Социально-педагогические взгляды Н.Г. Чернышевского, А.Н. Добролюбова.



Во второй половине XIX века в педагогической мысли России проявились стремления общества к обновлению государственного устройства и реформам. Радикально настроенные революционеры-демократы (Д.И. Писарев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов) превращали дискуссии о школе и воспитании в политическую полемику.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828 - 1889), писатель, философ, экономист, придавал просвещению, народному образованию огромное внимание, критиковал крепостническое воспитание, считая. Что подлинное просвещение народа станет возможным только тогда, когда народные массы революционным путем возьмут власть в свои руки.

Цель воспитания по Чернышевскому – подготовка граждан-борцов с самодержавием, людей, ставящих общественные интересы на первое место и горячо любящих свою родину. Такими людьми он изобразил героев своего романа «Что делать?». Писатель выдвигал идею всестороннего образования и воспитания человека, доказывал, что обучение должно вооружать учащихся не только суммой знаний, но и развивать их самостоятельное мышление, способствовать выработке целостного научного мировоззрения.

Во взглядах на воспитание и образование сходился с Н.Г. Чернышевским его единомышленник Николай Александрович Добролюбов (1836 - 1861), литературный критик, публицист. Ему принадлежат специальные работы по вопросам образования и воспитания – «О значении авторитета в воспитании», «О народном воспитании» и др. Добролюбов критиковал ущемление права на образование в России того времени из-за сословных, религиозных, национальных ограничений. Полноценное образование, замечал он, остается в русском обществе «монополией богатых».

Исходя из принципа антропологизма (человек – «целое, нераздельное существо»), Н.А. Добролюбов полагал, что нельзя обособлять друг от друга умственное, нравственное и физическое воспитание – человек должен развиваться всесторонне и гармонично. Целью образования он полагал не столько сообщение неких знаний, сколько научение «думать самостоятельно, внушить… любовь к знаниям, сообщить … ясные и полные понятия, дать материал для деятельности всем способностям и полный простор для их развития».

Н.А. Добролюбова интересовала проблема личности учителя, в своей статье «О значении авторитета в воспитании» (1857) он проводит мысль о том, что осуществлять педагогическую деятельность на высоком уровне искусства может только любимый учениками педагог, пользующийся заслуженным авторитетом, высокообразованный, нравственный, уважающий личностное достоинство воспитанника. В статье он выступал против учения-дрессировки детей, подавления личности ребенка, против телесных наказаний в семье и школе.

7. Педагогическая система К.Д. Ушинского.

Идеи демократической и гуманистической концепции образования были выдвинуты Константином Дмитриевичем Ушинским (1824 - 1870), основоположником отечественной (русской) научной педагогики, автором фактически первого русского труда по педагогической антропологии Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1867 - 1869) и знаменитых учебников для народной школы – «Родное слово» (1864) и «Детский мир» (1861), а также ряда известных педагогических статей «О народности в общественном воспитании», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Нравственный элемент в русском воспитании».

Выходец из религиозной помещичьей семьи, Ушинский получил гимназическое, а потом университетское образование. По окончании Московского университета преподавал в юридическом лицее в Ярославле. Был инспектором Смольного женского института благородных девиц, произвел реформу этого образовательного учреждения: изменил содержание образования, введя в него предметы естественно-математического цикла, изучении русской словесности, организовал 2-летний педагогический класс.

Последние годы своей недолгой жизни вел интенсивные теоретические изыскания в области педагогики. Результатом его теоретической и практической педагогической деятельности явилось возникновение педагогической системы, основными компонентами которой можно назвать:

Народность обучения и воспитания (боролся против навязывания характерных черт немецкого воспитания в русских школах, выступал за самобытность и оригинальность русской педагогики, русского воспитания).

Антропологический подход к педагогической теории и практике. Ушинский доказывал, что предметом воспитания является человек как таковой, поэтому и педагогическая наука, и искусство воспитания должны опираться на данные антропологических наук, на комплексное знание о человеке, считал необходимым строить обучение на основе учета возрастных, индивидуальных и физиологических особенностей детей. Широко известно его изречение: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»

Содержание образования на основе соединения теорий формального и материального образования, ориентированное на изучение национальных ценностей. Содержание образования, предложенное русским педагогом, было направлено на развитие умственных сил и способностей учащихся и одновременно на овладение необходимыми в жизни знаниями; в него вошли изучение родного языка, природы родной страны, отечественной географии, истории и литературы.

Методики развивающего обучения.

Поддержка мировой традиции классно-урочной системы. Размышляя об уроке как основе классно-урочной системы, педагог подчеркивал ведущую роль учителя, отмечал необходимость разнообразных типов урока в зависимости от того, какова дидактическая цель урочного занятия. Подготовка и проведение урока, по его мнению, требуют от учителя педагогического мастерства и предварительной тренировки: «Сколько обдуманности в словах и задачах, сколько напряженного внимания, сколько привычки требуется со стороны учителя, чтобы занять на весь урок тридцать или сорок еще не окрепших рассеянных детских головок».

Содержание воспитания личности, нравственного человека, патриота и гражданина своей страны.

Существенный вклад был сделан К.Д. Ушинским в проблему подготовки учительских кадров. В статье «Проект учительской семинарии» он рекомендовал основывать закрытые педагогические учебные заведения (педагогические семинарии) для подготовки учителей народной школы, выдвигал идею создания педагогических факультетов при университетах, а также педагогических классов при женских средних учебных заведениях.

Личность учителя, его высокую образованность и преданность педагогическому делу Ушинский считал важнейшим фактором совершенствования искусства обучения и воспитания, результативности работы учебных заведений. По его мнению, создать эффективные условия для развития личности воспитанника может только педагог с высоким уровнем личностного развития, ведь только «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.

 

Контрольные вопросы и задания:

1. Чем объяснить тот факт, что реформы образования, проводимые в России XIX века, сменялись контрреформами?

2. Назовите основные реформы и контрреформы в системе образования России в первой половине XIX века.

3. Охарактеризуйте систему образования в России первой половины XIX столетия.

4. В чем заключалось противоречие между славянофилами и западниками в российской общественно-педагогической мысли XIX века? Актуальны ли вопросы, поставленные этими течениями на современном этапе?

5. Что бы Вы посоветовали взять из русской педагогической действительности XIX века в целях совершенствования системы современного образования?

6. Какие прогрессивные мыслители, общественные деятели и педагоги развивали педагогическую мысль России XIX века?

7. Что общего было в их педагогических взглядах?

8. Какие педагогические идеи этого периода являются актуальными и в наше время?

9. Почему, на Ваш взгляд, проблема народности образования стала центральной в русской педагогических мыслях XIX века?

10. Что, по Вашему мнению, было общего в содержании учебных книг для начальной школы К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого? Целесообразно ли обращение к этим книгам сейчас?

 


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 75; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!