КОММЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ. План семинарского занятия № 8



План семинарского занятия № 8. История русской философии

Форма проведения семинара: развернутая беседа.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Особенности русской философии, основные этапы ее формирования.

2. Русская философия 19 - начала 20 веков.

3. Историософская проблематика. Вопрос о судьбе России. Чаадаев П.Я. Западники – Славянофилы.

4. Русская идея Н.А. Бердяева.

5. Православная этическая концепция "О сопротивлении злу силой" /Вл. Соловьев, Л.Н. Толстой, И.А.Ильин/?

ЗАДАНИЯ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ

1. Знание философской терминологии: соборность, всеединство, Богочеловек, человекобог, цельное знание, славянофильство, западничество, космизм, русская идея.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА

 

1. Философская мысль в России развивалась под воздействием следующих факторов социально-культурного характера __________.

2. Своеобразным философско-нравственным кодексом Древней Руси стало произведение Владимира Мономаха ________.

3. Идеологема «Москва – III Рим» появилась в ___ веке, ее оформил _______.

4. Основной идеей ее была идея о том, что Москва _________.

5. «Философское пробуждение» России относят к ____ веку – веку ______.

6. Первым философом на Руси, в точном смысле этого слова, «русским Сократом», В. В. Зеньковский (историк русской философии) назвал _____.

7. М.В. Ломоносов, говоря о Боге, называл его «великим архитектором», создавшим мир и его законы. После чего мир развивается согласно этим законам самостоятельно. Здесь зафиксирована позиция ________.

8. Сторонниками особого пути России, который якобы обусловлен религиозностью ее народа, общинным характером собственности и быта, тягой к нравственным ценностям, были ________.

9. Принцип устроения бытия, сформулированный кратко в суждении: «Единство во множестве», называется __________.Впервые его сформулировал _________.

10. Национальная идея русского народа, определяющая цели его исторического развития и задачи.

 

 

11. Книга В.С. Соловьева «Оправдание добра» посвящена вопросам _______.

12. Направление в отечественной философии, рассматривающее мир как саморазвивающуюся систему, не нуждающуюся для своего существования ни в каких потусторонних силах.

13. Назовите его представителей.

14. Проблема богочеловечества разрабатывалась в русской философии _____.

15. Главная идея философии и жизненное кредо Н.А. Бердяева.

16. «Философические письма» и «Апология сумасшедшего» принадлежат перу _______.

17. Философию ненасилия обосновал и развил в русской общественно-политической и этической мысли _______.

 

УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ

 

3.1. «Центральная антропологическая идея христианства есть идея  богочеловечества, реального богочеловеческого царства. Христианство приводит к богочеловечеству, а не к богоангельству, богозвериности, ибо Христос был богочеловеком, но не богоангелом ... Этика не может быть основана на разрыве Бога и человека, божественного и человеческого».

Вопрос:

1. Кому принадлежат эти размышления?

2. Какая разница между человекобогом и богочеловеком?

3. Почему идея богочеловека и богочеловечества так занимала русских религиозных мыслителей ХIХ-ХХ вв.? Какой смысл они в нее вкладывали?

 

3.2. Прокомментируйте следующее высказывание Ф. М. Достоевского об идеальном общественном устройстве: «Я хочу не такого общества научного, где бы я не мог делать зла, а такого именно, где я мог бы делать всякое зло, но не хотел бы делать его сам».

 

3.3. Центральная идея славянофильской философии – идея соборности.

 

Вопрос: В чем глубинный смысл ее? Как здесь сочетаются свобода и индивидуальность? Соотнесите этот принцип с европейским понятием «свобода». Актуальна ли проблема соборности сегодня?

 

3.4.«______ были убеждены, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же самый тип развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения» (Н.О. Лосский).

 

3.5. «Евразия – это значит: ни Европа, ни Азия, - третий мир. Евразия – это и Европа и Азия, помесь или синтез двух с преобладанием последней». «______, по мнению многих его представителей, характеризовалось не только общностью исторических судеб, населяющих ее народы и их родственных культур, но и, несомненно, единством социально-географического будущего».

3.6. По мнению В. С. Соловьева, в стремлении к высшему Добру отправной точкой служат природные данные ума и сердца человека и прежде всего стыд, жалость и благоговение, которые индивидуальны, но общим формирующим условием для всех является нравственная свобода, без которой нет доступа в нравственный мир.

Вопрос:

1. Что такое стыд, жалость, благоговение, нравственная свобода?

2. Каким образом они выводят человека за рамки животного мира и возвышают над ним?

3. Почему без нравственной свободы нет доступа в нравственный мир? Приведите примеры.

 

КОММЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ

 

БЕРДЯЕВ Н.А. РУССКАЯ ИДЕЯ

Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы:

1. Раскройте смысл высказывания: «Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ». О каких национальных чертах характера русского народа пишет Бердяев Н.А.?

2. Раскройте смысл высказывания: «русская идея соответствует характеру и призванию русского народа».

Глава I

Есть очень большая трудность в определении национального типа, народной индивидуальности. Меня будет интересовать не столько вопрос о том, чем эмпирически была Россия, сколько вопрос о том, что замыслил Творец о России, умопостигаемый образ русского народа, его идея. Тютчев сказал: "Умом России не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить". Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, он есть совме­щение противоположностей. Им можно очароваться и разочароваться, от него всегда можно ждать неожиданностей, он в высшей степени способен внушать к себе cильную любовь и сильную ненависть. Это народ, вызывающий беспокойство народов Запада. Всякая народная индивидуальность, как и индивидуальность человека, есть микрокосм и потому заключает в себе противоречия, но это бывает в разной степени. По поляризованности и противоречивости русский народ можно сравнить лишь с народом еврейским. И не случайно, именно у этих народов сильно мессианское сознание. Противоречивость и сложность русской души, может быть, связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории—Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко- Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное.

Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность как и в русской равнине. Поэтому русскому народу трудно было овладеть этими огромными пространствами и оформить их. У русского народа была огромная сила стихий и сравнительная слабость формы. Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в крайности.

Два противоположных начала легли в основу формаций русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически-монашеское православие. Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм; вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт. Но никогда русское царство не было буржуазным, и определении характера русского народа и его призвания необходимо делать выбор, который я назову выбором эсхатологическим по конечной цели. Поэтому неизбежен также выбор века, как наиболее характеризующего русскую идею и русское призвание. Таким веком я буду считать XIX в., век мысли и слова и, вместе с тем, век острого раскола, столь для России, характерного, как внутреннего освобождения и напряжённых духовных и социальных исканий.

История русского народа одна самых мучительных историй: борьба с татарскими нашествием и татарским игом, всегдашняя гипертрофия государства, тоталитарный режим Московского царства, смутная эпоха, раскол, Насильственный характер петровской реформы, крепостное право, которое было самой страшной язвой русской жизни, гонения на интеллигенцию, казнь декабристов, жуткий режим прусского юнкера Николая I, безграмотность народной массы, которую держали в тьме из страха, неизбежность революции для разрешения конфликтов и противоречий и ее насильственный и кровавый характер и, наконец, самая страшная в мировой истории война. С киевской Россией, с Владимиром Святым связаны былины и богатыри. Но рыцарство не развилось на духовной почве православия. В мученичестве св. Бориса и св. Глеба нет героизма, преобладает идея жертвы. Подвиг непротивления — русский подвиг. Опрощение и уничижение — русские черты.Также характерно для русской религиозности юродство— принятие поношения от людей, посмеяние миру, вызов миру. Характерно исчезновение святых князей после перенесения греховной власти на великих князей московских. И не случайно произошло вообще оскудение святости в Московском царстве. Самосжигание, как религиозный подвиг, — русское национальное явление, почти неведомое другим народам. То, что называли у нас двоеверием, т. е. соединение православной веры с языческой мифологией и народной поэзией, объясняет многие противоречия в русском народе. В русской стихии всегда сохранялся и сохраняется и доныне дионисический элемент. С этим связана огромная сила русской хоровой песни и пляски. Русские люди склонны к оргиям с хороводами.

Известна склонность русского народа к разгулу и анархии при потере дисциплины. Русский народ не только был покорен власти, получившей религиозное освящение, но он также породил из своих недр Стеньку Разина, воспетого в народных песнях, и Пугачева. Русские — бегуны и разбойники. И русские - странники, ищущие Божьей правды. Странники отказываются повиноваться властям. Путь земной представлялся русскому народу путем бегства и странничества. Россия всегда была полна мистико-пророческих сект. И в них всегда была жажда преображения жизни.

В духовных стихах была высокая оценка нищенства и бедности. Излюбленная тема их — безвинное страдание. В духовных стихах есть очень большое чувство социальной неправды. Происходит борьба правды и кривды. Но в них чувствуется народный пессимизм. В народном понимании спасения, милостыня имеет первостепенное значение.

Очень сильна в русском народе религия земли, это заложено в очень глубоком слое русской души. Земля - последняя заступница. Основная категория — материнство. Богородица идет впереди Троицы и почти отождествляется с Троицей. Народ более чувствовал близость Богородицы-Заступницы, чем Христа. Христос - Царь Небесный, земной образ Его мало выражен. Личное воплощение получает только мать-земля.

Вместе с тем в русской религиозности всегда был силен эсхатологический элемент. Если, с одной стороны, русская народная религиозность связывала божественный и природный мир, то, с другой стороны, апокрифы, книги, имевшие огромное, влияние, говорили о грядущем приходе Мессий. Эти разные начала русской религиозности будут сказываться и в мысли XX в.

 Глава X

Русская мысль, русские искания начала XIX в. и начала XX в. свидетельствуют о существовании русской идеи, которая соответствует характеру и призванию русского народа. Русский народ — религиозный по своему типу и по своей душевной структуре. Религиозное беспокойство свойственно и неверующим. Русские атеизм, нигилизм, материализм приобретали религиозную окраску. Русские люди из народного, трудового слоя, даже когда они ушли от православия, продолжали искать Бога и Божьей правды, искать смысла жизни. Русским чужд рафинированный скептицизм французов, они — верующие и тогда, когда исповедуют материалистический коммунизм. Даже у тех русских, которые не только не имеют православной веры, но даже воздвигают гонение на православную церковь, остается в глубине души слой, формированный православием. Русская идея — эсхатологическая, обращенная к концу. Отсюда русский максимализм. Но в русском сознании эсхатологическая идея принимает форму стремления ко всеобщему спасению. Русские люди любовь ставят выше справедливости. Русская религиозность носит соборный характер. Христиане Запада не знают такой коммюнотарности, которая свойственна русским. Все это — черты, находящие свое выражение не только в религиозных течениях, но и в течениях социальных. Известно, что главный праздник русского православия есть праздник Пасхи. Христианство понимается, прежде всего, как религия Воскресения. Если брать православие не в его официальной, казенной, извращенной форме, то в нем больше свободы, больше чувства братства людей, больше доброты, больше истинного смирения, меньше властолюбия, чем в христианстве западном. За внешним иерархическим строем русские в последней глубине всегда были антииерархичны, почти анархичны. У русского народа нет той любви к историческому величию, которым так пленены народы Запада. Народ, обладающий величайшим в мире государством, не любит государства и власти и устремлен к иному. Немцы давно уже построили теорию, что русский народ — народ женственный и душевный в противоположность мужественнному и духовному немецкому народу. Мужественный дух немецкого народа должен овладеть женственной душой русского народа. С этой теорией связывалась и соответственная практика. Вся теория построена для оправдания германского империализма и германской воли к могуществу. В действительности русский народ всегда был способен к проявлению большой мужественности, и он это докажет и доказал уже германскому народу. В нем было богатырское начало. Русские искания носят не душевный, а духовный характер. Всякий народ должен быть муже-женственным, в нем должно быть соединение двух начал. Верно, что в германском народе есть преобладание мужественного начала, но это скорее уродство, чем качество, и это до добра не доводит. Эти суждения имеют, конечно, ограничительное значение. В эпоху немецкого романтизма проявилось и женственное начало.

Но верно, что германская и русская идеи — противоположны. Германская идея есть идея господства, преобладания, могущества; русская же идея есть идея коммюнотарности и братства людей и народов. В Германии всегда был резкий дуализм между ее государством и милитаристическим и завоевательным духом и ее духовной культурой, огромной свободой ее мысли. Русские очень много получили от германской духовной культуры, особенно от ее великой философии, но германское государство есть исторический враг России. В самой германской мысли есть элемент, нам враждебный, особенно в Гегеле, в Ницше и, как это ни странно, в Марксе. Мы должны желать братских отношений с германским народом, который сотворил много великого, но при условии его отказа от воли к могуществу. Воле к могуществу и господству должна быть противопоставлена мужественная сила защиты. У русских моральное сознание очень отличается от морального сознания западных людей, это сознание более христианское. Русские моральные оценки определяются по отношению к человеку, а не к отвлеченным началам собственности, государства, не к отвлеченному добру. У русских иное отношение к греху и преступлению, есть жалость к падшим, униженным, есть нелюбовь к величию. Русские менее семейственны, чем западные люди, но безмерно более коммюнотарны. Они ищут не столько организованного общества, сколько общности, общения, и они малопедагогичны. Русский парадокс заключается в том, что русский народ гораздо менее социализирован, чем народы Запада, но и гораздо более коммюнотарен, более открыт для общения. Возможна мутация и резкие изменения под влиянием революции. Это возможно и в результате русской революции. Но Божий замысел о народе остается тот же, и дело усилий свободы человека — оставаться верным этому замыслу. Есть какая-то индетерминированность в жизни русского человека, которая малопонятна более рационально де-. терминированной жизни западного человека. Но эта индетерминированность открывает много возможностей. У русских нет таких делений, классификаций, группировок по разным сферам, как у западных людей, есть большая цельность. Но это же создает и трудности, возможность смешений. Нужно помнить, что природа русского человека очень поляризованная. С одной стороны — смирение, отречение; с другой стороны — бунт, вызванный жалостью и требующий справедливости. С одной стороны — сострадательность, жалостливость; с другой стороны — возможность жестокости; с одной стороны — любовь к свободе, с другой — склонность к рабству. У русских — иное чувство земли, и самая земля иная" чем у Запада. Русским чужда мистика расы и крови, но очень близка мистика земли. Русский народ, по своей вечной идее, не любит устройства этого земного града и устремлен к Граду Грядущему, к Новому Иерусалиму, но Новый Иерусалим не оторван от огромной русской земли, он с ней связан, и она в него войдет. Для Нового Иерусалима необходима коммюнотарность, братство людей, и для этого необходимо еще пережить эпоху Духа Св., в которой будет новое откровение об обществе. В России это подготовлялось.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 2623; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!