Проблема соотношения общего и единичного (номинализм, реализм, концептуализм).



Проблема соотношения общего и единичного, также находилась в центре внимания средневековой схоластики.

С V-го века, схоластическая философия преподавалась в школах, а с XII -го века в университетах Западной Европы. Главный вопрос, который решался этой философией, был вопрос о соотношении знания и веры. Философы отмечали. Что человек воспринимает органами чувств только единичные вещи. Но вместе с тем в нашей речи и мышлении некоторую рол выполняют общие понятия – универсалии, в которых выражаются общие свойства предметов: например – человек (вообще), дом, дерево и т. д. Возникал вопрос: «Что такое общее? Это только слово? Или это общее существует реально, само по себе?» В ходе рассуждения о смыслах и значениях понятий общего и единичного сформировались два основных течения средневековой философии: - номинализм и реализм.

Схоласты, которые утверждали, что реально существуют только отдельные вещи, относились к сторонникам номинализма (от лат. namen – имя). Они считали, что общие понятия, это только имена, не имеющие никакого существования помимо единичных вещей.

-  реализм(реальный, вещественный, действительный), философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов, либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта. Представители крайнего реализма придерживались платоновского учения об идеях; общее – это идеи, которые существуют до единичных вещей и вне их. Сторонники умеренного реализма, исходили из учения Аристотеля о логических формах мышления об общих родах, согласно которому общее реально существует в вещах. Пьер Абеляр (1079 -1142), умеренный номиналист, был исключительной личностью, не типичной для того времени. Большую часть своей жизни провел в монастырях и скитах, некоторые его работы осуждались церковью из-за присутствия в них диалектики, которую Абеляр применял при исследовании веры и церковной догматики. В работе «О божественном единстве и троичности» он решает проблему, «как сделать веру, понятной при помощи доводов разума, ибо нельзя верить в то, что непонятно», формулируя принцип «познаю то, во что верю».  Он выступал против крайнего реализма и номинализма, создавая свое учение, которое восходило к некоторым чертам, философии Аристотеля, утверждал, что универсалии не обладают самостоятельной реальностью, реально существуют лишь отдельные вещи, однако универсалии получают известную реальность в уме человека в качестве понятий. Являлся, первым представителем умеренного номинализма, который позже был назван – концептуализмом.

Шотландский теолог-схоласт Дунс Скот (1266 – 1308), также полагал, что общее существует реально, но только в самих вещах, отражая их сущность. Независимого существования общего нет. Спор между реалистами и номиналистами носил умозрительный, оторванный от жизни характер и тем не менее в борьбе этих направлений возрождалась борьба материализма и идеализма в средневековой философии. Противоположные стороны в споре об универсалиях, послужили появлению третьего, компромиссного решения – концептуализма (от лат. соединять) представители, данного направления утверждали, что каждая вещь представляет собой единство общего и частного.

На развитие средневековой философии в странах Западной Европы значительное влияние оказала философская мысль Византии и мусульманского Востока. Дело в том, что в восточной части римской империи – Византии, переход к феодализму осуществлялся медленным эволюционным путем, здесь не было резкого разрыва с античной культурой в Византии в отличие от Западной Европы, усваиваются и сохраняются достижения греческой философии.

Для представителей христианской философии Византии, особенно в XIV–XV в. в., характерным было проповедовать индивидуализм, акцентируя внимание на внутреннем мире человека, в сочетании его с интересом к истории и политике. Древнерусская культура и философская мысль народов Кавказа и Закавказья также испытывала на себе духовное влияние Византии. На арабском Востоке с оживлением городской жизни в X–XII в. в. привело к расцвету философской мысли. Народы востока в эпоху средневековья вплоть до второй половины XII века значительно опережали в культурном развитии Западную Европу.

Учение арабских мыслителей этого времени – Аль-Фараби, Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушда (Аверроэс) – оказали заметное влияние на духовную жизнь народов европейских стран, на развитие науки и культуры своего времени в целом.

Аль - Фараби (870-950) жил и творил в Багдаде, Алеппо и Дамаске в 900 – 950 гг. Философию Аристотеля интерпретирует в духе неоплатоников, идея; мир исходит из бога и возвращается к нему, взял от Аристотеля его логику для дифференциации научных интересов.

Ибн-Сина (Авиценна) 980-1037гг. Имел энциклопедическое образование, его философия была теоцентрической, однако в ином смысле, чем христианская. Мир он понимал как произведение божественного разума, а не божественной волей. Мир был сотворен из материи, а не из ничего; материя является вечной. В целом для философии Авиценны был характерен рационализм с материалистическими тенденциями.

Ибн-Рушда (Аверроэс) теолог, юрист, врач, математик и прежде всего – философ. Для него материальный мир бесконечен, вечный, но в пространстве ограничен. Бог так же вечен, как и природа, однако он не сотворил мир из ничего, как это провозглашает религия. Материя как таковая является не действительностью, а возможностью, на нее воздействует форма, которая является содержанием материи. В отношении истины, утверждал, что она (полная истина) – это истина философская. Ее назначение заключается в стремлении сделать науку и философию самостоятельными, избавить ее от церковной опеки. Философия Аверроэса, осуждалась исламской ортодоксией, его трактаты приговаривались к сожжению.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!