Глава I II. Музыкальный анализ произведения



3.1 Общий художественный обзор романса «Кот Матрос»

 

«Кот Матрос» – шестая вокальная миниатюра из цикла «Детская». Это эмоциональный рассказ о маленьком домашнем происшествии, чрезвычайно взволновавшем ребенка: кот запустил лапу в клетку с птицей. На протяжении всей миниатюры чувствуется сильное эмоциональное возбуждение, внутренняя активность, отсутствие какой-либо сентиментальности и приглаженности, позволяющее передать всё разнообразие настроений происходящего.

В миниатюре «Кот Матрос» расширяется состав действующих лиц. Если в предыдущих пяти номерах цикла героями были ребенок и няня, то в данном  участие принимает мама.

 

3.2 Текст романса

М.П. Мусоргский, как известно, являлся автором не только музыки, но и текстов для своих произведений. Композитор исследует самым детальным образом речь и находит пути её материализации в музыке. В текст романса «Кот Матрос» Мусоргский закладывает глубокий смысл, раскрывая детскую психологию. Он обрисовывает обыденную ситуацию в мелких деталях, что позволяет отчётливее представить картину происходящего. В то же время композитор использует выпуклые интонации, соответствующие той или иной словесной фразе.

Текст романса «Кот Матрос» М.П. Мусоргского

Ай, ай, ай, ай, мама, милая мама!
Побежала я за зонтиком, мама,
Очень ведь жарко,
Шарила в комоде и в столе искала:
Нет, как нарочно!
Я второпях к окну подбежала,
Может быть, зонтик там позабыла…

Вдруг вижу; на окне-то, кот наш Матрос,
Забравшись на клетку, скребёт!
Снегирь дрожит, забился в угол, пищит.
Зло меня взяло!
"Э, брат, до птичек ты лаком! Нет!
Постой, попался. Вишь ты, кот!"
Как ни в чём не бывало, стою я,
Смотрю в сторонку,
Только глазом одним подмечаю:
Странно что-то!

Кот спокойно в глаза мне смотрит,
А сам уж лапу в клетку заносит;
Только что думал схватить снегиря…
А я его хлоп!

Мама! Какая твёрдая клетка!
Пальцам так больно, мама, мама!
Вот в самых кончиках, вот тут,
Так ноет, ноет так...
Нет! Каков кот-то, мама,.. а?

Умело подобранные слова текста выдают в Мусоргском  замечательного мастера слова.

 

3.3 Музыкально-теоретический разбор романса

 

В самом начале произведения внутреннее состояние героини, её волнение, сильное возбуждение передаёт партия  фортепиано, представленная синхронными фигурациями восьмых в подвижном темпе. (тт.1-3)

Темповое обозначение (Оживлённо-болтливо) органично сочетается со скороговоркой в вокальной партии и накладывается на музыку вступления сразу, без паузы.

Трёхчастная форма миниатюры со вступлением и кодой позволяет выделить разделы А, В и А1, проследив разнообразие чувств, настроений и переживаний в каждом из них.

Небольшое вступление с нисходящей мелодией к первой ступени и смысловым акцентом на слове «мама» отделяется от первой части выразительной ферматой (тт.4-5).

В первом разделе (рассказ девочки о зонтике) присутствует возбуждение и нетерпение. Безостановочное, пульсирующее движение восьмых имитирует бег ребенка («Побежала я за зонтиком, мама, очень ведь жарко!»). Яркими и выразительными являются неожиданные нисходящие скачки в мелодии на  септиму, квинту, сексту (тт.7, 8,10,12,14).

 

В центральной  части миниатюры «Кот Матрос» возбуждение уступает место яркой театральности и артистизму. Прыжки кота, скрежет клетки, трепетная дрожь снегиря переданы с помощью фонических свойств фактуры — одновременного сопоставления низких, тёмных и высоких, светлых регистров, подчёркнуто густой, уплотненной или прозрачно-разреженной звучности с использованием крайних градаций динамической шкалы — pp - mf - p - pp - f

В аккомпанементе прослеживаются  контрастные особенности фактуры от унисонных четвертей к форшлагированным аккордам, имитирующим скрежет по клетке. (тт. 18-20) Всё это помогает прочувствовать, переданный в партии голоса ламентозными интонациями - малыми секундами, испуг снегиря, который искусно дополняется форшлагами в верхнем регистре аккомпанемента. На словах «Зло меня взяло!» в аккомпанементе звучит Большой мажорный септаккорд (обычно используемый в джазовой музыке). Мусоргский использует его, чтобы усилить эмоцию негодования и мимолётной рассерженности.

Третья и первая часть имеют сходства в мелодии, однако звучит реприза совершенно по-другому (тт.33). В ней изменяется темп – Медленнее, постепенно ускоряя, эмоции в этом выразительном речитативе нарастают.

Негодование и возмущение мастерски выражено композитором динамикой forte, широкими нисходящими скачками на неустойчивые диссонирующие интервалы, членением мелодии на короткие мотивы и сдержанностью аккомпанемента, выписанного паузами и выдержанными аккордами.

Исполнительского внимания заслуживает эпизод «Кот спокойно в глаза мне смотрит». Речитация уступает место сказовой интонации, своего рода распевности. Однако очень скоро она снова  переходит в скороговорку и заканчивается выразительным восклицанием: «А я его хлоп!» и акцентом в вокальной партии.

Заключительный раздел — кода(с темповым обозначением умеренно) —выдержан в манере жалобы и плача. Она очень выделяется на фоне остальных частей произведения. Возникает чувство, что музыка коды написана в духе «Грез любви» Листа или «Сна» Эльзы из «Лоэн-грина» Вагнера.

В этой лирической музыке воплощается чувство материнской любви, тепла и нежности: «Мама! Какая твёрдая клетка».

Боль в пальцах от жесткой клетки передают хроматические восходящие полутоновые интонации в мелодии (тт. 47) и романтические нонаккорды с задержаниями. В басу задерживается звук «ля», такой приём называется «органный пункт», что характерно для такого раздела, как кода.

Заканчивается эта нежная жалоба на неустойчивом нонаккорде, выражающем искреннее удивление, оставляя вопрос, звучащий не только в музыке, но и в тексте произведения: «Нет, каков кот-то, мама….а?». Эту последнюю фразу Мусоргский отметил обозначением «свободно, почти говорком».

 

На протяжении всего произведения ощущается ладовая переменность. Основная тональность – A-dur. В первой и третьей части звучат отголоски h-moll. Средняя часть крайне неустойчивая, в ней можно услышать гармонические Fis-dur и E-dur, а также цепочку неустойчивых доминантовых аккордов, подводящих к репризе. Смысловые акценты произносимой фразы формируют наиболее выразительные и индивидуальные гармонии, имеющие характер колористической краски, пятна (это напоминает брошенные диссонансы в мелодии декламационной фразы).

 

В миниатюре «Кот Матрос» смешанный склад: есть элементы и монодического, и гармонического, и полифонического склада. Например, монодический склад прослеживается в местах, где голос с аккомпанементом идёт в унисон (тт4-6). Элементы контрастной полифонии можно увидеть, например, в 12 такте. Фактура также постоянно меняется: она то линеарная, то аккордовая.
В коде воцаряется гармонический склад и гомофонная фактура в сочетании с прекрасной солирующей мелодией..

Таким образом, изложение гибко меняется, в соответствии в содержанием текста.

На протяжении всего произведения сохраняется единый размер – 4/4, что не характерно для других миниатюр из данного цикла.

Таким образом, художественное проникновение в мир детства во многом способствовало новым нестандартным решениям М. П. Мусоргского, касающимся разных областей его стиля: интонационной и жанровой системы, принципов композиции, музыкальной поэтики.

 

 

3.4 Трудности вокального исполнительства

 

В произведении «Кот Матрос», вокальной миниатюре для лирического или лирико-колоратурного сопрано, М. П. Мусоргский использует мелодизированный речитатив. Это почти проза, близкая живой, разговорной речи. Для вокалиста этот приём исполнения совсем не прост. Следует передать выразительность ритмической организации текста, обусловленную его речевой природой, и сохранить чёткую дикцию.

Многочисленные «неудобные» повороты в мелодии, ходы на широкие интервалы, ладовая многозначность требуют от вокалиста чистоты интонирования.

Уже в начале произведения из-за тональной неустойчивости сложно сразу войти в тональность, чисто взять первый звук.

Быстрый темп произведения провоцирует взятие  поверхностного (высокого) вдоха, поэтому необходимо следить тем, чтобы  дыхание было низким, а также необходимо допевать фразу, не снимая звук с опоры.

Важно точно соблюдать динамические оттенки.

 

Каждый звук нужно фокусировать, чтобы он не уходил назад, не проваливался на скачках. Низкие ноты следует петь на высокой позиции, не прерывая поток дыхания, чтобы голос не терял тембровый окрас и все регистры звучали ровно.

 

Вокалисту следует выявить театральную природу образов и подчеркнуть её за счет применения актёрского жеста, мимики, деталей поведения. Исполняя данное произведение, необходимо проникнуть в психологический мир ребенка и передать широкую гамму его непосредственных эмоциональных проявлений.

 

 

Заключение

 

Исследуя вокальную миниатюру «Кот Матрос», а вместе с тем и весь цикл Мусоргского «Детская», можно наглядно увидеть, как искусно гениальный драматург проявил себя в произведениях малой формы. Его песни и романсы представляют собой подобие небольших драматических сценок, в центре которых - живой и законченный человеческий образ. Вслушиваясь в интонации разговорной речи, Модест Петрович создал глубоко оригинальный, выразительный музыкальный язык, отличающийся острой реалистической характерностью, тонкостью и многообразием психологических оттенков. Творчество его оказало большое влияние на многих композиторов: С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Л. Яначека, К. Дебюсси и др.

Исследуя романс «Кот Матрос», я выполнила все поставленные задачи: проанализировала во взаимосвязи жизненный и творческий путь композитора, определила структуру и характеристику произведения, проанализировала его с помощью средств музыкальной выразительности, а также провела работу над вокально-техническими умениями, способствующими успешному исполнению произведения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. https://musicseasons.org/musorgskij-detskaya/

2. https://soundtimes.ru/kamernaya-muzyka/udivitelnye-muzykalnye-proizvedeniya/m-p-musorgskij-detskaya

3. https://www.belcantofund.com/peoples/detail.php?ID=351

4. https://www.bolshoi.ru/about/press/articles/beethovenhall/concert-mussorgsky-part1/

5. https://www.culture.ru/materials/255135/5-oper-modesta-musorgskogo-i-ikh-istoriya

6. http://ebooks.grsu.by/mojeiko/3-5-1-obshchaya-kharakteristika-tvorchestva.htm

7. https://mgpu-aeg.wixsite.com/music-history/2-3-9-vokalnoe-tvorchestvo

 

 

Приложение




 



Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!