Для выполнения заданий C3–C5 используйте бланк ответов № 2.



Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ

На вопрос в объеме 5–10 предложений. Ответы записывайте

Четко и разборчиво.

C3Какие советы вы бы дали чтецу, который захотел бы исполнить это

стихотворение перед аудиторией? С какими трудностями ему

предстоит столкнуться при чтении вслух, что необходимо учесть?

Например, можно заметить, что в этом стихотворении только мужская рифма.

Это довольно необычно, тем более в сочетании с самым распространенным в

русской поэзии размером – четырехстопным ямбом. Попробуем «поймать» и

определить свои ощущения от «ударных» финалов всех строк (это будет

непросто, но интересно). Затем, обратим внимание на знаки препинания, которые нельзя впрямую

произнести – их надо обыграть интонцационно. Два четверостишия этого

стихотворения представляют собой сложные предложения, ровно посередине

каждого – двоеточие. Что означает этот знак в бессоюзном предложении?

После него идет или объяснение причины того, что было перед ним, или какая-

то дополняющая, поясняющая информация. Как при чтении эту

«причинность» («я храню твой портрет, потому что он мне радует душу») и

«объяснительность» («не могу забыть, ведь не перестают быть святынями и

храм оставленный, и кумир поверженный)? Тоже задача для чтеца.

Еще одна сложность – две последние строки. Последняя стопа в них

«разрывается» на два слова (особая экспрессия; этим свойством строки

выделяются на общем фоне). Как их прочесть? Делать ли дополнительное

ударение на слове «всё», находящемся в безударном положении (опять как бы

внутренний взрыв – мы ведь привыкли, что «ё» всегда ударна)? Или пойти за

ритмом и не выделять «всё» голосом? И что значит это «всё»? Как его прочесть,

чтобы стало понятно: «всё» – это «всё равно», «всё еще»?

C4Какие еще стихотворения о разлуке, о любви, оставшейся в прошлом,

вам известны и как они перекликаются со стихотворением

М.Лермонтова?

Для сопоставительной работы в задании С4 подойдут, например,

стихотворения А.С.Пушкина «Я вас любил», «К***», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», М.Ю.Лермонтова «Я не унижусь пред тобою», А.А.Блока «О доблестях, о подвигах, о славе», С.А.Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных».

 

Тест.

Я не хочу, чтоб свет узнал…

 

Я не хочу, чтоб свет узнал

Мою таинственную повесть:

Как я любил, за что страдал, –

Тому судья лишь Бог да совесть!..

Им сердце в чувствах даст отчет,

У них попросит сожаленья;

И пусть меня накажет тот,

Кто изобрёл мои мученья.

Укор невежд, укор людей

Души высокой не печалит, –

Пускай шумит волна морей,

Утёс гранитный не повалит;

Его чело меж облаков,

Он двух стихий жилец угрюмый,

И, кроме бури да громов,

Он никому не вверит думы...

1837

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания B8 – B12; C3, C4.

Укажите ответ в отведённом для него поле.

B8К какому роду литературы относится это произведение?

B9Выпишите из стихотворения устаревшее слово, синоним к слову

«лоб», употребленное здесь как метафора.

B10Стихотворение, как это часто бывает у Лермонтова, строится на

контрастном противопоставлении мира лирического героя и мира

людей. Как называется такое противопоставление?

контрастных элементов?

B11Гранитный утес в стихотворении назван «двух стихий жильцом

угрюмым», он «никому не вверит думы». Как называется такое

перенесение человеческих черт на неживой предмет?

Ответ:

B12Каким размером написано это стихотворение?

Ответ:

При выполнении заданий C3 – C5 напишите развернутый ответ.

C3Почему это стихотворение можно назвать романтическим?

C4Какие еще стихотворения о противостоянии героя и мира, об

одиночестве вам известны и как они перекликаются со

стихотворением М.Лермонтова?

В этом стихотворении много примет романтизма. Хорошо, если школьники

назовут противостояние одинокого, непонятого героя миру, заметят наличие

«двоемирия», антитез (мир людей, толпы, мир дольний – и мир «бурь и

громов»). Герой стихотворения хочет укрыть свою тайну от всех; он много

страдал и чувствовал в прошлом. Ныне его удел – мучения, угрюмость; он

должен терпеть и молчать. Но душа у него – «высокая». Невозможность

оторваться от земли и при этом невозможность не стремиться в небо,

«разорванность» между двумя стихиями – тоже важный признак

романтического героя. Романтически возвышенными являются и

употребляемые в стихотворении образы (например, природные), и сам стиль.

Для сопоставления подойдут другие стихотворения самого Лермонтова

(«Утес», «На севере диком стоит одиноко», «Листок», «Нет, я не Байрон» и др.),

а также двух ярких «романтиков» 20 века – В.Маяковского (дореволюционная

лирика) и М.Цветаевой.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 442; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!