Теоретическое обоснование цветового теста М. Люшера



Лекция 3.Теоретические обоснования теста Люшера, структура, методика проведения, основные принципы интерпретации     

1. Психофизиологические аспекты цветового символизма.

Проблема цветового символизма является одной из центральных при изучении взаимосвязей между цветом и психикой. Происхождение цветового символа, его содержание, отношение к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей, межкультурные различия в цветовой символике — вот одни из главных вопросов этой проблемы. С момента своего возникновения цветовой символизм самым тесным образом был связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических, сакральных, божественных сил, а в определенных случаях и как само божество. Само деление магии на «белую» и «черную» свидетельствует о важнейшей роли цвета в магических ритуалах. Роль цвета в религиозном сознании людей, особенно древних, трудно переоценить. Как показывают археологические, исторические и этнографические исследования мистические представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны. О взаимодействии цвета и структуры личности известно давно. Как говорил Аристотель, "Быть видящим - значит быть каким-то образом причастным к цвету". Являясь по сути абстракцией, цвет тем не менее в субъективном представлении конкретен: "Нанося на предмет краску и меняя его цвет, мы практическим путем доказываем себе, что цвет может иметь свое объективное существование" .

Первые достоверные данные о воздействии цвета на человека были получены в начале ХХ в. В.М. Бехтерев установил, что красный цвет способствует ускорению реакций (простых на 1,4%, сложных на 5-6%), желтый не влияет на их скорость, зеленый слегка замедляет, а фиолетовый вызывает заметное замедление реакций (простых на 27%, сложных - на 39%). "Стефанеско-Гоанча в 1911 г. установил, что при красном, оранжевом, желтом свете дыхание ускоряется и усиливается, делается более глубоким. Пульс становится более частым и сильным, это свидетельствует об усилении деятельности дыхания и кровообращения. При синем и фиолетовом - дыхание становится более медленным и поверхностным, пульс замедляется, так как происходит задержка исследуемых физиологических процессов. Самым возбуждающим оказывается красный, а успокаивающим - синий. Фиолетовый цвет подавляет психические процессы" С.В. Кравков и Л.А. Шварц установили связь между состоянием вегетативной нервной системы и порогом восприятия цветовых раздражителей. Постепенно развивалась теория синестезий].

На первых порах наибольшему вниманию удостаивались изучение воздействия цвета на человека. Так В.К. Шеварева установила, что зеленый цвет гораздо больше способствует точным движениям пальца, чем красный Г. Фрилинг и К. Ауэр установили, что красный цвет активизирует гормоны, а голубой тормозит это действие. Проводились опыты в средних школах, где выяснилось, что зеленый цвет помогает решению арифметических задач, а красный наоборот мешает. М. Дерибере установил, что красный возбуждает, желтый радует, зеленый успокаивает, синий угнетает и фиолетовый - беспокоит.

   Но постепенно внимание привлекалось и к особенностям цветопредпочтения. В интересной работе Э.А. Вачнадзе установил связь между психическими заболеваниями и цветопредпочтением: шизофреники предпочитают ахроматические и часто темные тона; депрессивные предпочитают ":лишь темные тона - черный, серый, коричневый: цвета, выражающие тоску и чувство самоуничижения"; многие эпилептики предпочитают красный цвет. О.Н. Гавриленко высказывает соображения о связи предпочитаемости желтого и голубого цвета с гомеостазом. Авторы выявили нестабильный, плавающий характер эталонов цветности в зависимости от состояния человека. Авторы выявили, что "Наиболее бедны эмоционально окрашенными ассоциациями фиолетовый и пурпурный цвета". Гезелл и соавт. установили, что в зависимости от плохого или хорошего настроения ребенок вбирает соответственно черный либо красный карандаш. В антропологическом аспекте высказывается мнение о первичности красного цвета - цвета крови, волнующий цвет. Для сравнения можно заметить, что В. Кандинский считал первичным черный: "И как некое ничто без возможностей, как мертвое ничто, когда солнце угаснет, как вечно молчание без будущего и без надежды звучит внутренне черное: Черное есть нечто погасшее, как сожженный костер, - нечто бездвижное, как дух, лежащее за пределами восприятий всех событий: мимо которых проходит жизнь. Это молчание тела после смерти, конца жизни".

2. Структура теста Люшера..

Тест был впервые опубликован в 1947 г. и с тех пор многократно до­рабатывался автором в части интерпретационных таблиц и особеннос­тей цветопередачи стимульным материалом. В 1970 г. М. Люшер выпустил руководство к своему тесту. Теория и практика ме­тода излагаются также в его книгах, например «Сигналы личности», «Че­тырехцветный человек» и др.

Опыт применения восьмицветового теста Люшера в отечественных условиях не только подтвердил его эффективность, но и позволил осмыслить его феноменологию в контексте современного научного мировоззрения. Его преимущество перед многими другими личностными тестами в том, что он лишен культурно-этнических основ и не провоцирует (в отличие от большинства других, особенно вербальных тестов) реакций защитного характера. Методика выявляет не только осознанное, субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, но в основном его неосознанные реакции, что позволяет считать метод глубинным, проективным.

Тестовые цвета были подобраны автором экспериментальным путем. Автор подчеркивает, что адекватная диагностика на основе его метода воз­можна лишь при использовании стандартного, защищенного авторским патентом набора цветовых стимулов. Каждый из цветов теста тщательно подбирался по специальному психологическому и физиологическому зна­чению (своей структуре). С этой целью в течение пяти лет проводились пред­варительные опыты с 4500 оттенками цветов, поэтому цвет, изображенный на каждой карточке, как правило, трудно определяется однозначно.

М. Люшер опубликовал два варианта теста. В кратком варианте тес­та стимульным материалом служит набор из восьми цветов: серого (0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), красно-желтого (3), желто-красного (4), красно-синего (5), коричневого (6) и черного (7). Полный вари­ант ЦТЛ «Клинический цветовой тест» состоит из семи цветовых набо­ров, или, как их еще называют, цветовых таблиц: 1 — таблицы основ­ных цветов, 2 — ахроматической таблицы, 3 — таблицы синих цветов, 4 — таблицы зеленых цветов, 5 — таблицы желтых цветов, 6 — таблицы красных цветов и 7 — таблицы восьмицветного субтеста.

Теоретическое обоснование цветового теста М. Люшера

Теоретическая концепция цветового теста М. Люшера строится на понятиях структуры и функции цвета.

Структура цвета — это устойчивое, общее для всех людей, независи­мое от расы, культуры, образовательного уровня, пола и возраста значе­ние этого цвета. Структуру можно назвать объективной стороной цве­тового воздействия. Главными структурными характеристиками цвета являются, с точ­ки зрения М. Люшера, «концентричность—эксцентричность» и «автоном­ность—гетерономность» .

Концентрический цвет,  означающий  движение к центру, психологически соответствует состоянию покоя, концентрации на внут­ренних переживаниях, самоуглублению, удовлетворению, пассивности, и т.д. Концентрическое, центростремительное движение цвета больше всего ощущается на примере синего.

Эксцентрический цвет,  означающий центробежное движе­ние, психологически связан с поиском, стремлением к изменениям, неудовлетворенностью настоящим и устремленностью в будущее. Это принцип желтого.

Автономность означает независимость от внешних влияний и спо­собность самому оказывать влияние. По М. Люшеру, это качество при­суще красному и зеленому в противоположность синему и желтому, которым свойственна «гетерономность», т.е. зависимость от внешних влияний. На психологическом уровне автономность отражает самооп­ределение, произвольность, самостоятельность, а гетерономность — ус­тупчивость, компромисс, покорность, избегание. Исходя из данных ха­рактеристик можно сформулировать структурное значение основных цветов теста М. Люшера.

Подбирая основные цвета теста таким образом, чтобы они отража­ли фундаментальные психические потребности, М. Люшер стремился к тому, чтобы в каждом цвете теста могли одновременно проявиться обе данные характеристики цвета. Поэтому в качестве «основных» Люшер выбрал не чистые тона, а смешанные. Например, в сине-зеленом (2) концентричность синего сочетается с автономностью зеленого, что по­рождает соответствующую структуру цвета. В красно-желтом (3) жел­тый цвет вносит эксцентричность в автономность красного.

Трактовка структуры цвета в тесте М. Люшера связана с традицион­ной символикой каждого из них. Например, ночь, символом которой является темно-синий цвет, издревле несла человеку покой, расслабле­ние, сон. Солнце и дневной свет, ассоциирующиеся с желтым цветом, связаны с надеждой, побуждают к активности. Красный цвет, цвет ок­раски спелых плодов, крови, эротогенных зон человеческого тела свя­зывали с охотой, эротическим влечением, стремлением к овладению благами окружающей жизни. Зеленый — это цвет травы, кустарников и деревьев, т.е. того, что могло служить человеку защитой, средством мас­кировки. Серый — символизирует отсутствие цвета, воспринимаясь как разделяющий и отгораживающий. Черный цвет означает отрицание кра­сок жизни и самого бытия.

Восьмицветный тест М. Люшера состоит из четырех основных и четы­рех дополнительных цветов. Как говорилось выше, основные цвета в тесте М. Люшера символизируют фундаментальные психические потребности:

  • синий — потребность в покое и удовлетворении;
  • зеленый —в самоутверждении;
  • красный — в активности и успехе;
  • желтый — в ожидании и ориентированном в будущее желании.

Структурные значения основных цветов теста Люшера (цит. по: Б.А. Базыма, 2001)

Темно-синий (1) Сине-зеленый (2) Красно-желтый (3) Желто-красный (4)
Концентричный Концентричный Эксцентричный Эксцентричный
Гетерономный Автономный Автономный Гетерономный
Вложение Оборона Наступление Проекция
Глубина чувств Волевое напряжение Волевой импульс Живость чувств
Покой Настойчивость Возбуждение Перемена
Удовлетворен­ность Утверждение Желание Раскрытие
Чувство Владение Завоевание Надежда
Единение Гарантия Переживание Поиск
Связь Власть Действие Новизна
Любовь Уважение Успех Счастье
Расширение Сокращение Активность Движение
Оральный Анальный Генитальный Визуальный

 

В связи с этим положение четырех основных цветов в раскладе ис­пытуемого особенно важно. Если выбирающий здоров, уравновешен и свободен от конфликтов, все основные цвета должны появиться на пер­вых четырех или пяти позициях в тесте, так как, согласно М. Люшеру, здоровая личность гармонично сочетает в себе потребности, символи­зируемые основными цветами, и способна к нормальному их удовлет­ворению.

Такая личность в концепции М. Люшера называется «4-цветным человеком». Ее базовые потребности — самоотдача без трагического самопожертвования «небесного ангела» и любовь к себе без беспредель­ного эгоцентризма «раздраженного дьявола» (синий); самоуважение без чванства «павлина» и комплекса неполноценности «змеи» (зеленый); достижение, стремление к успеху без ненасытности «хвастуна» и беспо­мощности «страдальца» (красный); самораскрытие без расточительно­сти «фантазера» и сверхзащиты «рыцаря» (желтый) .

Структурные характеристики цвета необходимо учитывать и при интерпретации цветовых пар, в которых общее свойство усиливается, а различия уравновешиваются, хотя и создают внутреннее напряжение. Так, красный и зеленый (3 и 2) — «автономная» пара, сочетание, выра­жающее достижения, власть, доминирование. Вместе с тем зеленый ог­раничивает эксцентричность красного в его стремлении вовне, красный в свою очередь делает зеленый менее пассивным.

Функцией цвета Люшер назвал индивидуальный смысл цвета для конкретного человека. Функция цвета — это характер отношения че­ловека к цвету. Она определяется состояниям и психологическими осо­бенностями самого человека, поэтому способна их отражать. В тесте М. Люшера функция цвета определяется местом, которое занимает цвет в порядке предпочтений. Структура и функция каждого из восьми цве­тов ЦТЛ представлена М. Люшером в его характеристиках цветов. С ней можно ознакомиться в его книге «Оценка личности посредством выбо­ра цвета» [43]. Краткое описание функций цветов, используемых в ЦТЛ, приведено в табл. 2.1.

Процедура исследования

В кратком варианте теста Люшера испытуемым требуется ранжиро­вать восемь цветных карточек в порядке цветопредпочтения. Необхо­димо соблюдать следующие правила.

· Тестирование проводится только индивидуально.

· Желательно проводить тестирование при естественном освеще­нии, но на цветовые таблицы не должны падать прямые солнеч­ные лучи.

· Необходимо попросить испытуемого отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами, и по­стараться выбирать цвета исходя только из личного отношения к самому цвету.

· Обследуемый должен придерживаться предлагаемых стандарт­ных цветовых стимулов, а не представлять себе какой-то иной, к примеру, более светлый или более «красивый» цвет.

· Каждый цвет следует выбирать отдельно. Ни в коем случае нельзя выбирать два или несколько цветов одновременно как цветовую композицию.

· Обследуемый решает совершенно свободно, какой из предложен­ных цветов ему нравится или несимпатичен, его не следует то­ропить с ответом или помогать наводящими вопросами.

· Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицевой стороной вниз.

· Психологу необходимо записывать номер каждого выбранного цветового эталона; запись идет слева направо.

Интерпретации теста

Человек, выполняющий тест, выбирает цвета в последовательности от наиболее приятных до наиболее неприятных. Цвет, который ему нра­вится больше всех, будет стоять на первом месте. К цвету, который будет стоять на восьмом месте, испытывается наибольшее неприятие. Разряд­ное положение, которое цвет занимает в ряду, называется «функцией».

На первом этапе интерпретации необходимо определить функцию каждого цвета. В начале ряда находятся цвета, которым отдается наи­большее предпочтение. Затем следуют разряды менее сильного предпоч­тения, далее идет зона безразличия, в конце ряда стоят отвергнутые цве­та. Степень предпочтения цвета обозначается следующим образом:

· сильное предпочтение цвета + (знак «плюс»);

· симпатия к цвету х (знак умножения);

· безразличие к цвету = (знак равенства);

· неприятие цвета - (знак «минус»).

Функция цветов, с точки зрения М. Люшера, определяется следую­щим образом. Первое место: решительно предпочитаемый цвет. Функ­ция «+» означает усиление потребности, выражаемой данным цветом. Цвет, находящийся на первом месте, характеризует «тактический метод» человека, избираемый им, и средства, на которые он полагается или которыми он пользуется для достижения своей цели. Темно-синий в качестве этой позиции означает ситуативную потребность в покое.

Второе место тоже помечается знаком «+». Цвет, находящийся на втором месте, указывает на истинную цель. Например, если темно-си­ний цвет стоит на втором месте, то исследуемая личность пытается до­биться СОСТОЯНИЯ ПОКОЯ.

Третье и четвертое места характеризуются знаком «х» — это пережи­вание состояний, связанных с удовлетворением потребности «+». Цве­та в этих разрядах показывают состояние, в котором человек себя ощу­щает, находится в данный момент. Темно-синий цвет на этих позициях означает, что выбравший вполне гармонично находится в спокойном состоянии и чувствует себя спокойно.

Пятое и шестое места занимают цвета, которые не отвергаются, но и не предпочитаются. На этих позициях находятся цвета, символизирую­щие потребности, которые не являются в данный момент актуальными, но которые свободно могут быть актуализированы. Например, если тем­но-синий цвет находится в разрядах индифферентности, то «покой» в настоящее время не является актуализированным.

Седьмое и восьмое места имеют знак «—» и означают «противонаправленность». Отвергнутые цвета показывают потребность, которая тор­мозится. Эти позиции демонстрируют невозможность или нежелатель­ность удовлетворения потребности, обозначенной цветом, которому присвоена функция «—», ее фрустрацию и связанную с этим первичную защиту или «оборонительную» тактику поведения. Например, нахож­дение темно-синего цвета на этих позициях означает, что потребность покоя невозможно удовлетворить в данный момент.

Кроме толкования функций цветов необходимо обратить внимание на соответствие расположения цветов в раскладе типичным для этих цве­тов позициям. Расположение цвета на нетипичной для него позиции в раскладе должно быть интерпретировано экспериментато­ром.

Каждая группа из двух цветов (пара) имеет собственное структурное значение вне зависимости от ее положения в ряду. Таких пар может быть 56. При этом, безусловно, функция пары меняется в зависимости от того, в какой группе она находится («+», «=», «х» или «—»):

На втором этапе интерпретации результатов в таблицах к цветовому тесту разыскивается интерпретационное значение всех выделенных пар и отдельных цветов. Значения цветовых комбинаций обычно прилага­ются к набору цветовых эталонов.

На третьем этапе анализируются тревоги, компенсации, конфлик­ты и возможные источники стресса человека.

Нахождение основных цветов в одной из трех последних позиций указывает на психологический конфликт, тяжесть которого возрастает по мере приближения основного цвета к восьмой позиции. Основные цвета, стоящие на шестой, седьмой и восьмой позициях, помечаются знаком «-» и шифром «А», обозначающим «страх». Любой последую­щий цвет также получает «—» и «А». Эти цвета также необходимо рас­сматривать как вызывающие тревогу.

Часто неудовлетворенная потребность и вытекающая из нее тревога подавляются до такой степени, что человек не осознает их. Такой источ­ник стресса вызывает компенсирующее поведение, которое в тесте мож­но предположить по цвету, стоящему на первой позиции. В этом случае первую позицию необходимо шифровать как компенсацию — «С». Эта компенсация может быть естественной и вполне адекватной, хотя факт компенсирующего замещения мешает человеку адекватно оценивать существующую ситуацию. В таком случае, как правило, на месте ком­пенсации оказывается основной цвет. Когда один из трех дополнитель­ных цветов (черный, серый или коричневый) занимает одно из первых трех мест, можно говорить о том, что форму этой компенсации нельзя рассматривать как нормальную. В таком случае эти цвета и все, стоящие перед ними, должны быть помечены знаком «+» и шифром «С». Таким образом, цвета с функцией «+» отражают «наступательную» тактику и вторичную компенсацию. В то же время если на шестой, седьмой и восьмой позициях отсутствуют основные цвета, то какой бы цвет ни за­нимал восьмое место, его необходимо рассматривать как источник тре­воги и обозначать шифром «А».

Очевидно, что цвета, отмеченные шифрами «А» и «С», позволяют выявить «актуальную проблему». Ее выявление является отправным пунктом любой психосоматической, педагогической и психологической терапии. Неудовлетворенная потребность вместе с компенсацией явля­ется попыткой разрешить проблему, волнующую человека. Наиболее значима проблема, представленная сопоставлением цветов первой и восьмой позиций, наименее значимой представляется проблема, выяв­ляемая цветами, отдаленными от крайних позиций, например третьей и шестой позиций. Обычно количество рассматриваемых проблем не ог­раничивается сопоставлением диаметрально противоположных пар, а возрастает за счет перебирания всех возможных сочетаний «С» и «А».

Резкое перемещение какого-либо цвета в начало или конец ряда при сравнении первого и второго выборов говорит о двойственном отноше­нии испытуемого к символизируемой этим цветом потребности. Наи­более информативными считаются цвета, расположенные на восьмой позиции, или группа «—», которая имеет у М. Люшера два аспекта ин­терпретации: физиологический и психологический.

Интенсивность тревоги количественно оценивается восклицатель­ными знаками, выставляемыми около источника стресса. Тот же способ используется для измерения степени компенсации в случае, если она кодируется серым, черным или коричневым цветами, а не основным или фиолетовым:

· основной цвет на шестой позиции — !

· основной цвет на седьмой позиции — !!

· основной цвет на восьмой позиции — !!!

· серый, черный или коричневый на третьей позиции — !

· серый, черный или коричневый на второй позиции — !!

· серый, черный или коричневый на первой позиции — !!!

Таким образом, тревога в целом оценивается суммой «!» каждого ряда в отдельности, числовое выражение баллов — от 0 до 12. Сравнение ко­личества «!» в первом и втором выборах показывает тенденцию к нарас­танию тревоги, если во втором выборе количество «!» больше, или, на­оборот, свидетельствует о тенденции к уменьшению тревоги, если их количество больше в первом выборе.

Если после группировки и кодировки рядов обнаруживается группа с тремя и даже четырьмя цветами, находящимися в резерве и обозна­ченными знаком «=», то данный расклад означает, что большая часть эмоциональных качеств в данный момент сдерживается. Такой человек является эмоционально устойчивым, не склонным проявлять какие-либо эмоции без должных на то оснований. В ситуации, когда в раскладе при­сутствует несколько знаков тревоги и компенсации, индифферентных цветов со знаком «=» может не быть вовсе. Это указывает на отсутствие сдерживаемых качеств и легкость возникновения и проявления эмоций.

Анализируя протокол теста, следует обращать внимание на сравне­ние желаемой цели «+» и фактического поведения в реальной ситуации «х». Если группа, в которой выражаются способ действия и желаемые цели «+», концентрична и свидетельствует о направленности внутрь, а существующая ситуация «х» характеризуется эксцентричной устрем­ленностью вовне, у человека может возникнуть специфический конф­ликт между целью и поведением.

Выбор расценивается как «нормальный», если он не помечен как «тре­вога» и не выделяется в специальной таблице ранжированных оценок зна­чимости проблемы знаком «х», «х х» или «х х х». Слабый источник стресса выявляется, когда основной цвет помечен «А» только потому, что один из дополнительных цветов помещен в начале ряда. Серьезным источником стресса являются те сочетания, ко­торые в специальной таблице помечены звездочками.

Сравнение первого и второго цветовых выборов позволяет судить о прогнозе в отношении психического состояния человека. Прогноз считается хорошим, если второй выбор дает более благоприятные ре­зультаты, и становится хуже в том случае, если второй выбор показыва­ет менее гармоничные данные. Если вторая последовательность обна­руживает меньше толкований, отмеченных звездочками (*), то прогноз является благоприятным.

О способности сохранять высокую работоспособность можно судить по целостности «рабочей группы», которая включает в себя три основ­ных цвета:

· зеленый символизирует упорство продолжать работу, несмотря на трудности, определяет способность преодолевать сопротив­ление и доводить работу до конца, стремление к самоуважению и самоутверждению;

· красный символизирует потребность в энергичной активной дея­тельности, самоотверженность, стремление добиться желаемого;

· желтый символизирует оптимизм, способность испытывать удо­вольствие от работы, потребность в поиске нового и интересного.

Таким образом, ЦТЛ является сложным диагностическим инструментом и потому требует к себе очень вниматель­ного отношения. Многие исследователи указывают на то, что порой «физиологизм» теста проявляется столь ярко, что на его результаты может влиять лихорадочное состояние человека, страдающего вирусным забо­леванием, или чувство голода. Для получения достоверной информации тестирование должно проводиться в весьма комфортных и благоприят­ствующих спокойному, свободному выбору условиях. Если данные теста расходятся с наблюдаемой картиной состояния человека, не стоит слепо доверять формальным диагностическим признакам, гораздо важнее по­пытаться соотнести осознанное описание проблемы клиентом и наблю­даемую картину с результатами исследования цветопредпочтений.

В таблице 2.3 представлены значения элементов краткого теста Лю­шера с учетом занимаемой позиции. Зная функцию цвета, можно пред­положить характер «взаимоотношений» человека с потребностью, ко­торую символизирует данный цвет [28].

Типичное расположение цветов в цветовом раскладе краткого теста Люшера

Цвет Наиболее часто занимаемая позиция Цвет

Наиболее часто занимаемая позиция

 
Серый (0) 5-7 Желтый (4)

2-5

 
Синий (1) 1-4 Фиолетовый (5)

3-7

 
Зеленый (2) 2-4 Коричневый (6)

5-8

 
Красный (3) 1-3 Черный (7)

8


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 35; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!