Обеспечение образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
В ходе реализации дисциплины используются следующие дополнительные
методы обучения, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в зависимости от их индивидуальных особенностей:
- для слепых и слабовидящих:
- лекции оформляются в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением;
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением, или могут быть заменены устным ответом;
- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;
- для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств;
- письменные задания оформляются увеличенным шрифтом;
- экзамен и зачёт проводятся в устной форме или выполняются в письменной форме на компьютере.
- для глухих и слабослышащих:
- лекции оформляются в виде электронного документа, либо предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;
- письменные задания выполняются на компьютере в письменной форме;
- экзамен и зачёт проводятся в письменной форме на компьютере; возможно проведение в форме тестирования.
- для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- лекции оформляются в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением;
|
|
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением;
- экзамен и зачёт проводятся в устной форме или выполняются в письменной форме на компьютере.
При необходимости предусматривается увеличение времени для подготовки ответа.
Процедура проведения промежуточной аттестации для обучающихся устанавливается с учётом их индивидуальных психофизических особенностей. Промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения предусматривается использование технических средств, необходимых в связи с индивидуальными особенностями обучающихся. Эти средства могут быть предоставлены университетом, или могут использоваться собственные технические средства.
Проведение процедуры оценивания результатов обучения допускается с использованием дистанционных образовательных технологий.
Обеспечивается доступ к информационным и библиографическим ресурсам в сети Интернет для каждого обучающегося в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
- для слепых и слабовидящих:
- в печатной форме увеличенным шрифтом;
|
|
- в форме электронного документа;
- в форме аудиофайла.
- для глухих и слабослышащих:
- в печатной форме;
- в форме электронного документа.
- для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме;
- в форме электронного документа;
- в форме аудиофайла.
Учебные аудитории для всех видов контактной и самостоятельной работы, научная библиотека и иные помещения для обучения оснащены специальным оборудованием и учебными местами с техническими средствами обучения:
- для слепых и слабовидящих:
- устройством для сканирования и чтения с камерой SARA CE;
- дисплеем Брайля PAC Mate 20;
- принтером Брайля EmBraille ViewPlus;
- для глухих и слабослышащих:
- автоматизированным рабочим местом для людей с нарушением слуха и слабослышащих;
- акустический усилитель и колонки;
- для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- передвижными, регулируемыми эргономическими партами СИ-1;
- компьютерной техникой со специальным программным обеспечением.
Методические материалы
9.1. Планы семинарских занятий
Семинар 1: История изучения византийского искусства
(Тема 1)
Доклад 1. Историография византийского искусства.
|
|
Доклад 2. Развитие науки о церковных древностях от археологии до богословия иконы.
Доклад 3. Становление научных принципов византинистики в XX в.
Регламент доклада - не более 15 мин.
Вопросы. Каждый из участников семинара может задать вопрос по теме доклада.
Оппонирование. Две рецензии. Продолжительность 5-10 мин. Дополнить доклад новыми сведениями и проблемами. Продемонстрировать особые взгляды и точки зрения, существующие в отечественном искусствознании.
Резюме. Каждый из участников может дать краткую содержательную оценку сделанному докладу и проведенному обсуждению.
Контрольные вопросы:
1. Какова периодизация византийского искусства?
2. Какова роль отечественных исследователей в развитии науки о византийском искусстве XIX—XX столетиях? Каково значение Русского археологического института в Константинополе (РАИК) в становлении и развитии мировой византинистики.
3. Каково основное направление исследований истории византийского искусства в советской науке?
4. Каковы основные методы исследования византийского искусства?
Источники и литература:
- Культура Византии.Т.1-3. М., 1984-1990
- Лазарев В.Н. История Византийской Живописи. Т.1-2. М., 1986.
- Попова О.С. Пути Византийского Искусства. М.: Гамма-Пресс, 2013.
Семинар 2: Раннехристианское искусство: темы, проблемы, стиль
|
|
Тема 2)
Доклад 1. Росписи Дура-Европос. Сюжеты росписи, иконография и стиль. Принципы оформления интерьера.
Доклад 2. Росписи римских катакомб. Исторические и символические образы. Художественный язык фресок и его интерпретация.
Доклад 3. Рельефы саркофагов. Основные темы. Эволюция стиля.
Доклад 4. Консульские диптихи.
Доклад 5. Римская архитектура IV-V вв.
Доклад 6. Монументальная живопись эпохи императора Константина.
Регламент доклада - не более 15 мин.
Вопросы. Каждый из участников семинара может задать вопрос по теме доклада.
Оппонирование. Три краткие рецензии. Продолжительность 5-10 мин. Дополнить доклады новыми сведениями и проблемами. Продемонстрировать особые взгляды и точки зрения, существующие в отечественном искусствознании.
Резюме. Каждый из участников может дать краткую содержательную оценку сделанному докладу и проведенному обсуждению.
Контрольные вопросы.
1. Какие иконографические источники лежат в основе росписей Дура-Европос? Оказали ли принципы системы декорации синагоги на последующую христианскую традицию?
2. Какое влияние оказали декоративные приёмы античных росписей на художественное оформление христианских погребений?
3. Какая литература лежит в основе раннехристианского символизма в искусстве?
4. Чем обусловлен подбор сюжетов на раннехристианских саркофагах?
5. Какие основные стилистические направления в раннехристианской резьбе по слоновой кости?
6. Чем можно объяснить выбор гражданской типологии архитектуры для христианских культовых сооружений? В чем отличие христианских базилик от античных?
7. Какие типы мартириев Вам известны?
8. Какие стилистические черты характеризуют искусство времени «константинова ренессанса»?
9. Каковы принципы живописной программы базилик и центрических зданий IV-V вв.?
Источники и литература:
1. Культура Византии.Т.1. М., 1984
2. Банк. А.В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л., М., 1966
3. Залесская В. Н. Прикладное искусство Византии IV — XII веков. Опыт атрибуции. СПб, 1997
4. Попова О.С. Пути Византийского Искусства. М.: Гамма-Пресс, 2013.
Семинар 3: Ранневизантийское искусство: архитектура, живопись: проблемы, образ и стиль
Тема 2)
Доклад 1. Купольные здания времени императора Юстиниана: формирование новой типологии христианской архитектуры.
Доклад 2. Св. София константинопольская. История строительства, зодчие, архитектурные особенности.
Доклад 3. Крестово-купольный храм. Истоки и развитие архитектурной формы.
Доклад 4. Мозаики церкви Сан-Витале в Равенне.
Доклад 5. Сравнительный анализ мозаических ансамблейбазилик Сан Аполлинаре Нуово и Сан Аполлинаре ин Классе в Равенне.
Доклад 6. Ранние иконы.
Доклад 7. Византийская книжная миниатюра VI в.
Регламент доклада - не более 15 мин.
Вопросы. Каждый из участников семинара может задать вопрос по теме доклада.
Оппонирование. Три краткие рецензии. Продолжительность 5-10 мин. Дополнить доклады новыми сведениями и проблемами. Продемонстрировать особые взгляды и точки зрения, существующие в отечественном искусствознании.
Резюме. Каждый из участников может дать краткую содержательную оценку сделанному докладу и проведенному обсуждению.
Контрольные вопросы.
- Какие типы купольных зданий были распространены в эпоху Юстиниана?
- Какие архитектурные приемы, примененные строителями Софийского собора, стали ведущими в средневековой базиликальной архитектуре ?
- Какие признаки характеризуют крестово-купольную архитектурную систему?
- Что означает понятие «система росписи»? В чем отличие системы росписи от программы росписи?
- Какие стилистические и иконографические изменения произошли в христианском искусстве в эпоху Юстиниана?
- Каковы принципы украшения византийской рукописной книги VI в.?
Источники и литература.
1. Комеч А. И. Византийская Архитектура IV — 1й Пол. VII Вв. //Культура Византии. Т. 1. М., 1984.С. 573-596.
2. Попова О.С. Пути Византийского Искусства. М.: Гамма-Пресс, 2013.
3. Райс Д. Талбот. Искусство Византии. М., 2002.
Семинар 4: Византийское иконоборчество (Тема 3)
Доклад 1. История иконоборческого периода. Богословие и искусство.
Доклад 2. Аниконическая декорация. Искусство Византии времени иконоборцев: монументальная живопись и книжная миниатюра.
Доклад 3. Монументальная живопись Италии VIII – IX вв.
Регламент доклада - не более 15 мин.
Вопросы. Каждый из участников семинара может задать вопрос по теме доклада.
Оппонирование. Три краткие рецензии. Продолжительность 5-10 мин. Дополнить доклады новыми сведениями и проблемами. Продемонстрировать особые взгляды и точки зрения, существующие в отечественном искусствознании.
Резюме. Каждый из участников может дать краткую содержательную оценку сделанному докладу и проведенному обсуждению.
Контрольные вопросы:
1. В чем причины византийского иконоборчества?
2. Каковы положения иконоборческого собора?
3. В чем заключается учение о почитании икон, сформулированное на VII Вселенском соборе? В чем смысл христианской иконы? Почему победа над иконоборчеством была названа «торжеством православия»?
4. Приведите примеры памятников аниконической декорации.
5. Каково было отношение римской церкви к проблемам иконоборчества?
Источники и литература:
- Успенский Л.А. Богословие Иконы Православной Церкви. Издательство ЗападноЕвропейского Экзархата. Московский Патриархат. 1989.
- Попова О.С. Пути византийского искусства. М.: Гамма-Пресс, 2013.
Семинар 5: Искусство послеиконоборческого периода (Тема 4)
Доклад 1. Миниатюры Хлудовской псалтири.
Доклад 2. Мозаики Софийского собора и церкви Успения в Никее.
Регламент доклада - не более 15 мин.
Вопросы. Каждый из участников семинара может задать вопрос по теме доклада.
Оппонирование. Три краткие рецензии. Продолжительность 5-10 мин. Дополнить доклады новыми сведениями и проблемами. Продемонстрировать особые взгляды и точки зрения, существующие в отечественном искусствознании.
Резюме. Каждый из участников может дать краткую содержательную оценку сделанному докладу и проведенному обсуждению.
Контрольные вопросы:
1. К какому типу иллюстрированных псалтирей относится Хлудовская Псалтирь?
2. Чем обусловлены сюжеты иллюстраций Хлудовской Псалтири?
3. Какие стилистические черты характеризуют мозаики алтаря Софийского собора?
Источники и литература:
- Попова О.С. Пути византийского искусства. М.: Гамма-Пресс, 2013.
- Райс Д. Талбот. Искусство Византии. М., 2002.
- Лазарев В.Н. История Византийской Живописи. Т.1-2. М., 1986.
Семинар 6: Искусство македонской династии (Тема 4)
Доклад 1. Византийский храм на 4 колоннах.
Доклад 2. Октагон на тромпах: архитектурный тип и его варианты в византийском искусстве XI в.
Доклад 3. Мозаики и фрески Осиос Лукас.
Доклад 4. Фрески пещерных храмов Каппадокии. X - XI вв.Программные, иконографические и стилистические особенности.
Доклад 5. Миниатюры Парижской Псалтири и рукописей ее круга. Проблема копирования образцов ранневизантийского периода в искусстве македонского ренессанса.
Доклад 6. Фрески Софии Охридской.Стилистические и программные особенности в контексте византийского искусства первой трети XI в.
Регламент доклада - не более 15 мин.
Вопросы. Каждый из участников семинара может задать вопрос по теме доклада.
Оппонирование. Три краткие рецензии. Продолжительность 5-10 мин. Дополнить доклады новыми сведениями и проблемами. Продемонстрировать особые взгляды и точки зрения, существующие в отечественном искусствознании.
Резюме. Каждый из участников может дать краткую содержательную оценку сделанному докладу и проведенному обсуждению.
Контрольные вопросы:
- В чем конструктивные особенности северного храма монастыря Липса?
- Какие архитектурные элементы использованы в кафоликоне Осиос Лукас и к какому типу можно отнести эту постройку?
- В чем особенности архитектуры кафоликона Неа Мони?
- Охарактеризуйте стиль мозаик Осиос Лукас.
- В чем особенности программы храмовой декорации средневизантийского периода?
- Какова связь изменения программы алтарных росписей храмов первой трети XI в. и богословских споров этого времени?
- К какому типу иллюстрированных псалтирей относится Парижская Псалтирь?
Источники и литература:
- Попова О.С. Пути византийского искусства. М.: Гамма-Пресс, 2013.
- Демус О. Мозаики византийских храмов. М., 2001.
- Комеч А.И. Византийская Архитектура VI-XII Вв. //Древнерусское Зодчество Конца X- Начала XII В. М., 1987.С. 1-132
- Лазарев В.Н. История Византийской Живописи. Т.1-2. М., 1986.
- Райс Д. Талбот. Искусство Византии. М., 2002.
Семинар 7: Искусство комниновской династии (Тема 4)
Доклад 1. Ансамбль монастыря Пантократора в Константинополе. История строительства, конструктивные и художественные особенности. Типик монастыря как исторический источник
Доклад 2. Мозаики Дафни. Программа, иконография и стиль.
Доклад 3. Фрески Бачковской костницы. Стилистические и иконографические особенности и проблема датировки ансамбля.
Доклад 4. Византийский темплон.
Доклад 5. Миниатюры Гомилий Иакова Коккиновафского. Сравнительный анализ миниатюр ватиканской и парижской рукописей.
Доклад 6. Фрески церкви св. Георгия в Курбинове и проблемы позднекомниновского стиля.
Регламент доклада - не более 15 мин.
Вопросы. Каждый из участников семинара может задать вопрос по теме доклада.
Оппонирование. Три краткие рецензии. Продолжительность 5-10 мин. Дополнить доклады новыми сведениями и проблемами. Продемонстрировать особые взгляды и точки зрения, существующие в отечественном искусствознании.
Резюме. Каждый из участников может дать краткую содержательную оценку сделанному докладу и проведенному обсуждению.
Контрольные вопросы:
- Какие конструктивные и декоративные особенности характеризуют ансамбль монастыря Пантократора?
- К какому стилистическому направлению принадлежат мозаики Дафни?
- Как отразилось заупокойное назначение Бачковской костницы на программе храмовой росписи?
- Охарактеризуйте стилистические особенности спиритуалистического направления византийской иконописи XI-XII вв.
Источники и литература:
- Попова О.С. Пути византийского искусства. М.: Гамма-Пресс, 2013.
- Демус О. Мозаики византийских храмов. М., 2001.
- Комеч А.И. Византийская Архитектура VI-XII Вв. //Древнерусское Зодчество Конца X- Начала XII В. М., 1987.С. 1-132
- Лазарев В.Н. История Византийской Живописи. Т.1-2. М., 1986.
- Райс Д. Талбот. Искусство Византии. М., 2002.
9.2. Методические рекомендации по подготовке письменных работ
9.3. Иные материалы
Приложение 1
АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина Искусство Византии реализуется на факультете истории искусства кафедрой истории русского искусства.
Цель дисциплины: освоение основных этапов развития архитектуры и изобразительного искусства Византии и приобретение профессиональных компетенций, необходимых в исследовательской, преподавательской и музейно-практической деятельности, сформировать у студентов представление о месте и роли византийского искусства в мировой культуре, его значении для русского искусства и русской культуры, о специфических чертах изобразительной деятельности, присущих средневековому христианскому искусству, о его связи с богослужением, о стилистических особенностях и художественной эволюции византийского искусства, его связи с античной традицией.
Задачи: определить место дисциплины в комплексе фундаментального гуманитарного знания; сформировать представления об искусстве Византии как части единого процесса художественного развития; изучить историю византийского искусства, рассмотреть эволюцию памятников архитектуры и изобразительного искусства Византии; рассмотреть проблемы периодизации художественной культуры Византии, научиться выявлять стилистические особенности памятников архитектуры и изобразительного искусства различных исторических периодов; сформировать навыки профессионального искусствоведческого анализа и описания памятников византийской архитектуры и изобразительного искусства; усвоить понятие иконографии и богословских основ византийского искусства; овладеть терминологией, необходимой для изучения и описания произведений средневекового искусства; раскрыть связи византийского искусства с художественными культурами античности, христианского Востока, Европы в средние века и русским средневековым искусством; обучить студентов основам научной методологии изучения истории византийского искусства, научить самостоятельно выявлять и использовать источники, позволяющие исследовать художественное своеобразие произведений средневекового искусства, самостоятельно анализировать произведения искусства, письменно и устно.
Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций:
ОПК-1.1; ОПК-1.2; ОПК-3.1; ОПК-3.2
ОПК-1 - Способен осуществлять отбор и анализ исторических и искусствоведческих фактов, описание, анализ и интерпретацию памятников искусства, критически анализировать и использовать историческую, историко-культурную и искусствоведческую информацию;
ОПК-1.1 - Критически анализирует искусствоведческую информацию в применении к художественному процессу;
ОПК-1.2 - Анализирует произведения искусства исходя из принципа историзма;
ОПК-3 - Способен анализировать и содержательно объяснять процессы и явления истории искусства в их историко-культурных измерениях, анализировать и интерпретировать произведения искусства;
ОПК-3.1 - Анализирует исторический контекст возникновения произведений искусства
ОПК-3.2 - Устанавливает закономерности исторического развития искусства на основе анализа произведений искусства;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- особенности основных памятников византийского искусства;
- основные произведения византийского искусства;
- основные периоды в истории византийского искусства;
- основные труды по истории византийского искусства;
- основные термины, применяемые при изучении византийского искусства;
- стилистические признаки памятников каждого из изучаемых этапов византийского искусства;
- технико-технологические особенности основных памятников византийского искусства;
- музейные собрания и коллекции памятников древневосточного искусства.
Уметь:
- атрибутировать произведения византийского искусства;
- ориентироваться и работать с основными трудами по искусству Византии;
- представлять круг ключевых исследовательских проблем, связанных с изучением византийского искусства;
- понимать специфику художественно-образной структуры искусства Византии;
- анализировать памятники искусства с точки зрения проблем культуры его создавшей.
Владеть:
- понятийным аппаратом истории искусства;
- основами научных подходов, выработанных на современной стадии развития искусствоведения;
- основами формально-стилистического и иконографического анализа произведений искусства.
По дисциплине предусмотрена промежуточная аттестация в форме экзамена.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 5 зачетных единиц.
Приложение 2
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ
№ | Текст актуализации или прилагаемый к РПД документ, содержащий изменения | Дата | № протокола |
1 | Обновлена основная и дополнительная литература | 11.02.2021 г. | |
2 | Приложение №1 | ||
Приложение к листу изменений №1
Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 33; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!