Включение графического режима работы монитора и установка цвета



 

Оператор screen .

 

Назначение оператора – устанавливает режим работы монитора (текстовый или графический) и указывает режим цветности.

 

Формат оператора

 

Screen [<режим>],[<цвет>],[<страница А>],[<страница S>]

где параметры:

<режим> - определяет текстовый или графический режим работы монитора и его разрешение, представляет числовое выражение или константу, допустимым значением являются значения из множества {0,1,2,7,8,10,11,12}; более подробно значения параметра <режим> будут рассматриваться ниже;

<цвет> - включает или отключает цветное изображение, представляет собой числовое выражение, для которого различают два значения: “истина” (не равно 0), “ложь” (равно 0); действие параметра зависит от значения параметра <режим>, так в текстовом режиме значение, равное 0, отключает цвет, а графическом – включает его; отключение цветного изображения состоит в том, что различные цвета передаются оттенками серого или других цветов, по умолчанию этот параметр равен 0;

<стр. А> - так называемая активная страница указывает в текстовом режиме номер буфера экрана, куда помещаются выходные данные (оператором print), представляет собой целочисленное значение в диапазоне от 0 до 3 при ширине строки 80 позиций или в диапазоне от 0 до 7 при ширине строки 40 позиций;

<стр. S> - так называемая отображаемая страница указывает номер отображаемой монитора страницы, номер активной и отображаемой страницы в операторе screen могут не совпадать, изменяя параметры активной и отображаемой страницы. Можно выводить на экран одну страницу при одновременном создании другой, а затем мгновенно сменить их. В графическом режиме смена графических страниц может быть использована при имитации движения различных объектов на экране монитора.

Рассмотрим более подробно задание параметра <режим> в операторе screen:

Если <режим> = 0, то устанавливается текстовый режим с текущей шириной строки 40 или 80 символов.

Если <режим> = 1, то устанавливается графический режим со средней разрешающей способностью (320х200), где 320 пикселей точек по горизонтали, 200 – по вертикали (отечественные мониторы).

Если <режим> = 2, то графический режим с высокой разрешающей способностью (640х200), как правило, с монитором типа Hercules.

Если <режим> = {7,8,9,10,11,12}, то устанавливается графический режим работы монитора, который предопределяет особенности конфигурации устройств отображения (мониторы типа CGA, EGA, VGA). <режим> = 7 предопределяет наличие расширенного графического адаптера (EGA) и активизирует графический режим стандартного расширения (320х200). Текстовый формат соответствует размеру экрана 40х25 знакомест, каждое из которых представляет собой область 8х8 пикселей. Возможность активизации 2-х (EGA-256 Кб) экранных страниц соответственно. В этом режиме назначаются 16 цветов по каждому из атрибутов и отводятся 4 бита памяти на пиксель. Более подробно значения атрибутов и соответствующие цвета приводятся в таблицах ниже.

Если <режим> = 8, активизируется графика с высоким разрешением (640х200). Текстовый режим предполагает 80х25 знакомест, с размером каждого из них 8х8 пикселей, возможна организация одной, 2-х или 4-х экранных страниц в зависимости от емкости памяти EGA (64, 128 и 256 Кб), назначаются 16 цветов каждому из 16 атрибутов и отводятся 4 бита памяти на пиксель.

Операторы screen1 и screen2 схожи с операторами screen7 и screen8 однако шире, так как устанавливают расширенный спектр цветов для пользователя.

Если <режим> = 9, то предполагается наличие монитора EGA, VGA с расширенным цветным монитором и активизирует графику с высоким разрешением (640х350). Текстовый формат предполагает 80х25 знакомест размером 8х14 пикселей. Если емкость расширенного графического адаптера 65 Кб, то назначается 16 цветов четырем атрибутам (2 бита на пиксель). Если емкость больше 64 Кб, то назначается 64 цвета 16 атрибутам и отводятся 4 бита памяти на пиксель. Существует возможность организации 2-х экранных страниц при емкости EGA 256 Кбайт.

Если <режим> = 10, то используется при наличии расширенного графического адаптера с черно-белым монитором графика с высоким разрешением 640х350. Текстовый режим 80х25 знакомест каждого из них 8х14 пикселей.

Если <режим> = 11, то используется режим повышенного разрешения (640х480) с черно-белым монитором (EGA, MCGA).

Если <режим> = 12, то используется графический режим (мониторы VGA, SVGA) повышенного разрешения (640х480), допускает 16 цветов из 64 цветной палитры.

 

Значение <цвет> для графических режимов работы (на примере монитора EGA)

 

Таблица 1

атрибуты для режимов

дисплей

цветной

черно-белый

1,10 2 0,7~8,9 цифра цвет цифра цвет
0 0 0 0 черный 0 -
    1 1 синий 1 +
    2 2 зеленый 1 +
    3 3 голубой 1 +
    4 4 красный 1 +
    5 5 сиреневый 1 +
    6 6 коричневый 1 +
    7 7 белый 1 +
    8 8 серый 2 +
    9 9 светло-синий 2 высокая интенсивность
    10 10 светло-зеленый 2 то же
1   11 11 светло-голубой 2 то же
             
    12 12 светло-красный 2 то же
2   13 13 светло-пурпурный 2 то же
    14 14 желтый 2 то же
3   15 15 белый высокой интенсивности 0 -

 

~ С памятью EGA, превышающей 64 Кб:

знак “-” – цвет черно-белый

знак “+” – восемь оттенков черно-белого цвета.

 

Пример фрагмента смены отображаемых страниц организуется следующим образом:

 

Screen 7, , 0, 0

………… ‘ формирование графического изображения

Screen 7, , 1, 2

………… ‘ формирование графического изображения на стр. 1

………… ‘ на экране отображается изображение на стр. 2

Screen 7, , 2, 1

………… ‘ формирование графического изображения на стр. 2

………… ‘ отображение стр. 1

 

Число имеющихся в распоряжении страниц зависит от параметра <режим> оператора screen и емкости памяти графического адаптера:

Таблица 2

режим разрешение атрибут цвет EGA кбайт число страниц емкость страниц, кбайт
0 40 80 - 0-15~ 0-15~ - 1 1 2 4
1 2 320х200 640х200 0-3~~ 0-1~~ 0-3 0-1   1 1 10 16
7 320х200 0-15 0-15 64 128 256 2 4 8 32
8 640х200 0-15 0-15 64 128 256 1 2 4 64
9 640х350 0-3 0-15 0-15 0-15 0-63 0-63 64 128 256 1 1 2 64 128
10 640х350 0-3 0-8 128 256 1 2 128

 

~ цифры в пределах 16-31 задают мигающий режим отображения цвета;

~ только с атрибутами, используемыми в EGA.

 

Установка цвета

 

Для управления цветом изображения в ТБ используется оператор color. В зависимости от выбранного ранее режима работы монитора в операторе screen различают два формата оператора color. Рассмотрим формат оператора color в текстовом режиме работы (screen 0):

color <цвет>[<фон>][<o>]

здесь:

<цвет> атрибут, определяющий цвет переднего плана (букв, цифр, специальных символов и т. п.), равен целочисленному выражению в пределах от 0 до 31, причем целые числа от 0 до 15 позволяют при наличии цветного монитора выбрать 16 различных цветов, (таблица кодов цветной гаммы приводиться ниже). Для вывода на экран мерцающего изображения символов необходимо для атрибута <цвет> установить значение, равное номеру желаемого цвета плюс 16;
<фон> атрибут (параметр), определяющий цвет заданного фона (цвет экрана) и представляет собой целочисленное выражение в диапазоне от 0 до 7, возможность задания мерцающего режима отсутствует;
< o > атрибут (параметр), определяющий цвет окаймления экрана, задается целочисленным значением в диапазоне от 0 до 15, мерцающий режим окаймления не допускается.

 

Приведем таблицу кодов цветовой гаммы:

 

цвет код цвет код
черный 0 светло-синий 9
синий 1 светло-зеленый 10
зеленый 2 светло-бирюзовый (светло-голубой) 11
бирюзовый (голубой) 3 розовый (светло-красный) 12
фиолетовый (пурпурный) 4 светло-фиолетовый (светло-пурпурный) 13
фиолетовый (пурпурный) 5 светло-желтый (желтый) 14
желтый (коричневый) 6 дымчатый (насыщенный белый) 15
белый 7 серый 8

 

Любой параметр в операторе color может быть опущен. В этом случае активным будет значение, которое было задано предыдущим оператором color. Если оператор опущен, то стандартным является черный цвет заднего плана и окаймления, а передний план определяется оператором screen.

Практике часто ПК укомплектован монохромном монитором, он имеет цветной графический адаптер, в этом случае справедливы все возможности оператора color в оттенках черно-белого изображения.

Рассмотрим формат оператора color в графическом режиме работы. Так как в настоящее время широко используются мониторы типа EGA, VGA и SVGA, то формат оператора color описывается для режимов работы screen 7 - : - 12.

color <цвет>[<фон>]

здесь:

<цвет> атрибут, определяемый цвет объекта (переднего фона), который изображается графическими операторами в диапазоне от 1 до 15;
<фон> атрибут, определяемый цвет фона (задний фон) в диапазоне от 0 до 63.

 

Пример:

rem смена страниц в графическом режиме работы

screen 7, , 0, 0

line(20,20)-(50,50),4, bf ‘ формируется прямоугольник (bf) на 0 странице и тут же высвечивается, закрашивается красным цветом (4)

print “stranca 0” ‘ высвечивается название страницы – 0

delay 1

screen 7, , 1, 0 ‘ создается 1-я страница, а высвечивается 0-я страница

line(50,50)-(70,70),5, bf ‘ создаваемый рисунок – прямоугольник фиолетового цвета (5) на 1-й странице с названием 1

print “stranca 1”

delay 1

screen 7, , 0, 1 ‘ ничего не создается на 0-й странице, так как нет ни одного оператора рисующего изображения, отображается страница 1.

delay 1

screen 7, , 3, 0 ‘ создается 3-я страница – прямоугольник коричневого цвета (6), а отображается старая страница 0

 line(70,70)-(90,90),6, bf  

print “stranca 3”

delay 1

screen 7, , 0, 3 ‘ отображается страница 3

delay 1

k=5: k1=4

for i=0 to100 step 20    

screen 7, , k, k1 ‘ создается k-я страница, высвечивается k1-я страница

circle(100+i, 100), 20, 5 ‘ окружность двигается по горизонтальной оси, цвет контура фиолетовый (5)

delay 0.5 ‘ задержка изображения

screen 7, , k1, k ‘ высвечивается k-я страница

screen 7, , k, k1 ‘ на k-й странице гаситься изображение окружности   

circle(100+i, 100), 20, 0  ‘ так как цвет контура черный (0) и цвет фона экрана также черный, контур не виден

next i

cls

screen 7, , 0, 0    

locate 20, 5: print “конец”

stop

 


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 35; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!