Русская идея как основа национального самосознания



«Русская идея» - это понятие, которое не касается конкретных мер и стратегий по вопросам социальной или экономической политики государства. Тем не менее, существует необходимость обозначения и выявления основных направлений духовной и культурной жизнедеятельности нашего общества для его сохранения, развития и процветания.

 

Во-вторых, Русская национальная идея - это, конечно, прежде всего, идея русского народа как ведущей и государствообразующей нации России. Однако, Россия - это полиэтническое государство, в котором Русская идея, выступает как цель, миссия и предназначение для всех народов, населяющих территорию нашей страны. Поэтому, когда мы говорим о национальной идее русского народа, мы подразумеваем идею, обобщающую соответствующие национальные проекты всех народностей, населяющих территорию государства.

 

В-третьих, Русская идея, безусловно, связана с государством Российским. «Национальный дух ищет своего воплощения в государстве, согласно красивому выражению Лассаля в речи о Фихте (употреблённому в применении к германскому народу) » 1 - писал С.Булгаков. Эти слова также можно отнести к Русской идеи и русскому народу. Ибо дух нации формирует тело народа - государство. Перемены в национальном самосознании неизбежно приводят к изменениям в социально-исторической судьбе нации и государства. «Не государство творит нацию, - писал Н.С. Трубецкой, - а нация или группа конгениальных наций, «хоровая» нация-личность творит государство и культуру».2

 

Таким образом, Русская идея - это цель, назначение и предвидение будущего России, это идея, выражающая желания, стремления, ценности, дух и суть русского народа

 

Идеи синтеза патриотизма и космополитизма

Патриоти́зм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Космополити́зм— мировоззрение, идея мирового гражданства, ставящая общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации, либо такое понятие отрицающая.

асто космополитизм подвергается критике со стороны сторонников патриотизма, как отсутствие патриотизма или привязанности к своему народу и отечеству, теряющему всякий интерес с точки зрения универсальных идей.

Противоположностью патриотизма обыкновенно считается космополитизм, как идеология всемирного гражданства и «родины-мира», при которой «привязанность к своему народу и отечеству как будто теряет всякий интерес с точки зрения универсальных идей».[18]. В частности, подобное противопоставления в СССР во времена Сталина привело к борьбе с «безродными космополитами»[19].

 

С другой стороны, наблюдаются идеи синтеза космополитизма и патриотизма, при которых интересы родины и мира, своего народа и человечества понимаются соподчинёнными, как интересы части и целого, с безусловным приоритетом общечеловеческих интересов. Так, английский писатель и христианский мыслитель Клайв Стейплз Льюис писал: «патриотизм — хорошее качество, гораздо лучшее, чем эгоизм, присущий индивидуалисту, но всеобщая братская любовь — выше патриотизма, и если они вступают в конфликт между собой, то предпочтение следует отдать братской любви» [20]. Такой подход современный немецкий философ М. Ридель находит уже у Иммануила Канта. Вопреки неокантианцам, которые заостряют внимание на универсалистском содержании этики Канта и его идее создания всемирной республики и универсального правового и политического порядка [21], М. Ридель считает, что у Канта патриотизм и космополитизм не противопоставлены друг другу, а взаимосогласованы, и Кант видит как в патриотизме, так и в космополитизме проявления любви. По М. Риделю, Кант в противовес универсалистскому космополитизму Просвещения подчёркивает, что человек в соответствии с идеей мирового гражданства причастен и к отечеству, и к миру, полагая, что человек как гражданин мира и земли, истинный «космополит», чтобы «способствовать благу всего мира, должен иметь склонность в привязанности к своей стране».[22].

 

В дореволюционной России эту идею отстаивал Владимир Соловьёв, полемизируя с неославянофильской теорией самодостаточных «культурно-исторических типов».[23]. В статье о космополитизме в ЭСБЕ Соловьев утверждал: «как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, напр., к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и, без сомнения, решительное преимущество должно здесь принадлежать благу целого человечества, как включающему в себя и истинное благо каждой части»[24]. С другой стороны, перспективы патриотизма виделись Соловьеву следующим образом: Идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактическою враждою к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель.(…) Повсюду сознание и жизнь приготовляются к усвоению новой, истинной идеи патриотизма, выводимой из сущности христианского начала: «в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы»[25].

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 724; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!