Глава II. Вокальный цикл «Детская»



ИМЕНИ Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА»

 

АННОТАЦИЯ

 

 

М. П. Мусоргский

Романс «Кот Матрос»

из вокального цикла «Детская»

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 53.02.04

ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 

 

 

 

Выполнила:

студентка I курса

Кухарская Дарья Викторовна

Руководитель:

Суханова Наталья Евгеньевна

 

Санкт-Петербург

2021 год

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………3

Глава I. Композитор М.П. Мусоргский

1.1 Биография. Жизненный и творческий путь………………..4

1.2 Оперное творчество …...…………………………………....7

1.3 Камерное вокальное творчество…………………………..12

 

Глава II. Вокальный цикл «Детская»

2.1 История создания…………………………………………...16

2.2 Музыка и содержание………………………………………18

 

Глава III. Музыкальный анализ произведения

3.1 Общий художественный обзор романса «Кот Матрос»…20

3.2 Текст романса……………………………………………….20

3.3 Музыкально-теоретический разбор романса……………..22

3.4 Трудности вокального исполнительства………………….25

 

Заключение……………………………………………………..26

Список используемой литературы……………………………27

Приложение…………………………………………………….28

 

 

Введение

Модест Петрович Мусоргский — один из самых дерзновенных новаторов XIX столетия, гениальный композитор, далеко опередивший свое время и оказавший огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства. Он жил в эпоху высочайшего духовного подъема, глубоких социальных сдвигов; это было время, когда русская общественная жизнь активно способствовала пробуждению у художников национального самосознания, когда одно за другим появлялись произведения, от которых веяло свежестью, новизной и, главное, поразительной реальной правдой и поэзией настоящей русской жизни(И. Репин).

Среди своих современников Мусоргский был наиболее верным демократическим идеалам, бескомпромиссным в служении правде жизни  и настолько одержим смелыми замыслами, что даже друзья-единомышленники часто бывали озадачены радикальностью его художественных исканий и не всегда одобряли их.

В отношении наследия среди других русских композиторов Мусоргский отличается некоторой жанровой узостью. В основном – оперные и вокальные сочинения, немного – фортепианная музыка.

Освоение его искусства современниками и новыми поколениями полно драматизма. И по сей день его произведения остаются во многом загадкой. Таким образом, с одной стороны – прижизненная непонятость, с другой – колоссальный диапазон посмертных влияний, неисчерпаемость предпосылок к актуализации.

 

Задачи работы:

1) Проанализировать во взаимосвязи жизненный и творческий путь композитора.

2) Определить структуру и характеристику произведения, проанализировать его с помощью средств музыкальной выразительности.

3) Провести работу над вокально-техническими умениями, способствующими успешному исполнению произведения.

 

Глава I. Композитор М.П. Мусоргский

1.1 Биография. Жизненный и творческий путь

Модест Петрович Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в имении Карево недалеко от городка Торопца Псковской губерний в старинной дворянской семье. С раннего детства он, как все дворянские дети, занимался французским и немецким языками, а также музыкой, проявив большие успехи, особенно в импровизации. В 9 лет он уже играл концерт Дж. Фильда, но, разумеется, о профессиональных занятиях музыкой речи не было. В 1849 году его отправили в Петербург, где после трехгодичной подготовки он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков. Для музыки эти три года не пропали — мальчик брал уроки фортепиано у одного из лучших педагогов столицы А. Герке, ученика знаменитого Фильда. В 1856 году Мусоргский окончил школу и был определен на службу в лейб-гвардии Преображенский полк.

Живо интересующийся музыкой и стремившийся ближе познакомиться с сочинениями русских композиторов, Мусоргский в 18 лет попадает в дом Даргомыжского. Под влиянием царящей там обстановки он начинает сочинять. Первые опыты — романс «Где ты, звездочка», замысел оперы «Ган-исландец». У Даргомыжского он знакомится с Кюи и Балакиревым. Это последнее знакомство оказывает решающее воздействие на всю его дальнейшую жизнь. Именно с Балакиревым, вокруг которого складывается кружок музыкантов, впоследствии прославившийся под названием Могучей кучки, начинаются его занятия композицией. В течение первого же года появляются несколько романсов, сонаты для фортепиано. Творчество настолько захватывает юношу, что в 1858 году он подает в отставку и самозабвенно занимается самообразованием — психологией, философией, литературой, — пробует себя в разных музыкальных жанрах.

По совету Балакирева в 1861—1862 годах он пишет симфонию, однако оставляет ее незавершенной. Зато в следующем году его захватывает сюжет «Саламбо» по роману Флобера, только что вышедшему в русском переводе.

В середине 60-х годов появляются произведения Мусоргского, ясно показывающие, по какому пути он решил идти ( песни «Калистрат»,  «Спи, усни, крестьянский сын», «Воевода», «Светик Савишна»).

В 1863 году возникает необходимость зарабатывать на жизнь — родовое имение полностью расстроено и никаких доходов больше не приносит. Мусоргский поступает на службу: с декабря он становится чиновником Инженерного управления.

Симфоническая музыка М.П.Мусоргского . В 1867 году создается, наконец, первое крупное оркестровое сочинение — «Иванова ночь на Лысой горе». Историческое значение произведения – в том, что это один из первых в русской музыке образцов злой фантастики. Новаторство М.П.Мусоргского как композитора в подходе к оркестровой партии не было понято сразу: открытие новых горизонтов воспринималось рядом современников как беспомощность. Главным принципом для него являлось достижение максимальной экспрессии в выражении при минимальном использовании оркестровых средств, т.е. его оркестровка приобретает природу вокала.

Тогда же под влиянием «Каменного гостя» Даргомыжского Мусоргский начинает работу над оперой «Женитьба» на прозаический текст комедии Гоголя.

1868-1869 годы отданы композитором работе над «Борисом Годуновым».

В 1873 году выходит из печати «Детская» в оформлении Репина и получает широкое признание как публики, так и музыкантов, в том числе Листа, высоко оценившего новизну и необычность этого сочинения. Это единственная радость композитора, не избалованного судьбой. Его угнетают бесконечные хлопоты, связанные с постановкой «Бориса Годунова», утомляет необходимость служить, теперь в Лесном департаменте. Угнетает и одиночество: Римский-Корсаков женился и выехал из их общей квартиры, а Мусоргский, частью по собственному убеждению, частью под влиянием Стасова, считает, что женитьба помешает творчеству и жертвует ради него личной жизнью.

Фортепианное творчество Мусоргского . Следующий год приносит большую творческую удачу — фортепианный цикл «Картинки с выставки».Это единственное фортепианное сочинение вошло в историю музыки как яркое, выдающееся произведение русского пианизма. В основе замысла – произведения В.Гартмана, его же памяти посвящен цикл, состоящий из 10 пьес («Гном», «Старый замок», «Тюильрийский парк», «Быдло», «Балет невылупившихся птенцов», «Два еврея», «Лиможский рынок», «Катакомбы», «Баба-Яга», «Золотые ворота» или «Богатырские ворота»), периодически чередующихся с особого значения темой – «Прогулкой». С одной стороны, она изображает самого композитора, прогуливающегося по галерее работ Гартмана; с другой, олицетворяет русское национальное начало.

Продолжается работа над основными направлениями в творчестве — оперным и вокальным. В это время создается мрачный, исполненный тоски цикл «Без солнца» на стихи Голенищева-Кутузова. Идет работа и над новой оперой — «Хованщиной» — снова на сюжет из русской истории. Летом 1874 года работа над оперой прерывается ради «Сорочинской ярмарки» по Гоголю.

Жизнь композитора становится все более трудной и беспросветной. Тяжело влияет на него, всегда стремившегося к тесному дружескому общению, фактический распад Могучей кучки. На службе им недовольны: он часто манкирует своими обязанностями, как ради творчества. Подчас его нужда становится столь сильной, что у него не находится денег платить за квартиру. В 1875 году его выселяют за неуплату.

На какое-то время он находит пристанище у А. Голенищева-Кутузова и на его стихи создает вокальный цикл «Песни и пляски смерти».

В 1878 году друзья помогают Мусоргскому найти другую должность — младшего ревизора Государственного контроля. Но мизерное жалованье еле позволяет сводить концы с концами. В 1879 году, чтобы поправить свое материальное положение, Мусоргский вместе с певицей Д. Леоновой едет в большую гастрольную поездку, которая охватывает все крупные города юга России.

Поездка благотворно действует на музыканта. Его вдохновляют прекрасная южная природа, восторженные отзывы газет, высоко оценивающих его дар композитора и пианиста. Это вызывает душевный подъем, новую творческую активность. Появляются знаменитая песня «Блоха», фортепианные пьесы, замысел большой сюиты для оркестра. Продолжается работа над «Сорочинской ярмаркой» и «Хованщиной».
В январе следующего года Мусоргский окончательно покидает государственную службу. Благодаря материальной помощи друзей летом 1880 года он почти дописывает «Хованщину» в клавире.

С осени Мусоргский по предложению Леоновой становится концертмейстером на ее частных курсах пения и кроме аккомпанемента сочиняет для учеников хоры на русские народные тексты. Но здоровье его окончательно подорвано, и на одном из домашних ученических концертов он теряет сознание.

На какое-то время ему становится лучше, он может даже принимать посетителей, среди которых Репин, написавший знаменитый портрет Мусоргского. Но вскоре наступает резкое ухудшение состояния.
Мусоргский скончался 16 марта в возрасте 42-х лет.

 

1.2 Оперное творчество

Опера являлась главным жанром творчества Мусоргского. Сюжеты и идеи его опер обращены и к судьбе государства, и к судьбе личности. Оперы Мусоргского отличаются монументальностью формы, раскрывающейся в масштабных хоровых сценах, в лейтмотивной системе, впервые появившейся в русской музыке. В операх Мусоргского лейтмотивы пронизывают всю музыкальную ткань: ими наделены почти все персонажи, они звучат в оркестре, придавая развитию внутренний симфонизм.

Опера «Борис Годунов»

Вершиной творчества Мусоргского 60-х гг. стала опера «Борис Годунов» (на сюжет драмы А. Пушкина и по материалам  «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина). Мусоргский начал писать ее в 1868 г. и в первой редакции (без польского акта) представил летом 1870 г. в дирекцию императорских театров, которая отклонила оперу якобы из-за отсутствия женской партии и сложности речитативов. После доработки (одним из результатов которой явилась знаменитая сцена под Кромами) в 1873 г. при содействии певицы Ю. Платоновой были поставлены 3 сцены из оперы, а 8 февраля 1874 г. — вся опера.

 Опера «Борис Годунов»— первый образец народной музыкальной драмы, где русский народ предстал как сила, которая решающим образом влияет на ход истории. При этом народ показан многолико: масса, одушевлённая единой идеей и галерея колоритных, поразительных в своей жизненной достоверности народных характеров.

Исторический сюжет давал Мусоргскому возможность проследить развитие народной духовной жизни, осмыслить прошлое в настоящем, поставить многие проблемы — этические, психологические, социальные. Композитор показывает трагическую обреченность народных движений и их историческую необходимость. У него возникает грандиозный замысел оперной трилогии, посвященной судьбам русского народа в критические, переломные моменты истории.

Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии Пушкина «Борис Годунов» (1825) Мусоргскому подал его друг, видный историк профессор В. В. Никольский. Мусоргского чрезвычайно увлекла возможность претворить остро актуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. В музыке с потрясающей силой раскрыта трагедия одиночества и обреченности царя, новаторски воплощен мятежный, бунтарский дух русского народа.

Несмотря на отдельные возобновления «Бориса», его подлинное открытие и международное признание пришли после 1896 года, а в особенности в 1908 году в Париже, когда в опере, отредактированной Римским-Корсаковым, пел Фёдор Шаляпин.

Опера «Хованщина»

Еще в период работы над «Борисом Годуновым» Мусоргский вынашивает замысел оперы «Хованщина» и вскоре начинает собирать материалы для другой, задуманной им оперы – «Пугачевщины». Все это осуществлялось при активном участии В. Стасова, который в 70-х гг. сблизился с Мусоргским и был одним из немногих, кто по-настоящему понимал серьезность творческих намерений композитора. «Я посвящаю Вам весь тот период моей жизни, когда будет создаваться "Хованщина" «<...> ей же начало Вами дано», — писал Мусоргский Стасову 15 июля 1872 года.

Опера «Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причем сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы.

Опера представляет собой огромную фреску, выявляющую намерения Мусоргского: дать неожиданную символическую, фантасмагорическую, гротескную и даже иррациональную трактовку истории, выстроить такое ее здание, которое рушится и превращается в прах в результате еще более грандиозной, чем в «Борисе Годунове», катастрофы, рождающей вместе с тем предсмертное смирение и потому трогающей сердца.

Картина очень широка, с большим числом персонажей. Многочисленны отдельные номера, необходимые для яркой характеристики лиц или ситуаций.

Музыкальное целое в «Хованщине» производит впечатление большего лиризма, чем в «Борисе», где отдельные номера понимались в неразрывной связи с декламацией. Здесь мелодизм становится для композитора особым средством выражения, напрямую связанным с языком. Действующие лица призваны воплощать новую сущность драмы и самобытно, реалистически отображать правду жизни.

Работа над Хованщиной протекала сложно – Мусоргский обратился к материалу, далеко выходящему за рамки оперного спектакля. Композитор написал основную часть произведения в изложении для пения с фортепиано, оркестровал отдельные фрагменты, однако некоторые эпизоды закончить не успел.

Редакцию «Хованщины» Римский-Корсаков сделал в крайне сжатые сроки. Партитуру своей версии композитор завершил в 1882 году. Он не только создал новую инструментовку, но и внес изменения в само сочинение — сократил его. Впервые «Хованщину» исполнили в редакции Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, на сцене Музыкально-драматического кружка любителей в зале Кононова в феврале 1886 года. В ноябре 1897 года оперу поставили в Москве, в Русской частной опере. Роль старца Василия Корень в этом спектакле исполнил Федор Шаляпин. В 1911 году певец выступил как режиссер постановки «Хованщины» на сцене Мариинского театра и исполнил в ней роль Досифея. Сегодня «Хованщина» нередко звучит в редакции, сделанной Дмитрием Шостаковичем в 1958 году.

«Саламбо»

Опера Мусоргского «Саламбо» по одноименному роману Гюстава Флобера существовала в разрозненных фрагментах. Композитор работал над ней с лета 1863 по лето 1866 года. Замысел сочинения возник под впечатлением от чтения романа Флобера в русском переводе — в 1863 году его впервые опубликовал журнал «Отечественные записки». В основе сюжета лежат реальные исторические события эпохи Пунических войн. В Карфагене произошло восстание наемных воинов, во время которого повстанцы освободили рабов. Предводитель восставших ливиец Мато вместе с одним из освобожденных рабов, Спендием, похитил из городского храма священную реликвию — покрывало богини Танит. Тогда Саламбо, жрица храма богини Танит и дочь карфагенского военачальника, ценой собственной жизни решила вернуть святыню.

За три года работы композитор сочинил большую часть четырехактной оперы, но записал всего несколько фрагментов. Впоследствии музыкальный материал одной из картин вошел в сцену «Уборная Марины Мнишек» во второй редакции «Бориса Годунова».

Николай Римский-Корсаков отредактировал готовые номера и оркестровал Хор Жриц из IV действия. Свою редакцию «Саламбо» в первой половине 1980-х годов предложил венгерский композитор и дирижер Золтан Пешко. В варианте петербургского композитора Вячеслава Наговицына опера вошла в репертуар Мариинского театра и периодически звучит в концертном исполнении.

«Женитьба»

Опера «Женитьба» стала творческим экспериментом Мусоргского. Сам композитор определил жанр как «Совершенно невероятное событие в трех действиях». Литературной основой оперы стала одноименная пьеса Николая Гоголя. Композитор пытался выразить музыкой интонацию обычной речи, «сказать музыкально так, как хотят говорить гоголевские действующие лица». Свою идею Мусоргский высказал в одном из писем к Людмиле Шестаковой, сестре Михаила Глинки: «Звуки человеческой речи как наружные проявления мысли и чувства должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной».

Композитор создавал «Женитьбу» летом 1868 года. Мусоргский быстро завершил первое действие, состоящее из четырех картин, однако два других так и не написал. Впоследствии композитор оценивал свой опыт создания «Женитьбы» как этюд по овладению мастерством речитатива, который пригодился ему в работе над «Борисом Годуновым».

Римский-Корсаков обратился к «Женитьбе» в последние годы жизни. Именно в его редакции опера впервые была издана в 1908 году. Композитор внес много изменений в партитуру: по его мнению, некоторые звукосочетания в тексте Мусоргского не имели музыкального основания, другие — были некрасивы. Именно благодаря труду Римского-Корсакова оперу начали исполнять в публичных театрах. Позднее, в XX веке, свои оркестровые редакции «Женитьбы» сделали дирижеры Александр Гаук и Геннадий Рождественский. Варианты завершения оперы предложили композиторы Михаил Ипполитов-Иванов и Александр Черепнин.

«Сорочинская ярмарка»

Замысел комической оперы «Сорочинская ярмарка» по одноименной повести Гоголя возник у Мусоргского в 1871 году. Но, занятый подготовкой «Бориса Годунова» к постановке, к работе над новым сочинением композитор приступил только в июле 1874 года. В «Сорочинской ярмарке» был продолжен творческий эксперимент, начатый в «Женитьбе». В одном из писем Мусоргский писал: «…жизненная, не классическая мелодия. Работой над говором человеческим я добрел до мелодии, творимой этим говором, добрел до воплощения речитатива в мелодии... Я хотел бы назвать это осмысленною/оправданною мелодией… Если достигну — почту завоеванием в искусстве, а достигнуть надо».

Из-за трудности задачи и житейской неустроенности композитора создание оперы продвигалось очень медленно. За семь лет Мусоргский написал только несколько разрозненных фрагментов, в основном рассчитанных на концертное исполнение и отдельное издание.

Опера являлась главным жанром творчества Мусоргского. Вокальное творчество служило своеобразными заготовками к операм. В оперном жанре Мусоргский – творец реформы. По её значимости он стоит в одном ряду с Дж. Верди, Р. Вагнером, Ж. Бизе.

 

 

1.3 Камерное вокальное творчество

 

Вокальная миниатюра занимает значимое место в творчестве композитора. Мусоргский развивает традиции своих предшественников, из которых ему наиболее близок А.С. Даргомыжский. Литературные первоисточники романсов и песен связаны с именами Н.А. Некрасова и А.П. Голенищева-Кутузова, которых Мусоргский открывает для русской музыки. Кроме того, он нередко создавал собственные тексты.

 

Тематика романсов и песен Мусоргского многообразна. Лирическая тема проявилась в ранний период творчества, наиболее ярко она раскрыта в цикле «Юные годы». Обращение к социальной теме характеризует зрелый период творчества Мусоргского. Эта тема раскрывается в различных характеристических портретах: образы крестьян воплощаются с глубоким психологизмом, сочувствием и состраданием. К этой группе песен относятся «Колыбельная Ерёмушке», «Калистрат», «Трепак» из цикла «Песни и пляски смерти». Впервые в русской музыке у Мусоргского появляются образы юродивых. Пример такого образа в вокальной миниатюре Мусоргского – «Светик Савишна». Ярко показаны и образы священнослужителей («Семинарист»), сатирические образы («Раёк», «Козёл»).

 

О своей «Песне старца» на слова из «Вильгельма Мейстера» Гёте (1863) Мусоргский писал: «...Нищий мою музыку может петь без зазрения совести...»Тут композитор впервые попытался воспроизвести социально и психологически более или менее конкретного персонажа. Но значение «Песни старца» шире, нежели только зарисовка образа нищего странника (излюбленного немецкими романтиками, но трактованного Мусоргским вполне самобытно), – небольшой этот монолог стал вехой на пути к великим оперным творениям.

В группе лирических романсов тех лет выделяются «Но если бы с тобою...» на слова В. Курочкина, «Ночь» по А. Пушкину, «Желание» на стихи Г. Гейне (все три посвящены Надежде Петровне Опочининой) и «Молитва» на слова М. Лермонтова.

«Ночь» недаром названа фантазией. Импрессионистски изысканные переливы красок создают волшебную, призрачную атмосферу. Признание взволнованное, полное ласки, но скорее мечтательное, трепетно нежное, чем пламенно страстное.

«Молитва», посвященная Юлии Ивановне Мусоргской незадолго до ее смерти, овеяна глубочайшей сердечной теплотой, за душу хватающей проникновенностью высказывания.

«Калистрат» открывает галерею «картинок из народной жизни» и вместе с тем группу колыбельных песен – жанра, которому Мусоргский дал необычное выразительное наполнение: не покой, ласка, умиротворенность, а явная или тайная скорбь, душевная боль.


«Колыбельная Еремушки» (март 1868, посвящена Даргомыжскому). Рефреном служит печальное баюканье. Повествовательные «куплет» неодинаковы, особенно отличается второй из них, образующий некую середину формы; последний «В люди выйдешь – все с вельможами станешь дружество водит» нарочито перенесен в мажор. Но тем острее воспринимается заключительное проведение рефрена.

 

«Гопак» на слова из поэмы «Гайдамаки» Т. Шевченко примечателен образом «горького пляса», синтезом упругого плясового ритма, лихих бесшабашных возгласов «Гой» и стонущих «плачевых» интонаций. Средняя часть – это колыбельная.


«Светик Савишна» – образ совершенно новый для профессионального музыкального искусства, чисто народный, почвенный. «Как мне рассказывал потом сам Мусоргский, он задумал эту вещь в деревне у брата... еще летом 1865 года. Он стоял раз у окна и поражен был тою суетою, которая происходила у него перед глазами. Несчастный юродивый объяснялся в любви с молодой бабен­кой, ему нравившейся, умолял ее, а сам себя стыдился, своего безобразия и несчастного положения... Мусоргский был глубоко поражен: тип и сцена сильно запали ему в душу, мгновенно явились своеобразные формы и звуки для воплощения потрясших его образов». Мгновенно явились, видимо, и слова, как и в большинстве народных картинок, сочиненные композитором.


«Сиротка» откровенно трагедийна, а достоверностью декламации, богатством психологических нюансов не уступает «Савишне».

«Ах ты, пьяная тетеря»,«Семинарист» и «Озорник»(аналогично «Сиротке» – на собственные тексты) принадлежат к иной, сатирико-юмористической линии, играющей весьма важную роль в творчестве Мусоргского.

«Семинарист», который искрится сочным юмором, житейской правдой, строится на непрерывном контрасте планов: нудной, монотонной зубрежки и воспоминаний героя, то прискорбных, то соблаз­нительных – о прелестях поповой дочки.

В «Озорнике» передан образ мальчишки, одержимого детской жестокостью; лесть немедленно оборачивается издевкой, он и трусит, боится старухиной клюки («Ой, не бей!»), и не унимается, выдумывая новые оскорбления.


«Классик» (декабрь 1867) и «Раёк» (июнь 1870) – злободневные памфлеты-пародии. В «Классике» Мусоргский осмеял рьяного блюстителя классических правил, профессора А. С. Фаминцына. «Раёк» написан в духе балаганного ярмарочного спектакля.

Помимо выше упоминавшихся песен не менее известны «По грибы» на слова Л. Мея, «Пирушку» и «По-над Доном сад цветет» на слова А. Кольцова, «Козел» на собственный текст и «Стрекотунья-белобока», скомпонованная из двух стихотворений А. Пушкина.​

Циклы

Мусоргский написал три вокальных цикла: «Детская» на собственный текст, «Без солнца» и «Песни и пляски смерти» на тексты А. А. Голенищева-Кутузова – поэта, к творчеству которого Мусоргский обращался последнее десятилетие своей жизни.

«Детская»

Большой вокальный цикл (на собственный текст), посвященный детям, Мусоргский задумал весной 1868 года. «Детская» — совершенно необычное, не имевшее ранее аналогов произведение: это не песенки для детей, а вокально-поэтические миниатюры, раскрывающие душевный мир ребенка, его психологию — вот что было в центре внимания композитора. Вокальные миниатюры цикла имеют следующие названия: «С няней», «В углу», «Жук», «С куклой», «Поехал на палочке», «Кот матрос», «На сон грядущий».

Цикл имеет знаменательное посвящение «великому учителю музыкальной правды Александру Сергеевичу Даргомыжскому». Это было за полгода до смерти Даргомыжского, который высоко оценил опыт молодого автора. Шесть из семи номеров цикла имеют посвящения.

«Без солнца»

Цикл пронизан безысходной печалью. Музыка передает оттенки настроения, скрытые чувства и переживания композитора при помощи тончайших нюансов ритмики и гармонии, своеобразия мелодики, то протяженно песенной, то речитативной, внезапно прерывающейся. Цикл состоит из шести музыкальных картин: «В четырёх стенах», «Меня ты в толпе не узнала», «Окончен праздничный, шумный день», «Скучай»,  «В тумане дремлет ночь», «Над рекой».

 

«Песни и пляски смерти»

Тема смерти у Мусоргского решена с особым трагизмом. Ей посвящён отдельный вокальный цикл – «Песни и пляски смерти».

Жанр «Плясок смерти» сложился в средневековой живописи. Фрески этого жанра изображали хоровод смерти с людьми различных сословий и классов или смерть, настигающую людей в различные, часто светлые и радостные моменты их жизни – на охоте, на пиру. Особенно значимые моменты этих произведений – контраст жизни и смерти, постоянное присутствие смерти (человек может умереть в любой момент), равенство людей перед лицом смерти (власть, богатство, удача не могут от неё спасти). В определённой степени Мусоргский следует этой традиции, поскольку каждое произведение цикла соответствует определённому жанру и раскрывает конкретную жизненную ситуацию. Жанры цикла – «Колыбельная», «Серенада», «Трепак», марш «Полководец».

Одновременно в цикле проявляются черты театрализации. Каждое произведение открывается вступлением, вводящим в обстановку действия.

 

 

Глава II. Вокальный цикл «Детская»

2.1 История создания

Личная жизнь Мусоргского сложилась так, что он никогда не был женат, вёл холостяцкую жизнь и соответственно не имел детей, хотя безмерно их любил. Однако у композитора были приятели и родственники, которые не были обделены семейным счастьем. Встречи с их детьми доставляли Модесту Петровичу много удовольствия и радостных моментов. Он уделял своим юным друзьям много внимания, рассказывал интересные истории, но самое главное всегда разговаривал с ними на равных. Дети, в свою очередь сразу чувствовавшие искренность и теплоту отношения к ним, с нетерпением ждали очередного визита композитора.

Вот такое приятное для Модеста Петровича общение и натолкнуло его весной 1868 года на мысль о сочинении вокального цикла, посвящённого детям. Идея Мусоргского заключалась не в том, чтобы написать небольшие детские песенки - ему захотелось создать поэтические вокальные миниатюры, которые бы раскрывали внутренний мир ребёнка с его чувствами, радостями и огорчениями. Композитор сразу поставил перед собой задачу, что не только музыку, но и тексты к своим вокальным сценкам он тоже сочинит сам. Долго не раздумывая, Мусоргский приступил к осуществлению своего замысла и первая композиция, открывающая цикл, под названием «С няней» вскоре была написана, 26 апреля 1868 года. Первым делом Модест Петрович решил показать своё новое творение Даргомыжскому, которого именовал «великим учителем музыкальной правды» и чьё авторитетное мнение было для него весьма ценным. Александр Сергеевич, прослушав миниатюру, искренне одобрил начинание молодого композитора и рекомендовал ему обязательно его продолжить.

Через полгода Даргомыжского не стало, а Модест Петрович, как дань памяти великому композитору, первую миниатюру своего цикла посвятил именно ему. Необходимо отметить, что Мусоргский в то время был занят ещё одним важным сочинением: именно в 1868 году он начал работать над оперой «Борис Годунов». В связи с этим про вокальный цикл композитор на некоторое время забыл, а вернулся к нему лишь через два года. В 1970 году он написал ещё четыре миниатюры: «В углу», «Жук», «С куклой» и «На сон грядущий», а композиции, завершающие сборник: «Кот Матрос» и «На палочке», были созданы только в 1872 году. Через год вокальный цикл Модеста Петровича Мусоргского «Детская» в красивом художественном оформлении, к которому приложил руку сам Илья Репин, был напечатан в музыкальном издательстве Василия Бесселя и сразу был признан не только любителями музыки, но и критиками.

 

Интересные факты:

  • Когда вокальный цикл «Детская» Модеста Петровича Мусоргского вышел из печати, глава издательства Василий Бессель отправил его Ференцу Листу. Великий венгерский маэстро, познакомившись с миниатюрами Мусоргского заявил, что полюбил композитора сочинившего эти произведения и обязательно ему посвятит свою миниатюру.
  • Из семи композиций входящих в сборник шесть отмечены посвящением:

1. «С няней» - великому русскому композитору А. Даргомыжскому.

2. «В углу» - талантливому художнику В. Гартману, картины которого вдохновили Модеста Петровича на создание «Картинок с выставки».

3. «Жук» - В. В. Стасову, ставшему идейным вдохновителем «Могучей кучки».

4. «С куклой» - близким родственникам композитора Анастасии и Георгию Мусоргским.

5. «На сон грядущий» - крестнику Алексанлру Кюи.

6. «Поехал на палочке» — Поликсене и Дмитрию Стасовым (родственники В.В. Стасова).

7. «Кот Матрос» не посвящён никому.

  • Мусоргский предполагал, что вокальный сборник «Детская» будет включать не семь пьес, а гораздо больше, однако успел написать ещё всего лишь две композиции: «Сон ребенка» и «Ссора двух детей».
  • Вокальный цикл «Детская» весьма заинтересовал словацкого композитора и дирижёра Питера Брейнера. В 2012 году вместе Новозеландским симфоническим оркестром он записал оркестровую версию произведения Мусоргского.

 

 

2.2 Музыка и содержание

Вокальный цикл Модеста Петровича Мусоргского включает в себя семь разнохарактерных миниатюр, в которых композитор невероятно точно и с большой любовью отображает жизнь и раскрывает внутренний мир ребёнка.

В «Детской» господствует мелодизированный речитатив, передающий тончайшие оттенки речи. Аккомпанемент скупой, подчеркивающий особенности мелодической линии, помогающий создать яркий, выразительный образ.

«С няней». В первой миниатюре композитор отразил свои детские впечатления от сказок когда-то рассказанных ему няней. Содержание пьесы таково: ребёнок поначалу хотел послушать страшную историю про ужасного буку, пожирающего непослушливых детей, но затем всё-таки решил, что весёлая сказка про хромоногого царя и царицу, которая всё время чихала, будет гораздо интересней. Музыка композиции очень выразительна, её мелодическая линия, поддерживаемая красочным, изобретательным  аккомпанементом, весьма пластична и с обаятельной реалистичностью передаёт речь ребенка.

«В углу». В композиции описывается сценка, в которой старенькая нянюшка ругает мальчика Мишеньку, напроказничавшего и испортившего её вязание. Прогневанная няня ставит проказника в угол и немного успокаивается. Далее начинается оправдательная речь малыша, обиженного как он считает несправедливыми упрёками: ведь во всём виноват котёнок. Однако няня неумолима и тогда Мишенька начинает капризничать: старую няню ругать и дразнить, а себя хвалить. Музыка пьесы весьма выразительно передаёт эмоции двух персонажей. Бурным, обвиняющим интонациям няни противопоставлены фразы ребенка, поначалу оправдывающиеся, жалобные, хнычущие, а потом, когда малыш убеждает самого себя в невиновности, переходящие в агрессивный вопль.

«Жук». В пьесе малыш рассказывает своей няне о загадочной истории, произошедшей с жуком. Мальчик строил домик из лучинок и вдруг появился огромный страшный жук. Испугавшийся ребёнок притаился, а жук взлетел и ударил его в височек. Малыш притаился и закрыл глазки, но когда открыл их, то увидел, что жук лежит на спинке и даже усами не шевелит. Что же с ним случилось? Эмоциональная музыка композиции правдиво передаёт взволнованный тон ребёнка, рассказывающего историю, поразившую его воображение.

«С куклой». У этой миниатюры есть ещё одно название – «Колыбельная». Девочка, подражая своей нянюшке, поёт кукле с именем Тяпа колыбельную песню, рассказывающую об удивительном волшебном острове. В этой композиции, как и принято в колыбельных, мелодическая линия монотонно-усыпляющая. Но однообразный напев прерывается нетерпеливым восклицанием (в подражание няне: «Тяпа, спать надо!»), а затем снова разворачивается неторопливая колыбельная, замирающая в конце — кукла уснула.

«На сон грядущий». Это вечерняя молитва ребенка. Девочка молится за своих близких, родных, товарищей по играм. Ее речь все ускоряется в бесконечном перечислении имен и вдруг спотыкается... Следует растерянное обращение к няне — «Как дальше?» — и ее ворчливый ответ, после которого следует медленное завершение молитвы: «Господи, помилуй и меня грешную!» и быстрый, на одном звуке, вопрос: «Так, нянюшка?»

«Кот Матрос». В данной композиции девочка рассказывает своей матушке о том, как она наказала коварного кота, который забрался на клетку, чтобы поймать и съесть сидевшего в ней снегиря. Мелодическая линия пьесы очень выразительна. Захлёбывающаяся скороговорка, построенная на взволнованном пульсирующем ритме, с остроумными звукоизобразительными приемами в аккомпанементе.

«Поехал на палочке». Композитор рисует забавную сценку: малыш на своём воображаемом коне лихо скачет в соседнюю деревню (речитация на одной ноте). По дороге он встретил своего дружка Васю и пригласил его в гости. Вдруг малыш неожиданно споткнулся и ушиб ногу. На его стоны и жалобы спокойно, умиротворяюще отвечает мать, отвлекает его от боли. И вот успокоившийся мальчик снова скачет.

 

Вокальный цикл «Детская» - это поистине уникальное произведение, созданное гениальным художником. Только настоящий мастер мог так тонко прочувствовать трепетность детской души и настолько искренне и поэтично её отобразить. Миниатюрами искренне восхищался знаменитый французский композитор Клод Дебюсси, а выдающийся русский критик В.В. Стасов сравнил их с нитью из жемчугов и бриллиантов.

 

 


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!