Периоды развития античной философии. Проблема первоначала у милетских философов.
Способствовать формированию соответствующих компетенций
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
|
|
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Воспитательные:
· Формировать гуманное отношение к пациенту
· Развивать мыслительные методы, необходимые для практической деятельности будущих специалистов
Развиваюшие:
· Формировать систему понятий о роли человеческой деятельности, о месте медицины в общественной жизни, как личности, так и народа
Интеграционные связи
Дисциплина | Знать | Уметь |
1. Предыдущие/обеспечивающие дисциплины | ||
- История | Историю Древней Греции и Древнего Рима | Использовать знания о закрытиии греческих философских школ византийским императором Юстинианом |
2.Последущие дисциплины - Математика | Историю жизни и открытий Пифагора | Использовать теоремы Пифагора в медицине |
3. Межпредметные связи | ||
- История | Историю Древней Греции и Древнего Рима | Использовать знания о закрытиии греческих философских школ византийским императором Юстинианом |
|
|
4.Оснащение:
Раздаточный материал: таблицы, схемы.
Основные этапы занятия
№ | Название этапа | Время этапа |
1. | Организационный момент | 5 минут |
2. | Объяснение нового материала | 130 минут |
3. | Закрепление материала | 20 минут |
4. | Задание на дом | 5 минут |
6.Список литературы:
Основная литература:
1. Матяш Т.П. Основы философии. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Изд.-во «Феникс», 2017. – 314с.
2. Апрелева В.А. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя», 2006. – 633 с.
3. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст] / А.А. Горелов - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с.
4. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие [Текст] / В. Д. Губин. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)
5. Канке В. А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений [Текст] / В.А. Канке. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.
Дополнительная литература:
1. Матяш Л.В. Философия. [Текст] – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014.- 507с.
2. Волкогонова О.Д. Основы философии [Текст] / О. Д. Волкогонова, М. Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2008. – 480 с.
|
|
3. Хрусталев Ю.М. Основы философии [Текст] / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 304 с.
4. Нижников С. А. Философия. Курс лекций [Текст] / С. А. Нижников. - М.: Экзамен, 2007. – 396 с.
5. Стрельник О. Н. Философия. Конспект лекций [Текст] / О. Н. Стрельник. - М.: Высшее образование, 2009. – 335 с.
6. Философия медицины [Текст]/ Под ред. Ю.Л.Шевченко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 408 с.
7. Анишкин В. Г. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении [Текст] / В. Г. Анишкин, Л. В. Шманева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 337 с.
8. Балашов В. Е. Занимательная философия [Текст] / В. Е. Балашов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2008. – 172 с.
9. Кохановский В. П. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений [Текст] / В. П. Кохановский, Т. П. Матяш, В. П. Яковлев, Л. В. Жаров. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 315 с.
10. Краткий философский словарь [Текст] / Под ред. А. П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс, 2010. – 496 с.
11. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова [Текст] / Г. Скирбекк. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос, 2008. – 799 с.
7.Ход занятия
|
|
№ | Название этапа | Учебные цели в уровнях усвоения | Описание этапа. Материалы методического обеспечения | Время этапа |
Подготовительный этап | ||||
1. | 1.Организационный момент 2. Определение актуальности темы, учебных целей | Отмечаются отсутствующие. Сообщается тема лекции, ее мотивация, цели занятия | 5 мин. | |
Основной этап | ||||
2. | 1. Изложение лекционного материала по плану: | Тематическая лекция | 72 мин. | |
1. Периоды развития античной философии. Проблема первоначала у милетских философов. 2. Сократ-родоначальник второго периода античной философии. 3.Идеализм Платона 4.Аристотель и первая систематизация знаний | II | Таблица | ||
Презенация | ||||
Заключительный этап | 5 мин. | |||
3. | Закрепление материала | Проводится после изложения маетриала по каждому вопросу методом фронтального опроса | ||
Ответы на вопросы студентов | ||||
4. | Задания для самоподготовки студентов | Апрелева В. А. «Философия» с. 27-48 |
Приложение №1
Лекция и ее содержание
План лекции
1. Периоды развития античной философии. Проблема первоначала у милетских философов. |
2. Сократ-родоначальник второго периода античной философии. |
3.Идеализм Платона |
4.Аристотель и первая систематизация знаний |
Периоды развития античной философии. Проблема первоначала у милетских философов.
Периоды развития античной философии:
1. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (VI в. до н.э.)
2. Элейская школа: Гераклит (V в. до н.э.)
3. Атомизм. Пифагорейская школа. Софизм (V в. до н.э.)
4. Классический период древнегреческой философии:Сократ, Платон и Аристотель.
Характерными чертами античной философии являются:
- пристальное внимание к материальной, "вещественной" стороне мира и природы;
- понимание истории как движения от хаоса к космосу и важной роли человека в этом процессе;
- восприятие окружающего мира как живого и гармонически устроенного, вызывающего восхищение;
-эстетическое отношение к миру и человеку и рассмотрение красоты как главного критерия истины.
Первые философские учения возникли на рубеже VII-VI вв. до н.э. в Милете, крупнейшем малоазиатском греческом городе. Первым древнегреческим философом был Фалес (род. ок. 625 - ум. ок. 545 г. до н.э.), причисляемый античной традицией к "семи мудрецам".
Фалес считается основателем европейской науки и философии.
Им была предложена новая натурфилософская гипотеза, новая картина мира в отличие от мифологической: он отказался от определяющей роли божественных сил в мире и дал картину мира, которая исходит из самой природы, а не из деятельности божественных сил.
Главный вопрос, который пытались решить представители милетской школы - это вопрос о первоначале мира.
У Фалеса первоначало - вода, т.к. "все питается влагой", "семена всего сущего" влажны, даже огонь питается влагой. Сама земля "лежит на воде ... держится благодаря своей плавучести подобно дереву или чему-то в этом роде".
Подлинное божество мироздания, по Фалесу, это разум. Фалесы принадлежит знаменитый афоризм: «Многознание уму не научает», что фиксирует специфику философского отношения к действительности.
Анаксимен (умер ок. 525 г. до н.э.) определил в качестве первоначала воздух (из-за его бесконечности и подвижности, а также, потому, что он имеет "определенную природу"[1]). Воздух, по Анаксимену, различался по своей плотности или разреженности своей сущности. Благодаря этому, из него и рождаются вещи: "при разрежении рождается огонь, а при сгущении - ветер, затем туман, вода, земля, камень. А из этого возникает все прочее".
Гераклит (род. ок. 544 - умер 486 г. до н.э.) - за глубокомыслие своего учения прозван "темным", за свою трагическую серьезность - "плачущим философом". Его произведение "О природе" дошло до нас в отрывках. Гераклит учит: мир не создан ни кем из богов и ни кем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и снова закономерно угасающим. Кроме понятия "огонь" Гераклит вводит некую управляющую силу - "логос" - слово. Следовательно, мир возникает не просто из огня, а огонь взаимодействует с логосом словом, разумом, мыслью, и из их соединения рождается космос. Гераклит обосновывает принцип относительности всего сущего: "Все течет и ни что не пребывает". "На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды».
Пифагорейская школа. Основана Пифагором (род. 580 -570 гг. до н.э. - умер в конце V в. до н.э.). Пифагор - это не имя, а прозвище - за то, что он высказывал истину так же постоянно, как дельфийский оракул (Пифагор - значит "убеждающий речью"). Философ посетил весь древний мир, жил в Египте и Вавилоне (22 года - в Египте, 12 - в Вавилоне).
Число у Пифагора - не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество верховной Единицы, т.е. бога источника мировой гармонии. Наука чисел была наукой живых сил, божественных качеств в действии; и в мирах, и в человеке, т.е. и в макрокосмосе, и в микрокосмосе. Таким образом, у Пифагора на учении о числах основывалась и теогония, и теология.
Теология Пифагора: в трансцендентальной математике алгебраически доказывалось, что Нуль помноженный на бесконечное, равняется единице. 0=1. Нуль - это бесконечное бытие. Вечность, на языке храмов обозначалась кругом или змеей, кусающей свой хвост; это символ Бесконечности, движущейся по собственному импульсу. Когда Бесконечность определяет себя, она производит числа, которые заключает в свое единство и управляет ими в совершенной гармонии. Таков трансцендентный смысл первой проблемы пифагорейской теогонии, объясняющей, почему великая Монада (т.е. Единица, Неделимое ) заключает в себе все малые числа и почему все числа исходят из великого единства, приведенного в движение.
Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!