Глава 2. Экспериментальная работа по обучению младших школьников основам современного танца в детском хореографическом коллективе.



Содержание, формы и методы обучения современному танцу младших школьников в детском хореографическом коллективе.

Современный танец – это красивый способ показать себя, и иногда это возможность самореализации. Современные танцы - это танцы, которые модны и популярны на данный момент. Каждому периоду времени свойственна своя музыкальная культура, которая, в свою очередь, порождает новые виды танца. Поэтому каждый танец можно назвать современным, но современным для своего времени. В нынешнем понимании, современный танец является синонимом – «популярный танец». К современным танцам можно отнести все направления, которые популярны на сегодняшний день. Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце. Работа над координацией позволит усложнять танцевальный рисунок, а постепенное развитие пластичности сделает импровизацию действительно многогранной и красивой.

Развитие современного танцевального искусства невозможно представить вне процесса расширения жанрового и стилевого разнообразия. Появление новых, в корне отличающихся от традиционных, академических систем хореографического искусства заставляет обратиться к изучению новых техник танца. Развиваясь в течение последних лет, современные танцевальные техники сформировали свой лексический модуль, форму урока и методику преподавания.
Особенностью данного курса является интеграция специальных дисциплин: в начале изучения мы опираемся на гимнастику и ритмику – предметы, которые изучаются на подготовительном отделении и в младших классах.

В дальнейшем акцент идет на становление и развитие творческой индивидуальности учащегося, создание проектов на основе интеграции нескольких специальных дисциплин: классического танца и актерского мастерства.

В процесс обучения танцевальным упражнениям включает в себя три основных этапа:

Этап первый – начальный (ознакомительный);

Этап второй– непосредственно разучивание техники выполнения упражнения;

Этап третий – закрепление и совершенствование мастерства выполнения упражнения.

На начальном этапе обучения происходит первоначальное знакомство с танцевальным упражнением. Для этого используются такие методы, как объяснение, показ (демонстрация), опробование. Следовательно, данном этапе формируется первоначальное представление об образе танца, которое отражает, в первую очередь, его название.

Непосредственный показцелого упражнения, или какого-либо отдельного движения должен быть четким, выразительным и понятным. Это основной инструмент для обучения детей танцам, так как он лучше воспринимается и запоминается. Качественный и правильно выполненный показ – это залог успешного выполнения танцевального упражнения. Ведь именно на этом этапе создается образ будущего движения и формируется программа его выполнения.

Объяснениетехники выполнения упражнения дополняет информацию, ранее полученную при показе. Для лучшего восприятия детьми, оно должно быть образным и кратким. Желательно при объяснении использовать танцевальную терминологию. В дальнейшем она может использоваться как подсказка на репетициях, так как будет означать конкретное движение, без длительных объяснений отдельных элементов упражнения.

Далее следуют попытки самостоятельного выполнения танцевального упражнения. В этот период формируются двигательные навыки. Но это не просто физические попытки выполнения некоторого абстрактного упражнения. Впервые упражнение выполняют на основе представлений о нем, которые получили ранее из названия, объяснения и показа. И здесь очень важно, чтобы не произошло разрыва между ощущением первой попытки и создавшимся ранее представлением об упражнении. И если этого разногласия не произошло, то ребенок хорошо понял поставленную задачу, и можно выстраивать дальнейший план обучения.

Для несложных упражнений начальный этап может закончиться уже на первых удачных попытках. И в данном случае используется, так называемый, целостный метод обучения.

Но если танцевальное упражнение достаточно большое по объему, и его можно условно разделить на части, то в этом случае целесообразнее применять расчлененный метод. Для этого необходимо разбить упражнение на составные части, и отрабатывать отдельные движения поэтапно. Например, можно сначала выучить движения только руками, затем только ногами, и далее соединить эти движения вместе.

При необходимости следует подобрать подводящие упражненияили, с помощью подготовительных упражнений, создать основу для выполнения изучаемого упражнения.

На начальном этапе обучения очень важно вовремя исправлять допускаемые учеником ошибки. Это может быть, например, чрезмерная напряженность мышц, лишние и ненужные движения, нарушение ритма упражнения и т.д. От своевременного исправления ошибок зависит успех данного этапа.

При удачном выполнении танцевального упражнения необходимо повторить его несколько раз для закрепления изучаемого материала.

И можно переходить к следующему этапу – углубленному разучиваниютанцевального упражнения. Основная задача данного этапа – оттачивание техники выполнения упражнения, совершенствование элементов композиции, отработка ритма. На этом этапе основным является расчлененный метод обучения. По-прежнему важной является работа над ошибками и их своевременное предупреждение. На этой стадии обучения целесообразно увеличить скорость выполнения упражнения и количество повторений упражнения. Для ускорения и отработки ритма можно использовать звуковые ориентиры – хлопки. Эффективно и идеомоторное запоминание упражнения – выполнение упражнения сначала под музыку, а затем и без нее.

Успех этого этапа обучения зависит уже не только от преподавателя, но и от самих исполнителей. Но, помня о том, что работаем с детьми, используем дополнительные приемы мотивации – например, можно устроить соревнование на лучшее техническое исполнение элементов танца.

И, наконец, закрепление и совершенствование танцевального упражнения предполагает образование двигательного навыка и переход его в умение высшего порядка. На этом этапе целесообразно применять все ранее перечисленные методы. Это тот случай, когда количество переходит в качество. Простое многократное повторение упражнения закрепляет основной вариант двигательного навыка. А вариативное повторение придает отработанному навыку гибкость, пластичность, возможность использования в сочетании с другими движениями. Этап совершенствования можно считать удачно отработанным, если ученик не только выполняет его технически правильно, но и начинает свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.

В основе курса лежит изучение техник современного танца: джаз-танец, модерн техники работы с полом и импровизации. В качестве дополнительных занятий в программу обучения включены курсы по акробатики, истории современного танцевального искусства.

Основными целями и задачами обучения по данной методики являются:
• ознакомление и изучение основ современной хореографии, адаптация существующих методик современного танца в детском хореографическом коллективе;
• овладение основными движениями и законами современных танцевальных систем;
• формирование необходимых качеств учащихся: координации, чувства ритма, свободы тела, ориентации в сценическом пространстве;
• развитие творческого мышления учащихся через познание лучших образцов, методик и техник ведущих современных направлений танца.
Требования к уровню освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины «Современный танец» учащиеся должны знать:
• основы техники исполнения движений джаз танца, танца модерн;
•современные формы, стили и техники танца;
Уметь:
• использовать знания современного лексического материала в хореографических произведениях коллектива;

Иметь представление:

• об основных направлениях и этапах развития современной хореографии;

•о тенденциях развития современного танца.

Задачи обучения:

• совершенствование полученных навыков (чувство ритма, эмоциональная отзывчивость на музыку, танцевальная выразительность, координация движений, ориентировка в пространстве) на занятиях ритмики, гимнастики и классического танца;

• овладение основными понятиями и элементами современной хореографии.
Форма контроля – контрольный урок.

1.РАЗОГРЕВ
Неактивная растяжка мышц общего воздействия.

2.ПАРТЕР
В этом разделе урока используется знакомый комплекс упражнений с добавлением изученных элементов на уроке современного танца.
*Упражнения stretch характера – растяжки в различных позициях в положении сидя. Способы растяжения: bounce наклоны (пульсирующие наклоны) или длительная фиксация.

*Изучение contraction и relies в положении сидя.

3.ИЗОЛЯЦИЯ
Изоляция – основной прием техники джаз-танца. Изолированные центры и ареалы центров (части центров). Положение коллапса (свободное держание тела) во время изоляции.

-ГОЛОВА
•Наклоны вперед – назад.

•Наклоны из стороны в сторону (ухом к плечу)

•Повороты в правую и левую стороны.

•Свинговое раскачивание.

• Zundary (зундари) – смещение шейных позвонков вперед-назад, из стороны в сторону. Руки над головой, согнуты в локтях, ладонь в ладонь.

-ПЛЕЧЕВОЙ ПОЯС

• Подъем и опускание одновременно двух плеч. С остановкой в центре и

без остановки.

•Оппозиционное движение плеч (одно вверх, другое вниз).

•Параллельное одновременное движение двух плеч (вперед, центр,

назад,центр).

• Twist (твист) изгиб плеч. Одно вперед, другое назад. С акцентом

вперед и назад. Руки в V позиции.

-ГРУДНАЯ КЛЕТКА

• Движения из стороны в сторону.

-ПЕЛВИС (БЕДРА)

• Слитное движение пелвисом вперед – назад, из стороны в сторону.

• Полукруги справа – налево через переднюю дугу. То же через заднюю дугу.
-РУКИ
Изолированные движения ареалами руки, кистью, предплечьем.

•Положение flex (флекс) – сокращенная ладонь.

•Круги в параллельных направлениях двух предплечий

•Круги кистью в параллельных направлениях.

•Положение «свастика».

-НОГИ

• Изолированные движения ареалов ног: положение flex – сокращенная стопа, point – натянутая стопа, круги стопой.

• Свинговое раскачивание ноги из стороны в сторону и вперед – назад.

• Круги голеностопом в свободном положении, нога в воздухе, колено согнуто.

4. РАБОТА В ПАРАХ (упражнения strech-характера)

К этому разделу преподаватель может подходить творчески. Основным принципом исполнения движений является умение детей ориентироваться в пространстве, координация, доверие партнеру.

КРОСС

Исполняются комбинации шагов, вращений и прыжков.

-ШАГИ
•простые с носка

•на plie

•на полупальцах

•скрестные шаги

-ПРЫЖКИ
• hop – шаг-подскок,

 jump – прыжок на двух ногах,

leap – прыжок с одной ноги на другую.

-ВРАЩЕНИЯ
•на двух ногах

• на различных уровнях

Для успешного решения задач необходимо заранее подготовить оборудование, подобрать музыкальный материал, составить план занятия.

 

Список литературы, и ссылки по тексту оформляем вот так: [ 5, с.22 ]

Методика представляет собой совокупность средств и методов, как теоретических так и практических, а именно:


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 651;