Сократ-родоначальник второго периода античной философии



 

Влияние софистов V в. до н.э. на дальнейшее развитие философии было как бы "от противного": своим отрицанием истинности всякого знания софисты содействовали росту интереса к знанию.

В философии начался новый период, подготовленный софистами и характеризующийся тем, что философия основывается на знании. Этот период начинается с Сократа и заканчивается Аристотелем.

Именно в этот период стало употребляться слово "философия". Сократ иронизировал над тем, что софисты берутся обучать науке или мудрости, а сами отрицают возможность всякого знания, всякой мудрости. В противоположность им Сократ приписывал себе не саму мудрость, а только любовь к мудрости. И называл их "софистами", т.е. мудрыми, а себя - философом, т.е. любящим мудрость. Слово "философия" стало употребляться в этом значении его учениками и с тех пор стало обозначать особую сферу интеллектуальной деятельности. Слово "философия" заменило собой слово "мудрость", причем до конца V в. до н.э. философия была единственной наукой, охватывающей все научные знания. Разделение наук на специальные началось лишь с конца V в. до н.э.

Период, предшествующий Сократу, называется натурфилософским. Сократ явился родоначальником второго периода античной философии: ориентации философии на знание. Сократ вступил на путь изучения самого процесса правильного мышления и повел за собой науку.

Влияние софистов V в. до н.э. на дальнейшее развитие философии было как бы "от противного": своим отрицанием истинности всякого знания софисты содействовали росту интереса к знанию.

В философии начался новый период, подготовленный софистами и характеризующийся тем, что философия основывается на знании. Этот период начинается с Сократа и заканчивается Аристотелем.

Именно в этот период стало употребляться слово "философия". Сократ иронизировал над тем, что софисты берутся обучать науке или мудрости, а сами отрицают возможность всякого знания, всякой мудрости. В противоположность им Сократ приписывал себе не саму мудрость, а только любовь к мудрости. И называл их "софистами", т.е. мудрыми, а себя - философом, т.е. любящим мудрость. Слово "философия" стало употребляться в этом значении его учениками и с тех пор стало обозначать особую сферу интеллектуальной деятельности. Слово "философия" заменило собой слово "мудрость", причем до конца V в. до н.э. философия была единственной наукой, охватывающей все научные знания. Разделение наук на специальные началось лишь с конца V в. до н.э.

Период, предшествующий Сократу, называется натурфилософским. Сократ явился родоначальником второго периода античной философии: ориентации философии на знание. Сократ вступил на путь изучения самого процесса правильного мышления и повел за собой науку.

 

Идеализм Платона

Платон (427-347 гг. до н.э.) - великий древнегреческий философ, которого считают основоположником всей европейской философии. Родился в знатной, аристократической семье. Родом из Афин, настоящее его имя - Аристокл; по преданию, Аристокл получил свое прозвище Платон (греч.: platus - "полный", "широкоплечий") от Сократа за ширину груди и лба. Платон получил обычное для знатного афинянина образование: гимнастика, грамматика, музыка, математика.

Платон впервые в истории философии отстаивал последовательно идеалистическую точку зрения. Свою философию он разделял на три части: диалектику, физику и этику. Диалектика - учение о бытии; физика - учение о природе; этика - учение о нравственности.

Диалектика Платона. Слово "диалектика" употребляется у Платона в двух смыслах: как название одной из частей его учения и как название приема анализа понятий. Происходит этот термин от греч. dialektike - разговаривать и буквально означает "относящееся к разговору". Видимо, Платон полагал, что мышление есть разговор души с самим собой.

Платоновское учение "диалектику" также называют теорией идей.

Каждому понятию, считал Платон, соответствует бытие. Существуют не только отдельные, например, человеческие индивидуумы - Сократ, Диоген, - но и особое бытие, особая сущность, соответствующее понятию человека.     Эти сущности Платон называл идеями (или - видами). Платон употреблял также существительные, отражающие общие свойства предметов, например: столов - "стольность", лошадей - "лошадность" и т.д. Знание, считал Платон, есть обобщение чувственных образов. Таким образом, отправной точкой философии Платона служила гносеология. Идея не воспринимается чувствами, а только мыслится.

Итак, диалектика Платона - это признание двух обособленных друг от друга миров: мира бытия и мира вечных и неизменных идей (Мир идеалов).

Физика Платона включала в себя и учение о человеке, поскольку человек и его душевный мир рассматривались как часть природы. Физике у Платона посвящен диалог "Тимей". Все материальное, вещественное, телесное должно иметь начало во времени. Поэтому материальный мир вечным быть не может, а должен быть родитель всей вселенной. Платон вводит понятие творца, мастера, демиурга, который создает космос, в прямом, практическом, материальном смысле.

Демиург - творец вещей, но сам демиург, хотя его функция - творить вещественное - сущность не материальная. Это причина божественная, это творческий ум. Это идеальная причина, бог, ум создает материальное, вещественное. Демиург ставит перед собой задачу создать нечто прекрасное, ибо всякий мастер стремится к шедевру, и он стремится создать прекрасный совершенный космос: сияющий, совершенный, красивый, гармонический мир. Поэтому Демиург действует на основе совершенных образцов - идей.

Идеализм Платона не абсолютен, ибо демиург как творческая сила, создающая материальный мир, нуждается в материале и сам из себя, только из идеи мир построить не может. Идея - только действующая сила, а нужна еще и материя. Поэтому наряду с понятием "демиург" Платон вводит понятие некой "необходимости" как материального начала. Воздействуя на материю, демиург создает космос.

 

Этика Платона (произведения "Федон" и "Государство") ориентирована на жизнь человека в обществе. Платон берет не отдельного ориентированного человека, а проводит анализ жизни человека в государстве. Его вывод: что хорошо для государства, то хорошо и для человека. Целостность важнее, чем индивид, ибо с целым все в порядке, то и с индивидом тоже. Поэтому у Платона происходит этизация государства, а с другой стороны, - политизация морали, представлений о благе и зле. Главная добродетель у Платона - справедливость - это характеристика не столько действий отдельного человека, сколько состояния государства. И, далее, Платон предложил свое понимание государственного устройства соответственно цели - достижению справедливости. Граждане в нем должны быть разделены на три сословия (которые соответствовали трем частям души). Первое сословие правители, архонты. Добродетель, присущая им - мудрость, поэтому они называются и мудрецами, философами. Второе сословие воины, их добродетель - мужество, а обязанность - служить архонтам, помогать им управлять низшим сословием и охранять государство от внешних врагов. Третье сословие - люди, заботящиеся о материальном благе общества. Их обязанность - приобретать материальные блага и культивировать в себе добродетель умеренности. Это сословие земледельцев, ремесленников, торговцев, промышленников и т.д., оно должно быть в полном подчинении у правителей (как и низшая-вожделеющая часть души должна подчиняться высшей - разумной). Для того, чтобы два высших сословия соответствовали своему назначению, не отвлекались от него, они должны быть поставлены в особые условия. Это отсутствие частной собственности, семьи и полное равноправие женщины. Плату за свои труды они получают от низшего сословия. К деньгам они не должны прикасаться, чтобы избежать соблазна накопления.

Есть одна добродетель, которая, по мысли Платона, должна быть присуща всем сословиям - это мера. Ничего сверх меры - принцип, общий для большинства греческих философов.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 20; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!