Автопортрет с зеленым козырьком 1775



Задвижка (1780-84), Лувр, Париж

 

Это одна из самых знаменитых работ Фрагонара. Особенно популярной она стала, когда в 1784 году с нее была сделана гравюра. Художник написал ее для маркиза де Бери. "Задвижка" - не первая картина, созданная Фрагонаром для де Бери. Несколькими годами раньше маркиз приобрел у художника религиозное полотно "Поклонение пастухов". В 1816 году один из ранних биографов Фрагонара заметил, что "Задвижка" "полна загадочных контрастов". Более поздние исследователи утверждали, что никаких "загадочных контрастов" в картине нет, и что художник с помощью ряда противопоставлений по-своему выразил традиционную мысль о любви земной и небесной. После смерти маркиза де Бери, случившейся в 1785 году, картина была продана с аукциона. В каталоге аукциона говорилось: "На картине изображена комната, в которой находятся молодой мужчина и молодая женщина. Мужчина собирается задвинуть дверной засов, женщина пытается остановить его".

 

ИО Дата Страна Стиль Школа Композиция Колорит Рис Жанр в котором работал Работы Примечания  
Шарден, Жан Батист Симеон     Шарден, чья деятельность как художника ознаменовала собой расцвет реализма в XVIII в., продолжил традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанраXVII в., обогатив эту традицию и внеся в своё творчество оттенок изящества и естественности.[1] Ученик П.-Ж. Каза и Ноэля Куапеля   один из лучших колористов в истории живописи, В совершенстве владея знанием цветовых отношений, Шарден тонко чувствовал взаимосвязь предметов и своеобразие их структуры   области натюрморта и жанровой живописи. В своём творчестве художник сознательно избегал торжественных и пасторально-мифологических сюжетов, свойственных искусству его времени. Основным предметом егонатюрмортов и жанровых сцен, целиком основанных на натурных наблюдениях и являвшихся по сути скрытыми портретами, была повседневная домашняя жизнь людей из так называемоготретьего сословия, переданная в спокойной, задушевной и правдивой манере. В 1730-х гг. Шарден обратился к жанровой живописи, к повседневным семейным и домашним сценам, полным любви и покоя, удивительной образной и колористической цельности («Молитва перед обедом»,1744). В жанровых сценах Шарден воссоздал спокойный, размеренный уклад повседневной жизни — то в самые заурядные, но лирически возвышенные моменты, то в эпизодах, имеющих внутреннее нравственное значение. В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности; его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (автопортрет, 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу.    
  alt=Автопортрет srcset="//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/7c/Chardin_pastel_selfportrait.jpg/330px-Chardin_pastel_selfportrait.jpg 1.5x, //upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/7c/Chardin_pastel_selfportrait.jpg/440px-Chardin_pastel_selfportrait.jpg 2x" v:shapes="_x0000_i1029"> Автопортрет

 «Серебряный кубок» (ок. 1728,Музей искусства Сент-Луиса (США, штат Миссури) «Молитва перед обедом» (1744,Государственный Эрмитаж) Картина «Натюрморт с атрибутами искусств» ( 1766 г., Государственный Эрмитаж) выполнена по заказу Екатерины II для строившегося в Петербурге зданияАкадемии художеств

 

 

 карточный домик

 

 

Возвращение с рынка. 1739

 

' alt="Автопортрет с зеленым козырьком 1775" border=0 v:shapes="_x0000_i1035">

 

Автопортрет с зеленым козырьком 1775

Габриэль, Анж Жак

 

Анж Жак Габриэль

Основные сведения

Гражданство Франция
Дата рождения 23 октября1698
Место рождения Париж
Дата смерти 4 января1782 (83 года)
Место смерти Париж

Работы и достижения

 

Анж Жак Габриэль (фр. Ange-Jacques Gabriel; 23 октября1698, Париж4 января1782,Париж) — французскийархитектор, имевший чин Первого королевского архитектора.

·

Учился у своего отца Жака Габриэля V, архитектора особняка Пейрана де Мора (Peyrenc de Moras) или, по-другому, Бироновского (ныне Музей Родена), и внук архитектора Жака IV Габриэля (Jacques IV Gabriel).

С 1742 года первый архитектор короля и президент Академии архитектуры. Один из основоположников классицизмаXVIII века.

[править]Габриэль в Версале

В своих работах в Версале (реконструкция интерьеров дворца и перестройка его северного крыла, названного впоследствии крылом Габриэля, 1735—74; дворцовый театр, 1763—70) Габриэль противопоставил подчеркнутой репрезентативности архитектуры XVII века и капризной прихотливости декора рококо рациональность планировки, логическую ясность, простоту и чёткость форм, изящество сдержанной отделки.

Гармоничный, изысканный по пропорциям Малый Трианон (1762—64), построенный Габриэлем в парке Версаля, знаменовал переход от аристократического дворца к интимному особняку.

[править]Габриэль в Париже

Связанная с городскими магистралями планировка и открытая к Сене застройка площади Людовика XV (ныне площадь Согласия) в Париже (1753—75) явилась важным этапом в осмыслении архитектурного ансамбля как органической части пространственной композиции города.

Военную школу строил в 1751—75 годы.

[править]Интересные факты

Знаменитый французский писатель Марсель Пруст во втором томе(«Под сенью девушек в цвету») романа «В поисках утраченного времени» писал: «Я солгал бы, сказав, что дворцы Габриэля казались мне в то время прекраснее и даже древнее, чем соседние особняки. Более стильным да и более старинным находил я если не Дворец промышленности, то, по крайней мере, Дворец Трокадеро[…] Всего лишь раз был я не в силах не остановиться надолго перед одним из дворцов Габриэля; наступила уже ночь, и колонны его, утратив в лунном свете всякую материальность, казались вырезанными из картона и, напомнив мне декорацию из оперетты „Орфей в аду“, впервые произвели на меня впечатление чего-то прекрасного».

[править]Главные работы

· Перестройка дворца в Шуази, 17401777

· Замок в Компьень, 1750

· Павильон Бютар, 1750 в городке Ля-Сель-Сен-Клу (La Celle-Saint-Cloud)

· Перестройка усадьбы Менар (Луар и Шер), 17601764, для Мадам Помпадур

· Малый Трианон в Версале, 17621768

· Военная школа на Марсовом поле в Париже

· Дворцовая опера в Версале, 1769

· Северное крыло Лувра

· Площадь Людовика XV, 1772

· Фасады особняков на площади Согласия, включая Морской особняк, Париж, 1775

· Биржевая площадь в Бордо, 1755: бывший королевский дворец с видом на Гаронну.

Малый Трианон. Габриэль

Жемчужина французской архитектуры XVIII века – павильон версальского парка — Малый Трианон, созданный Габриелем в 1762–1768 годах. Этот маленький дворец предназначался в свое время для графини Дюбарри, он стал всемирно знаменит благодаря своим гармоничным пропорциям, элегантным линиям в стиле, привнесенном Паладинами. Малый Трианон – почти квадратное здание, поднятое на широкую каменную террасу. Все четыре фасада у него разные, но каждый из них представляет собой вариант той же самой темы, и это усиливает впечатление цельности и единства, которое производит Малый Трианон.

Фасад, выходящий к открытому пространству партера, воспринимающийся с самого далекого расстояния, трактован наиболее пластично. Четыре приставные колонны, объединяющие оба этажа, образуют подобие слегка выступающего портика. Сходный мотив, однако уже в измененном виде, – колонны заменены пилястрами, – звучит в двух соседних сторонах, но каждый раз иначе, поскольку из-за разницы уровней в одном случае здание имеет два этажа, в другом – три. Четвертый фасад, обращенный к зарослям пейзажного парка, совсем прост – стена расчленена лишь прямоугольными окнами различной в каждом из трех ярусов величины. Так скупыми средствами Габриель добивается поразительного богатства и насыщенности впечатлений. Красота извлекается из гармонии простых, легко воспринимаемых форм, из ясности пропорциональных отношений. Внутренняя планировка решена также с большой простотой и ясностью, отделанных в стиле классицизма (стиль Людовика XVI). Дворец состоит из ряда небольших прямоугольных комнат, декоративное убранство которых, построенное на использовании прямых линий, светлых холодных цветов, скупости пластических средств, соответствует изящной сдержанности и благородной грации наружного облика. Замысел строителя отличается кристальной ясностью; он основывается на простых и строгих геометрических соотношениях. Трианон со своими миниатюрными размерами, с громадными окнами, которые придают постройке удивительную легкость, принадлежит к числу характерных для XVIII века изящных парковых павильонов, отнесенных на значительное расстояние от главного дворца, в глубь парка. И в то же время строгость форм и лаконичность решений делают его замечательным образцом классической архитектуры. Именно миниатюрные размеры Малого Трианона помогли Габриелю добиться такой собранности и стройности.

 

 

Слово «Трианон» в эпоху Людовика XV (1715—74) означало место уединения или тихого времяпрепровождения. Дело в том, что король и его фаворитка маркиза де Помпадур были страстно увлечены ботаникой. Король лелеял далеко идущие планы соорудить в Версале ферму для занятий сельским хозяйством, а также устроить ботанический сад и оранжереи. Строительство изящного здания, получившего название Малый Трианон, было поручено Жаку Анжу Габриелю. Работы продолжались с 1762 по 1764 г., а интерьеры были завершены лишь в 1768 г.

Малый Трианон — не роскошный загородный дворец. Это скорее особняк, вынесенный на природу. Обильные украшения не нарушают кубическую форму здания с четкими гранями углов. Все его фасады решены в едином стиле, но каждый по-своему. Главный (входной) и задний фасады украшены пилястрами — плоскими вертикальными выступами стен в виде четырехгранных столбов, имеющих ту же структуру, что и колонна: основание (базу), ствол и венчающую часть (капитель). Левый фасад украшен колоннами, правый же не имеет ни колонн, ни пилястров. Все фасады составлены из безукоризненно прямых линий, не имеющих ни единого изгиба.

К главному фасаду здания ведет подъездная аллея. Правый и задний фасады выходят в английский пейзажный парк — один из немногих во Франции. К левому фасаду примыкает французский регулярный парк (как бы уменьшенная модель Версальского парка), в конце которого располагается Французский павильон, также построенный Габриелем.

Как снаружи, так и изнутри Малый Трианон производит впечатление благородной простоты и сдержанности. Здесь сочетаются противоположности: изысканность и строгость, парадность и скромность, монументальность и внимание к деталям. Все это делает Малый Трианон одним из самых замечательных произведений в истории европейской архитектуры.


Ж.-А. Габриэль. Малый Трианон в Версале. 1762—1764.

 

 

 

Площадь Согласия, одна из центральных площадей столицы, — блестящий образец городского ансамбля XVIII в. История ее создания такова: купеческая гильдия Парижа заказала скульптору Эдму Бушардону конную статую короля Людовика XV, и требовалось соответствующее место для ее установки. Был объявлен конкурс, в котором участвовали самые именитые архитекторы. Победил проект Жака Анжа Габриеля, который предложил совершенно новое и необычное градостроительное решение. В отличие от замкнутых парижских площадей XVII в., окруженных зданиями, площадь Людовика XV открыта городу. С запада и востока к ней примыкают аллеи проспекта Елисейские Поля и парка Тюильри, а с юга — набережная Сены. Лишь с северной стороны Габриель возвел на площади два величественных дворца (1775), между которых начинается ведущая вглубь города коротенькая улица Рояль. В конце улицы располагается церковь Мадлен, возведенная несколько позднее (1806—42). На другом берегу Сены, строго напротив церкви Мадлен, находится Бурбонский дворец (1722—27, портик 1804—07). Фасады этих двух строений выдержаны в едином стиле и кажутся зеркальным отражением друг друга. Все эти здания вместе с площадью составляют единый архитектурный ансамбль.

В 1772 г. площадь Людовика XV была распланирована. Она имела форму восьмиугольника, обведённого рвом с балюстрадой, через ров были перекинуты шесть каменных мостиков. На каждом из восьми углов площади Габриэль соорудил по павильону. В каждом из них была лестница в ров, где были разбиты цветники. На каждом павильоне предполагалось поставить статуи античных богов, олицетворяющие достоинства короля: Юпитер — великодушие, Аполлон — поэзию, Меркурий — богатство, и т. п. В центре же площади была установлена конная статуя Людовика XV работы Бушардона. Памятник был открыт в 1763 г. В 1792 г. восставший народ разрушил этот монумент (модель памятника хранится в Лувре), а площадь Людовика XV была переименована в площадь Революции. 21 января 1793 г. на участке между центром площади и Елисейскими Полями был гильотинирован Людовик XVI. На эшафоте, установленном у решетки сада, были обезглавлены Мария-Антуанетта, Шарлотта Корде, жирондисты, Дантон. В 1794 г. здесь были казнены жертвы термидорианского переворота во главе с Робеспьером. Год спустя площадь, ставшая свидетелем многочисленных кровавых событий, получила название площади Согласия. По инициативе художника Давида в 1795 г. на площади при въезде с Елисейских Полей были установлены две статуи «Укротителей коней» работы скульптора Г. Кусту (так называемые «Кони Марли»). В 1984 г. эти скульптуры, сильно пострадавшие от сырости и перепадов температур, перевезли в Лувр, заменив их копиями.

В 1836 г., в правление Луи-Филиппа, в центре площади Согласия был установлен древнеегипетский обелиск, стоявший ранее в храме фараона Рамсеса II. Этот монумент высотою в 23 метра и весом в 230 тонн подарил Франции египетский паша Мехмет-Али. Для его перевозки из Египта во Францию был построен специальный корабль.

В середине XIX в. по бокам обелиска были установлены два монументальных фонтана (арх. Гитторф). На угловых балюстрадах площади установлено восемь мраморных статуй, символизирующих восемь крупных городов Франции: Лион, Марсель, Бордо, Нант, Лилль, Руан, Брест и Страсбург. В 1856 г. по приказу Наполеона III были засыпаны рвы, ставшие к тому времени местом, где проститутки ожидали клиентов. Балюстрады же, ограждавшие эти рвы, стоят и поныне.

 

Леду, Клод-Никола

 

.

Портрет Клода-Никола Леду работы Мартина Дроллинга

Клод-Никола Леду (фр. Claude Nicolas Ledoux; 21 марта173619 ноября1806, Париж) — мастер архитектуры французского классицизма, предвосхитивший многие принципы модернизма. Ученик Блонделя. В 1760-е и начале 1770-х гг. проектировал для французской знати изящные городские особняки «в английском вкусе», первостепенные образцы «стиля Людовика XVI», большинство этих строений было снесено уже в XIX веке. Примечательными работами этого периода являются внутренний декор парижского «Кафе Годо» (обшивки стен которого сейчас восстановлены в экспозиции Музея истории Парижа), 1762; «Павильон музыки» в Лувесьеннскомзамке мадам дю Барри, 1770-71; дом балерины Гимар в 7 округе Парижа, 1770.

Таможенная застава на площади Сталинграда в Париже.

В 1771-73 гг. при возведении театра в Безансоне обратился к архитектуре греческого Пестума, заменив иерархические ложи «народным» амфитеатром. В 1785-89 гг. возвёл вокруг Парижа пятьдесят таможенных застав (сохранилось только четыре), внушительные геометрические объёмы которых предвещали эстетику ампира. Несмотря на созвучность многих своих замыслов идеалам Французской революции, в 1793-94 гг. был в заточении за связи с жирондистами.

В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо(построенная солеварня в Арк-э-Сенан — памятникВсемирного наследия). Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества». Многие наброски, являющиеся бумажной архитектурой, носят утопический, если не сказать сюрреалистическийхарактер, — дом садовника в виде правильной сферы, дом терпимости в виде фаллоса и т. д. Первый том его проектов вышел в печать в 1804 г., второй том был опубликован посмертно, в 1847 г.

 


Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!