Ионийская философия - рождение первых диалектических идей



Лекция 3. Античная философия: происхождение основных философских проблем.

Латинское понятие «antiguus» означает «древний», но когда мы говорим об античной философии, то имеем в виду не древнюю философию вообще, а только философию Древней Греции и Рима.

Возникновение античной философии и ее периодизация

Античная философия возникает в Древней Греции в VII-VI веке до нашей эры и возникает как тип знания – понятийного, системного, рационально обоснованного учения.

 

Предпосылки расцвета культуры и философии в Древней Греции.

 

1. Демократия. Острая политическая борьба. Практика публичного обсуждения проблем, дискуссий, доказательства собственной точки зрения. Высочайший статус ораторского искусства.

2. Рабовладельческий строй. Разделение умственного и физического труда. Досуг для занятия науками и искусствами. Призрение к физическому труду, практически полезному, утилитарному. Забота о полезном и матери­альном – удел рабов. Философия – бескорыстная любовь к мудрости.

2. Любовь греков к славе, успеху, победе, соревнованию («агону»).

Соревновались во всем – в спорте, музыке, живописи, красоте. Слава –

путь к бессмертию. Высокий уровень индивидуальных достижений в науке и искусстве.

Периодизация античной философии.

 

Греческая, а затем римская философия просуществовала примерно 1000 лет (с VII-VI в. до н. э. по V – VI в. н. э.), за это время античная философия прошла замкнутый цикл, ее история условно подразделяется на 4 периода.

1. Зарождение и формирование (VI в. до н. э.), это время разложения остатков родового строя и утверждения раннего рабовладельческого общества, родовая община сменяется гражданской общиной, появляется - полис, город-государство, - уникальная форма организации политической жизни древних греков;

2. Зрелость и расцвет (V-IV в. до н. э.), это классический период древнегреческой философии, высшим достижением, которого стали философские системы Сократа, Платона, Аристотеля. В этот период происходит переориентация философского интереса с проблем устройства мироздания на проблемы познания общества и человека;

3. Закат – это греческая философия эпохи эллинизма и латинская философия периода Римской республики (III–I в. в. до н. э.), своеобразие философии эллинизма определяют философские школы, которые стали обращаться к проблемам личной жизни человека – кинизм , эпикуреизм, стоицизм, скептицизм;

4. Период упадка и гибели в эпоху Римской империи (I–VI в. в. н. э.), философские учения позднего эллинизма формировались при политическом господстве Рима над греческим миром, создавая эклектические философские системы методом синтеза идей различных философских школ и направлений, наиболее ярким, оказалось учении - неоплатонизм. Философия этого периода, освобождаясь от свободомыслия раннего эллинизма пошла по пути религиозного постижения мира.

Недостатки античной философии.

 

1. Философия рабовладельческого общества.

2. Обоснование рабства, духовной аристократии.

3. Недостаточно развитая дедукция.

4. Отсутствие экспериментального исследования.

5. Созерцательность и умозрительность.

 

Становление древнегреческой философии

Первые античные философы прошли предварительное обучение в Египте и Вавилоне. При этом гениальные ученики быстро превзошли своих учителей. Переосмыслив афро-азиатскую вычислительную математику в дедуктивную науку.

На этой основе стало возможным возникновение античной философии как рационализированного мировоззрения, объясняющего субстанциональную основу мировоззрения. Вначале философия греков зарождается стихийно, где исследуется природа, космос (натурфилософия). Космологический процесс, то есть процесс рождения мира, космоса, описывался как процесс последовательного рождения богов. Образы богов символизировали природные и социальные силы. Связи с ними представлялись в форме брачных отношений. Сложные природные и социальные явления становились понятными при сопоставлении их с жизнью самих богов. Божественная генеалогия носила системный и упорядоченный характер. Мифологическое мышление оперировало не понятиями, а представлениями, образами, которые носили многозначный, неопределенный характер. Картина мира создавалась на основе принципа порождения, то есть перенесение на всю действительность отношений родовой общины, а именно - кровнородственных отношений.

В новых социальных условиях, после разложения общины, вычленении индивида из рода, миф перестал выполнять функцию социального регулятора. Мифологическое сознание трансформировалось в рациональное, на основе которого давалось достоверное объяснение мира и человека. Таким духовным образованием стала философия, исследующая мир на основе критического осмысления окружающей среды.

Первой задачей философского мышления становится выяснение различий между реальным, существующим по своим законам мира, космоса, человека с его сознанием и волей, то есть между объективным и субъективным. Если мир в своем существовании независим, то человек как разумное существо должен стремиться познать мир, соотносить свои действия с его законами, а не пытаться в той или иной форме воздействовать на волю богов. В философском мышлении начинает складываться теоретическое объяснение мирового порядка.

Ионийская философия - рождение первых диалектических идей

 

Философия начинается с поиска ответов на вопрос, уже поставленный до нее в мифологии, - о происхождении мира, но рационалистическое сознание формулирует вопрос в более чистом теоретическом виде, позволившим найти принципиально новое решение с помощью учения о первоначале.

Была представлена в основном Милетской школой и философом одиночкой Гераклитом из Эфеса. Ионийская философия в целом была стихийно-материалистична и наивно - диалектична, что не исключала некоторые моменты идеализма. Для нее характерным было отсутствие поляризации на материализм и идеализм. Это время, когда первые творцы, мыслители стремились понять исток, первоначало как субстанцию, отсюда их рационализм, который выражался в рассуждениях и зачатках мышления в понятиях.

Милетская школа – первая философская школа Древней Греции.

Представителями являются - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, (VI в. до н. э.) и Гераклит из Эфеса (540-480 гг. до н. э.).

 Идея первоначала, ими мыслилось как нечто единое с природой и означало переход от мифологического к философскому мышлению – выделению и появлению - всеобщего. Стремление понять и объяснить сущность космоса и мира в целом, представители данной школы, предприняли попытку увидеть за многообразием вещей единое первоначало, всего сущего, считая это первоначало бытия мате­риальным, являясь первыми философами-материалистами.

Фалес из Милета – первый исторически достоверный представитель древнегреческой философии. В античной традиции – один из «семи мудрецов», был основателем стихийно-материалистической милетской школы, овладел математическими и астрономическими познаниями, побывал в Египте и Вавилоне, для него первоначалом является – вода, основное исходное вещество, в котором все одушевленное, живое рождается, живет и размножается в воде, являющейся - источником жизни. Он тесно был связан с ближневосточной культурой и считается первым математиком в Ионии (предсказал солнечное затменье, обосновал что, земля имеет форму диска в астрономии, геометрии также оставил заметный след).

 Анаксимандр ученик и последователь Фалеса, для него – в основе всего сущего лежит нечто беспредельное, бесконечное, безграничное, но материальное первоначало - «апейрон». Он один из первых создал рациональную модель космоса, в которой земля занимала центральное положение и была окружена водой, воздушной и огненной сферами и первый высказал догадку о зарождении жизни на границе моря и суши из ила под воздействием огня.

Анаксимен ученик и последователь Анаксимандра, рассматривал в качестве первоначала всех веществ воздух. Подобно Фалесу и Анаксимандру, Анаксимен изучал астрономические явления, как и другие природные явления, он стремился объяснить естественным образом. Завершая тенденцию стихийного древнегреческого материализма, поиска естественных причин явлений и вещей Анаксимен выдвигает и решает вопрос об основной, первоисходной причине бытия и действия, о том, что является основой мира. Рассуждая, приходит к заключению, что первоосновой мира, является определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. Анаксимен провозглашает воздух началом сущего, так как из него все возникает и к нему все возвращается. Из воздуха затем возникает все остальное. Разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры – тучи – воду – землю – камни. Естественное объяснение возникновения и развития мира, Анаксимен распространяет и на объяснение происхождение богов, он говорил, что началом является неограниченный воздух и что из него возникает все, что есть, что было, что будет, божьи и божественные вещи и что все последующее возникает из потомства воздуха. Он один из первых вводит понятие взаимного отношения праматерии и движения. Воздух, согласно его взглядам, постоянно колеблется, так как если бы он не двигался, то и не менялся бы настолько, насколько он изменяется.

 Учение первых греческих философов было натурфилософией – умозрительным рассмотрением природы. Поэтому их называли «физиками», от греческого «physis» – природа.

Гераклит Эфесский, Акме (504-501 гг. до н. э.) – философ-материалист. Он первоначалом считал огонь. Ос­новной атрибут бытия - движение, изменчивость. Гераклит – один из осново­положников диалектики. Диалектика – учение о развитии мира через борьбу противоположностей. Душа человека, по его мнению, представляет собой единство противоположностей, влажного и огненного. Чем больше в ней огня, тем лучше душа. Сухой огненный компонент души – ее логос. Гераклит, вводит понятие «логоса» – разумного слова. Логос – это сущность, понятие, закон, выраженные в слове.

Высказывания Гераклита;

«Все течет, все изменяется».

«В одну и ту же реку нельзя войти дважды, ибо воды ее уже не те».

«Враждующее соединяется, из расходящегося - прекраснейшая гармония,

 и все происходит через борьбу».

«Мир, единый из всего, никем из богов и никем из людей не созданный, был, есть и будет вечно живым огнем, мерами возгорающимся и мерами уга­сающим».

Соединив в первоначале субстанциальную основу (то, что является причинной возникновения всего) и материальный субстрат (то, из чего сделаны все вещи), первые греческие философы заменили мифологические представления логосом, разумным словом, философским понятием.

 

Италийская философия

В конце IV в. до н. э. центр зарождающейся европейской философии перемещается из Ионии в греческие полисы, появившиеся на побережье Южной Италии и Сицилии. Необходимо отметить, что философия италийцев была дальнейшим шагом в становлении античной философии.

К италийской философии принадлежали: Пифагорейский союз, школа элеатов и философия Эмпедокла из Акраганта. Пифагорейцы связывали философию с математикой и поставили вопрос о числовой структуре мироздания, элеаты развили понятие о субстанции до понятия «бытие» как такового и выявили диалектичность времени, пространства и движения.

Пифагорейский союз

Основателем Пифагорейского союза был Пифагор (2-я пол. VI – нач. V в. до н. э.), жизнь философа окутана легендами по мнению греческих исследователей Пифагор был выходцем с острова Самос из Ионии, много путешествовал, учился у египетских и вавилонских жрецов, индийских мудрецов. После тридцати четырех лет учений он основал школу в городе Кротоне, которая была закрытой организацией, а философско-религиозное учение – тайным.

Пифагору приписывают создание терминов: «философия» – любовь к мудрости, и «космос» – строй мира, наставлял ученикам строгие правила поведения (аскетизм, вегетарианство, испытание молчанием).

Пифагор верил в бессмертие души и переселение душ.

В основе сущего – числа.

«Числу все вещи подобны». «Самое мудрое – число» (высказывания пи­фагорейцев).

Бог создает мир как математик, через исчисления. Математика – язык богов. Знающий математику может проникнуть в замыслы бога о мире. В основе отношений вещей лежат правильные числовые соотношения – гармонии. Звук – материальный аналог числа. Все числа звучат. Десять небес­ных сфер при вращении издают музыку. Человек включен в гармонию космоса. Болезнь – нарушение гармонии человека и космоса. Музыка помогает вос­становить гармонию человеческой души и космоса. К пифагорейской традиции принадлежит идея о том, что архитектура – это застывшая музыка. Знания, в том числе математические, пифагорейцы хранили в тайне.

На философию Пифагора наложили печать его занятия арифметикой и геометрией. Так, Пифагора можно считать первым идеалистом Древней Греции, поскольку первоначалом бытия он считает идеальные сущности — числа (имеются в виду целые натураль­ные числа). Пропорции между числами создают мировую гармонию. Со­хранилась легенда о том, как Пифагор пришел к этой идее. Однажды он проходил мимо кузницы и заметил, что неодинаковые по весу молоты, ударяясь о наковальню, издают звуки разной высоты. Эта зависимость может быть выражена числами, следовательно, «число владеет вещами».

Числа связаны с геометрическими фигурами (тройка с треугольником, четверка с четырехугольником и т. п.). Пять стихий, из которых состоят все материальные тела, также связаны с числами. Земля, предполагал Пифагор, состоит из частиц кубической формы, Огонь из тетраэдров (четырехгранных пирамид), Воздух из октаэдров (восьмигранников), Вода из икосаэдров (двадцатигранников). В философии Пифагора появляется представление о пятой стихии (которой не было в мифологии) Эфире; частицы Эфира додекаэдры (двенадцатигранники).

Религия пифагореизма. В VI в. до н. э. в Греции усиливается религиозное движение, обусловленное ломкой архаических устоев и пробуждением к деятельности более широкого круга свободного населения. Возникают мистические общины, среди которых особое значение приобрели общины орфиков и последователей культа земледельческого бога Вакха, или Диониса. Здесь сложились представления о душе как о добром начале, заключенном в телесную темницу и ищущем освобождения. Достигается оно путем общения с Вакхом или посредством участия в вакхических «оргиях». Возникающие в это время новые формы религиозности ищут верующих и получают распространение скорее в различных слоях угнетенного народа, чем в аристократических кругах, где, напротив, выступают вольнодумцы вроде Ксенофана. На почве религиозного движения возник и союз, основанный Пифагором. Основными моментами религии Пифагора были: вера в переселение души человека после смерти в тела других существ, ряд предписаний и запретов относительно пищи и поведения и, быть может, учение о трех образах жизни, наивысшим из которых признавалась жизнь не практическая, а созерцательная. Пифагор также верил в переселение душ (метемпсихоз).

Космология и астрономия пифагореизма. Пифагор и его ученики утверждали существование пустоты. Правда, пустота пифагорейцев еще не была абсолютной пустотой атомистов, она скорее походила на воздух. Но все же пифагорейцы утверждали реальное существование этой воздухообразной пустоты, со всех сторон обнимающей мир. По их учению, живое шаровидное тело мира дышит, втягивает в себя пустоту извне. В результате мир разделяется на обособленные вещи, которые и отделяет одну от другой пустота. Именно против этого представления и направлено элейское отрицание пустоты и множества.

В центре мира находится Земля (геоцентризм), все не­бесные тела движутся в Эфире вокруг Земли. Каждая планета, двигаясь в Эфире, производит монотонный звук определенной высоты, совместно эти звуки создают мелодию («музыку небесных сфер»), которую могут слышать люди с особо тонким слухом, например, как Пифагор.

Пифагор и его поздние последователи (Филолай и др.) выступали с идеей необходимости преобразования общественных и политико-правовых порядков на философских основах. Критикуя демократию, они обосновывали аристократические идеалы правления «лучших» – умственной и нравственной элиты.

Выше мы уже говорили о том, что определяющую роль во всем мировоззрении пифагорейцев, носившем во многом мистический характер, играло их учение о числах. Исходя из этого, они пытались выявить цифровые (математические) характеристики, присущие нравственным и политико-правовым явлениям. При освещении проблем права и справедливости пифагорейцы первыми начали теоретическую разработку понятия «равенство», столь существенного для понимания роли права как равной меры при регулировании общественных отношений.

Справедливость, согласно пифагорейцам, состоит в воздаянии равным за равное, когда у всех есть все и в равных долях.

Согласно пифагорейцам, люди в своих многообразных взаимных отношениях должны придерживаться соответствующего вида справедливости. Причем смысл справедливости как равного воздаяния за равное варьируется в зависимости от характера тех конкретных отношений, в которых оказываются люди. С этим связаны вариации и самой «надлежащей меры», надлежащего способа обращения.

Идеалом пифагорейцев является полис, в котором господствуют справедливые законы. После богов учил Пифагор, более всего следует уважать родителей и законы, повинуясь им по убеждению, а не внешне и притворно. Законопослушание пифагорейцы считали высокой добродетелью, а сами законы – большой ценностью. Причем они, критикуя склонность к законодательным нововведениям, расценивали как «хорошее дело» пребывание «в отцовских обычаях и законах, даже если бы они были немного хуже других».

Наихудшим злом пифагорейцы считали анархию (безвластие). Критикуя анархию, они отмечали, что человек по своей природе не может обойтись без руководства, начальства и надлежащего воспитания.

Пифагорейские представления о том, что человеческие отношения могут быть очищены от распрей и анархии и приведены в надлежащий порядок и гармонию, в дальнейшем вдохновляли многих приверженцев идеального строя человеческой жизни.

Автором одной из таких идеальных моделей полиса был Фалей Халкидонский, который утверждал, что всякого рода внутренние беспорядки возникают из-за вопросов, касающихся собственности. Чтобы достигнуть совершенного устройства полисной жизни, необходимо, согласно Фалею, уравнять земельную собственность всех граждан.

Проект идеального полисного устройства выдвинул (во второй половине V в. до н. э.) и неопифагореец Гипподам. Согласно его проекту, население государства должно насчитывать 10 000 граждан, которые делятся на три класса – ремесленников, земледельцев и воинов. Все магистраты избираются народом, т. е. перечисленными тремя классами, вне которых остаются рабы, иностранцы и все те, кто не является «гражданином».

Пифагорейская гармоника. Все дошедшие до нашего времени сведения о возникновении в древней Греции математического учения о гармонии (эта наука называлась «гармоникой») определённо связывают это возникновение с именем Пифагора. Пифагор, как говорил Ксенократ, открыл и то, что в музыке интервалы неотрывны от числа, так и то, что они возникают от соотнесения количества с количеством. Он исследовал, в результате чего возникают созвучные и разно-звучные интервалы всё гармоничное и негармоничное.

В области гармоники Пифагором были произведены важные акустические исследования, приведшие к открытию закона, согласно которому первые (то есть самые главные, самые значимые) консонансы определяются простейшими числовыми отношениями 2/1, 3/2, 4/3. Так, половина струны звучит в октаву, 2/3 — в квинту, 3/4 — в кварту с целой струной. Самая совершенная гармония задаётся четвёркой взаимно простых чисел 6, 8, 9, 12, где крайние числа образуют между собой октаву, числа, взятые через одно — две квинты, а края с соседями — две кварты.

Пифагорейская концепция гармоники нашла своё воплощение в идее пифагорова (или пифагорейского) строя, настраиваемого лишь по консонансам — октавам и квинтам. Среди прочего пифагорейцы открыли, что целый тон неделим на 2 равных полутона, а также что 6 целых тонов больше октавы на ничтожно малую величину коммы (позже названной «пифагоровой»).

Впоследствии выдающимися музыкальными теоретиками пифагорейской школы были Филолай и Архит, которые разрабатывали математические основания древнегреческой (музыкальной) гармонии.

Пифагорейский союз, созданный Пифагором, был научно-философ­ской школой и политическим объединением. Это была закрытая орга­низация, а учение его — тайным. «В него принимали только свободных людей, причем и мужчин, и женщин, но только тех, кто прошел многолетнюю проверку и подготов­ку (в том числе испытание длительным молчанием). Имущество у пи­фагорейцев было общим. Существовали многочисленные требования к образу жизни, ограничения в еде и т. п. Пифагорейцы стремились к по­беде над низменными страстями, высоко ценили дружбу». У пифагорейцев много времени уделялось психотренингу, развитию памяти и умственных способностей. Важнейшее место в их жизни за­нимали занятия наукой. Ниже мы рассмотрим основных представителей пифагореизма, вышедших из различных периодов развития Пифагорейского союза.

После смерти Пифагора вражда против пифагорейского союза усиливалась во всех демократиях Великой Греции и в середине 5 в. до н. э. разразилась катастрофой: в Кротоне многие пифагорейцы были убиты и сожжены в доме, где они собрались; разгром повторился и в других местах. Уцелевшие были вынуждены бежать, разнося с собой учение и мистерии своего союза. Эти мистерии дали союзу возможность существовать и тогда, когда он утратил своё прежнее политическое и философское значение. К концу 5 в. до н. э. политическое влияние пифагорейцев в Великой Греции возродилось: важнейшей фигурой стал Архит Тарентский, военачальник и государственный деятель. С 4 в. до н. э. пифагорейство пришло в упадок, а его учение было поглощено платонизмом. Отголоском пифагорейских мистических и религиозных воззрений оказались возникшие в совершенно иной исторической обстановке так называемые неопифагорейские учения (I-II вв. н. э.)

Сам Пифагор, по преданию, не оставил письменного изложения своего учения, и Филолай считается первым писателем, давшим изложение пифагорейской доктрины. Учение ранних пифагорейцев известно нам по свидетельствам Платона и Аристотеля, а также по немногим фрагментам Филолая, которые признаются подлинными. При таких условиях трудно с достоверностью отделить первоначальное существо пифагорейского учения от позднейших наслоений.

Неопифагореи́зм — эклектическое философское направление в греческой философии, соединившее элементы пифагореизма с философией Платона, Аристотеля и стоиков. К древнепифагорейскому учению неопифагореизм близок любовью к мистике чисел и общим религиозно-нравственным характером. Новые поклонники пифагореизма, присоединились к пифагорейской стороне учения Платона — к древней платоновской Академии, подчеркивая в ее учениях пифагорейские элементы. Это была реставрация скорее платонизма, чем пифагореизма. Религия эта — самая влиятельная черта рассматриваемого периода античной философии. В 1 в. н. э. видными деятелями новопифагореизма были Модерат из Гадеса и Аполлоний из Тианы. Выступив в роли «пророка» и «чудотворца», Аполлоний стремился воплотить в своей жизни пифагорейский идеал. Платоником пифагорействующего толка был также знаменитый автор работ биографического жанра — «Параллельных жизнеописаний» и сочинения «О догме Платона» Плутарх из Херонеи. Во 2 в. н. э. Гай, Альбин, Аттик также характеризуются эклектизмом и стремлением возвратиться к первоначальному, истинному платонизму. Все эти философы согласно выступают против материализма. Вразрез с материалистическими учениями эпикуреизма и стоицизма они считают истинно-сущими только бестелесные сущности. Материя — нечто несущее, свою форму и сущность она получает лишь благодаря количественному ее определению, или исчислению. Символы метафизических и физических категорий — числа. Высших начал два: единица и неопределенная двоица. В них сказывается основная противоположность духа и материи, формы и вещества, начал активного и пассивного, совершенного и несовершенного. Единица — бытийное начало и символ блага, безусловного совершенства. Неопределенная двоица — бытийный источник всяческого несовершенства, беспорядочности и изменчивости.

Все эти сторонники платонизма в его пифагорейском обличье признавали, по сути, четыре не сводимых друг к другу и несопоставимых начала: бестелесное начало формы, или числа; материальное начало; начало добра и порядка, существующего в мире; наконец, злую мировую душу — источник существующего в мире зла.

Элейская школа.

Парменид, из города Элея, – 504-501 г. г до н. э. Автор философской поэмы «О природе». От нее сохранился фрагмент в 160 стихов. В ней Парменид описывает два возможных пути познания мира – «путъ истины» и «путь мнения», а также он один из первых стал применять доказательства от противного. В центре внимания философа были проблемы соотношения бытия и небытия, бытия и мышления. На вопрос о соотношении бытия и небытия, он говорил: бытие есть, а небытия нет. Он один из первых применил доказательства для обоснования своего тезиса. То, что есть, можно выразить в мысли; то, чего нет, выразить в мысли нельзя. Небытие невыразимо, непознаваемо, недоступно мысли, поэтому оно и есть небытие. Так как согласно Пармениду, «одно и то же есть мысль и бытие». Бытие – это то, что есть, оно едино и вечно – это главные признаки бытия. Вечность бытия и его единство для Парменида неразрывно связаны.

Согласно мнению простых людей, которые некритически полагаются на свое чувственное восприятие, существует бытие, а наряду с ним небытие. Истина, раскрывающейся разуму, существует только бытие, так как «небытие нельзя ни помыслить, ни высказать». Утверждать, что существует небытие (т. е. существует то, чего нет) нелогично, а значит ошибочно. Согласно мнению, все сущее вечно пребывает в движении, изменяется, рождается и умирает, т. е. переходит из небытия в бытие (рождается) и из бытия в небытие (умирает). Согласно истине, бытие вечно, неподвижно и неизменно, а согласно мнению, бытие бесконечно разнообразно и представлено мно­жественностью вещей. Условием множественности вещей является небытие (пустота). Согласно истине, бытие единое, сплошное, а множественность вещей – всего лишь иллюзия.

С точки зрения Парменида «одно и то же мысль и то, на что мысль направляется». Истинно существует только то, что мы можем мыслить не­противоречиво. Того же, что мы не можем мыслить логически непротиворе­чиво (например, движения), не существует, даже если о нем свидетельствуют наши чувства. Чувственному восприятию человека доступно только измен­чивое, непостоянное, текучее, оно оставляет человека во власти видимости, иллюзий. Истина превосходит наши чувства и раскрывается разуму. Такой метод познания получил название метафизика. Парменид – один из создателей метафизики.

Метафизика – это учение о сверхчувственных основах бытия; о бытие как вечном, неизменном, непротиворечивом и умопостигаемом.

Элейская школа решала проблемы истинного бытия, достоверности знания, обоснования движения.

Элейская школа, сложилась и развивалась в небольшом городе Элее у западных берегов Южной Италии. Первым по времени деятелем и корифеем школы был Парменид. Логика развития его учения в целом вела от материализма к идеализму. В теории познания он противопоставлял разумное знание знанию чувственному. С другой стороны, бытие Парменид представлял в виде огромного сплошного шара, неподвижно покоящегося в центре мира. Это представление о мире как о бытии вещественном. Одно из основных положений Парменида – утверждение, что мысль и предмет мысли – одно и тоже. То есть мысль не может быть отделена от своего предмета, от бытия. Мысль – всегда бытие. Даже если мы попытаемся думать о небытии, оно все же в каком-то смысле существует, т. е. существует мысль о небытии. Но из этого следует, что никакого небытия нет. Существует только бытие. Следовательно, Парменид утверждает, что в природе может существовать пустота; мир – сплошная масса вещества, или шаровидное тело. Из невозможности пустоты и из совершенной сплошной заполненности пространства веществом следует вывод: мир един, в нем нет и не может быть никакого множества отдельных вещей. То есть, существует только единство, множества нет. из отрицания пустоты и множества следует вывод о том, что если мир един, то множество, как будто, удостоверяемое нашими чувствами, есть только обман чувств. Картина мира, внушаемая нам чувствами не истинная, иллюзорная. Таким образом, Парменид первый в античной философии попытался сформулировать метафизическое понимание природы. Основной характеристикой бытия он провозглашал неподвижность и неизменность, отсутствие в нем рождения и уничтожения. Вторая часть философии Парменида – физика. В основе всех явлений лежит противоположность света и тьмы. Некоторые из воззрений Парменида получили большое значение в дальнейшем развитии научных представлений. Такова догадка о темной природе Луны, которая лишь отражает свет Солнца, а сама не способна к излучению света. Ценной была также догадка о зависимости наших чувств и нашего ума от нашей физической природы и от состояния наших телесных органов. Эти догадки трудно согласовываются с утверждением о том, что Парменид был сплошным реакционером в науке и философии.

Весьма оригинальна попытка Парменида установить строгое различие и даже противоположность между истиной и мнением, между знанием совершенно достоверным и знанием, о котором можно сказать, что оно всего лишь правдоподобное предположение. Однако философ вводит это знание в контекст метафизики, а не диалектики. Он противопоставляет друг другу эти два вида знания. Он связывает достоверное знание с деятельностью ума, а знание вероятностное с чувственным восприятием, а по его же учению чувственное восприятие не может дать истинного знания. Таковы основные философские концепции учения Парменида.

Задачу отстоять учение Парменида, от многочисленных возражений, взял на себя ученик и друг Парменида - Зенон Элейский (480 - 430 год до н. э.), подтвердивший мысли своего учителя о нереальности движения и множественности вещей особыми аргументами – «апориями» (в переводе с греческого – затруднение, безвыходное положение). Наиболее известные среди них – «Летящая стрела» и «Ахиллес и черепаха».

 Из сочинений Зенона до нас дошли лишь многочисленные и небольшие по объему извлечения, сделанные позднейшими античными писателями.

Зенон развил ряд аргументов в защиту учения Парменида. Метод, примененный им в этих аргументах, впоследствии дал основание Аристотелю (родился в 384 году до н. э.) назвать Зенона родоначальником «диалектики». Под «диалектикой» Аристотель понимал искусство выяснения истины путем обнаружения внутренних противоречий, заключающихся в мыслях противника, и последующего их устранения. 

Метод Зенона сходен с математическим методом доказательства от противного. Зенон условно принимает тезисы противника Парменида:

1. Пространство может быть мыслимо как пустота, как отдельное от наполняющего пространство вещества.

2. Мыслимо существование множества вещей.

3. Может быть мыслимо движение.

Зенон доказывает, что признание этих тезисов ведет необходимо к противоречиям. Тем самым доказывается, что предположения эти ложны. Но если они ложны, значит истинны утверждения Парменида.

Рассмотрим аргументы Зенона в отдельности по этим трем вопросам. Начнем с вопроса о мыслимости пространства, отделенного от вещества.

Если допустить существование такого пространства, то вступит в силу следующее рассуждение. Все существующее находится где-нибудь в пространстве, но, чтобы существовать, пространство должно находиться во втором пространстве. Второе пространство должно находиться в третьем и т. д., до бесконечности. Налицо явный абсурд такого заключения. Следовательно, пространство как отдельное от вещества немыслимо.

Второй вопрос – о мыслимости множества. Пусть множество мыслимо. Тогда сами собой возникают вопросы:

1. Каким необходимо мыслить каждый элемент этого множества.

2. Каким необходимо мыслить общее количество элементов множества, будет ли сумма числом конечным или бесконечным.

Исследования Зенона показывают, что по обоим вопросам получаются противоречивые ответы. По первому вопросу оказывается, что о каждом элементе множества придется отвечать, что он одновременно не имеет никакой величины и бесконечно велик по величине. По второму вопросу – какой должна мыслиться сумма элементов множества – оказывается, что она необходимо должна мыслиться и как число конечное и как бесконечное.

 Исследования по третьему вопросу – о мыслимости движения, также необходимо приводят к противоречивым утверждениям.

Аргументы Зенона по второму и третьему вопросам стали особенно знамениты и получили название апорий (трудных вопросов) Зенона. Все апории делятся на две большие группы: одни из них относятся к проблемам отображения движения, другие – к соотношению непрерывного и дискретного. Сформулированные еще в V веке до н. э. апории вплоть до наших дней не исчерпали внимания к себе математиков, физиков и философов. На их счет существуют самые различные мнения: от совершенного пренебрежения к ним до признания того, что они относятся к наиболее важным и трудным вопросам обоснования математики и физики.

По сведениям историков философии, существовало 45 апорий Зенона, из которых до нас дошли только 9. Как было сказано ранее все апории делятся на две группы, но и те и другие апории тесно связаны друг с другом. Общая схема их – опровержение от «противного». Рассмотрим отдельно каждую из групп апорий. К апориям первой группы относятся прежде всего аргументы, опровергающие существование «многого» на том основании, что, если существующих вещей много, то их должно быть столько много, сколько их есть – не больше и не меньше. А, если их столь много, сколько их есть, то их число ограничено. Но если существующих вещей много, то их число неограниченно, ибо всегда существуют другие вещи между существующими вещами и снова другие между теми. Итак, число существующих вещей неограниченно. Любая часть промежутка между вещами тоже считается вещью. В основе полученного здесь противоречия (что если в мире есть много вещей, то число их должно быть одновременно, конечным и бесконечным) лежит утверждение, что количество вещей в актуально завершенном множестве их должно быть ограниченным. Аристотель приводит еще одну апорию Зенона этого же рода: «… именно, если все существующее помещается в известном месте, то ясно, что будет и место места, и так идет в бесконечность». С этой апорией Аристотель справляется, замечая, что место само есть уже не вещь, которая нуждается в некотором месте, а нечто, аналогичное тому или иному состоянию вещи, наподобие того, как одна и та же вещь может быть теплой или холодной. Он, однако не возражает против понятия о «месте места», но трактует последнее не как «место», т. е. не как состояние, а как нечто аналогичное свойству данного состояния – как, например, теплое (состояние) обладает свойством быть полезным для здоровья – почему вопрос о «месте места» уже не возникает с необходимостью. Таким образом, уже нет необходимости идти в бесконечность, как призывал Зенон. Особый интерес представляет апория Зенона «Мера», которая относится к гносеологическим вопросам, связанным с представлением протяженного тела (соответственно промежутка времени) в виде совокупности (множества) непротяженных неделимых точек (соответственно моментов времени). Эта апория указывает на невозможность составить протяженную величину из непротяженных. Если элементы непротяженные, то тогда и сумма этих элементов равна нулю. Если же элементы имеют ненулевую протяженность, то сумма бесконечного множества таких элементов будет бесконечной. Таким образом, Зенон рассматривает актуально бесконечное множество элементов. Он утверждает, что подобное представление приводит к противоречию, и приходит к выводу, что субстанция не может быть множественной.

Поскольку лишенная всяких измерений точка (соответственно момент времени) является идеализированной математической абстракцией, на практике неуловимой (никто еще не имел дела в опыте с лишенной всяких измерений точкой), «построение» (хотя бы теоретическое) реально существующего тела из абстрактных точек, естественно вызвало возражения как раз у многих философов и математиков. Так, Лобачевский считал необходимым положить в основу геометрии не точку, а тело и определял точку как пару тел, определенным образом соприкасающихся друг с другом. Апория Зенона «Мера» может быть истолкована как вопрос о том, как из ничего можно сложить (построить) что-нибудь, ведь исходя из формальной логики, получается, что если несколько раз сложить ничто ( {0} ), то ничего не получится. В самом деле, если что-нибудь, поскольку оно прибавляется к какой-нибудь вещи или отнимается от нее, не делает эту вещь больше или меньше, тогда, по словам Зенона, оно не принадлежит к числу существующего, причем существующее очевидно, понимается как величина и постольку – как величина телесная, ведь именно такая величина обладает бытием в полной мере; точка и единица не создадут его ни при каких обстоятельствах. Хотя Аристотель называет эти рассуждения Зенона грубыми, он замечает тут же, что все-таки остается вопрос, как из одного подобного неделимого или нескольких таких получится величина. В современной науке встречаются попытки справиться с этими трудностями, ссылаясь на теоретико-множественную теорию меры, согласно которой несчетное множество множеств меры ноль может иметь уже и ненулевую меру, почему существование протяженных тел, очевидно, следует даже рассматривать как «доказательство» существования несчетных актуально-бесконечных множеств. Ясно, однако, что таким образом отнюдь не решаются гносеологические трудности, связанные с неконструктивностью «построения» непротяженных объектов в виде актуально-бесконечных множеств (к тому же еще бессчетных множеств непротяженных элементов). В лучшем случае эти трудности принимаются за решенные для каких-нибудь исходных объектов, например, для отрезков вида [ 0; ∞ ], где ∞ ≤ 1, при помощи допущения, что по всякой точке отрезка [ 0; 1 ] мы сумеем отнести действительное число, отличающее ее от всех других точек этого отрезка, хотя их и несчетное множество.

 


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!