III. Изучение нового материала.



Ход урока

Для нас дороже всего свобода исканий.

 В. Брюсов

Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда.

 О. Мандельштам

I. Организационный этап.

-Проверьте, пожалуйста, ребята, готовность рабочих мест. Сегодня на уроке нам предстоит поработать с интересным, но достаточно сложным и разнообразным материалом, вы будете работать в парах, поэтому я призываю быть вас предельно внимательными, собранными, активными, культурными в общении. (Звучит «Вокализ» Рахманинова).

-Посмотрите вокруг себя…Так необычно всё, что нас окружает: звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры.

Поэзия «серебряного века»…

Ахматова, Блок, Брюсов,

Грусть, тоска.

Поэзия «серебряного века»…

Она не на день, а на все века.

Цветаева, Бальмонт и Мережковский,

Каменский, Сологуб и Гумилёв –

Какой поток имён громокипящий,

 Судьбы, надежды, совести поток.

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор об удивительной, многогранной культуре века, который позднее получил название “Серебряный”.

II. Этап актуализации и мотивации.

Сам термин «Серебряный век» является весьма условным. Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1933), а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе Серебряного века» (1962) вошло в литературный оборот окончательно. А. Ахматова в “Поэме без героя” впервые в литературном творчестве употребила выражение “Серебряный век”.

Термин Серебряный век появился по аналогии с золотым веком (19 век). Эпитеты «золотой», «серебряный» имеют значение не степени качества, не определенного творческого уровня («Есть золотой и есть серебряный век искусства. И в тот, и в другой – люди друг друга стоят». Н. Оцуп), а говорят о разности основных настроений эпохи.

- Я обращаю ваше внимание на эпиграф к уроку: «Для нас дороже всего свобода исканий». (В. Брюсов). Как вы понимаете эти слова? Какой смысл вкладывал в них поэт Валерий Брюсов? (Рубеж 19-20 веков – эпоха сложных противоречий, напряженных духовных исканий: «Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть?» (А. Блок)).

- Перед деятелями искусства стояла нелегкая задача: изобразить противоречивый характер времени, найти ответы на многочисленные вопросы современности.

- Сегодня в центре нашего внимания будет поэзия Серебряного века, которая на рубеже 19-20 веков начала теснить с “привилегированного” места прозу, претендовала на роль выразительницы чувств и умонастроений людей.

-Искания в поэзии привели к появлению модернизма.

Модернизм (от франц. «новейший», «современный») – новые явления в литературе и искусстве, литературное направление, целью которого является создание поэтической культуры, эстетического идеала, духовное совершенствование человека. В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка.

Модернизм не отображает действительность, а создает новые художественные миры, в искусстве наступает эпоха безудержного творческого эксперимента. Искусство становится силой, преобразующей реальность.

В модернизме развиваются 3 основных течения – символизм, акмеизм, футуризм, представители которых пытаются по-своему, по-особому раскрыть мир и преподнести это видение читателю.

- Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? (Охарактеризовать новые литературные течения, возникшие на рубеже 19-20 веков в поэзии, и их художественные особенности)

-Почему рубеж 19-20 веков (эпоху Серебряного века) в искусстве часто называют русским Ренессансом? (На рубеже ХIX-XX веков был отмечен необыкновенный творческий подъем в области поэзии, живописи, музыки, театрального искусства).

- Сегодня взглянуть на поэзию Серебряного века мы попытаемся через призму других видов искусства.

III. Изучение нового материала.

Итак, я приглашаю вас в литературное кафе для того, чтобы познакомиться с основными течениями в поэзии Серебряного века, так как на рубеже веков именно в кафе, актовом зале Политехнического музея, в кабаре собирались ведущие поэты. У поэтов, художников, композиторов, театральных деятелей того времени было немало общего в творческих исканиях, поэтому в кафе звучала и музыка. Сегодня мы с вами тоже попытаемся создать атмосферу творчества. Вы разделились на 3 группы, каждая из которых – это представители поэтов, принадлежащих к основным течениям Серебряного века: символизму, акмеизму, футуризму.

Я с удовольствием представлю завсегдатаев этого заведения:

Содружество «Снежная маска» (символисты).

Содружество «Цех поэтов», из которого возник впоследствии… акмеизм.

Содружество с громким названием ХЛАМ (Художники. Литераторы. Артисты. Музыканты) (футуристы).

 

*Группам раздаются карточки-гиды, в которых собраны основные положения символизма, акмеизма, футуризма и даны контрольные вопросы (Приложение 1). Ключевые вопросы, данные в карточках, нацеливают учащихся на поиск главной информации.

*Перед групповой работой преподаватель дает учащимся установку: в карточках-гидах даны цитаты из статей, трактатов представителей направлений Серебряного века. После того, как вы познакомитесь с материалом и осмысленно заполните таблицу, я предлагаю вам заполнить «Бортовой дневник» (это задание выполняется индивидуально): выпишите в первую колонку высказывание представителя направления, которое вас поразило, заинтересовало, на которое у вас есть эмоциональный отклик, а во вторую колонку напишите ваш комментарий к выписанной цитате.

 

1. Творческое представление 1 группы «Снежная маска» (символисты). Какими же они себя видят?

- Какие же высказывания из трактатов, сборников символистов вас заинтересовали и поразили больше всего? (проверяется «Бортовой дневник» представителей 1 группы).

- Чтобы почувствовать особенности поэзии символизма, я предлагаю вам послушать стихотворение А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Интересно высказывание А. Блока в «Записных книжках»: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звезды. Из-за них существует стихотворение».

Установка перед чтением (вопросы записаны на слайде):

Какие образы-символы вы увидели?

Какие ассоциации у вас возникли?

Какие звуки создают настроение стиха?

(Стихотворение звучит в исполнении мастеров слова или подготовленного ученика)

- Анализ возможный: Все стихотворение пронизано тоской, чувством безысходности. Присутствие символов усугубляет эти чувства: «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Эти символы можно понимать, как жизненный путь, пролегающий в темноте, мраке, и фонарь как олицетворение надежды, маленького счастья, и опять тьма, болезни. Безжизненные удары усилены в четвёртой строке повтором звуков [д, т, д, т] (“Всё буДеТ Так. ИсхоДа неТ”). Нет спасения, даже смерть не освободит от страданий не отпускающей душу безысходности. Композиция этого стихотворения – зеркальная, т.к. в начале и в конце стиха одинаковые строчки «ночь, улица, фонарь, аптека…» и «Аптека, улица, фонарь…», все идет по кругу, жизнь не прекращается, но и не меняется: «И повторится все как встарь…» и «Умрешь-начнешь опять сначала…». Стихотворение воспроизводит тусклую, беспросветную, враждебно холодную действительность. Образ мрачной улицы у поэта разрастается и становится символом ограниченности жизни, ее пустоты.

 - Поэт-символист не стремился быть общепонятным. Его стихотворение должно было не столько передавать мысли и чувства автора, сколько пробуждать в читателе его собственные. Символистская лирика будила «шестое чувство» в человеке, обостряла и утончала его восприятие, развивала родственную художническую интуицию.

- Если отразить содержание поэзии этого стихотворения с помощью красок, какие бы цвета вы выбрали? (Мрачные цвета: серый, черный, иногда белый, голубой.)

- Символизм – это не только литературное течение, оно существовало и в живописи, и в музыке, и во всех видах искусства были общие идеи, особенности. Я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию в галерею художника-символиста Михаила Александровича Врубеля. Музыкальным фоном нашей экскурсии будет музыка Сергея Рахманинова. Всмотритесь в полотна живописца, вслушайтесь в звуки музыки композитора той эпохи…и попытайтесь ответить на вопрос:

- Какое настроение, внутреннее состояние человека передает искусство символизма? (Видеоклип о творчестве Врубеля) (Искусство символизма передает настроение грусти, уныния, тревоги, смятения, неудовлетворенности жизнью, страх перед жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его)

- Вспомните, почему именно таким было мироощущение людей на рубеже веков, как это можно объяснить, исходя из исторической ситуации рубежа веков? (На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий XIX в. Пришел период социальных, политических потрясений. Основные события эпохи – это войны (русско-японская 1904-1905, гражданская, Первая мировая война 1914), революции (1905, Февральская и Октябрьская 1917), свержение самодержавия, небывалые перемены. С 1902 – массовое создание политических партий. 1906 – создание I Государственной Думы, аграрная реформа А.П. Столыпина. Парламентаризм, частная собственность на землю – такого в России еще не было).

-Человек этой кризисной эпохи предчувствовал надвигающуюся катастрофу, находился в состоянии растерянности, беспокойства.

Скорбь великая растет в душе у всех…

 Надолго ль этот пир, надолго ль этот смех?

 Каким путем, куда идешь ты, век железный?

 Иль больше цели нет, и ты висишь над бездной? — писал в конце XIX в. Дмитрий Мережковский.

-Как называется особый тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости, характеризуется погружением в сферу индивидуальных переживаний? (декадентство)

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 28; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!