Тема, идея, сверхзадача, сверх-сверхзадача, сквозное действие и контрдействие.



 

Тема (гр. – положенное в основу) – круг жизненных явлений, событий и проблем, положенных в основу художественного произведения. Определение темы полностью зависит от индивидуальности режиссера и его мировоззрения. Тема является важным компонентом действенного анализа в работе режиссера над пьесой и спектаклем.

Идея (гр. – мысль) – основная, главная мысль; замысел, определяющий содержание произведения. Мысль, намерения, план, отношения. Актер должен иметь свою “индивидуальную идею” (выражение Михаила Чехова) в работе над ролью.

Сверхзадача – (К.С.Станиславский) – основная, главная, всеобъемлющая цель, притягивающая к себе все без исключения события, задачи, действия, вызывающая творческое стремление двигателей психической жизни. Это то, ради чего я, как режиссер, ставлю спектакль, что хочу изменить в сознании зрителя, какие чувства и мысли хочу вызвать в нем. Индивидуальная идея режиссера и актера.

Сверх-сверхзадача – в контексте всей системы и всей артистической жизни Станиславского – это не отдельная идея, не мысль, не идеологическая конструкция. Это глубочайшая внутренняя потребность художника, идя "от себя", сообщить миру самое сокровенное. Сверхзадача не предшествует творческому акту, а выявляется в нем самом. Репетируя и затем творя на сцене, артист осваивает сверхзадачу роли, познает другого как самого себя, действует в предлагаемых обстоятельствах, мобилизуя опыт сознания и сверхсознания. Переживай, проживая роль, он испытывает чувства особого рода: изображаемого лица и художника, оценивающего свое творчество.

Сквозное действие (К.С.Станиславский) – это та реальная, конкретная борьба, которая происходит в пьесе. В результате чего утверждается сверхзадача. Сквозное действие – это путь, по которому режиссер, актер идут к своей цели в спектакле, роли. Стремление к сверхзадаче должно быть сплошным, непрерывным, проходящим через всю пьесу. Все характеры, мизансцены должны лежать на линии сквозного действия. Каждое сквозное действие имеет свое контрсквозное действие. Сверхзадача – хотение. Сквозное действие – стремление. Выполнение его – действие.

 

Основных событий в пьесе.

Вся суть репетиционного процесса (работы над пьесой) заключается в адаптации (переносе) литературного языка (драматургии) на сценический (действенный).

Язык театра - это язык конфликтов и СОБЫТИЙ. Это театральная специфика, без которой невозможно заинтересовать зрителя.

Станиславский предлагал выявлять в анализе пьесы наиболее важные события, которые определяют процесс движения спектакля.

Знаменитый театральный педагог и режиссер Георгий Александрович Товстоногов считал, что пьеса в своем развитии опирается на пять следующих событий:

1. Исходное событие — своеобразный эмоциональный «зачин» спектакля, его камертон, оно начинается за пределами спектакля и заканчивается на глазах зрителя; оно фокусирует, отражает в себе (как капля воды — океан) исходное предлагаемое обстоятельство, зарождаясь в его недрах.

2. Основное событие — здесь начинается борьба по сквозному действию, вступает в силу ведущее предлагаемое обстоятельство пьесы.

3. Центральное событие — это в спектакле высший пик борьбы по сквозному действию.

4. В финальном событии — кончается борьба по сквозному действию, исчерпывается ведущее предлагаемое обстоятельство.

5. Главное событие — самое последнее событие спектакля, заключающее «зерно» сверхзадачи; в нем как бы «просветляется» идея произведения; здесь решается судьба исходного предлагаемого обстоятельства — мы узнаем, что стало с ним, изменилось ли оно или осталось прежним.

Использование и понимание данного событийного ряда значительно упрощает и уточняет рабочий процесс создания спектакля.

 

Примечание:

Конфликт – столкновение интересов.

ПФД - память физических действий, употребляется в контексте работы с воображающими предметами (иногда партнерами).

КОЛОТЬСЯ - выходить из образа под воздействием различных факторов (чаще всего - шуток партнера, либо собственных мыслей юмористического характера).

ШТАМП - внешний актерский прием, носящий исключительно технический характер. Штамп не прожит, не прочувствован, поэтому в большинстве случаев выглядит неубедительно, неорганично.
Здесь следует отметить, что штампом часто называют некое простое действие (ожидаемое), часто используемое. Опыт театрального поиска показывает, что даже самое примитивное решение психофизического существования актера на сценической площадке, не является штампом, если оно правильно выстроено и присвоено исполнителем.


Дата добавления: 2023-02-21; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!