Королевская солеварня – классицизм во всей своей красе



Автор текста: Самолёт
Источник: фото - besancon-tourisme.com, commons.wikimedia.org, en.structurae.de

Королевская солеварня расположена в Арк-э-Сэнане, что в 35 километрах от Безансона. Выстроена она в XVII веке архитектором Клодом-Николя Леду, который при проектировании промышленного предприятия опирался на идеи классицизма и философов раннего Просвещения.

Классицисты в противовес бурному, причудливому и раздолбайскому барокко проповедовали в архитектуре красоту гармонии, рациональность геометрии и иерархические отношения между частями проекта.

В 1771 году Людовик XVI назначил Леду инспектором соляных работ на востоке Франции. Это дало архитектору возможность увидеть много разных солеварен, набраться опыта и посмотреть на то, какой может быть солеварня, если её строить с нуля, ничего не зная о специфике строительства.

Через два года Леду баллотировался в члены Королевской Архитектурной Академии. И вскоре в качестве Инспектора соляных работ и члена академии получил заказ на построику королевской солеварни в Арк-э-Сэнане.

Но Леду уже вынашивал замысел солеварни и без всякого заказа. В своём воображении он её уже выстроил, что позволило не отталкиваться от рекомендаций заказчика.

Несмотря на практичность промышленного сооружения, этот проект являлся амбициозным, новаторским, порывающим с традиционным подходом.

Идея заключалась в том, чтобы навязать жётскую геометрию на общий дизайн. Здания солеварни размещались по краям огромной площадки и связывались друг с другом портиками, то есть ни одно из зданий не было изолированно от других.

Это был грандиозный проект по тем временам. Но небывалая концепция препятствовала его осуществлению. Других промышленных объектов, равных этому, не было во всём мире.

Король отклонил проект.

В частности, он возражал против широкого использования колонн, которые, по его мнению, больше подходили церквям и дворцам.

Работу раскритиковали также и профессиональные архитекторы, отмечалось, что сооружение будет уязвимо для пожара, что не учтены географические и геологические особенности местности и т.д.

Леду засел на разработку второго варианта.

Промышленное предприятие было спроектировано в виде идеального круга, в котором здания выстраивались с учётом последовательности соляных работ.

В 1973 году Людовик XVI подписал указ о разрешении строительства. И через два года оно началось.

В 1895 году солеварню закрыли. Но здание осталось, и теперь там – музей, посетить бывшее предптиятие может любой желающий.

В Музее Леду теперь выставляются футуристические архитектурные проекты, которые не были реализованы.

 

В 35 километрах к юго-западу от Безансона находится один из самых интересных памятников региона Франш-Конте – королевские солеварни, построенные во второй половине 18 века.

В это время производство соли играло чрезвычайно важную роль: соль являлась, например, по сути единственным средством для хранения таких скоропортящихся продуктов, как мясо или рыба. Во Франции вплоть до Революции существовали налог на соль (габель) и государственная монополия на ее продажу. Регион Франш-Конте богат месторождениями галита – каменной соли – который добывался через колодцы и шахты и после перерабатывался в поваренную соль.

Задача спроектировать фабрику по производству соли в Арк-э-Сенан была поручена в 1771 году Клоду-Николя Леду, который к тому времени имел должность королевского архитектора. Несколько лет он работал над проектом, и в 1775 году началось строительство, которое продолжалось до 1779 года.

Клод-Николя Леду, мысливший в русле философии Просвещения, в своих работах руководствовался принципами, во многом предвосхитившими принципы архитектуры модернизма. В проекте фабрики по производству соли в Арк-э-Сенане ему удалось совместить несовместимое по меркам эпохи: крайнюю рациональность и заботу об эффективности постройки с промышленной точки зрения и изящность архитектуры. В результате комплекс из одиннадцати зданий солеварни, расположенных полукругом, напоминает скорее дворец, чем заводские помещения.

Здания выполнены в стиле неоклассицизма, использующего в большом количестве элементы античной архитектуры и основных ордеров. Центральное здание комплекса – дом управляющего – украшено портиком и перистилем. По бокам от него располагаются промышленные и технические постройки, а за ними – жилые помещения для рабочих.

В последние годы своей жизни Клод-Николя Леду работал над проектом городской застройки вокруг фабрики в Арк-э-Сенан. Это должен был быть идеальный город в духе«Утопии» Томаса Мора или «Города Солнца» Кампанеллы, в котором оптимальная архитектурная организация пространства способствовала бы идеальной социальной организации общества. К сожалению, этот проект, как и все утопические проекты, остался на бумаге.

Производство соли прекратилось в Арк-э-Сенан в конце 19 века. На протяжении 20 века солеварни использовались как лагерь для беженцев, гарнизон, кинематографические декорации. В 1982 году этот архитектурный комплекс получил статус объекта Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Сейчас в зданиях солеварни располагается музей.


Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!