Патриотизм в Советский период



Короткий, но до предела насыщенный период между 25 октяб­ря 1917 года до окончания гражданской войны в 1920-22 гг., представляет существенный интерес и дает ответ на вопрос о том, почему советский период не стал благоприятным для формирования патриотизма и гражданственности, более того, затормозил данный процесс и исказил его формы и сущность, вследствие чего они не стали фактором его устойчивости в критические 80-90-е гг.

 

Говоря о формировании пространства нового, советского патриотизма, следует отметить и то, что в своих основных чертах он не противоречил ни традициям российской государственности, ни менталитету нации. К этому следует добавить, что большевистская диктатура вовсе не находилась в некоем социальном вакууме. Большевикам удалось вовлечь в революционное движение как огромную народную стихию, так и, по тогдашней терминологии, "буржуазных спецов", до поры до времени отвечая их определенным чаяниям и настроениям, и исполь­зовать в своих утопических целях ее традиционный этатизм, политическую незрелость, склонность к жестким силовым методам решения проблем. Таким образом, поле советского патриотизма было, в основном, подготовлено.

 

Понятно, что в этой ситуации не могло быть и речи о всенародном единстве. Российское общество было поставлено на ту грань, когда за расколом начинается желанная для большевиков и "очистительная" гражданская война. Последствия такой политики крайне негативно сказались на судьбе советского государства, достигшего ощутимого гражданского единства лишь в годы хрущевской оттепели.

 

Что касается зачатков гражданского общества, даже применительно к пролетарским слоям, то им так и не суждено было прорасти. Отвергая возможность участия широких масс в управлении государством, а тем более в широких гражданских инициативах и мотивируя это крайне низким культурным уровнем основной массы рабочих,

Так был поставлен большой крест на перспективе формирования гражданского общества, правового государства, равно как и на других светлых иллюзиях.

 

Что же касается эпохи социалистического патриотизма и гражданственности, то ее начало правильно можно определить с утвер­ждением на политическом Олимпе И.Сталина, всерьез занявшегося реализацией идеи построения социализма в отдельно взятой Рос­сии — Советском Союзе, не забывая при этом, как говорилось выше, о конечных целях. В его руках оказалось пусть разрушенное, но великое государство. А государство нежизнеспособно без граждан и патриотов. Сталин это хорошо понимал, и потому уделил большое внимание формированию нового человека. Особенно, к 30-м годам, когда подросло поколение, не помнившее реалий революции и граж­данской войны и смотревшее на происходящее иными, нежели старшее поколение, глазами.

 

К середине 30-х гг. наметились тенденции патриотической направленности в образовании и воспитании. Был осужден нигилистический подход к русской истории и негативное отношение к традициям русского народа, реабилитировались цари-реформаторы, герои национальных войн. В области образования свернуто обучение национальным языкам и установлен приоритет русского языка, сокращено число лиц нерусских национальностей в руководстве и т.д. Начиная с 1936 года, предпринимаются активные усилия по формированию гражданского сознания молодежи.

 

Так в очень короткий срок (всего одно поколение) Сталин вполне справился с нелегкой задачей: было сформировано замысленное им поколение, с отличным не только от поколений старших, но и от всего цивилизованного человечества миропониманием и мироощущением. Суть его — в неразрывности идеологического, нравственного, политического и этнического, образующего некое органическое целое, направляющего действия и помыслы человека в различ­ных, даже самых невероятных обстоятельствах. Именно это поколение приняло на свои плечи всю тяжесть войны и вернулось с нее в количестве всего 3%.

 

И в первых своих выступлениях военной поры Сталин вовсе не употребляет понятий Родина, патриотизм, гражданственность, несмотря на явно патриотическую направленность его речей.

В определенной степени советский патриотизм можно назвать идеологическим патриотизмом. Идеологическое, будучи иным по природе феноменом, постоянно и в специфической форме сопровождает гражданское и патриотическое. И если ослабевает одна его составляющая (в нашем случае, марксистско-ленинская), то усиливаются другие

Наконец, в советском патриотизме выделялась еще одна характеристика — его действенность: то есть выражение его в творческой активности и инициативе, преданности Родине, когда интересы государства превыше всего, в бережном отношении к социалистической собственности, стремлении лучше трудиться во имя... и т.д.

Что касается системы патриотического воспитания, то оно, в условиях превращения всей страны в огромную военную базу, надолго приобрело приставку "военно-патриотическое".

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 526; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!