К какой школе символизма принадлежал К.Бальмонт?



К.Бальмонт принадлежит к московской школе

Какую теорию звукописи создал Бальмонт?

Особая звуковая, ритмико-интонационная, мелодическая организация характерная и очень узнаваемая черта поэзии К. Д. Бальмонта.

Аллитеративность русского слова была сильно им увеличена. Он и сам, со свойственной ему бравадой, писал: «Имею спокойную убеждённость, что до меня, в целом, не умели в России писать звучные стихи». Примат музыкальной темы, сладкогласие, упоённость речью лежат в основе его поэтики. Магия звуков - стихия Бальмонта.

Иннокентий Анненский говорил о музыкальной потенции его слова: «В нём как бы осуществляется верленовский призыв: музыка прежде всего».

Бальмонт был эвфонически высоко одарён. Его называли «Паганини русского стиха». Мелодия у него всё захлёстывает, всё заливает. Вслед за Фетом он мог сказать: «Меня всегда из определённой области слов тянуло в неопределённую область музыки, в которую я уходил, насколько хватало сил моих».

Не случайно необыкновенное внимание Бальмонта к звуковому символизму. В книге «Поэзия как волшебство» (1916) этой теме посвящены десятки страниц. «Вслушиваясь долго и пристально в разные звуки,— писал поэт,—всматриваясь любовно в отдельные буквы, я не могу не подходить к известным угаданиям, я строю из звуков, слогов и слов родной своей речи заветную часовню, где все исполнено углубленного смысла и проникновения». Заметим, кстати, что Бальмонт не различает звук и букву, выказывая в этом смысле непонимание основ научной фонетики. Он начинает свое рассуждение со сравнительной характеристики гласных и согласных: «Гласные это женщины, согласные это мужчины... хоть властительны согласные, и распоряжаются они, считая себя настоящими хозяевами слова, не на согласной, а на гласной бывает ударение в каждом слове». Главный среди гласных—А, среди согласных—М. «А—первый звук, произносимый человеком, что под влиянием паралича теряет дар речи. А— первый основной звук раскрытого человеческого рта, как М—закрытого. М—мучительный звук глухонемого, стон сдержанной, скомканной муки, А—вопль крайнего терзания истязаемого. Два первоначала в одном слове, повторяющемся чуть ли не у всех народов— Мама. Два первоначала в латинском ато - Люблю. Восторженное детское восклицающее А, и в глубь безмолвия идущее немеющее М. Мягкое М, влажное А, смутное М, прозрачное А. Медовое М и А, как пчела. В М—мертвый шум зим, в А властная весна. М сожмет и тьмой и дном, А взбивающий вал».

Бальмонт нанизывает одну метафору на другую— этот ряд, по существу, беспределен. Закончив с А и М, он "примется" за О: «Торжествующее пространство есть О:—Поле, Море, Простор... Все огромное определяется через О, хотя бы и темное:—стон, горе, гроб, похороны, сон, полночь...». Затем будет описан У («У—музыка шумов, и У— всклик ужаса. Звук грузный, как туча, и гуд медных труб...»), потом—И («Как противоположность грузному У, И—тонкая линия. Пронзительная вытянутая длинная былинка. Крик, свист, визг... И—звуковой лик изумления, испуга:—Тигр, Кит»).

В таком же духе даются и характеристики согласных. Все это ни в какой мере не основывается на объективных посылках—да Бальмонт и не пытается приводить доказательства: он, "теоретик", заклинает так же, как заклинает поэт. Бальмонт видит в мелодии нечто волшебное, магическое: «Музыка сама по себе есть заклинание, заставляющее неподвижность нашего бессознательного всколыхнуться и засветиться фосфорическим светом».

Почему многие современники считали его графоманом?

Перу Константина Дмитриевича Бальмонта, самому яркому русскому поэту «серебряного века», принадлежит невероятное количество литературных произведений. По предварительным данным, Бальмонт оставил после себя одних только переводов около 40 объемных томов, 35 томов стихов, 20 книг художественной прозы, десятки томов со статьями об искусстве, этнографии, истории. Еще добрый десяток томов составляет его эпистолярное наследие. И еще пару томов - записные книжки. Поэт Михаил Цетлин писал вскоре после смерти Бальмонта, что сделанного им достало бы не на одну человеческую жизнь, а «на целую литературу небольшого народа».

Огромное литературное наследие Бальмонта, невероятное количество написанного составило ему недобрую службу. Возник миф, что Бальмонт — графоман.


Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 27; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!