Дидро и Ламетри о природе Вселенной.



Таким образом, различие между атеистами и деистами эпохи Просвещения состоит в том, что Вольтер и его единомышленники указывают на присущее Вселенной разумное, активное творящее начало, которое они называют «Богом», а атеисты приписывают эту активность, эту творческую мощь, наблюдаемую в мире, - самой природе [самой материи].

Не стоит принижать природу, подчеркивает Ламетри. Природа – создательница всего, что существует в мире как самого простого, так и самого сложного, именно ее творческая мощь есть причина существования всего, что существует.

И эту Природу (мир, как целое, Вселенную) мы можем понять, как некое живое существо. Уж точно, она не мертвая! Если она и механизм, то живой, иначе, откуда еще взяться активности и жизни?

Такое же понимание природы мы найдем у Дидро в «Сне Д Аламбера». Природа, - пишет он, - ежечасно порождает и уничтожает множество своих творений. Этот бесконечный созидательный процесс Дидро сравнивает с брожением. Животные, мы, все окружающие вещи – промежуточные формы этого бесконечного процесса. Пройдет время и природа создаст какие-то иные формы (а старые уничтожит).

[Так что же, они просто заменили одно название другим? Раньше люди говорили, что все сотворено Богом, а теперь - что все сотворено Природой? Не совсем так. Под “Богом” мы понимаем разумное существо, действующее по плану (единственно возможному или наилучшему). Когда же мы говорим, что все создано Природой, мы (вольно или невольно) предполагаем, что это творение происходит в значительной мере вслепую: если Природа - творец, то она творит неким случайным (спонтанным) образом. Вольтеровский же деизм - заметим - отрицает случайность]

 

Вещи, согласно Дидро, являются промежуточными продуктами этого единого природного процесса. Это относится и к человеку. Носителем его индивидуальности, его «я» является (с точки зрения материалиста) не субстанция-душа [независимая, или, хотя бы, автономная], а память [вещь достаточно уязвимая]. С исчезновением или повреждением памяти исчезнет и моя личность. Это и есть смерть.

Но жизнь вечна! Из того же самого материала, из которого природа сейчас слепила меня, она потом слепит что-то еще (возможно, тоже нечто живое).

Мы боимся смерти, потому, что мы боимся потери памяти (потери своей собственной индивидуальности). Но если задуматься, мы умираем и при жизни: не только клеточки тела умирают и заменяются новыми, но и наша личность постепенно умирает, мы что-то забываем и обретаем новые воспоминания. Просто это процесс постепенный, - пишет Дидро, - поэтому мы его не боимся.

Таким образом, можно сказать, что согласно материалисту Дидро, именно Вселенная, Природа является безусловным индивидом, личностью (самодостаточным целым), человеческая же личность является чем-то вторичным, небезусловным [временным образованием в потоке вселенской жизни].

 

***

Французский материализм 18-го века обычно называют «механистическим». Это и верно и неверно. С одной стороны он исходит из механицизма Декарта (из его понимания мира, как машины, и организма как машины). Но другой стороны «машина», о которой говорят французские материалисты – живая. Дидро и Ламетри стремятся вернуть миру то, что забрал у него Декарт (одушевленность).

«Мертвым» мир у Декарта оказывается потому, что он противопоставляет дух материи (и выносит дух (мыслящий разум) за пределы мира), материалисты же рассматривают духовное как свойство материального, сливая их воедино.

Ламетри пишет, что материализм – это исконное, древнейшее мировоззрение человека, и в этом он, несомненно, прав: человек изначально приписывал свойства духа тому, что он видит и ощущает (телам) [только зачем-то потом, с зарождением теоретической культуры стал делить то и другое].

Разделение духа и материи, понимание их как двух различных начал влечет за собой теоретические проблемы (что мы и видели у Декарта), интерпретация же духа как свойства материи может породить нечто вроде «материалистической мистики»: некое обожествление природы и - уж точно - преклонение перед ней. Это действительно напоминает мировоззрение человека дотеоретической культуры [впрочем, он был мудр].

 


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 33; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!