Влияние декабристов на педагогическую мысль и школу России.



В первой половине XIX века вопросы просвещения и воспитания приобрели в России заметное общественное звучание. Умы политиков и педагогов, прогрессивных дворян и простых граждан России этого времени особенно занимала идея народности воспитания и образования, которая имела различные трактовки. Являясь оппозиционерами политическому режиму страны, декабристы, воспитанные на идеях Французской революции и Просвещения, предложили проекты широкого образования народа, поставив знак равенства между грамотностью и приобретением человеком политических прав («Конституция» С.П. Трубецкого). Влияние политических идей декабристов, их восстания в 1825 году на педагогическую мысль России определило поиск «самобытного» русского просвещения, разделило русскую интеллигенцию 30 – 40-х гг. XIX века на два лагеря – славянофилов и западников.

Западники (А.И. Герцен, В.Ф. Одоевский, Т.Н. Грановский, Н.П. Огарев и др.) горячо приветствовали западноевропейскую образованность, возмущались крепостническим рабством, обрекавшим крестьян на бесправие и невежество, сословно-крепостническими традициями обучения и воспитания, защищали права личности на самореализацию. Они рассматривали решение вопросов воспитания как неотложную необходимость, проблему государственной важности и личную проблему каждого гражданина России.

Славянофилы также не были едиными в своих взглядах на педагогические проблемы. Но всех их объединяло убеждение о самобытности исторического пути русского народа. Основой народного, национального воспитания славянофилы считали религиозность, нравственность и любовь к ближнему. Видными идеологами славянофильства в вопросах воспитания и образования были философ и публицист И.В. Киреевский (1806 – 18650, поэт А.с. Хомяков (1804 - 1860). Историк С.П. Шевырев (1806 - 1864)

4. Общественно-педагогическое движение в России второй половины XIX века.

Вторая половина XIX в. во всех странах Европы, в том числе и в России, характеризовалось обострением и расширением борьбы прогрессивных сил против феодально-абсолютистских режимов за утверждение нового буржуазного строя. Это нашло отражение в ряде всемирно значимых исторических событий (Отечественная война 1812 г., национально-освободительное движение в Испании, Греции; восстание декабристов в России). Особо важной исторической характеристикой этого времени явился кризис крепостничества в России и начало в этой стране революционно-демократического движения за отмену крепостничества. В русской педагогике второй половины XIX в. отражались противоречия между традиционной, официально одобренной установкой на воспитание "самодержавия, православия, народности" и подходами, бравшими за образец западную педагогику и опыт европейской школы, причем не всегда учитывались особенности и своеобразие развития России.

Однако в целом отличительной чертой русской педагогики того времени были гуманистическая направленность и демократизм. Для различных педагогических течений рассматриваемого периода было общим уважение к личности ребенка, к его интересам и потребностям, создание условий для всестороннего развития личности ребенка, отрицательное отношение к сословности образования, профессионализации школы. Задачей школы считалась подготовка подрастающего поколения к жизни, к трудовой деятельности, к выполнению ими гражданских обязанностей и общественного долга. Интерес к личности ребенка, комплексное изучение ребенка как сложной развивающейся системы способствовали применению эффективных методов обучения и воспитания. В этот период по-новому стал рассматриваться вопрос о роли учителя в учебно-воспитательном процессе. Педагоги выступали за свободу педагогического мышления и творчества. В педагогическом сознании многих учителей утверждались как профессиональные ценности широкая образованность, глубокое знание своего предмета и методов его преподавания, любовь и уважение к личности ребенка.

Быстрое развитие капитализма в России создавало объективные предпосылки для прогресса просвещения. Но политика царизма не была направлена на развитие образования и во многом подавляла стремление прогрессивных сил к его развитию. Ширилась и развивалась борьба народов России за гуманизацию, демократизацию образования, за бессословность учебных заведений, за увеличение их количества, так как в России грамотность населения была очень низкой. По переписи 1897 г. грамотных мужчин было 35,8% , женщин 12,4%, а среди кавказских народов эти цифры были намного меньше. В последнее десятилетие XIX в. увеличилось количество церковноприходских школ. Земские расходы на образование почти удвоились. Открылось большое количество частных учебных заведений (гимназии, училища). Это были относительно прогрессивные учебные заведения. Учителя использовали в процессе обучения такие новые методы организации учебно-познавательной деятельности учеников, как демонстрации, лабораторные занятия, экскурсии. В некоторых учебных заведениях велось совместное обучение мальчиков и девочек. Однако и гимназии, и приходские школы были платными, недоступными широким массам трудящихся.  Готовилась реформа школы. В 1899г. была создана комиссия по ее подготовке. Обусловливали необходимость изменений системы образования и воспитания в России этого времени и передовые педагогические убеждения многих прогрессивных общественных деятелей, философов, писателей, педагогов.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 35; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!