СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА)



ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГРАММЫ "12 ШАГОВ" Сформулированные в "12 Шагах" цели реализуются отдельными членами групп по-разному, а "Шаги" лишь предлагают очередность анализа собственных переживаний и достижения перемен. То, что происходит с человеком, добросовестно выполняющим Программу "12 Шагов", весьма похоже на то, что с ним происходит во время психотерапевтического процесса. Надо сказать, что обязательные нормы, формы работы и речевые обороты могут заметно разниться между собой, но тем не менее процесс самоузнавания и знакомства пациента со своими проблемами, появление готовности для личностного изменения и непосредственно самого изменения поведения очень похожи. Использование в профессиональных программах терапии философии Сообщества Анонимных Алкоголиков и Программы "12 Шагов" требует дополнительных пояснений. Следует учесть, что группы АА являются разнообразными, а сформулированные в "12 Шагах" цели осуществляются членами групп индивидуальным образом и очень часто по-разному. "Шаги" предлагают только очередность проведения анализа собственного опыта и проведения изменений. Беглое ознакомление с содержанием "12 Шагов" вызывает у некоторых лиц подозрение, что они служат каверзному вовлечению в какую-то организацию или религиозную секту. Однако такие выводы могут делать только такие лица, которые не познакомились с Программой поближе и по этой причине не отметили, например, что от членов Сообщества не требуется одобрения какой-то единой концепции Бога ("Силы, более могущественной, чем наша собственная"). Только более подробное ознакомление с содержанием Шагов, а также участие во встречах АА позволяют отметить, что каждый из участников Сообщества может выбрать свою Высшую Силу, т.е. Бога, "как он Его понимает", и никто из остальных участников не имеет права ничего по этому вопросу навязывать. Всякие сомнения рассеивает высказывание одного из основоположников АА, Билла В. В книге под заглавием "АА достигает зрелости" ("АА Comes of Age") он пояснил этот вопрос, отмечая в частности: "... атеистам и агностикам скажем ясно, что они не обязаны принимать нашего представления Бога. Пусть вместо Бога они примут какую-то разумную, собственную правду. Самое важное - это то, чтобы они поверили, что существует какая-то сила, более могучая, чем они сами...". Изменения, происходящие в человеке, который добросовестно работает в духе указаний Программы "12 Шагов", являются очень сходными с тем, что происходит в процессе психотерапии. По правде говоря, метод работы и применяемый язык отличаются друг от друга, но однако процессы познания самого себя и своих проблем, возникновения готовности к совершению личной перемены, а также процесс самой перемены проходят очень сходно. Давайте рассмотрим с этой точки зрения отдельные Шаги. 1-й шаг ("Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что потеряли контроль над собой") является началом всех действий, способствующих прекращению алкоголизации. В нем говорится о необходимости своей капитуляции, без чего не может начаться процесс выздоровления. Это очень важный шаг, ибо только осознание собственного бессилия и потери контроля над собственной жизнью, а также убеждение в окончательном поражении могут вызвать у алкоголика потребность обратиться за помощью. 2-й шаг ("Пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие") говорит об объективной оценке собственного "Я", ибо вера в "Силу, более мощественную" несовместима с чувством собственной исключительности, своего всемогущества. Опора на "Силу, более могущественную", осуществляется посредством как признания существования Бога ("как мы Его понимаем"), так и обращения за помощью к другому человеку (к терапевту, супругу, спонсору АА) или коллективу людей. Второй Шаг позволяет алкоголику избавиться от чувства, что он - "центр мироздания", и, соответственно, от связанных с этим гнетущих обязанностей. 3-й шаг ("Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали") - это "шаг для начала действий", поскольку он опирается на действия, ограничивающие собственную волю и чувство силы. В трудные моменты жизни поддержкой для лиц, прорабатывающих этот шаг, может служить "молитва о душевном покое", взятая на вооружение членами АА у римского императора Марка Аврелия: "Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость отличить одно от другого. 4-й шаг ("Глубоко и бесстрашно оценили себя с нравственной точки зрения") учит смотреть на себя честно, без обмана, отмечая как свои недостатки, так и достоинства. Он позволяет осознать причины происшедшего. Добросовестный и честный анализ ("с нравственной точки зрения") дает верный диагноз ситуации, что, в свою очередь, позволяет предпринять меры, направленные на достижение желаемых изменений. 5-й шаг ("Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений") можно сравнить с исповедью, освобождающей человека от чувства одиночества, позволяющей надеяться на прощение со стороны другого человека и тем самым позволяющей простить самого себя. Избавление от чувства изоляции и вины и вместе с тем получение более реалистичного образа самого себя - вот очередные действия на пути к достижению состояния внутреннего покоя, дающему возможность выздоровления (трезвости). 6-й шаг ("Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков") предлагает приготовиться к дальнейшим изменениям. Готовность к избавлению от всех своих слабостей является путем к совершенству. Совершенство является, однако, целью, достижение которой для большинства людей является невозможным. Тем не менее, возможно стремление в заданном направлении через постоянное самоусовершенствование. 7-й шаг ("Смиренно просили Его исправить наши изъяны") создает фундамент полной капитуляции, подготовка к которой проводилась в предыдущих шагах. Особо подчеркивается необходимость смирения (не унижения!) и применения его в жизни. Многолетний опыт подсказывает, что ни один алкоголик не способен сохранить трезвость, забывая про чувство смирения. 8-й шаг ("Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними") и 9-й шаг ("Лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому") - это шаги конкретных действий, которые позволяют упорядочить свои отношения с другими людьми. Они предлагают произвести огромную работу в эмоциональной сфере, без чего невозможно собственное возрождение и изменение отношений с другими людьми. Составление списка людей, кому мы причинили зло, и возмещение причиненного им ущерба позволяет в конечном счете избавиться от чувства вины и согласиться с последствиями совершенной ранее несправедливости. 10-й шаг ("Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это") учит подводить итог прожитых событий, ежедневно отмечать свои как хорошие, так и слабые стороны характера, признаваться в них и исправлять их "на ходу". Он предохраняет от возврата к старым представлениям и образу поведения, которые могли бы затормозить процесс выздоровления и спровоцировать возвращение к употреблению алкоголя. 11-и шаг ("Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновеие с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого") в очередной раз укрепляет смирение и совершенную капитуляцию, а также подчеркивает "духовный" аспект Программы. 12-й шаг ("Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других алкоголиков и применять эти принципы во всех наших делах") является поддержкой для тех, кто, будучи трезвым, живет "новой жизнью". Они понимают, что для сохранения временного успеха необходимо делиться своим опытом с другими. "Нести идеи" через оказание помощи другим - значит, получить удовлетворение и возможность воспитывать чувство уважения к самому себе, без чего алкоголик не в состоянии достичь полной трезвости. Подводя итог сказанному, нетрудно заметить, что Первый Шаг дает представление о направлении изменения личности человека, потерявшего контроль над употреблением алкоголя. Поскольку опыт многолетних попыток самостоятельного решения алкогольной проблемы учит, что возврат к здоровому образу жизни без внешней помощи невозможен, необходимым является поиск Высшей Силы, которая могла бы в этом помочь (Второй Шаг). Очередным действием должно быть согласие воспользоваться этой помощью (Третий Шаг). Следующие действия - это анализ ситуаций, вызывающих страх и чувство вины, а также написание списка лиц, по отношению к которым чувствовал или по сей день человек испытывает чувство обиды (Четвертый Шаг). Затем следует поделиться своими проблемами с Высшей Силой и с другим людьми, то есть избавиться от чувства одиночества и получить надежду на прощение (Пятый Шаг). После соответствующей подготовки (Шестой Шаг) следует обращение к Высшей Силе с просьбой о помощи в совершении перемен (Седьмой Шшаг). Подготовка списка обиженных лиц (Восьмой Шаг) позволяет исправить и забыть содеянное зло (Девятый Шаг). Десятый Шаг - это совет систематического повторения Четвертого и Пятого Шагов для сохранения эмоционального равновесия, что обеспечивает продолжение процесса выздоровления. Во время прорабатывания Одиннадцатого Шага укрепляется фундамент, заложенный в Третьем Шаге, то есть согласие пользоваться помощью Высшей Силы. Двенадцатый Шаг -это венец всех совершенных шагов, он воспевает жизнь и помощь другим, не ожидая чего-либо взамен. Программа "12 Шагов" Анонимных Алкоголиков определяет направление и этапы процесса перемен. Этот процесс весьма близок динамике процесса психотерапии и подобно ей позволяет устранить признаки болезни при помощи психологических средств, а также получить положительные изменения в состоянии здоровья и поведении. В стационарных и амбулаторных центрах терапии зависимостей в Польше философия Сообщества Анонимных Алкоголиков и Программы "12 Шагов" стала единым и существенным элементом многих терапевтических программ. Это основывается на детальной проработке с пациентами 1-3 Шагов или 1-5 Шагов, а также на знакомстве с остальными (6-12) Шагами. Наиболее компетентными людьми в этой работе являются специально подготовленные терапевты - консультанты из числа бывших алкоголиков, не употребляющих в течение нескольких лет алкоголь и являющихся членами Сообщества АА. В заключение хочу еще раз обратить внимание на тот факт, что Программа "12 Шагов" после небольшой адаптации нашла применение в сотнях других групп самопомощи. В мире существуют, например, группы Анонимных Наркоманов (с 1953 г.), Анонимных азартных игроков (с 1957 г.); Анонимных обжор (с 1960 г.); Анонимных эмоционалов (с 1971 г.); Анонимных должников (с 1976 г.); Анонимных кокаинистов (с 1982 г.); Анонимных курильщиков (с 1985 г.), а также группы взрослых детей алкоголиков (с 1984 г.). Кроме того, существуют группы анонимных астматиков, страдающих мигренью, группы суицидантов, рецидивистов, людей, имеющих семейные неурядицы и т.п. Эти факты однозначно говорят об универсальности и популярности Программы "12 Шагов".

Основные цели терапии сводятся к тому, чтобы клиент поверил, что он в состоянии воздержаться от приема спиртного и других психоактивных веществ, и что у него достаточно силы, чтобы изменить свой прежний образ жизни и осуществить благоприятные для него самого перемены.

Таким образом, у каждого из пациентов Центра есть

возможность:

- сопоставить собственный опыт с проявлениями синдрома

зависимости от алкоголя;

- понять, какую роль играет алкоголь (и другие психоактивные вещества) в его жизни;

- лучше узнать самого себя и свою болезнь, а также поверить в то, что можно жить без алкоголя и прочих психоактивных веществ;

- признать свое бессилие по отношению к алкоголю (и другим психоактивным веществам) и примириться с ним;

- научиться, как достойно жить со своей болезнью;

- попытаться внести изменения в свою жизнь;

- перестать бояться своего недуга и смело говорить о себе

правду;

- совершать и исправлять свои ошибки, а также отвечать за

последствия своих решений;

- научиться говорить: "не знаю, не понимаю, не умею";

- научиться пользоваться иными, чем питье алкогольных напитков, способами разрядки эмоциональной напряженности;

- отдавать себе отчет в препятствиях, стоящих на пути к трезвости, и познать предпосылки, дающие надежду на

выздоровление;

- начать трудиться над построением новой, трезвой жизни;

- радоваться совершающимся в себе переменам;

- понять, сколь важную роль в процессе выздоровления играют группы взаимопомощи, а также профессиональная помощь.

Одновременно требуется, чтобы лица, участвующие в

программе:

- воздерживались от употребления алкогольных напитков и

прочих психоактивных веществ;

- добросовестно и своевременно выполняли задачи, вытекающие из индивидуальных программ выздоровления;

- уважали особенности личности другого человека;

- старались склонить к участию в лечении своих близких;

- сохраняли в тайне сведения, полученные о других лицах.

Терапевтический социум

В Центре действуют принципы терапевтического социума. В ходе ежедневных утренних встреч клиентов и персонала обсуждаются и в текущем порядке решаются возникающие проблемы. Один раз в неделю избираются староста и дежурный, круг обязанностей которых предусмотрен распорядком работы Центра, а также лица, ответственные за ход занятий по физкультуре и заботящиеся о зеленых насаждениях вокруг Центра. Каждый пациент обязан во время пребывания в Центре выполнять роль старосты или дежурного.

Занятия с психологами

Проводимые психологами групповые занятия направлены преимущественно на интеграцию группы, повышение среди ее участников чувства ответственности и взаимного одобрения, приобщение к функционированию по принципу "здесь и сейчас", а также на обучение пациентов видеть и называть переживаемые эмоциональные состояния и справляться с ними без помощи алкоголя. Одновременно психологи помогают выполнять задания, полученные в рамках индивидуальной программы лечения.

Связи с Сообществом АА

Особую роль в идеологии Центра и подходе к терапии играют связи с Сообществом Анонимных Алкоголиков. Они состоят, с одной стороны, в принятии на работу в качестве терапевтов лиц, которые одновременно являются многолетними членами Сообщества, а с другой стороны, на использовании в терапевтической работе элементов Программы "12 Шагов" АА'.

В ходе работы над Первым Шагом ведется анализ собственного опыта, связанного с попытками освободиться от назойливого мышления об алкоголе и выпивке, а также с многократными неудачными попытками контроля за потреблением спиртного. Анализируются также такие вопросы, как влияние алкоголя на семейную жизнь и товарищеские связи, на учебу и работу, духовную и религиозную жизнь, на состояние физического здоровья, сексуальную жизнь, идеалы и сознание собственной ценности, а также на способы переживания гнева и злости, страха, тревог, стыда и т.п.

Мы стараемся, чтобы анализ этих тем не воспринимался как очередное признание собственного несовершенства, а как добросовестная самооценка. Мы хотим, чтобы каждый участник осознал, что многие его поступки никогда бы не имели места, если бы он не находился под воздействием алкоголя. Мы стремимся к тому, чтобы результатом работы над Первым Шагом было осмысление того, что пьющий алкоголик рано или поздно пренебрежет своими обязанностями по отношению к самому себе, своим близким и своей работе, и что никто не в состоянии предотвратить нежелательные чувства, которые его обуревают, однако, он не должен им поддаваться.

Работа над Вторым и Третьим Шагами - это попытка осознать, что одинокий путь к трезвости чрезвычайно труден и что в этом деле можно опереться на "Высшую Силу", которую каждый должен определить для себя самостоятельно. Одновременно пациенты знакомятся с очередными Шагами АА (4-12).

Как во время пребывания в стационаре, так и в учреждении дневного режима, обязательно участие во встречах групп Анонимных Алкоголиков. Они проводятся раз в неделю на территории Центра (группа "Возрождение"), два раза в условиях городских групп, а один раз в неделю участники терапии организуют свою собственную встречу АА.

Просвещение

Просветительско-информационный блок содержит лекции, прослушивание магнитофонных записей, а также просмотр видеофильмов. Его целью является передача знаний по разнообразным проблемам, связанным как с алкоголем, так и со зрелой, трезвой жизнью.

Другие формы

Занятия, посвященные духовным аспектам жизни, ведутся духовными лицами (священниками, пасторами). Целью этих встреч не является обучение Закону Божьему, но совместные размышления о духовных сторонах жизни человека и о роли духовных факторов в процессе трезвения.

Занятия, посвященные предотвращению рецидивов, раскрывают механизмы рецидива болезни, учат, как различать сигналы рецидива и как в связи с этим поступать, а в индивидуальных случаях помогают также проанализировать рецидив.

Тренинг ассертивного абстинентного поведения (Assertion training) учит справляться с социальными ситуациями, угрожающими рецидивом болезни (срывом).

Дополнением к предлагаемым терапевтическим занятиям являются рассматриваемые как факультативные медитации (ежедневно утром), а также занятия йогой (два раза в неделю в послеобеденное время).

Каждый участник терапевтической программы обязан иметь тетради, которые после окончания лечения берет с собой домой. В одной из них он ведет дневник чувств и выполняет порученные задания (в рамках индивидуальной программы), во второй - ведет записи по тематике занятий по просвещению. Благодаря этому он может вернуться к избранным темам и еще раз их проанализировать, а что еще важнее, благодаря ежедневным записям в дневнике чувств, он может легко заметить происходящие в нем самом перемены.

Программа для семей

Один раз в неделю проводятся групповые терапевтические встречи, предназначенные для близких родственников пациентов Центра. В некоторых случаях мы предлагаем провести супружескую терапию. Рекомендуем семьям участие в группах Ал-Анон и Алатин.

Фармакотерапия

Мы избегаем применения фармакотерапии и, в частности, введения каких бы то ни было успокаивающих, снотворных и болеутоляющих средств, так как они могут привести к очередной наркоманической зависимости.

Программа послебольничной опеки

Предназначена для лиц, которые окончили 6-недельную основную программу. Занятия проводятся ежедневно в послеобеденные часы и охватывают встречи, которые служат цели получения психологической помощи и поддержки (как со стороны психолога, так и алкоголиков с длительным стажем трезвости), упражнения в ассертивном поведении (в частности, умении отказаться от выпивки), продолжение изучения способов предотвращения рецидивов, углубление знания Программы "12 Шагов", занятия йогой и встречи клуба "Absolwent" ("Выпускник"). Программа состоит из 3-х этапов.

Этап I. Непосредственно после окончания основной программы в течение 12 недель предлагается одновременное участие в группе психологической помощи и группе предотвращения рецидивов.

Этап II. После окончания первого этапа можно принимать участие в течение 18 недель в группе тренинга ассертивного поведения.

Этап III. После окончания двух первых этапов можно участвовать:

- в группе углубления знаний по Программе "12 Шагов";

- в группе постоянной поддержки для выпускников;

- в определенных, индивидуально для каждого участника, занятиях I или II этапов.

1. Группа психологической помощи предназначена для лиц, желающих продолжать лечение непосредственно после окончания основной программы. Продолжительность участия - 12 недель (с возможностью возвращения в кризисных ситуациях).

2. Группа предотвращения рецидивов предназначена для лиц, желающих продолжать лечение непосредственно после окончания основной программы. Продолжительность участия - 12 недель (с возможностью возвращения в кризисных ситуациях).

3. Группа по тренировке навыков ассертивного поведения (Assertion training) предназначена для лиц, окончивших группу психологической поддержки и группу предотвращения рецидивов.

4. Группа углубления знания Программы "12 Шагов" предназначена для лиц, которые интересуются Программой и воздерживаются от приема алкоголя в течение не менее 6 месяцев, а также прошли занятия по пп.1-3 и участвовали, по крайней мере, в 60 встречах АА. Продолжительность участия устанавливается в индивидуальном порядке.

5. Группа постоянной поддержки выпускников Центра предназначена для лиц, окончивших программу послебольничной опеки, а в индивидуальных и обоснованных случаях также для лиц, которые прервали участие в этой программе, однако, хотят сохранить связь с Центром. Продолжительность участия неограниченная, встречи проводятся один раз в неделю.

6. Занятия йогой предназначены для участников как основной программы, так и программы послебольничной опеки. Занятия проводятся 2 раза в неделю в вечерние часы.

Существует также возможность проведения индивидуальных встреч с терапевтами, ведущими вышеперечисленные группы.

Все "выпускники" основной программы и их близкие могут принимать участие в двухнедельных терапевтических курсах, организованных Центром лечения наркотической зависимости в Учебно-реабилитационном центре Института в Стжижине.

Слушатели этих курсов имеют возможность упрочить свои знания на тему Шагов 1-3 и продолжать процесс оздоровления, работая над очередными Шагами АА (4-7).

ВЗАИМОПОМОЩЬ АЛКОГОЛИКОВ И ИХ СЕМЕЙ

Взаимопомощь тесно связана с системой социальной защиты. Наиболее естественной и распространенной системой такой защиты является супружество и семья. В каждом обществе четко определены обязанности членов семьи, и каждый вправе расчитывать на помощь родственников и вместе с тем иметь обязанности по отношению к ним.

Иным примером такой защиты могут служить религиозные объединения, группы помощи одиноким, инвалидам и группы самопомощи.

Остановимся на последних и попробуем дать им оценку, опираясь на американских авторов Катца и Бендера. По их мнению, "группы самопомощи строят работу на добровольной основе; это немногочисленные структуры, целью которых является оказание помощи и достижение конкретной цели. Обычно объединяются в чем-то одинаковые люди для совместных действий, для решения какой-либо общей проблемы, преодоления общей беды или жизненных катаклизмов и для достижения желаемых целей в обществе или в самом себе. Инициаторы и члены таких групп уверены, что их специфические требования не способны удовлетворить государственные органы. Эти группы подчеркивают значение взаимовоздействия по принципу "глаза в глаза" и личной ответственности членов группы.

Члены группы оказывают друг другу эмоциональную поддержку и порой материальную помощь; они имеют свою идеологию, опираясь на которую достигают повышенного чувства самосознания.

Характерные черты групп самопомощи:

1. Похожий жизненный опыт членов группы. Наставник переживает те же чувства, которые мучают его подопечного.

2. Взаимопомощь и поддержка. Каждый может быть членом одной из групп, на регулярных собраниях которой осуществляется взаимопомощь.

3. Принцип наставничества. Когда наставник помогает другому члену группы решить проблему, то он тем самым получает поддержку и сам по принципу "помогаешь другим - помогаешь себе".

4. Дифференцированный союз. Путем утверждения того, что ты являешься нормальным человеком, имея подобные проблемы, ускоряется процесс отказа человека от прежних установок, связанных с неправильной самоидентификацией.

5. Групповое сознание и сила воли. Каждый ищет у других членов группы оценки своих чувств и представлений.

6. Информационный обмен. Он представляет возможность понять проблему, опираясь на объективные факты, а не на собственную, часто необъективную, интерпретацию событий.

7. Конструктивное стремление к общим целям. Философия группы заключается в концентрации на работе: члены группы через занятия и работу изменяются в своих поступках, поведении.

Из вышесказанного становится ясно, что группы самопомощи представляют своим членам:

- эмоциональную и социальную поддержку и понимание их проблем;

- распространение знаний об общей проблеме и получение помощи для лучшего ее понимания;

- признание проблемы;

- осознание своих терапевтических возможностей путем знакомства с практическими способами решения своей проблемы;

- чувство самоценности как результат взаимной поддержки и решения своей проблемы;

- владение собой при наличии психологической травмы как результата имеющейся проблемы;

- достижение путем контактов и сотрудничества с лицами, имеющими туже психологическую проблему, замены того, что было потеряно;

- создание новой системы отношений и нового стиля жизни. В группе самопомощи господствует принцип равноправия, и поэтому все члены группы имеют одинаковый статус. Участие в работе группы является делом сугубо добровольным, каждый решает за себя, и в то же время группа отвечает "только за свои решения. Каждый новичок приходит в группу со своими проблемами и вместе с тем чувствует себя в безопасности, поскольку "работа" с его проблемой не выходит за пределы группы.

Наиболее известными группами самопомощи являются Анонимные Алкоголики, Семейные группы Ал-Анон, Алатин и клубы абстинентов (трезвенников).


СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА)

Историческая справка

Приступая к рассказу о возникновении Сообщества АА, необходимо вернуться в XIX век, когда в г. Балтиморе в 1840 г. появилось Вашингтонское Общество (Washingtonian Society). Первыми его членами были только алкоголики, пробовавшие осуществить идеи взаимопомощи. В какой-то момент количество его членов превысило 100 тысяч человек. Со временем члены Общества стали заниматься вопросами политическими и социальными (вступили в активную борьбу за уничтожение рабства). Так в их рядах появились политические деятели, как алкоголи, так и неалкоголики. Общество осуществило ряд мероприятий, имевших целью изменить американские обычаи в области потребления алкоголя. Вскоре после этого оно утратило способность помогать алкоголикам (их опыт впоследствии был использован Сообществом АА, см. 10-ю Традицию).

В 90-х годах XIX века по инициативе лютеранского пастора Франка Бахмана в Англии было организовано "Сообщество ранних христиан" из которого впоследствии отпочковалась так называемая Оксфордская группа (1921 год). Целью "Группы" было возрождение христианских традиций и заповедей. Эта "Группа" руководствовалась в своей деятельности 4-мя абсолютами христианства:

- абсолютной честностью (по отношению к себе и другим, честности в словах, поступках и мыслях);

-абсолютной готовностью помогать другим;

- абсолютной чистотой (тела, духа и намерений);

- абсолютной любовью (к Богу и ближнему). Частично опыт Оксфордской группы был использован при написании Программы "12 Шагов" Анонимных Алкоголиков.

1932 год

Некий Роланд X., пройдя годичный курс терапии у знаменитого психиатра и психоаналитика Карла Юнга в Цюрихе, заявил, что он достаточно хорошо изучил себя самого и методы защиты от алкоголя. Тем не менее, через небольшой промежуток времени он сорвался, после чего снова вернулся к доктору Юнгу, которому на этот раз удалось убедить своего пациента, что ему никогда не выиграть схватку с алкоголем, и, чтобы выздороветь, необходимо глубокое духовное обновление личности.

Осознание своего бессилия способствовало принятию решения о вступлении в "Оксфордскую Группу", имевшую свой филиал в Нью-Йорке. Роланд X. стал помогать, в соответствии с Традициями "Группы", другим алкоголикам. Так он встретился еще с одним алкоголиком - Эдвином Т., с которым поделился мыслями о природе алкоголизма.

1934 год,ноябрь

Эдвин Т. был знаком с алкогольной проблемой своего школьного друга Билла В., он не раз навещал его дома. Билл В. в это время находился в "запое", тем не менее он весьма удивился состоянию своего друга, которого считал безнадежным пьяницей. После беседы с Эдвином Билл еще раз решился попробовать лечиться.

1934 год, декабрь

Эдвин неоднокатно посещает находящегося на стационарном лечении Билла. Последний уже в 4-й раз с 1932 года проходил курс антиалкогольной терапии у доктора Силкворта, которого называли "маленьким доктором, любящим пьяных".

Рассказывая Биллу историю своего пьянства, Эдвин убедил его, что для выздоровления необходимо признать свое бессилие в отношении алкоголя и что необходимо найти СВОЕГО Бога, которого он назвал "Высшей Силой". После этих бесед, выйдя из клиники, Билл В. вместе с женой Луис вступил в "Оксфордскую Группу".

1935 год, 11-12 мая

В эти дни Билл В. находился в служебной командировке в г. Акрон (штат Огайо). Почувствовав себя плохо, испытывая желание напиться, он стал искать встречи сдругим алкоголиком. При помощи местной "Оксфордской Группы" он встретился с Генриетой Зейберлинг, знакомой доктора Боба. Доктор Боб был 11-го мая пьян, тем не менее согласился уделить 15 минут встрече с человеком, назвавшимся "членом "Оксфордской группы", алкоголиком из Нью-Йорка, нуждающимся в другом алкоголике". Встреча состоялась и продлилась гораздо больше запланированного времени, а именно с 17-ти до 24 часов. Это было свидание двух "безнадежных" алкоголиков - биржевого маклера Билла В. (Вильям Гриффит Вилсон, 1895-1971 гг.) и врача-хирурга Боба (Роберт Хальбрук Смит, 1879-1950 гг.). Билл до этого прошел через несколько наркологических лечебниц, а другой Боб был уже не в состоянии проводить хирургические операции. 1935 год, 10 июня

Это день возникновения Сообщества АА. (В этот день Боб последний раз в жизни выпил алкоголь).

Существенную роль в создании Сообщества сыграл упомянутый выше друг Анонимных Алкоголиков д-р Уильям Д. Силкворт. Существенное влияние на формирование Программы Сообщества АА оказали, помимо "Оксфордской Группы", взгляды Карла Густава Юнга и философа Уильяма Джеймса.

1937 год

В Сообщество, насчитывающее 40 членов, была принята женщина. В этом же году Билл В. вместе с группой единомышленников из Нью-Йорка выходит из состава "Оксфордской группы" и организует "Группу анонимных алкоголиков".

1938 год, май

Билл В. начинает работу над текстом так называемой "Большой Книги" Анонимных Алкоголиков (летом были написаны 2 первых раздела).

1938 год, август

Создан "Алкогольный Фонд" (членами Правления были избраны Билл В., д-р Боб, а также 3 алкоголика: У.Рихардсон, Ф.Амос и Д.Вуд; принято решение, что большинство членов Правления должны быть неалкоголиками).

1938 год,октябрь

Сообщество, насчитывавшее 60 человек, приняло название "Анонимные Алкоголики".

1938 год, декабрь

Разработан текст "12 Шагов", явившийся предложением для продвижения по пути трезвости.

1939 год

В психиатрической лечебнице Нью-Йорка возникла Первая группа АА в лечебном учреждении.

Сообщество насчитывало 100 членов. 1939 год, май

Публикация так называемой "Большой Книги". (Длительное время продолжались споры по поводу названия книги). Были предложения назвать книгу "100 мужчин", "Пустая рюмка", "Сухой путь", "Сухая жизнь". Алкоголики из г.Акрон предлагали название "Дорога спасения", а алкоголики из Нью-Йорка - "Анонимные Алкоголики". И поскольку в библиотеке Конгресса США было уже 25 книг с названием "Дорога спасения" и 12 книг "Дорога", а книги "Анонимные Алкоголики" не значилось, то осталось последнее название.

1939 год, август

Д-р Боб вместе с монахиней сестрой Игнацией стал осуществлять терапевтическую помощь алкоголикам в госпитале св. Фомы в г.Акроне (первый "детокс").

Группы АА Среднего Запада США выходят из состава "Оксфордской Группы".

1940 год, февраль

Организация в Нью-Йорке первого Бюро всемирной помощи АА.

1940 год, март

Терапевтическая программа помощи алкоголикам в госпитале св. Фомы была официально признана. От каждого поступающего на детоксикацию пациента требовалось наличие наставника из АА, обязанностью которого было помогать подопечному в его семейных взаимоотношениях, на работе и с окружением; пациент в присутствии наставника должен был положительно ответить на вопрос, действительно ли он хочет бросить пить, а в случае отрицательного ответа ему предлагалось придти в следующий раз. Повторных приходов не было зарегистрировано. Предлагаемая программа терапии была очень интенсивной и длилась 5 дней, в течение которых пациент выполнял определенные задания.

1941 год

В газете "The Saturday Evening Post" появилась статья об Анонимных Алкоголиках. Ее автор, Джек Александер, известил американцев о существовании Сообщества Анонимных Алкоголиков. В течение года количество членов АА увеличилось с 2-х до 8-ми тысяч человек.

1942 год В Калифорнии прошло первое собрание АА в тюрьме.

1943 год

Появилась первая неамериканская группа АА в Канаде (результат деятельности пастора Дж. Литтла).

Доклад д-ра М.Тибета на Конференции Американского психиатрического общества (Детройт) о терапевтическом механизме Программы АА (в январе 1944 года доклад был опубликован в журнале по психиатрии "The American Journal of Psychiatry").

1944 год

Вышел первый номер периодики АА - журнал "Grapevine". Появилась первая группа АА в Австралии. Сообщество насчитывало 360 групп и свыше 10 тысяч членов.

1946 год

Публикация в журнале "Grapevine" первой так называемой развернутой формы "12 Традиций".

Появление первой группы АА в Европе (Дублин, Ирландия), а также первых групп в Мексике и Южной Африке.

1948 год

Первая группа АА в Японии. Главный врач компании "Кодак" д-рДжон Л. Норрис советует своим пациентам посещать собрания АА.

1950 год

I международный съезд Сообщества АА (Кливленд) единодушно принимает "12 Традиций", как основу работы групп АА. Сообщество насчитывает 3527 групп и 96475 участников. В ноябре умирает Боб.

1952 год

Билл В. продолжает работу над составлением программных документов АА "12 Шагов и 12 Традиций".

1953 год

Публикация книги "12 Шагов и 12 Традиций". Сообщество АА насчитывает до 5 тысяч групп и около 111 тысяч членов.

1954 год "Алкогольный Фонд" преобразован в Службу АА.

1955 год

Появляется второе издание книги "Анонимные Алкоголики", куда вошли новые истории жизни ее членов.

Принятие II Международным съездом АА символики Сообщества (г.Сан-Луи; 5000 участников). Символ Сообщества - круг с вписанным в него треугольником. Круг обозначает Всемирное движение АА, стороны треугольника - выздоровление, единство и служение.

Публикация книги "АА достигает зрелости". Появляется первая "заморская" (вне американского континента) Служба АА в Англии и Ирландии.

1960 год

В Лонг Бич проходил III Международный съезд АА. К этому времени в Сообществе было 7800 групп и 137 тысяч участников

1962 год

На 12-й Конференции Службы АА принят документ "12 принципов Всемирной Службы АА".

1965 год

В Торонто (Канада) состоялся IV Международный съезд АА, в котором приняло участие около 10 тысяч человек

1969 год

Первая Международная встреча сотрудников Службы АА (Нью-Йорк).

1970 год

В Майами проходит V Международный съезд АА; Сообщество насчитывает 14800 групп и 260 тысяч членов

1971 год

В январе умирает Билл Влсон.

1973 год

В Сообществе АА -18900 групп и 363 тысячи членов

1974 год

Впервые в истории АА Всемирная встреча Служб АА состоялась вне США (в Лондоне).

1975 год

VI Международный съезд АА в г.Денвере (США), в котором приняло участие около 20 тысяч делегатов; в г.Познани (Польша) появилась первая группа АА в Восточной Европе.

1978 год

Сообщество АА насчитывает 30800 групп (из них 28,3% вне территории США и Канады), около 559 тысяч членов групп

1980 год

В г.Нью-Орлеане проходил VIII Международный съезд АА, который собрал около 22500 участников, представителей 23 стран. Сообщество насчитывало уже 39800 групп (35,2% вне США и Канада) и 839 тысяч членов АА

1981 год

Состоялась I встреча Служб АА в Европе.

1983 год

В Сообществе АА функционирует 56200 групп (39,4% вне США и Канады), количество членов 1.123.000.

1985 год

В Монреале проходит VIII Международный съезд АА, в котором участвует 45 тысяч делегатов, среди которых впервые был представитель Польши.

1986/87 год

Первые группы АА в России (г.Санкт-Петербург, "Алмаз";

Москва "Московские начинающие").

Сообщество АА насчитывает 73192 группы с числом участников 1.556.316.

1990 год

В г.Сиэтле (США) проходит IX Международный съезд АА, который собрал 48 тысяч участников, представителей 78 стран. Сообщество насчитывает 92300 групп с 1.994.000 участников.

В Мюнхене проходит Х1-я встреча Служб АА.

1991 год

Отказ от символики АА (круг с вписанным в него треугольником), поскольку по нормам международного права нельзя было монопольно использовать этот знак, что, в свою очередь, грозило использованием символики Сообщества АА в других целях.

1992 год

Бюро Всемирного Обслуживания АА (GSO) проводит очередное анкетирование членов Сообщества, в котором приняло участие свыше 6500 членов АА США и Канады. Полученные данные таковы: 35% участников АА - женщины, 65% - мужчины. 35% анкетированных имеют ремиссию свыше 5 лет, 34% - от 1 года до 5 лет, 31% - менее года. 34% членов Сообщества попали в его ряды через знакомого участника АА, 27% были направлены туда врачами. Лишь 2% стали членами Сообщества благодаря средствам массовой информации (газеты, радио, телевидение). Самую большую группу составляют лица в возрасте от 31 до 40 лет (32%) и в возрасте от 41 до 50 (25%). Лица моложе 21 года и старше 70 лет составили по 2% анкетированных. Средний возраст члена АА составил 42 года. 78% имели наставников. До момента своего членства в АА 63% анкетированных прошли курс терапии в наркологических больницах. 1995 год

Сообщество АА насчитывает свыше 2 млн. членов, работает в 141 стране.

В Сан-Диего (США) проходит юбилейный Х Международный съезд АА, в котором принимает участие 70 тысяч человек.

Краткий исторический очерк Сообщества АА в Польше

Сведения о Сообществе АА попали в Польшу еще в 40-е годы, но лишь в декабре 1957 года в журнале "Здоровье и трезвость" появилась статья под названием "АА - неизвестная в Польше форма борьбы с алкоголизмом". Ее автор, социолог З.Вербицкий, делился своими впечатлениями от поездки в Англию и США и цитировал привезенные оттуда материалы, В частности, он писал: "За 20 лет существования этот метод дал великолепные результаты. Тысячи алкоголиков обрели трезвость, им не грозит рецидив болезни. Именно поэтому данный метод нашел широкую поддержку как среди врачей, так и среди духовенства, общественности и даже официальных государственных органов".

Вскоре после этого пациенты наркологического диспансера (г.Познань) с помощью психолога ознакомились с содержанием книги "12 Шагов и 12 Традиций" на собраниях "Клуба Абстинентов". В 1964 году эта психотерапевтическая группа была зарегистрирована при помощи того же психолога в Бюро Всемирного Обслуживания АА (GSO) в Нью-Йорке под названием "Eleusis". В 1975 году группа "Eleusis" обрела самостоятельность (собрания алкоголиков стали проходить без участия психолога), С ЭТОГО ВРЕМЕНИ МОЖНО ГОВОРИТЬ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ПЕРВОЙ ПОЛЬСКОЙ ГРУППЫ АА.

В 1976 году в Познани появляется еще одна группа "Ster" ("Путь"). Затем в г. Бенджине появляется 3-я польская группа АА "Znicz" ("Факел"), и группа "Odrodzenie" ("Возрождение") при Варшавском институте неврологии и психиатрии. В 1982 году под патронажем этого института была проведена общепольская конференция клубов абстинентов (трезвенников). На конференцию были приглашены представители всех 11-ти польских групп АА. Был избран Совет Службы АА, который занялся подготовкой 1-го съезда Анонимных Алкоголиков в Польше.

В 1984 году в Познани состоялся 1-й съезд польского Сообщества АА, в котором приняло участие 200 человек, представлявших 34 группы АА. В 1985 году вышел первый номер журнала "Дорога Анонимных Алкоголиков", который стал с 1986 года называться "Zdroj" ("Источник") - польская аналогия журнала "Grapevine". В 1986 году вышел в свет в польском переводе текст книги "12 х 12". В этом же году было получено в качестве дара 500 экземпляров книги "Жить трезвыми" ("Living sober") из США и 1000 экземпляров буклета "44 вопроса" из Финляндии. Это были единственные бесплатные подарки в адрес польского Сообщества АА. В 1987 году появилась первая группа АА в тюрьме. В 1988 году вышел неавторизованный перевод "Большой Книги" ("Big Book"). В конце 1990 года в Польше было 390 групп АА, в 1995 -1.000 групп.

В 1995 году был образован Фонд "Службы польского Сообщества АА", Правление Фонда состоит из членов Совета уполномоченных. В августе 1996 года в Варшаве проходит VI КонгрессАА, объединенный со Съездом Радости. Число участников Конгресса - около 3000 человек. Сообщество АА насчитывало в это время 1100 групп (из них 110 групп работало в тюрьмах), 315 групп Ал-Анон и 44 групп Алатин, а также 6 групп ВДА (взрослых детей алкоголиков).

СЕМЕЙНЫЕ ГРУППЫ АЛ-АНОН (AI-Anon)

В середине 40-х годов по примеру динамично развивающегося Сообщества Анонимных Алкоголиков в США стали появляться "Семейные клубы" для лиц, у которых в семье кто-либо злоупотребляет алкоголем. В конце 40-х годов возникли группы для жен алкоголиков, жен неалкоголичек и т.д. В 1951 году 87 семей обратилось в бюро Фонда Анонимных Алкоголиков с просьбой принять их в Сообщество. Поскольку Фонд не дал своего согласия, родственники алкоголиков создали комитет по семейным проблемам, который вскоре был переименован в "Семейные группы Ал-Анон".

Программа "Ал-Анон" является переработкой Программы Анонимных Алкоголиков, а в качестве ориентиров в своей деятельности была принята Программа "12 Шагов" и "12 Традиций".

В Польше подобные группы самопомощи функционируют с 1980 года, когда в городе Познани возникла группа "Ариадна".

ГРУППЫ АЛАТИН (Alateen)

Они предназначены для детей и молодежи до 18-ти лет, "на жизнь которых повлиял алкоголизм одного из родителей или близкого лица". Сообщество Алатин возникло в 1957 году в городе Пасадена (США). В 1973 году вышла первая публикация под названием "Алатин - надежда для детей алкоголиков".

В настоящее время насчитывается свыше 3000 групп "Алатин".

КЛУБЫ АБСТИНЕНТОВ (ТРЕЗВЕННИКОВ)

Традиции трезвеннического движения в Польше относятся к началу XIX века, когда в Вильнюсе в 1817 году было организовано "Общество изгоев". В течении всего XIX века в стране возникали "Товарищества воздержанности" или "Братства трезвости". Это было "классическое" трезвенническое движение, которое в принципе не занималось страдающими от химической зависимости лицами, вопросами их лечения и реабилитации.

Начало движения самопомощи зависимым от алкоголя лицам связано с концом 40-х годов, когда в Польшу проникла информация о Сообществе Анонимных Алкоголиков. К сожалению, в течении десятилетий это движение не могло развиваться. По политических мотивам тогдашние власти относились негативно ко всему, что приходило с Запада, что не хотело поддаваться регистрации и контролю, а употребление таких слов, как "Высшая Сила", "Бог" было запрещено. В подобной ситуации некоторые диспансеры пробовали "подогнать" принципы Сообщества АА под политические требования тех времен. В результате таких усилий в конце 40-х годов появились первые кружки и группы, объединяющие людей с алкогольной зависимостью. Прототипом "Клуба трезвенников" в Польше был "Кружок самопомощи больным" при наркодиспансере в Варшаве.

Статус "Кружка" включал в свои обязанности:

1. Помощь в возвращении здоровья членам кружка;

2. Моральную, финансовую, социальную помощь членам кружка и их семьям;

3. Пропаганду трезвости.

Первые клубы, возникшие на базе лечебных заведений, назывались "Клубами АА" (Анонимных Алкоголиков, Анонимных Абстинентов, Активных Абстинентов). В их задачу входило "помогать вылечившимся алкоголикам поддерживать абстиненцию... Клуб занимается организацией групповой психотерапии, пользуясь при этом иными средствами, нежели это практикуется в наркокабинетах или закрытых заведениях... Участников объединяет сильное желание избавиться от химической зависимости, сознание возможности получения помощи и вера в Высшую Силу, духовная поддержка которой является обязательной для избавления от зависимости. Этот духовный фактор не нашел отражения в идейно-организационных основах польских клубов АА. Тем не менее, цель тех и других одна - сохранение трезвого образа жизни". (Журнал "Проблемы алкоголизма, №4, 1969 г.).

Некоторые клубы стали называться "Клубами абстинента", другие - "Клубами взаимопомощи", часть оставила старое название: "Клуб АА".

В 80-е годы произошел количественный взрыв: если в 1980 году было 37 клубов, то в 1986 г. их количество перевалило за 200. Из этого числа 20 клубов работало на предприятиях, 8 - в местах заключения, стали появляться "Клубы" на селе. В настоящее время их количество достигает 300. В связи с изменением принципа финансирования и ослаблением поддержки со стороны правительства появились первые сигналы о самороспуске клубов.

Существующие в Польше на принципах самопомощи "Клубы трезвенников" можно разделить на 4 вида:

1. Клубы пациента - работают при наркологических кабинетах (амбулаториях);

2. Клубы бывшего пациента - работают при наркологических диспансерах (дневных и круглосуточных);

3. Клубы по месту жительства - работают на территории микрорайонов, на производстве, в учреждениях;

4. Свободные (автономные) клубы - имеющие юридический статус, устав, правление, клубные секции и т.п.

Клубы имеют различные формы работы: лекции, групповая терапия, семейная терапия, спорт, туризм, игры, музыкотерапия и т.д. Бывают случаи вмешательства самой группы, когда случается рецидив в болезни(срыв, запой).

В мае 1988 года была зарегистрирована Федерация клубов абстинентов (ФКА) Польши, основателями которой стали 54 клуба.

В документах организации подчеркивается, что Федерация является "добровольным объединением "Клубов абстинентов", является их представителем и защищает их интересы". Целями Федерации являются:

1. Создание лицам с химической зависимостью условий для поддержания полной ремиссии.

2. Пропаганда трезвеннического образа жизни. В конце 1995 года Федерация объединяла около 300 клубов, из которых свыше половины располагало собственными помещениями, каждый третий клуб работал 7 дней в неделю. Федерация издает свой информационный бюллетень "Трап".

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 520; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!