Аристотель. "Без добродетели, - писал он, - человек становится самым нечестивым и самым диким существом, а в отношении к половому наслаждению и к пище - он хуже тогда всякого животного". 

Другими словами, только с помощью морали общество уже не могло регулировать свои отношения. Все это привело к возникновению политики, которая стала регулировать поведение людей с помощью специального аппарата принуждения. Так, например, характерную для морали функцию угрызений совести, здесь выполняет суд, который наказывает за нарушение установленных норм.

Таким образом, политика и мораль преследуют одну цель - сохранять стабильность в обществе, регулировать его жизнь в целом и каждого гражданина в отдельности. В то же время имеются существенные различия между политикой и моралью. Важнейшим из них является конфликтность политики. Она вытекает из того, что источником политики являются экономические интересы людей, а источником морали выступают общечеловеческие ценности, следование которым не сулит индивиду личной выгоды. Поэтому, возникает соперничество моральных и политических мотивов поведения. К сожалению, чаще всего, в этом соперничестве побеждают политические мотивы поведения, а не нравственные.

Мораль в политике - воплощение в политике и ее мотивации моральных норм и ценностей: добра, справедливости, долга и т.д. По вопросу о возможности нравственной политики в мировой общественно-политической мысли существуют различные точки зрения: 1) сторонник морализаторского подхода Г.Мабли называл политику общественной моралью, а мораль - частной политикой. Хорошая политика, по Мабли, не отличается от здоровой нравственности. Ж-Ж.Руссо призывал к соединению политики и морали: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой, и все, что является нравственным злом, является злом и в политике. По мнению Т. Джефферсона, искусство управления состоит в искусстве быть честным; 2) по Н. Макиавелли, политика и нравственность несовместимы. Мораль - сфера вечного, она регулирует индивидуальные отношения людей посредством добровольного соблюдения ими определенных правил; в политике же господствует целесообразность, в ней выражаются интересы различных социальных групп. "В политике нет морали, а есть только интересы"; 3) политика может быть нравственной или безнравственной в зависимости от обстоятельств. М.Вебер "примирял" мораль и политику путем разделения сфер их действия: до принятия политического решения политик может следовать своим идейным убеждениям и нравственным принципам, но при принятии решения он должен думать о его последствиях и результатах, учитывая реальные обстоятельства ("этика убеждений" и "этика ответственности").

К сожалению, в современном обществе политики зачастую пренебрегают нормами морали. Многие политики пользуются девиз Н. Макиавелли «Цель оправдывает средства». И поэтому я придерживаюсь позиции М. Вебера и Н. Макиавелли. Мораль распространяется на все общество. Но в политике часто приходится нарушать данные нормы, особенно если они направлены на благо страны и политики в целом. В политике действительно есть только интересы и целесообразность, так как вся политика в целом построена на этом.

В 2010 г. в Косово начался суд по делу о контрабанде человеческих органов. Об этом главный экс-прокурор Международного трибунала по бывшей Югославии Карла дель Понте рассказывает в своей книге «Охота: я и военные преступники».  

Она рассказала, что знала о похищении албанцами сербов, даже знала о том, что их использовали в качестве доноров. Дель Понте скрыла правду об ужасных преступлениях, совершенных против сербов, тем самым она помогла преступникам. Объяснила она это так, что еслиб тогда на суде вылезла правда о этих преступлениях, то Косово никогда не получила бы независимость. Так в современном мире, о какой морали в политике идет речь?

Развитие политической мысли в Беларуси. Как вы считаете, можно ли Статуты ВКЛ считать конституцией и основой правового государства? Аргументируйте свой ответ.

Естественно во времена ВКЛ, Статуты являлись прототипом конституции, но в современном мире нельзя назвать Статуты ВКЛ конституцией.

Статуты – свод законов феодального права, составлявший его правовую основу. Статут 1529 г. – развернутый кодекс феодального права, действовавшего в Великом княжестве Литовском. Он дает богатый материал для изучения экономических, общественных и правовых отношений в XV- начале XVI вв.

Статут 1566 г. отражал общественно-политические изменения, происшедшие в Великом княжестве Литовском в 1530-1560-е гг., закрепил новое административно-территориальное деление, новую систему судов. Видна цель заменить употребление в административной и судебной деятельности обычное право «писаным». Некоторые статьи направлены против проникновения в княжество польских панов

III Статут ВКЛ 1588 г. игнорировал акт Люблинской унии, закреплял независимость Княжества. Он обязывал правительство вернуть отторгнутые от ВКЛ земли, запрещал назначать на государственные должности и наделять землей «чужеземцев и заграничников», в том числе поляков, сохранял обособленность государства. В тексте ни разу не упоминается Люблинская уния. По содержанию этого документа Великое Княжество Литовское выступало самостоятельным государством.

Статут ВКЛ 1588 г. нашла отражение теория разделения власти на законодательную (сейм), исполнительную (великий князь, должностные лица) и судебную (Трибунал ВКЛ, земские и подкоморские суды).

Свод законов предусматривал ответственность шляхты за убийство простолюдина, запрещал передачу в неволю свободного человека за долги или преступления, ограничивал наказание несовершеннолетних до 16 лет. С другой стороны, Статут защищал интересы феодалов, усиливал их привилегированное положение, окончательно закрепостил крестьян.

Конституция (от лат. constitutio — «устройство») — основной закон государства.

Нормативный правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального содружества в межгосударственных объединениях, закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем данного государства или содружества, основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности.

Конституция в материальном смысле — совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.

Конституция:

· Закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти.

· Обладает высшей юридической силой.

· Отличается относительной стабильностью.

· Является базой для текущего законодательства.

· Отличается особым порядком принятия и изменения.

В Статутах ВКЛ (1529, 1566, 1588) закреплялась княжеская власть, регламентировали вопросы гражданского, уголовного и процессуального права. По Статуту 1588 г. происходит окончательное закрепощение крестьян, а вот по конституции все граждане равны передзаконам, а также все люди от рождения были наделены естественными гражданскими правами человека.

Таким образом, Статуты ВКЛ можно считать своеобразной феодальной конституцией ( но не в современном понятии этого слова), согласно которой права и обязанности разных сословий отличались друг от друга, но зависели уже не от чьей-то личной воли, а только от закона.

 

Политическая стратификация. Многие авторы объясняют сущность лидерства отношениями «лидер –масса», и обращают внимание на различные стороны этого взаимодействия. Выделите факторы, определяющие смысл лидерства.

Политическое лидерство — понятие многомерное. Однако три аспекта являются определяющими.

Это:

личностные черты лидеров;

инструменты осуществления ими власти;

ситуация, с которой сталкивается лидер.

Комбинация этих трех аспектов во многом предопределяет становление политического лидера, эффективность и результа­тивность его деятельности. Остановимся на указанных аспектах подробнее.
  Благодаря каким качествам и чертам характера политические лидеры завоевывают доверие, приобретают признание и получают поддержку со стороны людей? Какие характерные черты и свой­ства личности необходимы лидеру, чтобы вести массы за собой?
   Сразу отметим, что не стоит пытаться найти некий набор конкретных личностных качеств, которыми обладали бы все выдающиеся политические лидеры. В подтверждение этой мысли приведем три примера политических лидеров, оставивших очень заметный след в истории и в то же время так не похожих друг на друга по своим личностным качествам.
Рональд Рейган. Будучи президентом, работал не более 2-3 часов в сутки. Суеверен, увлекался астрологией. Не обладал аналитическим складом ума. Не был хорошо информирован и не стремился вникать в детали. Часто путал реальность и вымысел. Истины, которые он проникновенно изрекал, были просты и общеизвестны, но для многих звучали по-новому. В значительной мере сила этого американского президента заключалась в его политическом чутье, интуиции.
Маргарет Тэтчер. Обнаружила раннее увлечение и пристра­стие к политике. Уже в Оксфордском университете была председа­телем местной студенческой организации консервативной партии. В 25 лет баллотировалась в парламент. Обладает твердым, реши­тельным, волевым характером, умением убеждать и простым языком излагать свои цели. Человек огромной работоспособности.
Гельмут Коль. Умеет налаживать хороший контакт с "молча­ливым большинством" в стране. Идет на компромиссы, манев­рирует. В 16 лет вступил в ХДС. В 29 лет стал самым молодым депутатом. Он делает ставку на укрепление частного предпри­нимательства. Не владеет ни одним иностранным языком.
Таким образом, очевидно, сколь разные личностные качества позволили трем политическим лидерам современности достичь весьма крупных успехов. И тем не менее выявление всей палитры личностных свойств лидеров имеет большое значение, поскольку помогает увидеть корни и истоки их прихода к власти.
Итак, каковы отличительные черты, характеризующие лиде­ров? Они исключительно многообразны. Всю их совокупность можно объединить в три большие группы: природные, нравствен­ные, профессиональные качества.
Природные качества: сила характера, воля, магнетизм лично­сти, решительность, гипнотические способности, тонкая интуи­ция. Последнее из перечисленных качеств отличало президента Франции генерала де Голля. Он первым на Западе выдвинул кон­цепцию разрядки напряженности в отношениях с Востоком и спо­собствовал ее осуществлению. Много лет назад де Голль предска­зал неизбежность демократических перемен в Восточной Европе.
Приведем еще один пример, свидетельствующий о том, насколько важно для политического лидера иметь политическое чутье, интуицию.
Американский президент Линдон Джонсон, автор программы борьбы с бедностью, уделял большое внимание опросам общест­венного мнения. О нем в шутку говорили, что он носит в кармане результаты самого последнего опроса. В период его президентства значительное число опросов свидетельствовало о поддержке большинством американцев войны во Вьетнаме. Однако Линдон Джонсон решил не выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах 1968 г. отчасти и из-за своей непопулярности в связи с войной. Возможно, опросы давали неправильный результат? Нет. Возможно, сам Джонсон неверно их трактовал? Тоже нет. Дело вдругом: он понимал, что опросы не могли отразить всю сложность настроений, американцев в связи с данной войной. Хотя против войны выступало меньшинство населения США, но его страстная убежденность была настолько сильной, что могла свести на нет настроения большинства, поддерживавшего войну во Вьетнаме. Тем более, что эта поддержка была вялой, неактивной. Дальней­шие события показали, что политическое чутье не подвело Л. Джонсона. Манифестанты — противники войны добились того, что к моменту выборов общественное мнение было расколото и демократы потерпели поражение на выборах 1968 г.
  Нравственные качества политических лидеров. Об их необхо­димости для правителей говорили еще Платон, Аристотель и Конфуций. Они называли среди этих качеств благородство, чест­ность, верность общественному долгу, заботу о людях, об общест­венном благе и справедливости.
   К сожалению, не всегда политическим лидерам присущи высокие нравственные качества. Говоря о моральных качествах политического лидера, нельзя не упомянуть то обстоятельство, что XX век познакомил человечество с явлением отрицательного лидерства. Пример — Адольф Гитлер. Он появился на историче­ской арене в кризисное для Германии время. Лозунгами и про­граммой выхода страны из кризисного состояния Гитлер склонил на свою сторону большую часть нации. Однако, победив на выборах, он установил в стране фашистскую диктатуру, развязал мировую войну, которая унесла миллионы человеческих жизней.
   В современном мире значение морального фактора неизме­римо возросло. Это связано с появлением оружия массового уничтожения, опасностью возникновения даже локальных воен­ных конфликтов. Процессы демократизации современного обще­ства, повышение общей политической культуры человечества сделали нетерпимыми бесчеловечные и жестокие методы и средства политического правления, неприемлемыми какие-либо нарушения прав и свобод граждан. Гуманизм и человеколюбие, высокое чувство ответственности за принимаемые политические решения, честность и неподкупность, забота о людях - вот те главные нравственные черты и качества, которые должны быть присущи современному политическому лидеру.
   Профессиональные качества политических лидеров очень разнообразны: аналитические способности, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументирование противо­стоять чужому мнению, политическая мудрость, компетентность, профессионализм в принятии политических решений. Сюда же следует отнести талант привлекать к себе людей, ораторское искусство, чувство юмора, способность убеждать, вызывать энту­зиазм, умение повести людей за собой. В совокупности данные качества дают ярко выраженную способность к общественной и государственной деятельности.
    Крупный политический лидер — это всегда смелая, яркая личность. Это человек, умеющий завоевывать популярность благо­даря не только коммуникабельным и ораторским способностям, но и умению выражать запросы и интересы людей. Ведь без широкой поддержки и постоянного контакта с народом политиче­ский лидер мало чего добьется. Среди профессиональных качеств политического лидера очень важными являются готовность к компромиссам, такт, дипломатичность. Поскольку политический лидер в решении тех или иных проблем всегда испытывает определенное давление различных политических сил, заинтере­сованных сторон, он должен проявлять большую гибкость, умение маневрировать между полярными силами, быть готовым к вос­приятию различных точек зрения, предложений и требований.
   Как уже было отмечено, совсем необязательно, чтобы каждый лидер был носителем всего набора перечисленных качеств. Модель природных, нравственных и профессиональных характеристик может рассматриваться как идеал. Ясно, что в практической политической деятельности невозможно встретить политического лидера, обладающего всем идеальным набором необходимых качеств. Вообще невозможно назвать двух политических лидеров, абсолютно похожих друг на друга.
    Однако не только личностные качества определяют поло­жение лидера. Еще два аспекта обусловливают эффективность и результативность его деятельности. Это — инструменты, которыми пользуется лидер для осуществления власти, и ситуация, с которой он сталкивается.
   "Инструменты власти" — условное название. Речь идет о том, на что может опираться политический лидер в достижении поставленных им целей. Это — политические партии, законо­дательные органы, суды, бюрократический аппарат, средства массовой информации, то есть все то, что может создать условия для контактов политического лидера с народными массами. Известно, что эти инструменты могут при определенных условиях превратиться в силы, противодействующие позиции и выполне­нию поставленных политическим лидером задач. История знает немало тому примеров.
    Ситуация, с которой сталкивается политический лидер, может быть спокойной, но чаше бывает кризисной, сложной. При этом уровень интенсивности кризисной ситуации различен. В соответствии с ситуацией возникают разные проблемы и прини­маются разные решения выхода из кризиса.

Государство как институт политической системы. В какой мере, на ваш взгляд, государство является продуктом рациональной деятельности людей, а в какой оно есть естественно возникающий результат развития, продукт конкретной традиции и культуры. Аргументируйте.

Государство является основным институтом политической системы общества. Оно организует совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов, ассоциаций и контролирует её. В руках государства концентрируются власть и ресурсы, позволяющие ему решающим образом влиять на все проявления общественной жизни. Оно – центральный институт власти в обществе и как таковой сосредотачивает в руках рычаги, приводящие в движение общественный организм.

   Дифференциация экономических, социальных, культурных и других интересов и потребностей как отдельных индивидов, так и социальных групп, составляющих общество, требовала создания социального института, способного связать воедино всё многообразие помыслов и устремлений, отразить общий интерес. Таким социальным институтом и является государство. Оно призвано регулировать отношения между различными группами, слоями, классами, обеспечить безопасность, права и свободы всех индивидов, охранять правопорядок.

Основными признаками государства являются:

· Оно выступает как единая организация политической власти в масштабах всей страны, осуществляет власть в пределах определённой территории, пространственные пределы которой определены государственной границей. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства.

· Государство обладает специальным механизмом, системой органов и учреждений, непосредственно управляющих обществом. К ним относятся институты законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти, органы принуждения: армия, милиция, службы безопасности.

· Государство выступает источником права и закона, для осуществления которых оно располагает специальными органами.

Важнейшими институтами государства являются:

· представительные органы (парламент);

· исполнительно – распорядительные органы (президент, правительство, премьер -министр);

· надзорно–контрольные органы;

· судебная система;

· органы власти общественного порядка, государственной безопасности;

· вооружённые силы.

В обществе государство выполняет ряд функций. Важнейшие из них:

· экономическая функция – регулирование экономических процессов путём налоговой, кредитной политики, с помощью санкций или создания экономических стимулов;

· социальная функция – регулирование отношений между разными группами (социальными слоями, классами, этносами), поддержка социально незащищённых слоёв населения, содействие развитию систем образования, здравоохранения;

· правовая функция – установление правовых норм, обеспечение их выполнения;

· культурно –воспитательная функция –создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения;

Внешние функции государства включают:

1) оборону страны;

2) экономическое, технологическое, культурное и иное сотрудничество с другими странами, участие в работе международных организаций.

 

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 41; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!