Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы.



Nbsp;   Министерства образования Омской области БОУ СПО «Омский педагогический колледж № 1.  

Выпускная квалификационная работа

Эстетическое воспитание младших школьников в процессе подготовки народных праздников

 

                                                                                               Выполнила:

  

                                                                                  Погребная А.В.

 

                                                                                    Научный руководитель:

                                                                                    Зубарева Л.С.

 

Г.Омск 2010


 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретическое подходы к проблеме эстетического воспитания

1.1 Эстетическое воспитание младших школьников

1.2  Изучение понятия личности младших школьников в воспитательном процессе

1.3 . Народные праздники и их роль в эстетическом воспитании младших школьников

Глава 2. Практическая часть

2.1. Констатирующий эксперимент

2.2. Формирующий эксперимент

2.3. Контрольный эксперимент

                                      

Заключение:

Список литературы


Введение (ПОЛНОСТЬЮ)

На прошлое начинают смотреть по- иному, многое переоценивается, проявляется неподдельный интерес к истокам своего народа и его народной культуры.

В последние годы возросло внимание к проблеме теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всестороннего развитой, духовно богатой личности.

Общеизвестно, что детство - уникальный период жизни человека. Именно в этот период формируется здоровье, закладываются социальные нормы поведения, происходит становление личности.

Эстетическое развитие открывает иной, отличный от рационального, способ видения, чувствования и понимания культуры. Проблема развития младших школьников состоит в том, что современные молодые люди воспитываются на подростковых формах культуры: поп и рок музыке, и не ощущают всю красоту и насыщенность народного музыкального наследия. Поэтому можно сказать, что проблема эстетического воспитания может решаться через организацию внеклассной работы с младшими школьниками, основанной на музыкальной культуре, народных праздниках, русских народных песнях, играх, загадках и танцах. Русские народные праздники необычайно интересны. Они должны быть исходной точкой, изначальным моментом воспитания.

Закладывая в школьных учреждениях основы знаний по народному творчеству, мы создаем фундамент национального мышления, не потеряв при этом его самобытности.

Основа народного творчества дает исключительные возможности для свободного раскрытия личности, способные творчески мыслить и проявлять творческую инициативу, а также приобщать к народной образности, народному миропониманию и к богатейшим ценностям народного искусства.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проблема эстетического воспитания младших школьников, основанная на народных праздниках, актуально в современном обществе.

Поэтому нами была выбрана тема: « ----------------- «

Объект исследования – процесс воспитания младших школьников.

Предмет исследования – эстетическое воспитание младших школьников в процессе подготовки народных праздников.

Цель исследования – развитие эстетической культуры личности ребёнка в процессе внеклассной работы, приобщение младших школьников к великому музыкальному наследию русского народа.

На основании поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить психолога – педагогическую и методическую литературу по данной проблеме.

2. Выявить воздействие эстетики на развитие личности младших школьников.

3. Установить влияние народного творчества в процессе подготовки народных праздников на формирование эстетического развития личности ребёнка.

4.  Разработать программу, направленную на формирование личности школьников на основе народных праздников.

5. Апробировать рекомендации в опытно- экспериментальной работе.

 

Итак, проблема формирования личности младших школьников в образовательном процессе на основе народного творчества, праздников, традиций является в настоящие время актуальной, так как сейчас в России началось истинное изучение народной культуры.

 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы.

 1.1Этнопедагогический подход к развитию личности младших школьников (СВОЁ НАЗВАНИЕ И ТЕКСТ)

Формирования гармонически развитого человека – старая и вместе с тем всегда новая, животрепещущая проблема, волновавшая многих выдающихся деятелей на протяжении всей истории человечества.

В своем труде «Педагогические сочинения» великий педагог и философ, поборник природного, естественного воспитания, Жан-Жак Руссо пишет “Все выходит хорошим из рук творца, все вырождается в руках человека”. Руссо видел в ребенке существо особой телесной и духовной организации, при формировании и развитии которого следует учитывать его возраст и интересы, организовывать побудительные условия для поступков и суждений так, чтобы обеспечит переход от естественного природного состояния к состоянию общему. По мнению Руссо воспитание – великое дело, и оно может создать свободного и счастливого человека. [25, с 88-99]

Способствовать воспитанию в развитии гармонически развитой личности, особенно в младшем школьном возрасте.

В педагогической системе Константина Дмитриевича Ушинского центральной идеей была народность, которую он глубоко обосновал в целом ряде своих работ, и, прежде всего в одной из первых статей «О народности в общественном воспитании». Великий русский педагог Ушинский развивал принцип народности, говорил о значение народной культуры в воспитании. Целью общественного воспитания является гармонически развитый человек, который находит свое высокое счастье в служении родине, который живет интересами своего народа, он знает свои корни, обычаи, свою культуру, добр и благороден,  обретает свое счастье в труде и в любви к людям. [20, с 75-98]

Действительно, даже в наше время народная культура оказывает существенное влияние на развитие школьника, становление его личности и формирование творческого начала.

Такое же отношение к народной культуре прослеживается в трудах профессора Г.Н. Волкова. Он говорил, что народные массы бережно сохраняли и развивали традиции народного воспитания, основы которых были заложены на заре народной истории. Традиции народного воспитания нашли свое отражение в народной педагогике. По мнение Волкова народная педагогика – совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в народном творчестве, обрядах, русских народных играх и песнях. [16, с 59-71]

Великий русский мыслитель В.Г. Белинский в качестве основы воспитания ребенка выдвигал идею народности. Он считал, что народ относится к общечеловеческому, как единичное к общему. “Человек, существующий вне народной стихии есть призрак, народ, не осознающий себя живым членом в семействе человечества, есть не нация, а … живой труп. Все особенное и единичное, всякая индивидуальность существует только общим, которое есть его содержание и которого она только выражение и форма. Индивидуальность призрачна без общего; общее в свою очередь есть призрак, без особого, индивидуального, проявления.” [19, с 25]

По мнению Белинского  воспитание охватывает каждого члена общества, и человек, живущий вне общества, на самом деле не человек, а дикарь, не способный творить, народно мыслить, он не имеет возможности развиваться на основе народной культуры и традиций.

Великий русский писатель, педагог, Л.Н. Толстой на примере обучения и воспитания крестьянских детей, учащихся Яснополянской школы, показал, что их творческие и нравственные возможности раскрываются только тогда, когда они становятся участниками педагогического процесса в обстановке непринужденности и сотрудничества, эмоциональной привлекательности. Цель народной школы, по мнению Толстого, - это воспитание творческой, нравственной личности. [28,с 20-26]

Мы согласны с педагогическим подходом Л.Н. Толстого к воспитанию в том, что, проводя воспитательную работу, он создает атмосферу любви, доброжелательности, уважения, заботы, внимания. Действительно, когда в ходе воспитания применяются элементы народных игр, ролевых ситуаций, похвала, то ребенок свободно выражает себя в творчестве, открыто высказывает свое мнение.

Таким образом, можно сделать вывод, что труды педагогов и методистов позволяют нам понять и осмыслить идею народности, подойти к воспитанию личности младших школьников с особой ответственностью и пониманием.

В нашей отечественной литературе наиболее значимой работой, осветившей проблему народных праздников в широком мировоззренческом контексте, является книга М.М. Бахтина «Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса». Именно она показала, что праздник - это универсальное мироотношение человека, социально-художественное образование, существующее на границах искусства и самой жизни, что это проблема, требующая к себе не узкодисциплинарного подхода, а рассмотрение с самых широких этических, эстетических и социальных позиций. [1,c 193]

В. Я. Пропп в работе «Русские аграрные праздники» по-новому подошел к исследуемому материалу. Он считает, что праздник нельзя изучать изолированно один от другого, между основными народными праздниками при всех их отличиях, имеются ярко ощутимые сходства: значение этого сходства очень велико. При сравнении народных праздников В.Я. Пропп обнаружил общие элементы, объясняя их значения. [23,c 68]

Я.П. Белоусов в книге «Праздники старые и новые» сделал основной акцент на раскрытие причин возникновения и сущности празднования. Особый интерес представляет анализ формирования и развития различных аспектов соотношения общего и особенного, нового и старого в народных праздниках. Серьезные опыт историко-теоретического исследования праздников представляет монография А.И. Мазаева «Праздник как социально-художественное явление», - в которой анализируется социальная сущность праздника, его место в развитие культуры и искусства нашей страны. [2,c 156]

«Праздник – событие личностного характера» - писал Д.М. Генкин в учебном пособии «Массовые праздники». Автор рассматривает народный праздник как комплексное социально-педагогическое явление. Именно с этих позиций формируется понимание праздничных ситуации, исследуя феномен праздничного общения, средств идейно-эмоционального воздействия. Не абсолютизация значения обрядов и обрядности в духовной жизни, Д.М. Генкин показывает их роль в контексте народных праздников. [5, c 16-29]

Отметили также монографию А.Ф. Бенифанда «Праздник: сущность, история, современность», которая философски осмысляет социальные функции народных праздников, исторические аспекты его становления и возможность совершенствования. Но главное чего удалось добиться автору, - показать народный праздник как социальный институт в обществе. Народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в праздничное единое действие и детей и взрослых. Он всегда был открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя элементы как отечественной, так и зарубежной культуры, впитывал православную обрядность. Это открытость веяния времен и одновременно прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времен, создает богатую духовную атмосферу, положительно влияющую на культуру школьников, народный праздник ориентирован на создание воспитательной среды для детей разных возрастов, рассчитан на детскую подражательность, на образное мышление, этическое копирование взрослых. [3, c 96]

Сущность особого отношения человека к действительности называется эстетическим отношением. А значит, эстетика- это наука о прекрасном, о законах красоты.

( ДАЛЕЕ ПО СВОЕЙ РАБОТЕ)

 

 


1.2 Изучение понятия личности в воспитательном процессе

(СВОЁ НАЗВАНИЕ И ТЕКСТ)

Личность как предмет исследования интересует историков, философов, социологов. Над проблемами личности трудятся педагоги, психологи и социологи.

Профессор Литвинов Л.Н. считает личность каждого человека продуктом определенной социальной среды и носителем конкретных социальных и физических качеств, но и неповторимой индивидуальности.[13, с 26]

Личность это человек, как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует самого себя, общество, природу.

В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе творческой совместной деятельности и общения, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение ее к народной культуре. [19, с 29]

Личности младших школьников формируются в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Известный педагог Н.К. Крупская считала, что воспитание, как правило, не имеет каникул и выходных дней. Оно осуществляется всегда и везде. Его нельзя ограничить определенными часами. Нет времени, нейтрального для формирования сознания и поведения младших школьников, развития их чувств. Необходимо, чтобы вся жизнь ребят была направлена на то, чтобы из них вырастить настоящих граждан. [4, с 96-98]

В педагогике понятие личность рассматривают как субъект воспитательного процесса, представляют собой активную саморазвивающиеся индивидуальность стремящеюся к удовлетворению своих потребностей в деятельности и общении, устраивающую, перерабатывающую в определенных условиях воспитательные воздействия принимающую их или сопротивляющуюся им.

Подлинным основанием и движущей силы развития личности выступает совместная творческая деятельность и общение, по средствам которым осуществляется движение личности в мире людей, приобщения ее к народной культуре. [18, с 49]

Воспитание дает развитие духовному росту личности, приобщение ее к сокровищам искусства и формирование у нее высоких эстетических свойств и качеств. [34, с 9]

«Человека, - пишет Г.С. Батищев, - нельзя «сделать, «произвести, «вылепить, как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной совместной с другими людьми деятельности он формируется в то, чем делает его эта творческая деятельность». [24, с 64]

Человеческая личность в большей степени социальная. Она обладает набором обязательных социальных качеств, которые не являются врожденными, а возникают в результате социального и культурного развития. [20, с 155-158]

Во многом развитие личности зависти от воспитания и образования, от сферы, под влиянием которой личность изменяется физически, умственно и нравственно. Важны при этом, активность, особенности поведения, эмоциональность, творческая деятельность, стремление, мотивы самой личности. [33, с 43]

Человек становится полноценным членом общества, проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в нем в процессе обучения, труда, в семье, во внеклассной работе, во время общения. [12, с14-15]

Активным средством удовлетворения потребности личности в самореализации является культурно – досуговая деятельность, участвуя в культурно – организованном досуге, личность «примеряет себе определенные творческие роли, пробует свои художественно – творческие таланты и, не противопоставляя себя обществу, не нарушая границ дозволенного, творчески самореализуется. [22, с 160-162]

Ребенок не может формироваться, воспитываться как личность и индивидуальность в изоляции от общества, вне социально обусловленного удовлетворения человеческих потребностей, вне системы общественных отношений и коллектива. Общественная зависимость, отношения, общения, образующейся в коллективной деятельности, является питательной средой образования человеческого, общественного начала в человеке. [22, с 97]

 От богатства действительных отношений личности зависит ее духовное богатство, возможность превратить потенциальные сущностные силы в разностороннее развитые человеческие способности к труду, творчеству, общественной деятельности, общению. [16, с 123]

Чтобы развить в ребенке его нравственные и эстетические отношения к жизни, пониманию, чувствованию, способность переживать красоту, общественно ценных отношений и человеческих качеств, необходимо постоянно раскрывать перед детьми во всем многообразии народную культуру ее нравственную и эстетическую сущность. [9, с 34]

Использование материальных и духовных возможностей нашего общества для развития личности зависит от интересов и потребностей самой этой личности. [8, с 20]

Поэтому важно пробудить в ребенке интерес к народному творчеству, развить в нем духовные, нравственно – эстетические потребности, сформировать стимулы активного участия в делах коллектива и общества. [16, с 127]

Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что ребенок не может формироваться и воспитываться как личность, индивидуальность в изоляции от общества, вне социально обусловленного удовлетворения человеческих потребностей, вне народных традиций, фольклорных праздников, обычаев, отношений, общения, образующихся в творческой коллективной деятельности, является питательной средой образования человеческого общественного начала личности младших школьников.

 

 

1.3 Народные праздники и их роль в формировании и развитии личности

ВЗЯТЬ ПОЛНОСТЬЮ)

  Веками народ в искусстве- в песнях, сказках, былинах, народных праздниках, в предметах быта – стремился в художественной форме выразить своё понимание жизни, природы, мира. В этом и раскрывается самобытность его культуры.

   Российское народное искусство является частью многогранной духовной жизни народа. Оно также прочно лежит в фундаменте, на котором основана вся русская народная культура. Характерной чертой российской национальной культуры являются процессы взаимовлияния и взаимообогащения искусства различных наций и народностей. И в народном искусстве других наций, и в образах творчества собственного народа до нас доходит живой голос истории, голос культуры предшествующих поколений.

  Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.

  Народная культура в процессе деятельности педагога- организатора воплощена в доступных для школьников формах: играх, песнях, сказках, традициях, обычаях, предметах народного быта, организацией народных гуляний и праздников.

  В каждой местности есть свои особенности, своя неповторимая красота природы, свои художественные промыслы и собственное восприятие праздников. В процессе деятельности детей идёт изучение и освоение народной культуры. И прежде всего народных праздников, которые организовываются и проводятся на основе местных традиций. При проведении праздников дети постоянно соприкасаются с фольклором в естественных бытовых формах, постепенно осваивая народный музыкальный язык, стереотипы поведения, коммуникативные связи, традиции и обычаи.

 

Каждый календарный праздник является событием для ребенка. Основная

 

задача праздника – сформировать человека как активного творца собственной жизни в жизни природы и социума. 

Наиболее интересной формой изучения народных традиций являются праздники. Праздники для детей младшего школьного возраста - неотъемлемая часть воспитательного процесса. Их цель познакомить с народным искусством. Праздники, национальные традиции развивают у школьников эмоциональную восприимчивости и вырабатывают эстетические критерии в оценке культурного наследия своего народа. Всесторонне знакомство с народным творчеством помогает пробудить интерес и любовь к народному искусству, вызывает желание участвовать и сохранять народные традиции.

В жизни младших школьников праздник занимает особое место. Дети этого возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость, острота восприятия, стремление к самовыражению. В организации проведения народного праздника принимает участие весь коллектив класса, вожатые и родители младших школьников. Коллективная деятельность по подготовке к праздникам бывает, как правило, радостной, способствует устранению конфликтных ситуаций между детьми, что делает праздник эффективным средством сплочения и роста коллектива.

Народные праздники – совершенное явление народной культуры, проявление «весьма» содержательно наполненного свободного времени народа, образец удивительно емкой комплексности сюжетов и приуроченности к той или иной теме ритуальных действий участников. Это всегда увлекательный спектакль, где артисты и участники – одно лицо, где, как бы само собой, происходит перевоплощение, где в результате многократного проигрывания одних и тех же игровых упражнений (песенных и танцевальных, силовых состязательных) происходит накопление практического опыта, культурного с социально значимыми целевыми установками времяпровождение. Содержание народного праздника, как проявление культурного досуга народа имитирует жизнь, создает универсальную картину мира, вводит человека в жизнь этой картины, заставляет его подчиняться определенным правилам игры. Поэтому иногда народный праздник формирует поле для психологической разрядки участников, снятия напряженности, агрессивности, разрушительности с помощью, например, смеховых форм деятельности участников, а иногда сильнейшим образом заряжает души детей могучей “энергией и силой”, формирует личность младшего школьника.

У каждого праздника свое «лицо», свое время, своя идея. Поэтому считается что учредить или выдумать народный праздник невозможно. Его надо десятилетиями переживать и закреплять в соответствии с переживаниями предыдущих поколений, в сознании поколений последующих.

Народные праздники по своей природе педагогичны, они всегда включают единое праздничное действие и детей и взрослых.

Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы отечественной культуры, впитывал церковную, православную, религиозную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традиций прошлого уходящего в глубины веков до языческих времен, создавали богатую духовную атмосферу, положительно влияющую на духовно-нравственное совершенствование подрастающего поколения.

Праздники ориентированы на создание благоприятной воспитательной среды для школьников, рассчитан на детскую подражательность, образное мышление, на этически оформленное копирование моделей поведение взрослых, воспроизводство в символической форме тех реальных действий, которые исподволь подготавливают к игровой форме взрослой жизни. Они есть  – комплексная синтетическая деятельность, которая является активной деятельностью в сфере культурного наполнения свободного времени школьников, иначе говоря, в сфере досуга. В традиционных типах культур праздники – это праздники взрослых, где детям не запрещается присутствовать и участвовать, иногда быть главными персонажами ритуального действия, это – не пустое времяпровождение,  а составная часть образовательной культурно просветительской программы.

На народных праздниках, с одной стороны, можно развлечься, снять физическое и психическое напряжение, проявить себя как талант и, с другой, осознавать принадлежность к чему-то могучему историческому, символическому и церемониальному.

Яркие массовые народные праздники одна из существенных духовных потребностей детей, они воспитывают устремленность к общественным целям, идейную убежденность, воспитывают личность, является важным средством формирования исторического сознания подрастающего поколения. Ценность праздника заключается в возможности разностороннего, многопланового воздействия на формирование высоких нравственных принципов школьников, способствует закреплению в сознании и поведении личности школьника духовных ценностей нашего общества, воспитывает патриотизм, товарищескую взаимопомощь, гуманизм, физическое и духовное совершенство, глубокое чувство гражданской ответственности.

Народный праздник одно из действенных средств педагогического воздействия, ибо он развивает художественный вкус, формирует нравственный облик, развивает творческую активность, он друг, союзник, верный помощник в деле воспитания юной смены.

Главные атрибуты народных праздников – фольклорная песня, ритуальный танец и обрядовая игра.

Остановимся на очень важной детали праздника – игре. Народная игра – это активное средство самовоспитания детей и удовлетворения потребности в деятельности. Вовлеченные в праздник дети проявляют выдумку, находят в новом старое, в старом новое, хорошо выполняют чужой замысел, но и умеют обновить идею.

По оценке специалистов, выполняя не сложные творческие задания, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных действий совместно удовлетворяют потребности в общении, разумной интимности. Такие отношения на празднике реализуют функцию удовлетворения потребностей участников коллективных взаимоотношений, “разумно снисходительны”, так как никто никого не обсуждает за неточность выполнения заданий или за недостаток необходимых сил, а создается поле взаимопомощи, взаимоподдержки, разумного взаимодействия. Стихийное, спонтанное стремление “победить” на “свалке-сцеплялке”, “на кулаках”, “в подножках”, реализация этого стремления у младших школьников во время народного праздника удовлетворяет потребность в проявлении интересов, самопроверки сил, самоутверждении среди сверстников, признание собственной личности.

Предоставление в процессе народных праздников “пределов самостоятельности и трудности” подводит учеников к грани возможностей (ребенок способен творить чудеса и творить себя, его творческие “мускулы” растут лишь в беспрерывной тренировке.… Побеждает в жизни тот, кто еще в детстве научился побеждать себя, побеждать свой страх, свою лень, свою неуверенность)

Игра в народном празднике – тренинг коллективных взаимоотношений, фактор обретения детьми смыслов коллективной жизни, смысла своего места в ней. Главное в этом то, что игра тренирует в коллективной деятельности интеллект, сравнить который бывает, возможно, лишь по аналогии с чьим-либо другим, так как игра – создает наибольшее заполнение детей дополнительными знаниями (которые не бывают лишними, если сохраняют истинно народное – педагогически целесообразное и рациональное – «лицо», а не представляют собой лишь «подделку под народное»).

В подготовке и проведении праздника нет мелочей. И от второстепенных факторов – оборудование и оформление во многом зависит успех или неудача дела.

После праздника надо детям дать возможность обменяться мнениями, высказаться, передать свои чувства. Самые глубокие впечатления – это впечатления детства. Они врезаются в память на всю жизнь, поэтому веселить ребят надо! и надо научиться говорить с ними всерьез, уважать ребенка и понимать.

Обобщая выше сказанное, следует выделить особенности народных праздников во внеклассной работе:

1. Они могут служить глубокой серьезной основой «оживление» исторических событий.

2. Народные праздники могут стать базой для создания праздничной атмосферы, что наполнит их гордостью за свою страну.

3. Использование народных праздников в ограниченном единстве с выбором, местом и временем усиливает их эмоциональное воздействие, духовные настрой, расширяет круг общения.

Значение народного праздника как многогранного общественного явления, отражающего жизнь человека и общества, трудно передать. Поистине народный праздник можно назвать важнейшей социально-культурной ценностью, способствующей формированию личности младших школьников, духовному развитию человека и человечества. Именно народный праздник в значительной степени синтезирует все ценное, что накоплено в мировой культуре. Включение народных традиционных праздников в воспитательную работу позволяет сформировать у ребёнка «крепкий духовный стержень», который помогает ему оставаться человеком своей этнической культуры, любящим свою малую Родину как часть великой страны, в которой ему предстоит жить и которую необходимо возрождать, беречь и любить.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 278; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!