Вычисления по формулам. Оператор присваивания



Одним из важнейших исполняемых операторов языка является оператор присваивания. Именно с помощью этого оператора осущест­вляются вычисления арифметических выражений (вычисления по фор­мулам).

Формат оператора:

V = выражение,

где V - идентификатор, значение которого вычисляется в данном операторе;

выражение - арифметическое выражение.

При вычислении арифметического выражения следует помнить о приоритете выполнения арифметических и строковых операций, а также операций отношения и логических операций:

 

Таблица 1

Операция Приоритет Название операции
^ 12 Возведение в степень
- 11 Изменение знака
* 10 Умножение
/ 10 Деление
\ 9 Деление нацело
Mod 8 Деление по модулю
+ 7 Сложение
- 7 Вычитание
Строковая операция + 7 Конкатенация (присоединение)
= 6 Равно
<> 6 Неравно
< 6 Меньше
> 6 Больше
<= 6 Меньше или равно
>= 6 Больше или равно
Not 5 Отрицание
And 4 Логическое умножение (конъюнкция)
Or 3 Логическое сложение (дизъюнкция)
Xor 2 Исключающая дизъюнкция
Eqv 2 Эквивалентность
Imp 1 Импликация

 

Операции перечислены в порядке убывания приоритета. В первую очередь выполняются операции с наивысшим приоритетом. Операции с одинаковым приоритетом выполняются последовательно слева направо. При выполнении операции "деление нацело” значение операндов долж­но лежать в пределах от -32767 до +32767. Результатом является целое число, т.е. остаток отбрасывается.

При выполнении операции "деление по модулю" результатом яв­ляется остаток от деления первого операнда на второй.

При выполнении операций отношения оба операнда должны быть либо числовыми, либо строковыми (символьными).

Порядок выполнения операций можно изменить с помощью круглых скобок. Выражение в круглых скобках вычисляется в первую очередь. Скобки могут быть вложены друг в друга. Количество вложений не ограничивается. Вычисления начинаются c выражения, заключенного в самые внутренние скобки.

 

Встроенные математические функции

В языках программирования под функцией понимают подпрограмму, которая выполняет некоторые действия над передаваемыми ей пара­метрами и возвращает результат вычислений в виде одного значения определенного типа (числового, символьного или логического). Об­ращение к функции осуществляется указанием ключевого слова (имя функции), за которым в круглых скобках записываются аргументы функции. Если аргументов несколько, то они перечисляются через запятую.

Различают стандартные, или встроенные функции, а также функ­ции, определенные пользователем. В этом разделе остановимся на встроенных математических функциях, предназначенных для реализации основных элементарных математических функций:

1) abs(x) - модуль аргумента x;

2) atn(x) - арктангенс числа x;

3) cos(x) - косинус угла х в радианной мере;

4) exp(x) – экспонента числа x (число е в степени х);

5) exp2(x) – степень двойки;

6) exp10(x) – степень десятки;

7) log(x) – логарифм натурального числа, x>0;

8) log2(x) – логарифм по основанию 2, x>0;

9) log10(x) - десятичный логарифм, x>0;

10) rnd(x) – генерация случайного числа, при этом, если x>0, то функция возвращает случайное число в диапазоне [0,1];если x=0, то встроенный в Турбо Бейсик датчик случайных чисел сохраняет старое значение; если x<0, то значение –х преобразуется в целое и устанавливается новое значение в датчике;

11) sgn(x) – знак числа, если х<0, то функция возвращает значение –1,если x>0, то функция возвращает значение 1, если х=0, то функция равна нулю;

12) sin (x) - синус числа, x - в радианной мере;

13) sqr(x)- корень квадратный из х, х>= 0;

14) tan(х) - тангенс угла;

15) ceil(x) - вычисление ближайшего целого к х;

16) fix(x) - вычисление целого путем отбрасывания дробной чаcти числа х;

17) int(х) - вычисление наибольшего целого, не превосходящего х;

18) cint(х) - вычисление целого путем округления дробной части числа х.

19) randomize – генератор случайных чисел.

Рассмотрим фрагмент использования встроенных функций в про­грамме:

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Y=SIN(X) + EXP(SQR(5) –X)

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Функции RANDOMIZE и RND

Система Бейсик имеет генератор случайных чисел. Функция RND (RaNDom - случайный) позволяет получить случайное число относительно некоторой базы генерации. Оператор Randomize (случайно выбрать) позволяет изменить начальную базу генерации случайных чисел.

Оператор Randomize инициализирует генератор случайных чисел и позволяет изменить базу генерации случайных чисел.

Функция RND возвращает случайное число одинарной точности между 0 и 1.

Формат записи функций: 

 

RANDOMIZE [число %]

RND[(n#)]

 

где число % - число, используемое для инициализации генератора случайных чисел, если опущено, то RANDOMIZE запрашивает его.

n# - значение, устанавливающее то, как RND генерирует следующее случайное число:

 

n#                                    RND возвращает                      

меньше 0                        то же самое число для любых n#

больше 0 (или опущено) cледующее случайное число

0 последнее сгенерированое число


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!