Коррекция лица квадратной формы



Эта форма лица требует от фотографа прежде всего смягчения угловатых форм, уменьшения выступающих углов нижней челюсти. Применяются источники света с направленно-рассеянным светом, где доля рассеянного света много меньше на-
правленного. Допустимо, а иногда и просто необходимо, применение источников с параллельным потоком лучей света - прожекторов. Их применение тем более необходимо, чем сильнее выступает в сторону нижняя челюсть. В практике очень часто
применяются затенители, располагающиеся между источником света и объектом. Их цель - создать на челюсти портретируемого плавный градиентный переход, точно воспроизводящий естественный эффект ослабления светового потока при огибании выпуклой поверхности. В результате, используя два средства - контраст светотени и

ширину накладываемого градиента, можно создать иллюзию более пропорционального строения лица.

Коррекция лица трапециевидной  формы

        При таком строении лица портретируемого фотограф обязан не    только притемнить высту­пающие части скул, но и частично светотенью уменьшить объем щек и скул. А лоб, в отличие от многих других случаев, притемнять следует очень незначительно или отказаться от затем­нения вовсе - нужно создать иллюзию овала лица с более широкой верхней частью. И тем не менее, часто эти меры не до конца скрывают особенности строения лица трапециевидной формы.

   Более радикальное решение - отка­заться от фронтального расположения портре­тируемого, снимая его в три четверти.

Прямоугольная форма лица

                     В зависимости от пропорций вытянутого по вертикали

  лица, помимо затемнения боко­вых поверхностей челюсти и щек,

  возможно применение более нижней (или более верх­ней) точки

   съемки: изменение положения ка­меры по вертикали приведет к

   уменьшению вытянуто овала лица. Более точное поло­жение камеры

   - нижнее или верхнее - опре­деляется с учетом других

особенностей стро­ения лица - формы и длины носа,

глубоко посаженных глаз, размера и формы лба, а также формы

подбородка. Принятие реше­ния о новой точке съемки

 будет продиктова­но совокупностью этих факторов.

                                                        

Ромбовидная форма лица

            Чтобы зрительно уменьшить среднюю часть лица,

необходимо затемнение боковой поверхности скул. Как правило,

такие лица имеют достаточно тяжелый подбородок и ши­рокую

нижнюю челюсть. Затемнение боковой поверхности челюсти

зрительно сужает лицо, основная задача - найти компромисс между

контрастом светотени и степенью затемнения. Лоб, как правило,

если и затемняют, то не очень сильно - он зрительно должен

остаться  достаточно большим.                                                   

                                                        Круглая форма лица

            Достаточно часто встречающаяся форма лица, особенно у

 людей, склонных к полно­те. Приближение к классическим

 пропорци­ям возможно при съемке в три четверти. Широкое лицо,

 повернутое по вертикали по отношению к камере, будет зрительно

 уже по ширине, относительно анфасного поло­жения, при

 неизменности размера лица в вертикальном измерении.

 И тем не менее, не забывать значительно притемнять щеки и скулы

 портретируемого. Достаточно часто встречающейся ошибкой можно

 считать же­лание фотографов исправить круглое лицо, имеющее

 такую форму в силу национальных особенностей строения овала

лица (якуты, эскимосы и пр.). Классические формы и про­порции овала лица, в силу того,

что они воз­никли на основе традиций европейской культуры (Греция и Рим), на мой

взгляд, применимы в основном к евро­пеоидным расам (или им подобным) по строению

овала лица.

 

 

             В этой части статьи мы попробуем рассмотреть различные естественные

 ис­точники света, наиболее часто встречающиеся в жизни. На мой взгляд, источники

света, наиболее часто встречающиеся, создают привычный ха­рактер освещения, который,

в свою очередь, становится наиболее ТИ­ПИЧНЫМ для очень многих портретов.

            А начнем с рассмотрения простых прие­мов освещения и прежде всего с понятия

 привычного  источника освещения.

              Наиболее привычным для нас источником света является, конечно же, солнеч­

ный свет в его самых разнообразных сочетаниях: свет открытого солнца, солнце в

облаках, пасмурный день, закат или восход и т.д. Источник света один, а его световых

характеристик достаточно много. Что делать?

               Давайте попробуем разо­браться хотя бы с одной из них. Для начала попробуем

рассмотреть варианты по­ложения высоты открытого солнца по отношению к нашей

модели хотя бы с одной из них. Для начала попробуем рассмотреть варианты по­ложения

высоты открытого солнца по отношению к нашей модели

 

           1. Полуденное зенитное солнечное освещение

           Лучи света падают на портретируемого почти вертикально, хорошо освещая горизонтальные поверхности и лишь скользящим светом затрагивая вертикальные поверхности. В нашем случае такой источник света образует глухие тени глазных впадин, сильно проявляя рельефность строения лица, подчеркивает носогубные впадины глубокими тенями. Хочется сказать, что вы никогда не использовали такой характер освещения.

   Но как учит личный опыт, никогда не говори никогда... Для классического

портрета такой характер светового рисунка будет неприемлем - он ломает формы лица. Но именно такой свет, скрывающий глаза портретируемого, как будто на них надели черные очки, может применяться для образной передачи скрытых "глубоких мыслей" модели, такой свет скрывает характер портретируемого, мешает зрителю его полностью понять.

И значит, в каких-то портретах, если мы захотим скрыть от зрителя часть

 характера, подобный прием может сработать со знаком плюс. Только тогда такой портрет скорее можно будет назвать психологическим,

Дневное солнечное освещение

            Теперь попробуем переместить источник света чуть ниже. Косой, скользя­щий

луч света, падающий сверху вниз под некоторым углом на лицо, для многих из насдает

ощущение привычного освещения... Мы чаще всего видим окружающих нас людей в

подобных условиях освещения: хорошо прорисованы вертикальные и горизонтальные

объемы, форма лица пере­дана достаточно объемно, выразительно.

            Но не это главное. Просто стати­стически мы большую часть своей сознательной

жизни проводим в подоб­ных условиях освещения (либо под светом солнца, либо под

источниками, его имитирующими, в том числе и по направлению освещения - потолоч­ное

освещение предприятий, жилых пространств и пр.). А то, что встреча­ется чаще всего,

 через какое-то время воспринимается нами как стандарт, норма.

              Мы ПРИВЫКЛИ видеть друг друга в подобных условиях освещения, та­кое

освещение для нас стало естественным и незаметным, все равно, что дышать или ходить.

Мы об этом не задумываемся. А наше подсознание из всех видов освещения подчас

  выбирает это как наиболее типичное  и при­вычное,

Закатное солнечное освещение

             Это освещение характеризуется низким расположением солнца по отноше­нию

ко всем объектам. И несмотря на то что такое освещение бывает дваж­ды в день,

непродолжительность его не позволяет осознать как типичное.

              Оно воспринимается нами скорее как эффектное, связанное с определен­ным

состоянием солнца и атмосферы. Особенность этого вида освеще­ния - высокий контраст

светотени и сильный перепад освещенности гори­зонтальных и вертикальных

поверхностей.

Нижний характер освещения

Пожалуй, наиболее драматургически нагруженный характер освещения. Драматизм,

скрывающийся за данным видом освещения, определяется пре­жде всего тем, что мы

видим освещенные объекты в «негативном» вариан­те освещения.

             Задумайтесь, почему, когда вы в детстве пугали друг друга светом от фонаря,

 направленным на собственное лицо снизу от подбород­ка, получались очень страшные

НЕПРИВЫЧНЫЕ физиономии

Скорее всего, это объяснялось тем, что объем лица строился по непривычной световой

схеме - там, где раньше была тень, возникало световое пятно. А там, где на лице, при

обычном освещении, были освещенные участки, вдруг возникали тени.

Внешность формально приобретала негативные «характеристики». Хотя понятие

«негативные» - сильно сказано. Скорее за счет необычного на­правления света и

получаемого от него эффекта зрительское внимание к портретируемому многократно

возрастает. Зритель хочет понять, какие «отрицательные», «негативные»

черты принадлежат персонажу, а какие -световому эффекту.

         Очень часто этим эффектом  освещения, в той или иной мере, пользуются, когда

 хотят передать некоторые  отрицательные характе­ристики личности или ее эмоций.

                    

 

      Позиция основного рисующего источника основополагающая для передачи формы и объема лица  Вначале мы ищем положение источника света в пространстве по отношению к модели — его высоту и удаленность, а также направление света — переднее, боковое или пр. Характер освещения — направленное освещение от прожектора или рассеянное, от софт-бокса, во многом зависит от типажа нашего портретируемого, формы его лица. Выделяя светом главные черты портретируемого, а что-то скрывая в тени, мы таким образом редактируем не только объемные формы лица портретируемого, его внешность, но и скрываем от зрителя часть характера. Положение рисующего источника света — основная характеристика портретного освещения. Его должно быть ровно столько, сколько надо, и именно там, где надо. Свет нужно дозировать — лишний убирать и добавлять там, где его не хватает. Вторая по значимости характеристика света в портрете — количество и качество светотени.

 

       Открытый источник света. (Фото 1.). Под таким источником мы понимаем прямой свет спирали лампы, свет от которой ничем не ограничен. Он распространяется равномерно во все стороны и, при значительной дистанции до объекта съемки, подобен точечному источнику света.  Лучи света такого источника распространяются равномерно во все стороны и, при значительном расстоянии до объекта съемки, падают на предмет съемки почти параллельным потоком света. Световой рисунок характеризуется четкой контурной светотенью, которая становится тем больше, чем больше расстояние от предмета до поверхности, на которую падает тень, - сказывается угол расхождения лучей (Рис.01). Контраст между светом и тенью у такого источника достаточно значительный - если нет поверхностей, которые могут образовать отраженный и рассеянный световой поток (стены, пол и потолок в павильоне). Пластический рисунок такого источника отлично прорисовывает малейшие неровности поверхности, образуя хорошо различимые тональные переходы, создающие на плоскости эффект объемного предмета. Свет такого источника полностью имитирует характер солнечного освещения, но в практической работе малопригоден - источник света одинаково хорошо освещает не только нашего портретируемого, но и все вокруг... Коэффициент полезного действия такого прибора низок, и для практической работы хотелось бы иметь приборы с большей светоотдачей.    Характер светотени напоминает свет прямого солнца в облачный день.

 

Рефлекторы

              Для повышения светоотдачи и придания световому потоку больше направленных свойств, применяются отражатели (рефлекторы), имеющие, как правило, сферическую форму (Рис.02.).

     Очень часто эти штампованные металлические отражатели выполнены в виде отдельного приспособления, прикрепляющегося к осветительному прибору. Цель этих рефлекторов – повысить светоотдачу осветительного прибора, но это не самая главная задача. Применяя сменные рефлекторы на осветительных приборах, варьируя их по диаметру и фактуре рассеивающей поверхности, фотограф получает возможность достаточно гибко управлять направленным световым потоком. Характер светотени прибора, полученной при помощи отражателя, зависит от двух составляющих - прямого света источника и света, перенаправленного рефлектором в сторону объекта съемки.  (Фото 2.) Прямой свет от источника создает глубокую тень на объекте, а свет, отраженный от рефлектора, образует градиентный переход от света к тени, и контур светотени может получиться частично размытым.

    Чем больше размер отражателя, тем больше отраженные лучи смягчают светотеневой переход, и чем больше поверхность отражателя напоминает матовую, тем больше он рассеивает лучи, опять-таки смягчая контурный переход свет-тень. Учитывая, что поверхность даже матированного металла все же достаточно гладкая, чтобы повысить рассеивающую способность отражателя, ему очень часто при изготовлении придают дополнительной штамповкой необходимую фактуру. Комбинируя размеры, форму и фактуру отражающей поверхности, можно получить большое количество контурных светотеневых переходов. Пластический рисунок такого прибора напоминает свет прямого солнца, но слегка растушеванный высокими перистыми облаками.

      Конусная насадка (тубус) - насадка, которая очень ограничивает угол рассеяния источника света, создавая световое пятно с резким переходом свет-тень. (Фото 3.) Закрепляется на осветительном приборе вместо  рефлектора. Световой рисунок строится в основном лучами источника света, которые преобладают в сумме лучей. Характер света -световой круг, с незначительным размытым световым контуром (Рис. 03). В портретной фотографии применяется для локальных подсветок объектов, которые нуждаются в дополнительном освещении, при этом светом не затрагиваются другие предметы.

    Реже используется в качестве основного рисующего источника света. Контраст света и тени очень сильный, характер света напоминает свет от прямого источника, при этом контур тени слегка размытый. Прямых аналогий с дневным светом нет – немного напоминает свет от прямого солнца, прошедший сквозь крону деревьев: те же световые пятна с немного размытым краем светотени.

 

 

Прожектор

  Желая получить еще большую управляемость над характером светового потока, конструкторы разрабатывают прожектор - осветительный прибор, где источник света расположен между отражателем и положительной линзой (Рис. 06). Это очень сильно увеличивает светоотдачу источника. Кроме того, подобная схема расположения источника света позволяет спроецировать его при помощи линзы и направить на очень удаленные объекты. Положение источника света и собирающей линзы можно немного изменять относительно друг друга, но учитывая, что световой поток строится в основном параллельными лучами, это сказывается и на характере светотени - четкий контур              светотени со всеми подробностями передает особенности формы предмета. Контраст света и тени очень сильный, так как рассеянных лучей в таком  потоке очень и очень мало.

       Особенности конструкции прожектора - близко расположенное тело свечения к поверхности собирающей линзы, имеющей переменную толщину, - очень часто приводят к ее неравномерному нагреву и растрескиванию. Устранить это можно при помощи линзы Френеля, которая имеет преломляющие свойства такие же, что и у плосковыпуклой              линзы, но более равномерна по толщине (Рис. 05.).

       Перемещение линзы относительно источника позволяет  фокусировать световой поток, делая его боее или менее рассеянным. При этом площадь освещенной поверхности будет достаточно равномерной в пределах светового пятна. Есть              только одно «но» "дистанция, с которой получается равномерное свечение внутри пятна, должна быть не менее пяти диаметров линзы и называется дистанцией формирования луча прожектора.

        Используя свойство параллельных лучей, образованных прожектором, фотографы научились выявлять с его помощью малейшие тональные переходы, наблюдаемые в объемных предмета и которые достаточно сложно было воспроизвести на фотоснимке. (Фото 5.)

 

                                               Фотографические зонты

 

    После рефлекторов - фотографические зонты, наиболее известные и широко распро

страненные типы фотографических насадок (Рис. 04). Их универсальность,  трансформируемость и большое количество вариантов освещения, которые можно получить, снискали им заслуженную популярность.   Конструктивно зонт представляет собой часть сферы, на внутреннюю поверхность которой направлен источник света.      Сферическая поверхность сказывается на характере света - лучи имеют свойство фокусироваться на некотором удалении от зонта, если его поверхность направленно-рассеянная или зеркальная. При диффузном характере отражения поверхности зонта это свойство почти не наблюдается.

(Фото 4.)

  схема прожектора

 

 


 

схема зонта

Рис.7

      Основные светотеневые характеристики зонта зависят от его диаметра и качества отражающей поверхности: чем больше диаметр, тем более рассеянный световой поток.                  Еще большая зависимость рассеяния света наблюдается от характера отражающей поверхности. Матовые ткани с диффузными свойствами могут давать почти «бестеневое» освещение — очень плавный переход из света в тень. Тени от предметов очень мягкие, иногда чрезмерно, на большом расстоянии от предмета падающая тень слабо заметна. Некоторые типы покрытий зонтов позволяют использовать их, когда лучи света проходят сквозь ткань. Такие источники  дают изменение освещения от направленно-рассеянного до абсолютно  рассеянного - это определяется способностью  материала пропускать и рассеивать свет.  Полупрозрачные ткани формируют направленно-рассеянный поток
в сторону объекта съемки, через покрытие такого зонта вокруг источника света видно светящееся пятно. Более плотные ткани заставляют светиться всю выпуклую наружную поверхность зонта, создают рассеянный свет в направлении съемочного сюжета.

       Зонты с зеркальными свойствами поверхности дают хорошо различимые тени с мягкими краями. (Фото 7.)  Контраст светотени у них выше, чем у матовых зонтов. Они больше способны прорисовать пластику на предмете, больше подчеркивают светотеневой характер освещения, оставаясь при этом источником рассеянного - направленного освещения.

       Легко заменяя отражающие или рассеивающие поверхности, можно на основе одного зонта получить несколько вариантов освещения, что при портретной съемке очень важно - иметь возможность «подстроить» источник света под «проблемы» портретируемого.

 

        Квадрофлексы и софт-боксы. Несмотря на кажущееся разнообразие, существует две основные конструкции приборов рассеянного освещения: софт-боксы и  квадрофлексы. Обладая схожими световыми параметрами, они имеют и конструктивное
отличие. Квадрофлекс - это жесткая металлическая или пластиковая ванна, внутренняя поверхность которой покрыта материалом с диффузными свойствами. Поверхность, через которую выходит свет этой ванны, перекрыта матовым полупрозрачным пластиком. Свет внутри этого источника многократно переотражается и дополнительно рассеивается матовым стеклом, в результате вся поверхность его светится абсолютно равномерно и диффузно. Жесткая конструкция квадрофлекса, учитывая, что они могут достигать значи-
тельных размеров, делает его малопригодным для транспортировки. Софт-бокс устроен
несколько иначе (Рис. 07). Конусная внутренняя поверхность этого прибора может иметь и диффузные, и направленно-рассеянные характеристики, очень часто делается сменной, что повышает КПД прибора. Свет источника попадает вначале на внутреннюю полупрозрачную перегородку софт-бокса, которая рассеивает свет, не позволяя получить на наружной светящейся поверхности неравномерность светового пятна. Светящаяся
поверхность софт-бокса или квадрофлекса создает равномерный блик, который ассоциируется скорее с формой предмета, чем с источником света, и применяется в прикладной съемке для стеклянных, металлических и полированных предметов.

     В портретной съемке эти приборы стали популярны благодаря их свойствам - диффузный характер свечения этого прибора определяет характер светотени - мягкая, плавная светотень вызывает ассоциацию со светом пасмурного дня. Размер и форма
светящегося пятна — квадрат или прямоугольник — в нашем сознании часто  ассоциируются с дверными или оконными проемами. Световые характеристики
можно менять в основном только изменением площади свечения прибора, помня о том, что размер светящейся поверхности должен соотноситься с размером предмета съемки.   

      Очень большая площадь свечения даст «обволакивающий» световой рису-
нок, и объемность предмета может быть потеряна. Перекрывая часть площади свечения непрозрачными материалами, можно регулировать поверхность свечения и даже форму светового пятна, что для некоторых объектов очень важно. На фотографии (Фото 8) мы видим гипс, освещенный всей поверхность софт-бокса, а на фото 9 нижняя часть светящейся плоскости, ровно половина площади, была перекрыта непрозрачным материалом: в результате увеличился контраст светотени. Меняя дистанцию от объекта
съемки до источника света, можно также несколько варьировать светотеневой рисунок – чем дальше находится софт-бокс или квадрофлекс, тем с более направленными характеристиками получается светотень.

 

 

             Рассмотрев в предыдущих статьях вопросы освещения и пропорции лица в классическом портрете, сегодняшняя статья будет носить рекомендательный характер, опираясь на исправление основных ошибок, совершаемых начинающими фотографами-портретистами.

 

Точка съемки

 

           Рекомендуемая высота установки камеры по отношению к портретируемому зависит от:

— фокусного расстояния объектива;

— размера портретируемого по отношению к кадру;

— особенностей строения овала лица портретируемого.

Фокусное расстояние объективов, рекомендованных для съемки портретов крупным планом (слегка захватывая плечи), примерно можно подсчитать по такой формуле:

F= 3a,

где а – длинная сторона кадра, на который производится съемка. Для кадра 24х36 это фокусное расстояние составит, соответственно, 3х36=108 мм. Причем я беру на себя смелость утверждать, что это самое короткое расстояние для подобной крупности портрета. Для начинающих я бы посоветовал еще более длиннофокусные объективы — около 200 мм. Они меньше всего будут «вмешиваться» в передачу пропорций лица, в силу того, что фотограф значительно удален от объекта съемки и разница в передаче отдельных элементов лица и, соответственно, их возможная разномасштабность, зависящая от фокусного расстояния объектива, меньше скажутся на конечном результате. Обычно человеческий глаз замечает разницу в пропорциях объекта и его изображения, когда она превышает 1%. Более всего она заметна на строгих геометрических фигурах – шарах, параллелепипедах и пр., которые на снимке, снятым короткофокусным объективом, могут быть с сильно измененными масштабными соотношениями.

               Конечно, хорошо, что наша голова не напоминает геометрическую фигуру (шутка). Но мы склонны замечать малейшую разницу во внешности портретируемого и особенно в пропорциях овала лица, говоря, что портрет «не похож» на оригинал – а это уже не шутка! Не буду вступать в полемику по вопросу «фирменных», более короткофокусных, портретных объективов. Для сомневающихся единственный способ доказательства — это сравнительные портреты, выполненные в одинаковой крупности при разных фокусных расстояниях. Влияние более короткофокусных объективов на передачу пропорций овала лица значительно заметнее. Только не надо говорить, что это «плохие» объективы. Очень часто именно «короткий фокус» поможет фотографу исправить сильные диспропорции овала лица или отдельных его частей (узкий лоб, очень маленький подбородок).

 

            Располагать объектив при съемке портрета крупным планом (лицо и плечи) изначально рекомендуется на уровне глаз портретируемого. В дальнейшем эта точка может сместиться вверх или вниз в зависимости от необходимости коррекции овала лица – верхняя точка приводит к незначительному сокращению нижней части овала (подбородок и нижняя челюсть), что необходимо для некоторых портретируемых. Нижняя точка, наоборот, зрительно увеличивает крупность подбородка. Понятия верхняя и нижняя точка относительны – изменение по высоте от исходной точки «на уровне глаз» могут составлять всего лишь десять-пятнадцать сантиметров, но это будет достаточно заметное влияние на пропорции овала портретируемого.

             Изменение точки съемки по высоте от основной, «центральной», точки часто связано еще и с тем, что иногда нам необходимо, по разным причинам, уменьшить вертикальную вытянутость овала лица. Изменение пропорций вертикального размера овала лица, их уменьшение, приводит к тому, что лицо портретируемого получается более округлым – мы с вами в портрете видим лишь проекцию трехмерного объекта на плоскость, где изменение линейных размеров вертикалей и горизонталей ассоциативно связывается с объемом — лицо кажется более округлым. (Одно замечание: обращайте внимание на наклон головы портретируемого в вертикальной плоскости. Очень часто люди неосознанно поднимают подбородок, зрительно уменьшая в кадре вытянутость вертикальной составляющей овала лица. Для нас с вами это может сравниться лишь со съемкой с очень низкой точкой.) Для начинающих любителей я всегда советую съемочную камеру закреплять на штативе – в этом случае вы будете смотреть на вашего портретируемого всегда с одного направления и с одной точки, даже когда вам приходится отойти от нее.

 

 

                              Прическа и макияж        

            Фраза о том, что прическа должна соответствовать типу лица, стала уже расхожей, но ничего нового я здесь сказать не смогу…

             Распространенной ошибкой перед съемкой портрета является попытка модели выбрать новый вид прически или новый макияж. Конечно, модели хочется видеть себя в наиболее выигрышном свете… но такая фотография может лишь занять место зеркала – ведь в ней отражается совершенно новый образ, непривычный как для самой модели, так и для тех, кто будет его рассматривать. У фотографа-портретиста другая задача – нужно вылепить образ из типичных, слившихся в единую цепь индивидуальных черт портретируемого, только тогда получится узнаваемый обобщенный образ, в котором прическа занимает далеко не последнее место.

И все же несоответствие прически и типа лица иногда настолько очевидно, что «привычный», но далеко не самый лучший образ надо корректировать: круглое лицо и волосы, собранные на затылке в «конский хвостик», — прическа не для слабонервных портретистов.

              Задача макияжа состоит в том, чтобы те участки лица, которые вы хотите визуально увеличить или привлечь к ним внимание, надо покрывать светлым тоном, а те, которые нужно скрыть или уменьшить – темным. Главное – сделать границу перехода незаметной, и тогда вполне можно отдельные недостатки лица скрыть с помощью искусно сделанного макияжа.

               Если лицо круглое по типажу и склонно к полноте, можно отдельные пряди спустить небрежно на лоб, с боков зачесать на виски и щеки, локоны могут доходить до середины щек. Волосы можно немного завивать. Задача изменения овала лица будет достигнута. Не подходят прямые проборы и гладко расчесанные на стороны волосы – они придадут еще большую округлость такому лицу и зрительно сократят шею. Слишком круглое лицо можно подправить макияжем: по наружным сторонам щек от висков к подбородку нужно нанести более темный тон, который как бы создаст градиентную тень на овале щеки. Но наиболее действенный прием – снимать круглое лицо «в три четверти», повернув лицо модели таким образом, что кончик носа проецировался на среднюю часть дальней от зрителя щеки. (Ну вот, совсем заговорился – такие речевые обороты вполне уместны при описании методики ориентирования на местности, а не в разговоре о портрете.) Тем не менее, как бы коряво это не звучало, прием действует безотказно – пропорции овала лица становятся более вытянутыми по вертикали.

                Узкое и длинное лицо зрительно расширяют, применяя прически с мягкими локонами, волнами или используя асимметричную прическу без пробора. Задача таких причесок – создать надо лбом модели зрительный объем, плавно сужающийся к подбородку. При помощи макияжа в области подбородка нанести более темный тон, при этом в центре щеки использовать светлые румяна, создающие эффект припухлости. Не забывайте о возможности применения вами более высокой (или низкой – что реже) точки съемки, чтобы зрительно «сжать» лицо по вертикали.

               При квадратном типе лица следует избегать гладко зачесанных волос, собранных в пучок или распущенных по плечам. Также избегайте прямого пробора и открытых ушей. Наиболее подходящая прическа – с пышными локонами и волнами по бокам лица. Макияж также способен смягчить угловатые формы – пудру темного тона наносят на выступающие углы нижней челюсти и растушевывают вдоль ее нижнего края. Темные румяна можно нанести от височной области к носогубной складке – щеки заметно «провалятся».

               Грушевидное лицо исправляют прической с короткими завитыми прядями, падающими на лоб и щеки. Волосы надо лбом хорошо бы приподнять, взбить – воздушная прическа может зрительно изменить природный овал лица. Не рекомендуются прически, расширяющие нижнюю часть – с прямым пробором, гладкими волосами, пучками и локонами, расположенными на уровне ушей. При таком типе лица задача макияжа – зрительно уменьшить объем щек, поэтому темную пудру наносят на боковые поверхности щек и углы нижней челюсти. Точка съемки – предпочтительно сверху и, возможно, с легким наклоном и поворотом лица. Очень часто при таком ракурсе дальняя от нас щека скрывается, а ближнюю можно «задекорировать» прядями волос.

            При ромбовидном овале лица носят прически с мягкими локонами, которые спадают ниже ушей, до плеч. Можно попробовать для такой модели челку, спадающую почти до бровей. Еще больше зрительно уменьшить объем средней части лица поможет макияж – нужно на боковую поверхность скул нанести темную пудру, при этом растушевывать пудру нужно на уровне внешних углов глаз.

                Такой прием поможет отвлечь зрителя от угловатых очертаний формы лица. Румяна темного цвета наносят вдоль скуловой дуги, не доходя до висков – они подчеркнут уменьшенный объем щек.

               Треугольному овалу лица подходят прически с челкой – они зрительно сократят резко очерченную линию лба. Лучше всего подходят полудлинные волосы, где боковые пряди легко завить и зачесать на щеки. Если челка недостаточной длины, можно зрительно уменьшить ширину лба в височной области, нанеся на височную впадину темный тон. Также затемняют боковую поверхность скул и нижнюю часть острого подбородка, видя основную задачу в том, чтобы уравновесить широкую верхнюю часть лица с нижней узкой, сблизив их между собой. Стоит попробовать нижнюю точку съемки и варианты поворота лица, близкие к «трем четвертым», постарайтесь, если это допустимо, немного расширить подбородок более короткофокусной оптикой.

                Мы поговорили о коррекции овала лица при помощи грима, но можно и нужно накладывать общий тон на лицо модели. Назначение такой тональной коррекции – убрать или сделать значительно менее заметной разнооттеночность кожи портретируемого. Портрет — это образ не только содержащий узнаваемые черты лица и психологии портретируемого, но и обобщение близких, часто избыточно детализированных фактур.

             Проведем маленький эксперимент: подойдите к кому-нибудь из ваших хороших знакомых. Внимательно посмотрите на него (нее) несколько секунд, затем закройте глаза. Попытайтесь максимально точно вспомнить образ вашего знакомого – овал лица, глаза, губы, прическу, мимику, цвет лица и т.д. А теперь откройте глаза и внимательно посмотрите на него (нее) еще раз. Как много мы с вами заметили нового... Мы запоминаем только образные, характерные детали внешности. Остальные отбрасываются за ненадобностью, стираются из памяти, которая точно следует словам поэта «сотри случайные черты…» Именно так поступают художники – они отбирают только типичные для данной личности индивидуальные черты. Фотография, в силу своей природной документальности, изображает портретируемого с безжалостностью протокола, одинаково хорошо передавая и нужное, и случайное.

                Задача нанесения общего тона на лицо именно в устранении мелких не запоминающихся деталей, устранении разнооттеночности отдельных участков кожи. Тональный крем должен быть максимально близок к естественному цвету кожи. Лучше всего подбирать его в зависимости от цвета кожи на тыльной стороне ладони около большого пальца – там цвет кожи больше всего соответствует цвету лица. Наносят его небольшими порциями, легкими скользящими движениями, равномерно распределяя по всему лицу. Для фотосъемки обязательно тонируют не только лицо, но и ушные раковины, подбородок, шею, тонким слоем наносят на веки, на все открытые участки тела, которые могут попасть в кадр. Тон сводят на нет у линии роста волос, но обязательно нанеся тональный крем в небольшом количестве на линию кромки волос. Самая распространенная ошибка – светлый контур вдоль линии волос – из-за того, что жалко пачкать волосы тоном. Если вы сами будете наносить макияж на портретируемого, то прежде чем приступить к фотосъемке, желательно проверить его соответствие по цвету на фотопробе – очень часто непрофессиональные гримы передаются на пленке более насыщенными или теплыми (холодными), нежели мы их видели на модели. Привлекая к работе профессиональных визажистов (что более правильно), хотелось бы, чтобы они применяли опробованные тона и румяна, имели опыт работы в фотографии, зная, что мы очень «привередливы» к качеству их работы…

 

                                        Лоб

              Широкий лоб можно зрительно сузить, нанеся темный тон на височные области, создавая как бы теневой переход. Узкий, низкий лоб будет казаться больше, если его высветлить – покрыть тоном светлее общего оттенка. Если зачесать волосы назад, то низкий лоб также зрительно увеличивается. Это вопросы, связанные с макияжем. Но у нас в арсенале фотографов-портретистов тоже кое-что имеется из профессиональных наработок.

               Большой, сильно бликующий лоб обязательно нужно припудрить, даже когда вы не пользуетесь макияжем и тоном. Таким «перефактуриванием» мы с вами отвлечем внимание зрителя от большого и светлого блика на лбу (Фото 1).

             Отвлечь внимание зрителя от морщины на лбу и сильного блика можно еще одним способом – если ваш портретируемый носит челку, придайте ей слегка «небрежный» вид, опустите челку на лоб, разбив ее на пряди, задекорировав необходимые детали (Фото 2). Имейте в виду, что когда вы таким образом устраняете «проблему», автоматически возникает другая – зритель видит новый овал лица и готов к нему применять требования классических пропорций (Фото 4).

              У людей с большими залысинами или лысых решений по поводу блестящего лба может быть тоже несколько. Плавное градиентное затемнение лба от височных и надбровных областей (в зависимости от ракурса) до макушки. Уверяю вас, если все сделать правильно и точно, зрителю не будет никакого дела до того, откуда взялась эта тень (Фото 3). Главное, не допускать резких контрастных переходов, «режущих» объем, подобно сабельному удару.

              И конечно же, всевозможные головные уборы, скрывающие «лишние» детали.

 

 

 

           


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 340; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!