Речь, общая характеристика форм и видов речи. Речь в традиционном понимании - конкретное говорение, происходящее как в устной, так и в письменной форме



Речь в традиционном понимании - конкретное говорение, происходящее как в устной, так и в письменной форме. Речь при этом определяется не только как сам процесс говорения, но и результат этого процесса, т.е. и речевая деятельность и речевые произведения, фиксируемые памятью и письмом. Речь обычно характеризуется через противопоставление языку, где язык определяется как система знаков, а речь - реализация данной системы знаков, но в совокупности речь и язык образуют единый феномен языка. Если язык - это орудие (средство) общения, то речь есть производимый этим орудием способ (вид) общения. Речь материальна, воспринимается чувствами‚ (слухом, зрением, осязанием), язык же (система языка) включает в себя абстрактные аналоги единиц речи. Речь конкретна, неповторима, устремлена к определенной цели, обусловлена ситуацией общения, развертывается во времени и пространстве, является видом свободной творческой деятельности.

 

Речь, общая характеристика форм и видов речи.

Речь в традиционном понимании - конкретное говорение, происходящее как в устной, так и в письменной форме. Речь при этом определяется не только как сам процесс говорения, но и результат этого процесса, т.е. и речевая деятельность и речевые произведения, фиксируемые памятью и письмом. Речь обычно характеризуется через противопоставление языку, где язык определяется как система знаков, а речь - реализация данной системы знаков, но в совокупности речь и язык образуют единый феномен языка. Если язык - это орудие (средство) общения, то речь есть производимый этим орудием способ (вид) общения. Речь материальна, воспринимается чувствами‚ (слухом, зрением, осязанием), язык же (система языка) включает в себя абстрактные аналоги единиц речи. Речь конкретна, неповторима, устремлена к определенной цели, обусловлена ситуацией общения, развертывается во времени и пространстве, является видом свободной творческой деятельности.

Письменная речь – форма речи, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме. Письменная речь включает в себя, таким образом, два вида речевой деятельности: письмо (продуктивный), чтение (рецептивный). Письменная речь может осуществляться средствами массовой коммуникации (книга, пресса и др.) и индивидуальной (письмо, заявление, поздравление, план, тезисы, аннотация и др.).

Устная речь – форма речи, состоящая из умения понимать звучащую речь (аудирование) и умение производить речь в звуковой форме (говорение).

Диалогическая речь - вид речи, при котором происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяет ряд ее особенностей, к которым относятся: краткость высказывания, широкое использование внеречевых средств общения (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие предложений неполного состава, свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, преобладание простых предложений.

Монологическая речь – вид речи, обращенном к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; в отличие от диалогической речи характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью.

Активная речь – речь, всегда требующая программирования, исходящая из внутреннего замысла человека, предполагает самостоятельный выбор содержания высказывания и отбор языковых средств.

Внешняя речь – речь озвученная, оформленная средствами естественного языка, с помощью которого люди общаются между собой.

Внутренняя речь – различные виды использования языка вне процесса реального общения, не сопровождается озвучиванием: например, «речь про себя».

 

 

4)Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности. Важнейшей отличительной чертой устной речи является ее неподготовленность: устная речь, как правило, создается в ходе беседы.

 

Для выразительности в устной речи используются интонация и логическое ударение как средство выделения некоторых фрагментов в речи.

 

Психологами установлено, что слово, стоящее на первом месте в предложении несет 50-70 % информации. Поэтому предложения следует строить по следующему плану: подлежащее, сказуемое, дополнение. В предложении не должно быть более 10 слов. Для лучшего усвоения материала и выделения главных слов в предложении следует делать на этих словах логическое ударение, выделять их голосом, и переставлять эти слова при повторах.

 

Неподготовленный характер устной речи порождает целый ряд ее специфических особенностей:

 

-обилие незаконченных предложений (например:Ну вообще… созерцание… я могу и для друзей рисовать);

-самоперебивы (В России еще много людей, которые хотят…, которые пишут ручкой, а не на компьютере);

-повторы (Я бы… я бы… хотел сказать больше);

-конструкции с именительным темы (Этот мальчишка / он меня каждое утро будит);

-подхваты (А - Мы тебя приглашаем… Б - завтра в театр).

Поля Л.Сопера: Устная разговорная речь. Устная публичная речь. Публичная речь. Развлекательная речь. Информационная речь. Воодушевляющая речь. Убеждающая речь. Призывающая к действию речь

 

 

5)Письменная речь - это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. Письменная форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, для языка художественной литературы.Публицистический стиль использует в равной мере письменную и устную формы речи (периодическая печать и телевидение).

Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить ее постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками.

Если в устной речи применяется интонация как средство смыслового выделения частей высказывания, то на письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста: использование иного типа шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчеркивание, обрамление, размещение текста на странице. Указанные средства обеспечивают выделение логически важных частей текста и выразительность письменной речи.

Жанрами речи являются монолог, диалог и полилог.

Монолог - жанр, образуемый в результате активной речевой деятельности говорящего и не рассчитанный на активную одновременную реакцию слушателя.

Для монолога типичны значительные по размеру отрезки текста, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний.

Монолог характерен для научного и официального общения, возможен в художественной литературе и публицистической речи. В разговорной речи монолог встречается редко, обычно в общении образованных людей.

Монологическая речь состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения.

Диалог - жанр речи, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.

Для диалога важны достаточная информативность реплик (как недостаточность, так и избыточность сообщаемого делают общение неудачным), потребность в общении, соблюдение участниками диалога причинно-следственных связей в речевых действиях, в выборе темы, наличие общей памяти и общих языковых знаний.

Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц. Ситуативная связанность, спонтанность, нелинейность получают в содержательно-смысловой структуре полилога максимальное отражение. Смысловая и формальная связь реплик полилога имеет более значительную амплитуду колебаний, чем в диалоге.

Жанрами письменной речи являются:

  • аннотация – краткая характеристика книги, статьи в виде перечня главнейших вопросов: аннотация статьи, монографии;
  • выписка – выдержка из текста, цитата, то, что выписано из произведения, документа: делать выписки из статей;
  • заметка – 1. краткая запись о чем-либо: заметка в блокноте, делать заметки для памяти; 2. краткое сообщение в печати: газетная заметка;
  • изложение – пересказ чего-либо (обычно письменно) своими словами: изложение своими словами;
  • комментарий – толкование, объяснения к тексту: комментарий к статье;
  • конспект – краткое, письменное изложение содержания чего-либо: конспект лекции, конспект статьи;
  • обобщение – общий вывод, сделанный в результате изучения частных явлений: перейти к обобщениям;
  • описание – сочинение, изложение, в котором описывается что-либо: описание эксперимента;
  • письмо – 1. средство общения с помощью графических знаков, позволяющее фиксировать речь при передаче ее на расстоянии; 2. написанный текст, посылаемый кому-либо для сообщения чего-либо;
  • план – определенная последовательность, краткая программа изложения чего-либо: план статьи;
  • резюме – краткое изложение речи, статьи, краткий вывод;
  • реферат – краткое изложение содержания книги, статьи (статей), а также доклад с таким изложением: написать реферат статьи;
  • рецензия – критическая оценка научного, художественного и др. сочинения, спектакля, фильма: рецензия на спектакль;
  • статья – научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале, газете: статья на какую-либо тему;
  • тезис – 1. основная мысль, положение, доказываемое в каком-либо сочинении, в речи: выдвинуть тезис; 2. тезисы (мн. ч.) – кратко сформулированные основные положения доклада, лекции: тезисы доклада.

 

 

6) Текст – лат. textum – ткань, сплетение, соединение – это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное единство, связность, завершенность.

Микротема — это главная мысль абзаца. Микротема - это наименьшая составная часть общей темы текста. Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью

Все элементы текста связаны с темой высказывания и с главной установкой пишущего (говорящего) – основной мыслью высказывания. Смысловое единство текста обеспечивается темой высказывания.

Тема – это то, о чем говорится в тексте. Содержание текста включает и такой признак, как авторское отношение, авторский замысел, который выступает как основная мысль текста. Со смысловой цельностью связано понятие завершенности высказывания. Возможность подобрать к тексту заголовок – показатель завершенности текста. Заголовок тесно связан с темой и основной мыслью, которые определяют строение текста, его стиль, способы воздействия на читателя.

Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать. Основная мысль высказывания может быть выражена прямо, непосредственно в авторском тексте.

Текст как лингвистическая единица обладает определенными признаками, основными из которых являются следующие:

  1. Информативность. Любой текст должен нести определенную информацию, т. е. обладать признаком информативности. В соответствии с этим очевидно, что каждое предложение текста должно добавлять новую информацию к уже сказанному (а не повторять полностью содержание предыдущих предложений).
  2. Связность. Все предложения в тексте стоят в определенном порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Этот признак обеспечивается не одним или несколькими приемами, а достаточно серьезным комплексом разнообразнейших средств. В каждом конкретном произведении используется определенная их часть.
  3. Смысловая целостность (цельность). Текстом мы называем только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое. Смысловая целостность текста обеспечивается единством его темы и единством основной мысли.
  4. Завершенность. Текст можно считать завершенным, когда читатель осознал замысел автора и сделал вывод о том, что получил всю необходимую информацию о предмете речи. Следует отметить, что завершенность (как и целостность) определяется на всем тексте, а не на его отдельных частях. Применительно к последним можно говорить лишь об их относительной законченности.
  5. Членимость. Текст всегда делится на более мелкие составляющие: тома, части, главы, параграфы, абзацы, предложения … Кроме всего прочего, это продиктовано удобством восприятия информации.
  6. Ситуативность. Это соотнесенность с реальной или вымышленной ситуацией, на основе которой строится текст. Читатель понимает текст, когда он осознает ситуацию, о которой идет речь. Поэтому некоторые детали, необходимые для адекватного восприятия текста, но не описанные в нем, извлекаются именно из определенной ситуации.

Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой.

Лексические средства связи:

  1. Лексический повтор – повторение одного и того же слова.

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

  1. Однокоренные слова. Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. (В.Белов)
  2. Синонимы.

В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

  1. Антонимы.

У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.

  1. Описательные обороты.
  2. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Грамматические средства связи:

  1. Личные местоимения. А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.
  2. Указательные местоимения (такой, тот, этот)

Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев)

  1. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)

Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).

  1. Союзы (преимущественно сочинительные)

Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев).

  1. Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)

Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).

 

7)Сложное синтаксическое целое — это речевая единица, отрезок речи, состоящий из нескольких предложений, объединенных по смыслу. Такой ряд предложений имеет и другое название — «сверхфразовое единство». Почему сверхфразовое? Потому что это единство выходит за пределы одного предложения. Чаще всего оно совпадает с абзацем. Абзац характеризуется единством темы. Переход к новой теме должен быть обозначен в письменной речи новым абзацем (отступом строки вправо). Но бывает и так, что сверхфразовое единство распадается на несколько абзацев. Это происходит тогда, когда внутри одной темы появляются побочные темы, важные по смыслу и требующие поэтому специального графического выделения.

Важным средством связи предложений служат местоимения. Местоимения замещают названия предметов и явлений, которые были даны в предшествующем предложении: «На улице нас кольцом окружили собаки. Они виляли хвостами и, по-видимому, ни малейшего желания не имели признавать в нас чужих». Местоимение это может указывать на все содержание предшествующего предложения и таким способом связывать его с последующим предложением: «Пока она вспоминала эти подробности, послышалась вдруг музыка, ворвавшаяся в окно вместе с шумом голосов. Это поезд остановился на полустанке» (А. П. Чехов). Местоимения можно уподобить нитям, сшивающим текст. Ряд предложений «сшивается» нитью одного цвета, если в них упоминается один и тот же предмет. Но при переходе к другому предмету и замене имени этого предмета местоимением «цвет» должен измениться.

Предложения связываются также повторением одних и тех же или близких по значению (синонимических) слов. Повторение слов (лексический повтор) может совпасть с повтором темы в соседних предложениях текста. Но такое совпадение не обязательно. Вот пример, где слово повторяется в трех предложениях в составе их ремы: «Догматизм сам по себе есть формализм сознания. Ханжество — формализм совести. Педантизм — формализм долга, воли». В этом отрезке текста развивается единая мысль о том, что ряд отрицательных свойств человека основан на подражании положительным, на заимствовании формы их проявления, минуя суть. Предложения скрепляются в это смысловое единство лексическим повтором. Повторяющееся слово входит в характеристику трех разных предметов речи, обозначая сближающий их признак. Лексические повторы, как и местоимения, «сшивают» текст.

Предложения в тексте могут быть связаны союзами и союзными словами, как и части сложного предложения: «Змей держат в питомниках и время от времени берут яд. Но змеи плохо переносят неволю и скоро гибнут. Поэтому снова и снова идут смелые люди в пустыню. Рискуя жизнью, добывают дорогое лекарство».

 

8) Способы связи между предложениями в тексте:

  1. Последовательная (цепная)
  2. Параллельная
  3. Присоединительная

Наиболее часто используется последовательный, или цепной, способ связи предложений.

Цепная связь отражает последовательное движение, развитие мысли в связной речи. В большинстве предложений мысль говорящего движется от известного, «данного» к ядру высказывания, к «новому». Но движение, развитие мысли на этом не прекращается и, как правило, не исчерпывается одним предложением. Обычно та часть предшествующего предложения, которая содержала «новое», становится в следующем предложении уже «данным», исходным содержанием, которое, в свою очередь, требует «нового» распространения. Таким образом идет плавное, последовательное развитие мысли. Например: В Аккре раньше всех просыпаются птицы. Они с особой шумливой радостью, колокольчато-звонкими трелями встречают еще нежаркое африканское солнце. Своим экзотическим ярким нарядом пернатые певцы привлекают внимание людей, особенно нас, северян. Этим доверчивым и непугливым пичугам есть где поселиться в столице Ганы. Продуваемая теплыми солеными ветрами Атлантики Аккра окружена буйной тропической растительностью (Из газет). В первом предложении логическим ударением подчеркнуто находящееся в конце главной части слово птицы, которое и является «новым», неизвестной читателю информацией. Во втором предложении исходная информация – они (т.е. птицы), все остальное – «новое». Аналогично движение мысли и в последующих предложениях (пернатые певцы – пичуги, столица Ганы – Аккра).

Синтаксический характер цепной связи выражается в структурной соотнесенности двух предложений. Обычно какой-либо член предшествующего предложения, например дополнение, в последующем предложении становится подлежащим. Такие соотношения членов соединяемых предложений носят устойчивый характер, образуют модели, по которым осуществляется цепная связь между предложениями

Например:

Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков)

Цепные связи используются во всех стилях языка. Это самый массовый, самый распространённый способ соединения предложений.

При цепном способе связи предложения связываются между собой

  1. путём повтора ключевого слова
  2. заменой синонимами (в том числе контекстными)
  3. повтором членов предложения.

Параллельные связи чаще всего используются в описании и повествовании.

Параллельная связь между предложениями в составе строфы заключается также в определенной соотнесенности соединяемых предложений, но имеет иной характер, чем связь цепная. Параллельная связь выражается в одинаковом или сходном построении предложений: предложения однотипны по грамматической структуре, имеют одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами и т.д. Например: В самом центре Аккры – яркие, словно подсвеченные, диковинные тропические деревья. На отшибе стоят приземистые, массивные баобабы. Как яркими бабочками, усыпаны цветами гибкие, длинные ветви экзотических кустарников. Желтыми и розовыми огоньками цветут кактусы. В таком зеленом царстве вольготно чувствуют себя пернатые тропические непоседы (Из газет). Предложения этого сложного синтаксического целого имеют сходную грамматическую структуру: они двусоставные, распространенные, полные; в них одинаковый порядок слов, в данном случае, обратный, т.к. состав сказуемого предшествует составу подлежащего, однотипно оформлены однородные определения.

Предложения, соединенные в сложное синтаксическое целое посредством параллельной связи, относительно самостоятельны по содержанию, меньше зависят от контекста, чем при цепной связи. Благодаря синтаксической однотипности могут создавать интересный ритмический рисунок текста, служить основой для многих стилистических фигур

Например:

Спускаются навстречу пароходы и баржи, но их ещё мало. Ползут плоты, но скупо. Довольно часто попадаются буксиры с огромными железными наливными баржами, низко стоящими в воде. Это госпароходство тянет нефтяные грузы «Азнефти». (М.Кольцов).

В приведённом тексте все сказуемые стоят в настоящем времени. В первых трёх предложениях они находятся перед подлежащими. Таким образом, все три предложения имеют параллельную структуру.

Третий вид связи между самостоятельными предложениями –присоединение. Это такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению.

Например:

Пахло морем - йодного духа влагой, а от земли – нагревающимися камнями и листвой деревьев... И еще существовал мул на острове, возможно, один – единственный, чудной и старый. (Ч. Айтматов.«Бахиана»).

В приведенном примере второе приложение присоединяется к первому с помощью союза «и» и частицы «ещё» и сообщает дополнительную информацию.

9) Описание – это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата). В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия). Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания — и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы — определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.Описание как тип речи используется при необходимости описать какое-либо явление, обстановку, портрет, дать характеристику, целостный образ предмета.

В текстах данного типа всегда представлена статичная картина, складывающаяся из указаний на предметы (или части предметов) и их признаки; главным, во имя чего создаются предложения, является указание на признаки; называющие их слова, как правило, помещаются в конце предложения; развитие мысли достигается за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки предмета в целом или его частей. При создании текстов-описаний следует придерживаться следующих структурно-композиционных частей:

1) введение (общее впечатление);

2) описание деталей;

3) заключение (вывод, оценка).

Существует несколько видов описания: описание природы, описание обстановки, описание портрета, описание-характеристика. Используется описание в различных сферах общения и зависит от точки зрения автора или рассказчика, от жанра, стиля, принадлежности автора к определенному литературному направлению. Так, например, в художественных описаниях даются конкретные, эмоционально окрашенные, субъективно воспринимаемые признаки, наиболее ярких сторон предмета. Поэтому в художественной литературе, публицистике описание - важнейший элемент речи, позволяющий ярко, живо, наглядно, образно представить предмет, человека, событие, явление. Деловое (научное) описание включает в себя понятия о существенных признаках описываемых предметов или явлений в их строго логической последовательности, в соответствии фактам, оно обычно лишено эмоциональности, образности, живости (надо отметить, что в научно-популярных текстах присутствуют средства изобразительности, но, в отличие от текстов художественных, ассоциативность в представлении того или иного предмета, явления должна быть конкретна, не вызывать множества толкований).Этим различием определяется и своеобразие языковых средств в описаниях разных стилей.

 

 

10)особенности текстов–описаний Описание тип текста, основанный на изображении свойств, явлений природы, предмета, характерачеловека и т.п. Художественная литература представлена такими видами описаний, как: пейзаж (описаниеприроды), портрет (описание внешности человека), интерьер (описание помещения).От дискурса зависит использование тех или иных видов описаний. Так, в художественной речи описанияхарактеризуются наличием полных прилагательных, предложений с однородными членами, повествовательных предложений усложненной конструкции: "Я не видел глаз более прелестных, чем уБелинского. Голубые, с золотыми искорками в глубине зрачков, эти глаза расширялись и сверкали вминуты воодушевления;в минуты веселости взгляд их принимал пленительное выражение пленительной доброты и беспечногосчастья. Голос у него был слаб, но приятен: говорил он с особенными ударениями и придыханиями". Описание связано с образностью художественной речи. Научное описание ориентировано на раскрытиесущественных признаков и явлений предметов, поэтому в подобных случаях в описаниях будутактивизироваться языковые средства, группирующиеся вокруг обобщенности-отвлеченности – одной изстилевых черт научного стиля. В деловой речи описание представлено разными жанрами: это и описаниеотдельного предмета, и производственная характеристика, описание обстановки (в следственных протоколах) и т.п. Описание в деловом стиле строится так, чтобы не появлялась возможность инотолкования.

Инвариантная схема описания как текста включает следующие компоненты:

1) характеристику ситуации общения;

2) структурно-композиционные элементы: собственно описание, общее впечатление от увиденного, обобщение;

набор языковых средств, зависящих от ситуации общения и структуры текста. Каждая информационнаямодель текста-описания представляет собой модификацию инвариантной схемы.

 

 

11)Повествование – это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).

Повествование – это мир в движении (один кадр сменяет другой) Типичная композиция включает: 1) завязку (начало событий); 2) развитие действия; 3) кульминацию; 4) развязку (итог событий) Разновидности повествования: - изобразительное; - информативное.

В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т.д.).

Например:

И вдруг… случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека… Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания.

(А.И. Куприн)

Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

 

Повествование как тип речи — определение и цели

Повествование — это тип речи, в котором сообщается о развивающихся событиях, действиях, состояниях.

Цель повествования — рассказ во временной последовательности о событиях, действиях, состояниях. Действие — основная характеристика повествования.

Для повествования характерна динамичность, поэтому ведущая часть речи — глагол совершенного вида, особенно глаголы, обозначающие последовательность действия (начать, продолжить, закончить). Дополнительными средствами являются слова со значением времени (сначала, потом, в то время как, рано утром, в обед и др.). Последовательность действия в повествовании подчеркивается интонацией.

Композиция повествования

I. Зачин (экспозиция) — первое событие в цепочке;

II. Основная часть: (развитие событий, кульминация) — последовательный переход от одного события к другому;

Ш. Концовка (развязка) — последнее событие в цепочке.

Вариантом композиции повествования могут дискретная композиция, т.е. композиция с пропуском каких-либо частей повествования. Дискретный разрыв иногда сопровождается словами с временным значением

(Прошло два года… Через десять лет в дом вошел… и т.д.),

вариантом зачина повествования может быть прием неожиданного начала (например, в жанре детектива).

Сообщение — вариант повествования, его назначение – передача только существенных фактов.

Например,

В конце февраля в возрасте 92 лет скончался граф БалтазарКлоссовски де Рола, больше известный под именем Бальфюс .

Повествование чаще ведется от 1-го лица, но может вестись и от 3-го, в случае, если образ рассказчика отсутствует.

 

12)особенности текстов-повествований

Повествование – тип текста, основанный на рассказе о событиях, действиях. Тексты повествовательного характера встречаются в книжных стилях: публицистическом и художественном, – и в разговорной речи. В художественной речи повествование связано с вымыслом автора и направлено на раскрытие образа. В публицистической речи повествование непосредственно связано с передачей фактов, в разговорной речи – работает на создание эмоционально-оценочной информативности текста. Инвариантная схема повествования как типа текста включает ряд компонентов:

1) характеристику ситуации общения, в которой определяется отношение автора к получателю информации, формулируются задачи общения, называются функции общения;

2) перечень структурно-композиционных частей, в который, как правило, входят:

а) начало события (или завязка);

б) развитие события (развитие действия, кульминация);

в) конец события (или развязка);

3) набор языковых средств, свойственных повествовательному типу письма:

а) ряды глаголов-сказуемых со значением последовательности действий;

б) формы слов или словосочетания, выражающие обстоятельственные значения времени, места и др. В "чистом" виде повествование почти не существует: оно, как правило, включает в себя элементы описания и рассуждения.

 

 

13)Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).

В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.).

Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.

Рассуждение — это мысли о мире, а не сам мир

Типичная композиция текстов-рассуждений включает:
1) тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения);
2) обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры);
3) вывод

Разновидности рассуждения: 1) рассуждение- доказательство Почему так, а не иначе? Что из этого следует?
2) рассуждение- объяснение Что это такое? (Толкование понятия, объяснение сути явления)
3) рассуждение- размышление Как быть? Что делать? (Раздумья над различными жизненными ситуациями)

 

Рассуждение как тип речи — определение, цель и связи

 

Рассуждение — это тип речи, в котором указываются причины или следствия того или иного явления, положения.

Цель рассуждений — доказать истинность какого — либо положения (тезиса).

Основой рассуждения являются причинно-следственные отношения, доказательства.

В рассуждении выделяются тезисы и доказательства (аргументы).

Между тезисами и аргументами (доказательствами) устанавливаются логические и грамматические связи. Важно, чтобы в процессе доказательства выдвинутого тезиса аргументация соответствовала именно этому тезису, а не какому-либо другому.
Для грамматической связи часто используются

вводные слова: во-первых, во-вторых, следовательно, наконец и т.д. В текстах-рассуждениях используются союзы: хотя, несмотря на, потому что, итак, так как и т.д.

Композиция рассуждения

 

1. Зачин — сообщаются предварительные сведения о предмете;

2. Основная часть: а) формулировка основного тезиса, б) разделение (при необходимости выделение частей рассуждения или подтезисов, в) изложение — последовательное доказательство тезиса (тезисов),

3. Концовка (заключение) — вывод.

 

Тезис – кратко сформулированная идея, суждение, основная мысль текста. Сформулировать тезис – значит нужно задать вопрос, дать на него прямой ответ и на основании этого ответа вывести суждение. Вопросов может быть несколько. Чем больше вопросов, тем больше подходов к теме Тезис представляет собой утвердительное предложение, в котором заложен один ответ на вопросы текста.

Антитезис – противоположная тезису мысль. Например, если тезис: «Человек – существо духовное», то антитезис будет: «Человек не является существом духовным».

Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли (тезиса).

 

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения. Аргументы бывают сильные, слабые и несостоятельные. Аргументы «сильные» должны быть правдивыми, опираться на авторитетные источники; доступными и простыми; соответствовать здравому смыслу, отражать объективную реальность.

Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиция (подведение к вопросу) – вопрос - ответ на вопрос (тезис) - доказательство тезиса - выводы.

Доказательство истинности тезиса и становится основной частью текста- рассуждения.

Рассуждение-объяснение предполагает, что главное утверждение текста истинно, поэтому нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса. Главная задача текста заключается в раскрытии содержания тезиса.

При построении текстов- рассуждений следует опираться на следующие правила:

1. Доказательство и объяснение строятся по одной схеме: экспозиция -вопрос-ответ на вопрос (тезис)-доказательство тезиса- выводы.

2. После тезиса в доказательстве естественным является вопрос почему?, после тезиса в объяснении вопрос почему? кажется искусственным и неуместным.

3. После тезиса в объяснении используется, как правило, слова и выражения типа: оказалось…,дело в том…, что…,вот почему…,вот…,например…, об этом свидетельствует такие факты, как…, как выяснилось…

4. Схема рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения на практике довольно часто реализуется в сокращенном виде: иногда опускается вопрос, часто отсутствуют выводы, нередко нет экспозиции. Во всех случаях пропуск объясняется тем, что рассуждение является понятным и без пропущенных компонентов «идеального» рассуждения, так как все эти пропущенные компоненты легко домысливаются или подразумеваются. Таким образом, обязательными частями рассуждения являются тезис и его доказательство. Экспозиция, проблемный вопрос, выводы могут либо присутствовать в тексте, либо отсутствовать.

 

14)Виды рассуждений

 

Рассуждения бывают трех видов: рассуждение-объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление.

Рассуждение – доказательство позволяет установить истинность того или иного явления. Книга – друг или враг?. Особенность этого текста в том, что в нём показывают две разных точки зрения на одно явление и доказывают справедливость одной. Сочинения можно строить и как рассуждения – утверждения (доказывается истинность выдвинутого положения) и как рассуждения – опровержения (доказывается ложность). Доказывается или опровергается определённая точка зрения при помощи аргументов, комментариев, примеров из жизни, раскрывающих тему, которых должно быть не меньше трёх, а может быть и больше.

 

По способу проведения доказательства делятся на два вида: прямые и косвенные. При прямом доказательстве задача состоит в том, чтобы найти такие убедительные аргументы, из которых логически вытекает тезис.

Косвенное доказательство устанавливает справедливость тезиса тем, что открывает ошибочность противопоставляемого допущения, антитезиса.

В рассуждении – объяснении излагается объяснением, какого – то явления. Это общепринятое объяснение. Например, почему ночью темно, а днём светло? В тексте-рассуждении говорится о причинах явлений. Эти причины нельзя увидеть, их можно только понять.

Рассуждение-размышление представляет собой один из видов текстов-рассуждений и строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В таком рассуждении вопросы могут получать отражение в тексте, а могут не получать.

Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, ограничить, расширить или обобщить.

Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от доказательства и объяснения содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих и обусловливающих друг друга: экспозиция (подведение к проблемному вопросу) → система проблемных вопросов и ответы на них → выводы.

 

 

15) Функциональные стили речи делятся на две группы: содержание и формальный параметр языка. В рассказе или поэме прослеживается художественный язык, на улице — разговорный, в газете — публицистический и так далее. Таким образом, рассматриваемая категория представляется общей, где выделяются подстили, жанровые стили и их подстили.

 

Общая характеристика

Функциональные стили речи — разновидность литературного языка, в которой реализуется какая-то задача. Отсюда и название. Большинство ученых предпочитают разделять их на пять видов:

· разговорный;

· публицистический;

· официально-деловой;

· научный;

· художественный.

Каждый из стилей отражает языковую гибкость с выражением и разнообразием мыслей. Посредством языка:

· пишется закон;

· дается понятие;

· составляется таблица;

· излагается научный факт;

· сочиняется поэма и так далее.

Таким образом, выполняются смысловые функции, носящие эстетический, деловой и научный характер. Из языка отбираются фразы и отдельные слова; конструкции, которые лучше подходят для их внешнего стиля.

Имеют место смысловые контексты. Разговорному стилю свойственно обсуждение бытовых или обиходных сюжетов. В публицистическом затрагиваются темы политики и общественного мнения, а система официально-деловой речи применяется в дипломатической деятельности и законотворчестве.

Особенности

 

Функциональные стили речи описываются посредством выделения следующих свойств:

· Каждый отражает какую-то сторону жизни со своей областью применения и кругом затрагиваемых тем.

· Характеризуется теми или иными условиями. Например, официальными или неофициальными.

· Имеет соответствующую единую задачу, установку.

Первое свойство определяется типичными словами и выражениями.

Научный язык переполнен специфичными терминами, разговорный — соответствующими оборотами, художественный — словами, формирующими образы, а публицистический — общественными и политическими фразами.

Основные слова и фразы у них общие, подходящие к разным видам. Их принято называть межстилевой лексикой. Она хранит языковое единство, и объединяют в себе функциональные стили.

Общей частью называют и грамматические средства. Но, во всех стилях применяется своя особая система и форма. Научный стиль характеризуется прямым словесным порядком, официально-деловой превалирует возвратными и неопределенно личными конструкциями, а публицистический богат на риторические фигуры.

Отличительные черты

Стили различаются по степени:

· эмоциональной окраски;

· образности.

Такие свойства не характерны официально-деловому и научному стилям. Однако, отдельные черты есть в языке дипломатов или сочинениях по научной тематике. Остальные стили намного чаще применяют эти свойства. Художественная речь больше состоит из образов и эмоций. В публицистике их тоже применяют, но иначе. Расположена к этому и разговорная речь, с большей долей эмоциональности.
Каждый из стилей одновременно:

· индивидуален;

· имеет штампы стандартизации.

К примеру, у приветствия и прощания есть соответствующая форма, хоть и в нескольких вариантах. Правила речи прослеживаются во всех стилях. Благодаря этим правилам, становится легче пользоваться языком.

Научный и деловой индивидуальны в малой степени. А вот художественная речь самая богатая в этом плане. Стандартизированная таблица и обилие штампов, которыми наделен официально-деловой стиль, здесь неуместны.

 

Вслед за ней следует публицистика, где уживается система личностного самовыражения со стандартными фразами. Разговорный уровень занимает отдельное место. Как показали исследования, многое из того, что произносится на бытовом уровне, автоматизировано. Таким образом, эта речь отличается высокой степенью регламентированности, за счет чего общение становится непринужденным.

Функциональная стилистика характеризуется еще одной чертой — нормой. Существуют следующие нормы:

· языковые;

· стилевые.

Первые одинаковы для всех. Зато вторые отличаются. Канцеляризмы естественны для официально-делового стиля, но их использование в других видах считается неуместным. Стилевые характеристики применяются в жанрах. Они сохраняются, имеют различную речевую структуру.

Рассмотрим функциональные стили современного русского литературного языка по отдельности.

 

Разговорный стиль

Этот язык соответствует нескольким условиям:

· отношения носят неофициальный характер;

· непосредственность, собеседники общаются друг с другом напрямую;

· речь импровизированна (складывается естественно, с перебивами, переспросами, паузами и прочим, из-за неподготовленности).

Стиль реализуется устно в диалоговой форме. Главным семантическим качеством выступает словесная размытость, неустойчивость значения и неопределенность границ. В разговоре применяются:

· нейтральные слова, одинаково используемые в книжной и устной речи;

· конденсаты, когда словосочетания заменяются одним словом (подсобная комната — подсобка);

· дублеты — замена официальных наименований разговорными (морозильная камера — морозилка);

· указатели, обозначают разные предметы;

· «губки» — что-то неопределенное, включает разные смыслы, но раскрывается в контексте.

Функциональные стили русского литературного языка, в значительной степени влияют на него темами, жанрами, фразеологией и лексикой. Каждый их вид — целый язык какой-либо области, а вместе они образуют единый литературный. Такое разнообразие видов обогащает и расширяет границы языка.

Разговорный стиль – это стиль речи, служащий для непосредственного общения людей между собой. Его основная функция – коммуникативная (обмен информацией). Разговорный стиль представлен не только в устной речи, но и в письменной – в виде писем, записок. Но преимущественно этот стиль используется в устной речи – диалогах, полилогах.

 

Для него характерны непринужденность, неподготовленность речи (отсутствие обдумывания предложения перед высказыванием и предварительного отбора необходимого языкового материала), неофициальность, непосредственность общения, обязательная передача отношения автора к собеседнику или предмету речи, экономия речевых усилий ("Маш", "Саш", "Сан Саныч" и др.). Большую роль в разговорном стиле играет контекст определенной ситуации и использование невербальных средств (реакция собеседника, жесты, мимика).

 

 

17)Языковые особенности разговорного стиля

 

Произношение. Нередко слова и формы в разговорно-бытовом стиле имеют ударение, не совпадающее с ударением в более строгих стилях речи: договор (ср.: нормативное договор).

Лексика. Разговорно-бытовая лексика, входя в состав лексики устной речи, употребляется в непринужденной беседе и характеризуется различными оттенками экспрессивной окраски.

Сюда относятся:

и м е н а с у щ е с т в и т е л ь н ы е: вранье, ерунда, злюка, молодчина, толкотня, чепуха и др.;

и м е н а п р и л а г а т е л ь н ы е: дотошный, мудреный, работящий, расхлябанный и др.;

г л а г о л ы: ехидничать, жадничать, секретничать, прихворнуть, тараторить, тормошить и др.;

н а р е ч и я: баста, втихомолку, кувырком, мигом, помаленьку, потихоньку, хорошенько и др.

Встречаются также разговорные м е с т о и м е н и я (этакий), с о ю з ы (раз - в значении если), ч а с т и ц ы (авось, вон в значении вот, навряд ли), м е ж д о м е т и я (ну, эге).

В разговорно-бытовой речи значительное место занимает фразеология. Это связано с господством конкретного способа мышления в сфере повседневно-обиходного общения. Конкретное мышление не чуждается абстракции. Человек обобщает свои конкретные наблюдения, выделяя нечто существенное и отвлекаясь от каких-то частностей. Например: Нет дыма без огня. Шила в мешке не утаить. Горбатого могила исправит. Для меня математика - темный лес. Тише воды, ниже травы. Вместо того, чтобы сказать Живут недружно, ссорятся -говорят: Грызутся как собаки.

Разговорная фразеология - великая хранительница традиционной формы. Она хранит много фразеологизмов, возникших в глубокой древности.

Словообразование. В разряде имен существительных используются следующие суффиксы с большей или меньшей степенью продуктивности, придающей словам разговорно-бытовой характер:

• - ак (-як) - добряк, здоровяк, простак;

• - ан (-ян) - грубиян, старикан;

• - ач - бородач;

• "- аш - торгаш;

• - ак-а (-як-а) для слов общего рода - гуляка, забияка, зевака;

• - сжк-а - дележка, зубрежка, кормежка;

• - ень - баловень;

• - л-а - воротила, громила, зубрила;

• - н-я - возня, грызня;

• - отн-я - беготня, пачкотня;

• - тай - лентяй, слюнтяй;

• - ун - болтун, говорун, крикун;

• - ух-а - грязнуха, толстуха;

• - ыщ - глупыш, голыш, крепыш, малыш;

• - яг-а - бедняга, деляга, работяга.

К разговорной лексике относятся также слова с суффиксом - ш-а, обозначающие лиц женского пола по их профессии, занимаемой должности, выполняемой работе, занятию и т.д.: директорша, секретарша, библиотекарша, кассирша.

В большинстве случаев суффиксы субъективной оценки придают словам разговорную окраску: воришка, шалунишка, домишко; грязища, бородища; большущий, злющий; вечерком, шепотком и т.д.

У имен прилагательных, имеющих разговорный характер, можно отметить использование суффикса -аст-: глазастый, зубастый, языкастый и др.; а также приставки пре-: предобрый, премилый, пренеприятный и др.

К разговорно-бытовой лексике относятся многие глаголы на -ничать: безобразничать, бродяжничать, жульничать.

Морфологические особенности разговорной речи характеризуются следующим:

• формой предложного падежа имен существительных: я отпуску, в цеху (ср.: в отпуске, в цехе);

• формой именительного падежа множительного числа: договора, сектора (ср.: договоры, секторы);

• формой родительного падежа множественного числа: апельсин, помидор (ср.: апельсинов, помидоров);

• разговорным вариантом инфинитива: видать, слыхать (ср.: видеть, слышать).

Синтаксические особенности разговорной речи отличаются большим своеобразием. Это:

- преимущественное использование формы диалога;

- преобладание простых предложений; из сложных чаще используются сложносочиненные и бессоюзные;

- широкое использование вопросительных и восклицательных предложений;

- употребление слов-предложений (утвердительных, отрицательных, побудительных и др.);

- широкое использование неполных предложений;

- перерывы в речи, вызванные разными причинами (волнение говорящего, неожиданным переходом от одной мысли к другой и т.д.);

- использование различных по значению вводных слов и словосочетаний;

- использование вставных конструкций, разрывающих основ­ное предложение и вносящих в него дополнительные сведения, замечания, уточнения, пояснения, поправки и т.д.;

- широкое использование эмоциональных и императивных междометий;

- лексические повторы: - Да, да, да.

- различного рода инверсии с целью подчеркнуть смысловую роль выделенного в сообщении слова: Мне туфли больше нравятся те белые;

- особые формы сказуемого.

В разговорной речи встречаются сложные предложения, части которых связаны лексико-синтаксическими средствами: в первой части имеются оценочные слова - молодец, умница, глупец и т.д., а вторая часть служит обоснованием этой оценки: Молодец, что заступилась.

 

 

Художественный стиль

Его называют отражением литературного языка. Русские писатели и поэты придумывают для него формы и образы, которые затем используют обычные люди. Художественная функциональная стилистика — это система применения возможностей и достижений языка.
Отличие проявляется в эстетической функции. Художественная речь воспитывает чувство прекрасного. Это присутствует и в других стилях, но в данном случае, выразительность играет главную, определяющую роль.
Лексика свободно включает в себя и научный термин, и деловую фразу, если того требует повествование. Главное заключается в том, что слова в художественном стиле описывают понятия, переводя их в образы. Создаются яркие изобразительные и выразительные языковые средства. Перечислим их:

· эпитет;

· метафора (сравнение в скрытой форме);

· аллегория (идея или понятие в конкретизированном образе);

· олицетворение (когда человеческие свойства переносятся на неживые объекты);

· антитеза (противопоставление);

· градация (слова располагают с усиливающимся значением);

· перифраза.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 728;