Расцвет кинизма. Философские взгляды Диогена Синопского



 Диоген Синопский стал символом движения киников. Диоген был старшим современником Александра. Один из источников говорит, что он умер в Коринфе в тот же день, что и Александр в Вавилоне.

Диоген превзошел славу своего учителя Антисфена. Это был молодой человек из Синопа на Эвксине, которого Антисфен невзлюбил с первого взгляда; это был сын менялы с сомнительной репутацией, сидевшего в тюрьме за порчу монеты. Антисфен гнал юношу прочь, но тот не обратил на это внимания. Антисфен побил его палкой, но тот не сдвинулся с места. Ему нужна была "мудрость", и он считал, что Антисфен должен её ему дать. Целью в жизни у него было делать то же, что делал его отец, - "портить монету", но в гораздо более широком масштабе. Он хотел бы портить всю "монету", имеющуюся в мире. Любой принятый штамп фальшив, ложен. Люди со штампом полководцев и царей, вещи со штампом чести и мудрости, счастья и богатства - всё это были низменные металлы с фальшивой надписью.

Диоген решил жить, как собака, и поэтому его назвали "киником", что означает собачий (ещё одна версия происхождения названия школы). Он отвергал все условности, касающиеся и религии, и манер, и одежды, и жилища, и пищи, и приличий. Говорят, что он жил в бочке, но Гилберт Маррей уверяет, что это ошибка: то был огромный кувшин, какие употреблялись в первобытные времена при погребениях. Он жил, как индийский факир, подаянием. Он заявляет о своем братстве не только со всем человеческим родом, но также и с животными. Он был человеком, рассказы о котором собирались ещё при жизни. Широко известен тот факт, как Александр посетил его и спросил, не хочет ли он, какой-либо милости. "Только не заслоняй мне свет", - ответил Диоген.

Учение Диогена никоим образом не было тем, что мы теперь называем "циничным", как раз наоборот. Он пламенно стремился к "добродетели", в сравнении с которой, как он утверждал, все земные блага ничего не стоят. Он искал добродетель и моральную свободу в освобождении от желания: будьте безразличными к благам, которыми одарила вас фортуна, и вы освободитесь от страха. Диоген считал, что Прометей был справедливо наказан за то, что принес человеку искусства, породившие сложность и искусственность современной жизни.

Диоген не только усилил экстремизм Антисфена, но создал новый идеал жизни необычайной суровости, который на столетия стал парадигматическим. Выразить всю программу этого философа может одна фраза: "Ищу человека", которую он повторял с фонарем в руках среди толпы и среди бела дня, провоцируя ироническую реакцию. Ищу человека, который живет в соответствии со своим предназначением. Ищу человека, который выше всего внешнего, выше общественных предубеждений, выше даже капризов судьбы, знает и умеет найти собственную и неповторимую природу, с которой он согласен, а, значит, он счастлив.

"Киник Диоген, - свидетельствует античный источник, - повторял, что боги даровали людям средства к жизни, но они ошиблись насчет этих людей". Свою задачу Диоген видел в том, чтобы показать, что человек всегда в своем распоряжении имеет все, чтобы быть счастливым, если понимает требования своей натуры. В этом контексте понятны его утверждения о бесполезности математики, физики, астрономии, музыки, абсурдности метафизических построений. Кинизм стал наиболее антикультурным явлением из всех философских течений Греции и запада вообще. Одним из наиболее крайних выводов был тот, согласно которому наиболее существенные потребности человека суть животные.

Свободен лишь тот, кто свободен от наибольшего числа потребностей. Киники без устали настаивали на свободе, теряя меру. Перед лицом всемогущих они были на грани безрассудства в отстаивании свободы слова "parrhesia". "Anaideia", свобода действия, призвана была показать всю ненатуральность поведения греков. В одном роскошном доме в ответ на просьбу соблюдать порядок, Диоген плюнул в лицо хозяину, заметив, что не видал более скверного места.

Метод и путь, ведущий к свободе и добродетелям, Диоген обозначает понятиями - "аскеза", "усилие", "тяжкий труд". Тренировка души и тела до готовности противостоять невзгодам стихии, умение господствовать над похотями, более того, презрение к наслаждениям - фундаментальные ценности киников, ибо удовольствия не только расслабляют тело и душу, но серьезно угрожают свободе, делая человека рабом своих привязанностей. По этой же причине осуждался и брак в пользу свободного сожительства мужчины и женщины. Впрочем, киник также находится вне государства, его отечество - целый мир. "Автаркия", т. е. самодостаточность, апатия и безразличие ко всему суть идеалы кинической жизни.

Ученики Диогена эллинистической эпохи. Одним из учеников Диогена и видным представителем кинизма был Кратет. Жил до начала III века до н. э. Он подтвердил установку, что богатство и слава суть далеко не ценности, а для мудреца - просто зло, блага же "бедность" и "невежество". "продав свою часть наследства, - сообщает один древний источник, - он выручил 200 талантов и раздал их согражданам. Он оставил свои пастбища и овец, а последний грош бросил в море. Банкиру же оставил распоряжение, что если его дети останутся невеждами, то отдать им деньги с его счета, если же станут настоящими философами, то тогда его деньги отдать нуждающимся, ибо в этом случае им не понадобится решительно ничего".

Киник должен быть аполитичным, "apolis". Полис неприемлем, для мудреца нет и не должно быть никакого прибежища. Александру, который спросил Кратета, не желает ли он видеть свой родной город заново отстроенным, он ответил: "А зачем? Придет другой Александр и все разрушит". "Моя родина, - писал Кратет, - не одна только башня, крыша, но то место, где возможно жить пристойно, так что любая точка универсума - мой город, мой дом".

В начале III века до н. э. киники становятся популярными, особенно в Александрии. В это время гвардия киников пополняется такими именами, как Бион с Борисфена, Менипп из Гадеса, Телес, Менедем.

Киники этого периода публиковали небольшие проповеди, указывающие, как легко обойтись без материальных благ, каким счастливым можно быть, вкушая самую простую пищу, как тепло может быть зимой без дорогих одежд, как глупо чувствовать привязанность к родной стране или горевать, когда умирают твои дети или друзья.

Во времена популярного кинизма возникает кодификация "диатриб". Диатриба - короткий диалог популярного характера этической направленности, написанный часто язвительным языком, с сарказмом.

 По существу, речь идет о кинизированном сократическом диалоге. Литературными моделями стали композиции Мениппа; Лукиан немало вдохновлялся ими, как и латинская сатира в лице Луцилия и Горация.

  Кинизм эпохи империи. Новый импульс школы кинизма поддержал его развитие до IV века н. э. Говоря о кинизме, необходимо помнить о трех компонентах этого особого явления духовной жизни древнего мира: а) "кинической жизни"; б) "литературной форме" (манере выражения); в) "кинической доктрине".

Относительно кинической доктрины, необходимо отметить, что вновь объявившиеся киники не могли претендовать на открытия, ибо уже Диоген достиг предела радикализма. Оставались две возможности: а) воспроизвести кинизм на общей платформе с другими течениями, со стоицизмом, в частности, вводя религиозные и даже мистические настроения новой эпохи; б) переосмыслить радикализм первоначального кинизма, ограничив его эпатирующую страсть к свободе. Первым путем пошли Деметрий и Дион Хризостом в I веке н. э., вторым - Эноман, Демонат, Перегрин Протей во II веке.

Идеал "кинической жизни" стал еще более привлекательным в эпоху империи. Образ Антисфена, основателя учения, мало-помалу уходил в тень, в фокусе были Диоген и Кратет. Это и понятно, ибо первый лишь отчасти практиковал Кинизм как образ жизни, но парадигматически это сделали "в живую" Диоген и Кратет. Справедливости ради следует сказать, что наряду с искренними попытками возродить киническую практику было немало авантюристов, внесших такие искажения, которые не могли не скомпрометировать идею.

И Эпиктет, и Лукиан видели множество карикатурных переодеваний и гнусных подделок под киников, в то время как подлинный идеал был доступен лишь немногим. Ситуация мало изменилась к IV веку, как это следует из писаний императора Юлиана. Он говорит, что киническое учение в подлинном своем духе есть универсальное и естественное, ибо не требует каких-либо специальных познаний, но основывается на двух началах: познании самого себя; презрении к суетным домыслам и следовании истине.

Однако среди современников он не находит воплощения этих максим, напротив, сплошь встречается поношение философии, самомнение ряженых киников, невежество, хамство и неотесанность. "Дорога, наикратчайшая к добродетели" для них - проклинать богов и лаять на людей.

Значение кинизма в философии. Смысл формулировок Диогена и Кратета состоял в разоблачении иллюзий, двигавших поведением людей: погони за удовольствиями; очарованностью богатством; страстного желания власти; жажды славы, блеска и успеха. Все это, по мнению киников, влекло к несчастью. Воздержание от этих иллюзий, апатия и автаркия - условия зрелости и мудрости, а, в конечном счете, счастья.

Кинизм оказался менее жизненным, относительно других философских течений, в силу: экстремизма и анархизма; неравновесия в основе; духовного убожества. Экстремизм кинизма заключается в том, что осуждение ценностей или пристрастий, освященных традицией, и преследование их без соответствующего выдвижения взамен альтернативных ценностей решительно ничего не спасает. Неравновесие в основе и нетрезвость духа киников состояла в сведении человека, в конечном счете, к животному началу, считая необходимыми потребностями животные, а значит, потребности примитивного человека, вместе с тем, запрашивая активность духовного плана, т. е. то, что примитивному человеку не доступно, поэтому сократовское "психе" было обречено. Духовная нищета кинизма заключается не только в том, принижается наука и культура, но и в том, что философский аспект его редуцирован до такого уровня, на котором невозможно более никакое обоснование. Эмоциональное восприятие ценностей собственной миссии - единственное основание кинизма.

 

Философия Эпикура

Эпикуреизм, материалистическое направление в древнегреческой и римской философии названое по имени его основателя Эпикура (342-271 до н. э.), увлекшись идеями Демокрита, воспринял его атомистическое учение для популяризации своих взглядов, основал философскую школу в своем саду в Афинах, которая вошла в историю как Сад Эпикура.

Цель философии Эпикура – обеспечение безмятежности духа, а также свободы от страха перед смертью и явлениями природы. Образцом того, как можно при помощи философии преодолеть страх перед смертью, может служить его высказывание: «Стало быть самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения, когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют». Источниками знаний человека, утверждал философ, являются чувственные восприятия. Возникающие все заблуждения – следствие ошибок мыслительного процесса.

 Эпикуреизму был присущ индивидуалистический характер, философское мышление основывалось на идеях материализма в полемически заостренной форме отмечали, что источником всех благ являются телесные наслаждения.

Философия скептицизма.

Первой исторической формой агностицизма в истории философии принято считать античный скептицизм в переводе с греческого означает – рассматривающий, исследующий). Объявив видимость единственным критерием истины, скептики рассматривали всех философов других школ и направлений как догматиков и считали их глупцами. Основателем скептицизма является Пиррон из Элиды (365-275), Термин «скептицизм» понимался как нерешитель­ность в выборе одного из двух противоречащих друг другу суждений, а таких утверждений, как мы знаем, в античности было предостаточно, поэтому Пиррон считал, что всякая вещь «есть это не в большей сте­пени, чем то, что мы видим». Отсюда делался вывод, что ничего не следует называть ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым. Надо, мол, воздерживаться от окончательных суждений о вещах, чтобы не быть на какой-то одной стороне, на одной точке зрения. Послед­нее нарушает безмятежность и спокойствие человеческого духа, невозмутимость по отношению к внешним условиям (атараксия), пони­маемые как счастье, к которому должен стремиться настоящий философ.

Итак, сущность скептицизма состоит в отрицании возможности достижения истинного (т. е. доказательного и всеобщего) знания. Правда, Пиррон все же считал чувственные восприятия досто­верными знаниями, поскольку они дают нам представления лишь о явлениях, а не о сущности предметов. Если, предположим, нечто кажется мне сладким, то мое суждение «Этот предмет кажется мне сладким» бу­дет истинным. Ошибка, по Пиррону, будет тогда, когда “я” буду утверж­дать, что этот предмет сладок на самом деде.

Сомнение, здоровый скепсис - хорошие вещи даже в обыденной жизни, не говоря уже о науке и философии. Еще знаменитый Зенон, согласно легенде, на вопрос, поче­му он во всем сомневается, в ответ нарисовал два круга, один боль­шой, а другой маленький. Показав на большой круг, сказал, что, допустим, это его знания. Но ведь все остальное за пределами окружности есть незнание. То есть, чем больше человек знает, тем больше он знает того, чего еще не знает, тем больше он сомневается в своих знаниях.

Таким образом, противоречивость взглядов в самых важных вопросах жизни приводила к разочарованию в возможности познания, к скептицизму, учение, скептиков было радикальным сомнением в достоверности знания. Философ – скептик ничему не должен был придавать безусловно-истинного значения.

Стоицизм

В конце IV в. до н. э. в Греции формируется стоицизм, основателем данного учения был Зенон из Кития (336–265 до н. э.). Стоики пытались соединить три части философии (логику, физику, и этику) в одну цельную систему они сравнивали философию с человеческим организмом. Логику считали скелетом, этику – мышцами, а физику – душой.

 Название школы «Стоя», то есть портик, шло от места, в котором вел беседы с учениками Зенон. Высшей целью человека стоики, как и эпикурейцы, считали достижение счастливой жизни, но путь к счастью, они видили по - разному. В трактате «О человеческой природе» Зенон утверждал, что высшее человеческое счастье – это жизнь согласная с природой человека как существа духовного, разумного, способного осуществлять свой выбор. Стремясь жить согласно с природой, стоики искали нравственную свободу, освобождение от страстей, аффектов, которые являются главным источником пороков и бедствий человека.

Путь к счастью, лежит через апатию (а – отрицание, слово “patos” страсть), то есть через искоренение страстных чувств, аффектов. Учение стоиков характеризует принцип, который отсутствует в философии эпикуреизма, стоики вводят в обращение понятие фатум, или рок, которые указывает на необходимость, стойко переносить все тяготы жизненных невзгод. Свой нравственный идеал они находили в творении добра, добродетельность для них, есть высшее и единственное благо человека.

Итак, учения эпикуреизм, скептицизм и стоицизм со своими теоретико-познавательными взглядами пессимиста, уходом во внутренний мир личности были характерными не только для раннего, но и позднего эллинизма, однако философские учения позднего эллинизма – это римский период эклектицизма, который нашел свое выражение не в духе классической философии, а в формах духовно-практического освоения мира; праве, искусстве, архитектуре, политическом строительстве.

Римская философия в собственном смысле слова не создала принципиально новых концепций, а лишь развивала идеи греческой философии, формировала эклектические философские системы. Основным таким учением поздней античности был – неоплатонизм, который выразил суть данной эпохи, ее универсализм и катастрофизм.

Упадок Римской империи длился века, военные поражения, восстания рабов, потеря территории, привили к катастрофизму, что вызвало отрешение от всего земного и приход к набиравшего силу христианства.

 

 


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!