Понятие классических пропорций



Классический портрет

 

 

Я слышал от многих людей, что они на самом деле не хотят изучать какую бы то ни было обязательную методику. Вместо этого они хотят "быть собой! Творить! Быть индивидуальным! Какая на самом деле разница, что делали до меня. Я лучше буду экспериментировать и сам выясню, что лучше для меня и моих заказчиков!"

Вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО думаете, что подобные заявления имеют смысл? Вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО верите, что кто-то может разобраться во всем самостоятельно? Разве не лучше и не разумнее найти себе "тренера"… того, кто увидит, в чем Ваша сила, и поможет Вам развить ее… направить Вас в нужном направлении так, чтобы Вы могли максимально раскрыть Ваш потенциал? Где были бы сегодня все великие исполнители, художники, спортсмены, если бы они не прошли должной школы мастерства и навыка?

Именно в этом есть смысл! В чем нет смысла, так это в желании попытаться овладеть всеми навыками самостоятельно

Итак, какое решение Вы принимаете? Вы хотите учиться, причем усердно? Старательно практиковаться? Овладеть профессиональными навыками, какими бы небольшими, простыми или, наоборот, великолепными они ни были?

Раскрыть свой максимальный потенциал не так то легко. Итак, чего Вы хотите? Остановиться на "достаточно хорошо"? Я думаю, что, если Вы читаете это, то Вы достигли момента, когда Вы готовы принять решение. "Я буду этим заниматься? Хочу ли я попытаться обучиться правильной технике и применить ее на практике? Хочу ли я пройти все стадии развития для того, чтобы стать настоящим фотографом-портретистом и раскрыть свой максимальный потенциал?"

 

 

       Попытка рассказать о методах, которые почти все время существования портретной фотографии передавались путем личного общения педагога и ученика — вещь очень и очень не простая.
        Много тонких, почти неуловимых нюансов можно объяснить только путем личного общения, личного присутствия или совета во время съемки...
        И тем не менее — рискнем.

 

        «Портрет — изображение того или другого человека, произведенное средствами живописи, скульптуры или фотографии. Портрет может считаться вполне удовлетворительным, когда воспроизводит оригинал в точности, со всеми чертами  его внешности и внутреннего индивидуального характера, в наиболее привычной его позе, с наиболее свойственной ему экспрессией. Удовлетворение этого требования входит в круг задач искусства и может приводить к высокохудожественным результатам, если исполняется даровитыми мастерами, вкладывающими в копирование действительности свой личный вкус и чувство природы.»

Брокгауз и Эфрон. «Энциклопедический словарь». С.-П. 1898 г.

В реальной внешности конкретного портретируемого человека встречается много фактур: блестящие глаза, светлые или темные волосы, матовая или блестящая кожа, фактура, морщины, прыщи и прочее, и прочее. Очень много фактур, глаза разбегаются,

 и неопытный фотограф не видит лица в целом, не может отделить типичное от нети-
пичного.

          Но портрет - это не только форма и свет, выявляющий объем этой формы. Портрет - это прежде всеговыявление психологии портретируемого, выявление типичных черт, как внешности, так и характера. Для их выявления фотограф должен уметь работать со светом, уметь скрывать ненужные нетипичные черты, в то же самое время выявляя характерные детали внешности. К сожалению, сейчас существует достаточно серьезная путаница, что можно называть портретом. Достаточно ли воспро-
извести только внешнее сходство и передать только выразительные черты внешности.

          На мой взгляд, такой крупный план портретом назвать можно лишь с натяжкой — в нем нет психологии, нет личности портретируемого, а есть лишь его оболочка,
имеющая с портретируемым чисто внешнее сходство... Может быть, такой кадр правильнее называть имиджевым «портретом», где внешность – это главное... Но будет ли называться такой крупный план портретом? Очень часто можно услышать:«имярек поменял свой имидж...» Возникает вопрос, а как личность он остался тем же или тоже поменялся? И если мы фиксируем фотоаппаратом только внешнюю оболочку, которую можно менять как перчатки (если не употребить более расхожего слова ), будет ли это называться портретом?

Портрет - это две составляющие: свет и психология. Если фотограф не сумел (или не захотел) выразить или поймать объективом фотоаппарата эмоцию портретируемого, то такой снимок самое большее, на что претендует, это называться крупным планом. Только психология и свет, перемноженные друг на друга, дадут искомый результат.

 

 

Съемки в студии, уже в силу своего определения, являются более ограниченными для использования того или иного фона и композиции, чем съемки на натуре. Таким образом, атмосфера, создаваемая студийными портретами, во многом зависит от применяемого стиля освещения.

Обычный объект включает в себя, как правило, комбинацию светлых и темных тонов или цветов, и встроенный экспонометр фотоаппарата среднего класса имеет

достаточный диапазон шкалы, соответствующий оттенкам света и цвета объекта. Но, изменяя величину экспозиции, можно изменить световой баланс для создания особой атмосферы фотоснимка соответственно вашим намерениям.

     Настроение, создаваемое фотоработой, зависит как от освещения, так и от снимаемого объекта. Важной частью работы фотографа-портретиста является его умение расположить объекты соответствующим образом и заставить их принять необходимое выражение лица и позу для того, чтобы между ними и камерой, а посредством камеры и со зрителем, состоялось общение

     Человек, находящийся перед камерой, чувствует себя смущенным, ему неуютно, он не знает, как себя вести, куда смотреть, что делать с руками и ногами. Как быть? При фотосъемке, как в любви или в театре на премьере, каждый раз испытываешь страх. Конечно, когда вода доходит до подбородка, все начинают плавать, но...

Неуверенный в себе человек зависим от оценки других, от общепринятых шаблонов поведения, привычных представлений и потому не в состоянии решать большие задачи, а ограничивается лишь ближайшими, видимыми целями, не используя имеющиеся у него возможности на "все сто".

                            КАК ЭТО СДЕЛАТЬ

Если вы хотите по-настоящему передать характер человека , учтите, что модель не должна испытывать никакого дискомфорта, В этом вам помогут несколько приемов.

Во-первых, поговорите с человеком о чем-то, что представляет для вас обоих взаимный интерес, так вы снимете нервозность.

Через несколько минут после начала беседы люди забывают о камере, так что вам останется лишь схватывать интересные выражения их лиц каждый раз, как они появятся.

Во-вторых, никогда не просите натурщика улыбнуться или сказать «cheese». Настоящая улыбка идет изнутри, и единственный способ заставить человека улыбнуться - дать ему для этого повод: рассказать анекдот, заговорить о чем-то веселом. Разумеется, вы не всегда будете искать улыбки. Если вы посмотрите на творения успешных портретных фотографов, вы часто увидите, что на лицах их моделей заметно более задумчивое, серьезное выражение, благодаря которому характер человека становится более явным. Возможно, человек, которого вы хотите сфотографировать, может похвастаться самостоятельным взглядом на политические проблемы, или, может быть, он в свое время пережил какие-либо невзгоды.

     Чем больше вы знаете о человеке, тем больше вы сможете контролировать ситуацию, предвидя, какого типа портрет у вас получится,

В-третьих, планируйте все заранее, так чтобы ваша съемка проходила быстро и легко. Определите место, сформулируйте несколько идей и установите оборудование, чтобы можно было приступать к работе.

    Позирование для портретов быстро утомляет людей, так что, если в первые двадцать минут вы не сможете сделать несколько удачных кадров, скорее всего, сегодня у вас ничего не получится.

 

Можно "следовать за моделью" в репортажном стиле, наблюдать за ней либо воплощять задуманный вами образ(если вы его задумали). Главный вопрос: для кого вы делаете портрет?

Для себя или для "заказчика"? В первом случае возможна любая форма общения и игры, любая схема освещения. Делая портрет для другого, надо учесть, каким он хочет увидеть себя. В этом случае фотограф старается "не навредить" клиенту, использовать наиболее удачный свет, чтобы не подчеркивать недостатки лица или фигуры.

 

                Несколько слов о терминологии.

Под словом "модель" мы подразумеваем любого человека, которого фотографируют, независимо от пола и возраста. Если заглянуть в словарь, то одно из значений слова "модель" - образец для подражания.

Любую ограниченную произвольными рамками плоскость, фотографию, кадр мы будем называть снимком.

Понятия "слева" и "справа" даны с точки восприятия изображения читателем или зрителем, то есть в зеркальном отражении.

 

 

                                             Виды портретов      

   Портрет бывает не только индивидуальным, но и парным (двойным) или групповым

(семейным, дружеским, событийным). По масштабу изображения портрет классифици

руется по крупности плана. Наиболее крупноплановый портрет — это фрагмент головы,

когда за пределами кадра остается верхняя или нижняя часть головы (а то и та и другая)

и, возможно, часть щеки. Выбор фрагмента обусловливается выразительностью и рель -

ефностью лица. При выполнении так называемого погрудного, или бюстового портрета,

в кадр включаются плечи, часть торса или торс полностью. На снимке можно показать

верхние части рук или только кисти, что придает дополнительную наполненность изо -

бражению.

Среднемасштабный поясной портрет предполагает фигуру модели по пояс и обе ее руки. Существует и поколенный портрет — когда модель изображается стоя или сидя.

     И наконец, есть портрет в полный рост (пофигурный). В данном случае большое

значение имеет осанка и стройность фигуры человека. Важную роль при этом играет и его одежда — покрой, цвет, фактура, впрочем, как и для поколенного портрета. Главной задачей фотохудожника является отражение эмоционального состояния человека.

Особую роль при этом играют глаза — взгляд может многое сказать о модели. Направление взгляда, его лучистость и открытость или, напротив, прищур глаз свидетельствуют о чувствах, переживаемых человеком. Существует взаимосвязь между характером взгляда и особенностью линий рта. Чрезвычайно важно при общении с моделью создавать определенный эмоциональный настрой.

Смысловым акцентом портрета часто становится ярко выраженная эмоция, которая мгновенно привлекает внимание зрителя. Мимика, усиленная выразительным жестом, придает дополнительный психологизм снимку.

Выбор точки съемки (высокая, средняя или низкая относительно уровня глаз модели) или подходящего ракурса также влияют на выразительность создаваемого образа. Человека можно запечатлеть анфас, вполоборота или в профиль. Имеются и другие

промежуточные фазы расположения модели по отношению к объективу фотокамеры. Особое внимание следует уделять расположению и выразительности рук, особенно при крупноплановой съемке. Расположение кистей рук на уровне груди, подбородка, лба или выше головы несет различную эмоциональную нагрузку.

 

                               

                                   Ракурсы

 

В фотографии ракурсы делятся следующим образом:

- фас (анфас),

- легкий поворот (ухо не видно за щекой),

- классический поворот (кончик носа проецируется на среднюю часть щеки),

- критический поворот (нос проецируется на внешнюю линию щеки),

- приходящий профиль (кончик носа выходит за очертания щеки, при этом нос          закрывает глаз),

- профиль,

- уходящийпрофиль.

Если рассмотреть эти позиции более подробно, с точки зрения фотографов, то ракурс бывает:

- фронтальный,

- безымянный (под углом 20-25°),

- диагональный (под углом 45°),

- скользящий (под углом 75-80°),

- боковой (под углом 90°),

- задний безымянный (под углом 155-160°),

- задний диагональный (под углом 135°),

- задний скользящий (под углом 115-120"),

- контровой (под углом 180°).

 

Для обозначения двух значительно разнящихся стилей освещения используются два достаточно широких термина - "высокий ключ" и "низкий ключ".   

Фотография, выполненная в аиле "высокий ключ" (малоконтрастный фотоснимок в светлых  тонах), состоит, главным образом, из светлых тонов и цветов, тогда же

как в фотографиях в стиле "низкий ключ" (малоконтрастные фотоснимки в темных тонах) акцент делается на темных тонах и цветах.

Фотографии в "высоком ключе" и "низком ключе" выполнить довольно сложно, так как для этого нужно подбор модели, одежды, умение работать со светом.

  В большинстве случаев, правильно говорить о снимках в светлой, средней и темной тональностях.

 

Понятие классических пропорций

В среде фотографов понятие классического портрета имеет настолько много толкований и понятий, что мне захотелось вернуться к первоисточникам. В изобразительном искусстве достаточно давно сформировалось понятие классического портрета, пропорционального овала лица и соотношения его отдельных элементов. Если посмотреть на рисунок, то можно заметить, что классические пропорции лица предполагают:

1) Соотношение ширины и высоты классического овала лица относится как 3:4.

2) Расстояние от подбородка до переносицы и от переносицы до макушки
равны, точнее, такими мы бы хотели их видеть в конечном варианте классического портрета.

3} Три расстояния -от подбородка до основания носа, от основания носа до уровня линии бровей и от линии бровей до линии корней волос -равны между собой.

4) Расстояние между крыльями носа равно расстоянию между глазами (точнее между слезничками) и равно видимому размеру глаза от слезничка до наружного края глаза.

5)  Вертикальная линия должна соединять наружный угол губ и внутренний край радужной оболочки глаза.

Можно было бы еще упомянуть несколько факторов, определяющих пропорциональность строения лица, да, пожалуй, хватит...

 

 

АВ=ВС

КО=ОЕ=ЕС

ОМ=М!_=РМ

 

 Я не знаю, много ли вы видели в своей жизни таких лиц, я точно могу сказать, что видел их... пару раз. А что же делать всем остальным, чьи овалы отличаются от классического. Чьи пропорции лица далеки от совершенства, но хотелось бы к ним приблизиться... хотя бы на фотографии. И это вполне возможно... Дело в том,
что между двумя понятиями, «пропорционально сложенное лицо» и лицо, «кажущееся пропорциональным» в конечном изображении, как говорят в Одессе, «две большие разницы»... Нужно только отдавать себе отчет в том, что лицо - это трехмерный объект (извините за этот термин), а мы его в конечном итоге изображаем на плоскости.

Художникам-портретистам легче - они могут незначительно «редактировать» отдельные фрагменты лица, не сильно отклоняясь от действительных пропорций
персонажа, но в целом будет заметное приближение к классическим пропорциям. И мы особенно не возмущаемся, что наша персона стала более «облагороженной», более «классической» по пропорциям. Мы понимаем, что требовать от художника фактического,
скрупулезного сходства с нашей внешностью просто глупо, портрет - это всегда образ, и образ субъективно выраженный художником. То есть от живописи часто не требуют фактического сходства, требуют лишь схожести образа и личности портретируемого.

К фотографическому портрету требования иные прежде всего в силу документальной природы самого процесса съемки. От фотографии требуют «фотографиче
скую точность» в передаче деталей и нюансов личности портретируемого, точность узнаваемости. И вот тут возникает первая проблема: понятие «узнаваемости» меняется оттого, кто рассматривает снимок, сам портретируемый или его друзья и знакомые. Дело в том, что по разным причинам наши лица чуть-чуть асимметричны.
Я не буду вдаваться в тонкости, но наличие асимметрии приводит к тому, что существует две наших личности - та, которую мы каждый день видим в зеркале, и та, которую мы показываем друзьям и сослуживцам. Первую мы видим, как правило, в одном и том же ракурсе, с достаточно спокойным и добрым выражением, короче - «белым и пушистым». Мы привыкаем к этому образу, он нам нравится, мы несем его в своем сознании, и ду-
маем, что так мы выглядим всегда.

Окружающие нас люди видят больше «эмоциональных» проявлений нашей личности в разных жизненных, бытовых и производственных ситуациях. Наш образ
в их представлении эмоционально богаче, чем наш собственный, сложившийся при помощи зеркала. Кроме того, мы очень часто не узнаём себя на фотографии в силу уже упоминавшейся асимметрии.

То есть мы логически понимаем, что та физиономия, которая глядит на нас с фотографии, - это мы сами, но уж очень странно она выглядит... И выражение лица не то, и пропорции лица какие-то другие... Но стоит показать портретируемому снимок при помощи зеркала, поменяв местами правую и левую стороны, как все станет на место. Чем чаще люди видят себя со стороны, при помощи фотографии или при помощи
других средств фиксации изображения, тем более «сговорчивее» они становятся - они готовы воспринимать свой образ, отличающийся от собственного, удерживаемого в памяти. Готовы воспринимать типичные черты, детали образа, складывающиеся из мелких фрагментов эмоций, деталей, проявляющих характер, элементов поведения и многого другого.

Вот мы и добрались до самого главного: образное выражение человеческой
личности - это всегда процесс синтетический, собирательный, основанный на
свойстве нашей памяти запоминать наиболее повторяющиеся или наиболее не-
ординарные черты человеческих эмоций, типичных, как мы говорим,
для данной личности. Причем степень типизации будет меняться от настроения
наблюдателя, от близости знакомства с портретируемым, степени наблюдательности. Неоднократно замечалось, что разные фотографы и художники делают акцент на разных «типичных», как им кажется, чертах портретируемого. Но есть некоторая граница, перешагнув которую мы перестаем узнавать портретируемого, считая фотоснимок «нехарактерным», «нетипичным». Очень часто это происходит потому, что момент фиксации очень короток - 1/160 секунды (или еще короче) и эмоции, запечатленные на снимке, проявились не в полной мере, слишком поздно или слишком рано, и, может быть, фаза проявления мимики, жеста была не очень удачной...

Да, эмоции, мимика - все это, безусловно, обогащает портрет, делает его более эмоциональным, личностным. Но давайте поговорим о наиболее «типичном» для портретируемого - о его овале лица. Узнаваемость портретируемого во многом зависит именно от того, сумел ли фотограф правильно передать типичные черты внешности и при этом немного откорректировал их «классические» черты в пользу портретируемого.

К сожалению, как я ни старался избежать этого момента, сейчас пойдет речь о типах лица и проблемах коррекции форм овалов лица.

Коррекция форм лица заключается в использовании фотографом живописных приемов - светлоокрашенные (в нашем случае - высветленные при помощи света) части лица начинают выделяться, привлекая к себе больше внимания
и зрительно увеличиваясь в объеме, а более темные, точнее затемненные, скрадываются, кажутся меньше в объеме. При этом никаких красок мы использовать, естественно, не будем. Свет и тень - вот наши инструменты. И еще одно средство, которым нужно пользоваться очень аккуратно в классическом портрете, это ракурс. Им мы аккуратно воспользуемся тогда, когда понадобится откорректировать вертикальные и горизонтальные пропорции овала лица.

 

 

                          Анализ лица

Поскольку каждое лицо обладает своими собственными отличительными чертами, необходимо знать, как можно наилучшим образом определить угол съемки, при котором человек будет выглядеть максимально хорошо. Мы рассматриваем лицо (под непрямым неярким светом) под тремя характерными углами:

Анфас - лицо смотрит прямо в объектив камеры. Оба уха, если их видно, расположены одинаково.

В пол-оборота - угол зрения, когда камера видит оба глаза человека. Глаз на более удаленной стороне лица расположен почти у края видимой части лица. Глаз от фона отделяет небольшая часть лица. Кончик носа расположен в пределах контура щеки. Он не доходит до края лица и не выходит за пределы его контуров.

Переносица не закрывает глаз на более удаленной от камеры стороне лица. Если высокая переносица начинает закрывать глаз, поверните лицо слегка в направлении камеры, позволив краю глаза войти в контур лица.

Профиль - половина лица, четко посредине. Чтобы получить четкий профиль, поворачивайте лицо к камере, пока Вы не увидите второй глаз. Затем, поворачивайте лицо от камеры, пока глаз на более удаленной стороне лица… а потом и бровь… не исчезнут полностью. Вы можете видеть ресницы, если они достаточно длинные, хотя это не важно. Важно, чтобы Вы видели четкий профиль.

Многие люди думают, что они смотрят на профиль, хотя на самом деле они видят меньше… они видят большую часть головы и меньшую часть лица. Когда Вы видите больше, чем точный профиль, Вы видите часть второго глаза и небольшую часть лица под носом. Такое расположение мешает увидеть четкие контуры лица.

Когда Вы рассматриваете или фотографируете профиль, не забудьте убрать волосы, которые могут попасть в контур с дальней стороны лица или под подбородком.

                         Анализирование лица

Начните анализ с изучения лица, смотрящего прямо на Вас. Посмотрите на анфас. Потом поверните лицо и тело человека чуть направо и изучите вид в пол-оборота. Потом поверните человека еще чуть дальше, чтобы увидеть профиль. Такого же эффекта можно достичь, если Вы сами будете менять ваше местоположение, а человек будет сидеть неподвижно. Проделайте все вышеописанное еще раз, изучая другую сторону лица.

Вы можете не просить Вашего клиента двигаться. Можно анализировать лицо в то время, пока Вы просто будете разговаривать с этим человеком. Это, безусловно, поможет Вашим клиентам чувствовать себя более комфортно, чем когда он/она знают, что Вы изучаете их лица.

Я пытаюсь увидеть, как изменяется лицо, когда я рассматриваю его под определенным углом. Когда Вы смотрите на анфас, Ваш клиент должен смотреть прямо на Вас. Изучите стиль прически, размер обоих глаз, то, как изменение выражения лица меняет размер глаз и контуры самого лица.

Взгляд в пол-оборота обычно утончает лицо, скулы более выдаются вперед. Круглое лицо выглядит более овальным. Квадратная челюсть значительно смягчается. Если уши человека слишком выдаются, то ухо на дальней стороне лица исчезает из вида, а линия более близкого к камере уха слегка стирается на фоне лица.

При взгляде в профиль, вся форма лица становится более четкой. Даже объекты с "далеким от совершенства" носом выглядят очень хорошо в профиль, если он правильно освещен. (Вспомните знаменитый профиль семьи Берримор).

Когда Вы рассматриваете лицо под разными углами, обращайте внимание на прическу и на то, как она меняет лицо. Если прическа с одной стороны выглядит лучше, чем с другой, я, безусловно, буду фотографировать человека так, чтобы лучшая сторона была в поле зрения камеры. Если одна сторона носа прямее, чем другая, я поверну человека к камере той стороной, с которой нос прямее. Если лицо будет повернуто к свету, сделайте так, чтобы более прямая сторона носа была на стыке света и тени и тем самым акцентировалась. Менее прямая сторона носа (обращенная к свету) будет сглаживаться прямым светом.

Не забывайте, что у человека один глаз может быть меньше другого. Если Вы увидите это, помните, что Вы сможете сделать так, чтобы они выглядели примерно одинаково, если меньший по размеру глаз будет слегка удален от объектива. Дело в том, что глаз обычно имеет миндалевидную форму. Он шире к центру, чем по краям. Когда меньший по размеру глаз удаляется от объектива, большая часть глаза будет направлена в камеру. Когда меньший глаз будет поворачиваться к объективу, Вы будете видеть его меньший край. 

                              Возможная проблема

Что делать, если, глядя на волосы, глаза или нос, Вы хотите повернуть лицо в одну сторону, а руководство говорит Вам о том, что его надо повернуть в другую сторону? В этом случае принимайте решение в соответствии с тем, что наиболее важно для изображения, и следуйте Вашим чувствам.

 

                           Хорошая поза/Плохая поза

Поза это не вся фотография. Это, скорее, поддержка для лица. Хорошая поза сама по себе не привлекает внимания. Плохая поза, наоборот, подчеркивает дискомфорт и неловкость, которую испытывает человек. Хорошая поза должна помочь изобразить человека в наилучшем виде. Плохая поза обычно привлекает внимание к фигуре человека, особенно если он полный, и заставляет его выглядеть еще полнее, чем это нужно.

Позаимствовав позы у "классиков", мы хотим представить две из них, повторяющиеся практически во всех формах искусства и пережившие столетия. Для удобства я назвал их ОСНОВНАЯ ПОЗА и ЖЕНСКАЯ ПОЗА. Основная поза применима для всех. Женская поза подходит стройным женщинам.

                               ОСНОВНАЯ ПОЗА

Основная поза (Мужская поза) подходит любому человеку. При этой позе:

1.    Голова и тело располагаются в одном направлении.

2.    Голова наклонена к более низкому плечу, так чтобы она была перпендикулярна наклону плеч.

3.    Голова и лицо повернуты к источнику света.

4.    Тело всегда находится под углом 45 к камере.

Основная поза подходит только для съемок в анфас и в пол-оборота. При фотографировании в профиль и мужчины и женщины должны принять Женскую позу.

Как занять Основную позу - усадите человека на стул, высота которого позволит коленям быть чуть ниже уровня талии. Убедитесь, что человек сидит на ближнем краю стула, а дальняя от камеры ступня полностью находится на полу. Ему понадобится опираться на эту ногу, когда он слегка согнется в поясе…это следующая рекомендация для вас.

Во всех позах, как в Основной, так и в Женской, человек слегка наклоняется к коленям. Я называю это "перегнуться через пряжку пояса". Когда человек наклоняется вперед, он/она автоматически опускает дальнее от камеры плечо. Наклон плеч очень важен для построения хорошей композиции. В то же время он производит впечатление движения, что немаловажно для хорошего портрета.

                       Использование стола для позирования

Чтобы создать хорошую опору для портрета, изображающего голову и плечи, Вы можете поставить перед человеком стол для позирования. Затем попросите его вытянуть дальнюю от камеры руку и положить ее вместе с локтем на стол. Согните руку в направлении объекта, так чтобы локоть остался на столе, а рука вернулась в направлении тела. Вытянутая рука должна уйти за рамки портрета.

Высота стола должна быть такой, чтобы, когда человек слегка наклонится вперед, дальнее плечо слегка опустилось. Вместо стола для позирования можно использовать еще один стул. Главное, чтобы высота стола или стула позволила слегка опустить дальнее от камеры плечо.

Перед экспозицией человек должен сидеть выпрямившись для того, чтобы установить наилучшую для него позу. Обратите особое внимание на то, что плечи клиента должны быть расслаблены и опущены вниз. Часто, желая как следует выпрямиться, люди поднимают плечи вверх. Не забудьте об этом. Можете слегка похлопать их по плечам, чтобы они расслабились.

Основная поза одинаково хорошо подходит как для мужчин, так и для женщин. Она особенно хороша для полных женщин потому что, когда голова склоняется к опущенному плечу, исчезает полнота вокруг подбородка и на шее.

                           Кое-что, о чем следует помнить:

1.    Многие фотографы по привычке вносят в кадр ближайшую к камере руку, вместо того, чтобы вынести из кадра дальнюю. Это полностью лишает Основную позу всех ее преимуществ. При этом ближнее плечо увеличивается в размерах, а дальнее становится еще меньше. Нарушается пропорция.

2.    Часто голова расположена очень прямо, а не перпендикулярно наклону плеч. Это делает позу очень жесткой и неестественной.

3.    Убедитесь, что тело расположено под углом примерно 45 к камере. Подробнее чуть позже.

"Знать" и "Делать" - это разные вещи!

Многие говорят мне, что они все знают об Основной позе и Женской позе. Однако они не применяют свои знания, когда делают портреты. Знать о принципах и применять их на деле - две совершенно разные вещи. Если не применять идеи регулярно, какой смысл в том, чтобы их просто знать?!?

                                   ЖЕНСКАЯ ПОЗА

При Женской позе:

1. Голова повернута и наклонена к более высокому плечу. Чтобы не исказить линию шеи, голова должна быть наклонена так, чтобы шейная мышца была чуть заметна. Если голова наклонена слишком сильно, шейная мышца будет выдаваться вперед и исказит линию.

2. Чтобы добиться позы, при которой одной плечо будет чуть ниже другого, человек должен склониться вперед так же, как и при Основной позе. После этого тело чуть склоняется в направлении, противоположном тому, в которое обращено лицо. Таким образом, если человек смотрит в сторону левого плеча, тело чуть склоняется направо.

3. Поскольку тело поворачивается в одном направлении, а голова в другом, при Женской позе тело выходит за пределы источника света. Таким образом, свет попадает на лицо.

Для достижения наилучшего положения необходимо, чтобы человек выпрямился. Женская поза позволяет стройным женщинам      выглядеть очень изящно. Она не подходит полным женщинам, поскольку голова, склоненная к более высокому плечу, может     создать складки на шее.

При фотографировании профилей и мужчины и женщины должны быть усажены в Женскую позу, поскольку лицу в профиль нужна поддержка тела, повернутого под углом к камере.

Если Вы не фотографируйте профиль, избегайте Женской позы для мужчин. Наилучший способ предотвратить это - убедиться, что тело достаточным образом повернуто к камере, чтобы мужчине не нужно было поворачивать голову в сторону ближайшего к камере плеча и смотреть в объектив. Мужчины часто выглядят не очень хорошо, если позволить им отворачивать тело от камеры, а затем разворачивать голову в сторону объектива.

 

Положение плеч

Перед тем, как усаживать человека для съемки, необходимо уяснить, под каким углом Вы будете его фотографировать. Затем решите, займет клиент Основную позу или Женскую позу. После этого сообщите человеку, каким образом Вы хотели бы, чтобы он сел. Вам не составит труда проделать все это, как только Вы научитесь тому, какая позиция плеч и головы будет наилучшим образом способствовать каждому из видов портрета. Это экономит много времени. К тому же, Ваш клиент будет чувствовать себя комфортнее, если он будет видеть, что Вы знаете, что делаете.

При Основной позе плечи человека ВСЕГДА должны располагаться под углом в 30-45 к камере. Меньший угол (когда человек повернут прямо к камере) обычно увеличивает человеческое тело в объективе и на самом портрете. Поворот тела дальше от камеры заставит человека поворачивать лицо, при этом голова не будет направлена туда же, куда и тело. Таким образом, невозможно будет создать Основную позу.

При Женской позе плечи должны быть "зафиксированы" по отношению к голове. Когда Вы освоите это, Вы увидите, что Женская поза не изменяется, каким бы образом Вы ни фотографировали лицо. Усвоенные правила постановки головы и плеч позволят Вам удерживать позу, как если бы Вы фотографировали статую под разными углами…поза всегда будет изящной.

При фотографировании человека в анфас его плечи должны быть повернуты на 45 от объектива. Если Вы хотите сфотографировать женщину в пол-оборота, ее тело должно быть повернуто вместе с головой. В противном случае шейная мышца будет выступать и сделает шею больше.

В большинстве случаев при Женской позе тело женщины смотрит прямо в объектив. Для того, чтобы в таком положении она не выглядела слишком полной, рекомендуются следующие действия:

1.    Чуть нагните ее тело в талии и слегка в направлении, противоположном тому, куда смотрит ее лицо. Если ее голова повернута к левому плечу, она должна чуть наклониться вперед и направо. Если она смотрит в сторону правого плеча, отклоните ее вперед и немного налево. Это приподнимет ее плечо в том направлении, куда она отклоняется. Наклон плеч очень важен для создания мягкой, женственной композиции.

2.    Обрезайте портрет по линии груди. Не разворачивайте тело женщины прямо к камере, если портрет будет показывать большую часть тела или будет в полный рост… если, конечно, она не ОЧЕНЬ стройная. В противном случае, она будет выглядеть слишком полной.

В некоторых случаях вам захочется, чтобы женщина смотрела в камеру поверх плеча. Вы можете создать красивый образ женщины в пол-оборота в Женской позе, повернув одно плечо к объективу, а затем повернув ее голову назад к тому же плечу. Будьте аккуратны с этой позой, поскольку человек редко выглядит хорошо, когда его плечо смотрит прямо в объектив.

При фотографировании профиля плечи всегда должны быть развернуты на 45 от камеры. Если Вы попробуете сфотографировать профиль, когда тело повернуто прямо к камере, или спина смотрит прямо в камеру, Вы получите очень напряженный образ.

Профиль обычно лучше всего удается, если тело повернуто на 45 от объектива. В некоторых случаях Вам захочется показать спину человека, фотографирующегося в профиль. Тело все равно должно находиться под углом в 45 . Этот ракурс подойдет для женщины, у которой красивое платье сзади, а также для того, чтобы показать шлейф у платья. Также этот ракурс применяется для фотографирования людей, тела которых направлены друг к другу.

Когда Вы фотографируете профиль сзади, на портрете проступят складки, образовывающиеся на шее при повороте головы. Их нужно отретушировать на окончательном портрете. Когда Вы фотографируете профиль спереди, шейные складки остаются сзади, и их не видно.

                       Кадрирование

Кадрируйте изображение в видоискателе Вашей камеры перед экспозицией. Дождитесь момента, когда перед Вами появится законченная картина. Лучше сразу фиксировать то, чего Вы хотите добиться во время создания образа. При создании очень важно учитывать форму готового снимка.

Лично я не думаю, что картина всегда ДОЛЖНА соответствовать тому, что было задумано. Я создаю образ, который понравится человеку. Обычно я стараюсь заполнить видоискатель, но иногда я думаю о том, что картина, которую я могу получить, может быть совершенно другой формы, квадратной или треугольной. Если я подумаю об этом заранее, мне будет проще кадрировать изображение в своей камере.

Несколько рекомендаций по кадрированию:

1.    Обрезайте кадр так, чтобы сила (фокус изображения) находилась примерно в 1/3 от края или верха портрета. Таким образом, на портрете по плечи глаза должны находиться на расстоянии 1/3 от верхней рамки. Если Вы видите, что глаза находятся посредине изображения в Вашем видоискателе, это означает, что Вы оставили слишком много пустого места над головой.

2.    Для очень крупных планов кадрирование по одной трети будет иногда означать, что Вы обрежете верх головы или прически. В этом случае не забудьте сообщить клиенту, что и зачем Вы делаете. В противном случае, Вам не избежать жалобы позднее. Также не помешает иметь при себе образцы такого кадрирования, чтобы показать людям, что такой вид обрезки вполне приемлем.

3.    Когда человек повернут лицом прямо в камеру, держите лицо в центре картины. Если лицо повернуто в одну или другую сторону, как при фотографировании в пол-оборота или в профиль, оставьте больше места в кадре в том направлении, куда повернута голова. Это позволяет создать впечатление, что человек смотрит в кадр, а не за кадр. На фотографиях в профиль лицо лишь чуть смещено от центра фотографии. В противном случае, если край лица приближается к краю рамки, фокусом портрета становится ухо человека.

4.    Изображение человека в Основной позе обычно обрезается затем, чтобы фотография была сбалансирована с обеих сторон подбородка. Полного человека следует посадить чуть подальше от камеры, а кадрировать ближе, так чтобы камера видела меньше тела

 

 

Коррекция лица треугольной формы Цель коррекции - при помощи светотени
уменьшить размер верхней части лица и зрительно увеличить размер нижней части.
Для приближения овала этого лица к эталону с классическими пропорциями нам необходи
мо затенить височные области и боковую поверхность скул в области виска. Острый подбородок необходимо зрительно «расширить» (если это возможно по другим показателям), установив источник света высоко, так, чтобы он образовывал на подбородке тень, в которой прячется заостряющаяся часть подбородка. Если такой прием невозможен - можно спрятать острый подбородок, расположив модель так, чтобы она подперла подбородок руками. (Внимание: очень часто портретируемый переносит тяжесть верхней части корпуса на новую «точку опоры», и лицо сильно деформируется - касание рук на подбородке нужно лишь обозначить.)

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 486; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!