ПОСТРОЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ПРОГРАММЫ, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ ЛИНЕЙНЫЙ АЛГОРИТМ
Под элементарной программой будем понимать программу, реализующую линейный алгоритм вычислений. Для этого необходимо научиться правильно записывать операторы ввода исходных параметров, вычислений по формулам и вывода полученных результатов. В Турбо Бейсике это реализуется операторами ввода данных с клавиатуры (input) или ввода данных из блока данных (read и data) присваивания (=) и вывода (рrint) соответственно.
Ввод данных с клавиатуры. Оператор INPUT
Формат оператора ввода данных с клавиатуры.
[метка] input a, s $, t % ,...
где
a, s $, t % ,...- cписок идентификаторов вводимых переменных через запятую, в том числе, и разных типов;
input - ключевое слово, название оператора.
Встретив, оператор input, независимо от места его нахождения в тексте программы, компилятор высвечивает на экране дисплея символ "?", останавливает процесс вычисления и переходит в режим ожидания. Компилятор как бы приглашает пользователя ввести конкретные значения через запятую тех параметров, которые перечислены и списке вводимых переменных оператора input в том же порядке. Продолжение выполнения программы может быть осуществлено только после нажатия пользователем клавиши Enter. Такая задержка при выполнении программы часто используется разработчиками при выводе большого количества результатов, не умещающихся на одной экранной странице (всего 25 строк). В этом случае в тексте программы после вывода каждой порции информации в 25 строк вставляется оператор input (как правило, в цикле), требующий ввода некой фиктивной переменной, то есть значения такой переменной, которая не влияет на выполнение программы. После ввода любого значения и нажатия клавиши Enter пользователем, вывод информации будет продолжен.
|
|
В списке вводимых переменных разрешается использовать символьную константу. Например:
Input “a=”; a
В этом случае на экране будет высвечено:
а=?
Символьная константа играет роль своеобразной подсказки пользователю, указывающей конкретное имя переменной для которой осуществляется ввод значения. В этом случае между символьной константой и первым именем в списке ввода ставится символ ";" .
Ввод данных из блока данных
Операторы read , data , restore
Формат оператора ввода данных из блока данных
Read a, S&, d%,...
где
read – название оператора ввода данных из блока данных.
a, S&, d%,... - список идентификаторов вводимых переменных, через запятую, в том числе и разных типов.
Data – 1.26, “символ” , 678, ...
|
|
Data – оператор блока данных;
“список” - список значений переменных, которые вводятся оператором data (необходимо соблюдать порядок и тип переменных; значения символьных переменных необязательно заключать в кавычки).
Следует отметить, что оператор блока данных (data) в тексте программы может быть в любом месте (необязательно сразу же за оператором read ). В данном фрагменте переменной а будет присвоено значение -I.26, символьной переменной S$ - значение "символ", переменной целого типа d%- значение 678. Перед выполнением программы компилятор формирует единый блок данных из всех операторов data. Каждый раз встречая оператор чтения read (может быть также несколько), компилятор из блока данных data присваивает начальное значение, продолжая выборку до тех пор, пока не закончится весь список значений. Если количество вводимых переменных больше, чем их значений в блоке данных, то компилятор выводит на экран соответствующее сообщение и приостанавливает выполнение программы. Если при вводе имеются "лишние" значения в блоке данных, то они игнорируются. Если есть необходимость повторного чтения значений переменных из блока данных, можно использовать оператор restore. Оператор restore перемещает указатель данных на начало блока данных, и ввод исходных значений последующих переменных (их оператора read) осуществляется с самого начала блока данных.
|
|
Рассмотрим следующий фрагмент программы:
read а, b, с
read e, f, g
restore
readа1, в1, с1
. . . . . . . . . . . . . . .
data 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Здесь:
переменной a присвоено значение 1,
переменной b- 2,
переменной c- 3,
переменной e - 4,
переменной f - 5,
переменной g - 6,
переменной a1 - 1,
переменной b1 - 2,
переменной С1 - 3,
значение 7 оказалось "лишним".
Следует отметить, что с помощью операторов read можно вводить и символьные переменные, в этом случае значение символьных переменных в операторе data не обязательно окружать слева и справа кавычками, например:
Read a, b%, c$, d$, e
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
data 3, 5, -6, "режим", 7.3.
Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!