Расогенез. Движущие силы расогенеза, современные человеческие расы и их характеристики. Расизм в современном обществе



Расогене́з — процесс возникновения и становления человеческих рас

Находки черепов позднепалеолитических людей говорят о том, что основные особенности главных расовых делений человечества, существующих в настоящее время, уже были выражены в эпоху позднего палеолита достаточно отчётливо, хотя, по-видимому, всё же меньше, чем в настоящее время. Они более или менее точно совпадали с границами материков.

Европеоидная раса сформировалась преимущественно в Европе, монголоидная — в Азии, представители негроидной расы населяли Африку, австралоиды Австралию. Таким образом, в образовании морфологических различий между тремя большими расами человечества (расовых различий первого порядка) основная роль принадлежала, вероятно, двум факторам: приспособлению к среде, различавшейся на разных материках, и изоляции в результате естественных границ между материками.

Расизм.

Раси́зм — совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.

Существует и несколько более широкое определение расизма. Так, в энциклопедии Britannica указывается, что расистским является убеждение в том, что расовые признаки имеют решающее влияние на способности, интеллект, нравственность, поведенческие особенности и черты характера отдельной человеческой личности, а не общества или общественной группы. Расизм обязательно включает в себя идеи об изначальном разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые являются создателями цивилизации и призваны господствовать над вторыми. Осуществление расистских теорий на практике порой находит своё выражение в политике расовой дискриминации. Патриархальная родовая община. Причины перехода к патриархату.

На смену материнской родовой общине пришла отцовская, или патриархальная (от греческих слов "патер" - отец, "архи" - власть). Утверждение патриархата по времени соответствовало медному, бронзовому и раннему железному векам в развитии первобытнообщинного строя. С тех пор мужчины заняли господствующее положение в хозяйственной и общественной жизни родовых коллективов.

Родовые общины объединялись в племена. Они занимали определенную территорию, имели свой язык, обычаи, традиции, самоуправление. Во главе племен стояли советы старейшин, избираемые из наиболее влиятельных лиц. Для решения важных вопросов созывались пользовались. Старейшины племени всего собрания распределяли между родами племени угодья для охоты и скотоводства, земли для обработки, определяли места для сооружения жилищ, разрешали нынешней Украины насчитывалось около десятка скотоводческих. Общение между племенами взаимно обогащало их производственный опыт.

Орудия труда, земельные угодья, скот, собранные плоды, звери, добытые на охоте, выловленная рыба, сооруженные жилища принадлежали всему роду и распределялись между людьми поровну. Совместное владение имуществом и справедливое распределение материальных благ были главной отличительной чертой первобытнообщинного строя.

В удобных местах (вблизи рек, озер, лесов) несколько жилищ первобытных людей образовывали небольшое поселение - стоянку. Там они жили постоянно или временно. В общей сложности в современных пределах Украины археологи обнаружили около 500 стоянок людей каменного века. Известны стоянки вблизи Радомышля на Житомирщине, Мезина на Черниговщине, Добраничевки на Киевщине, Кирилловская в пределах Киева, Бакотская на Подолии, Деркульская в Донбассе и др. Во время раскопок Радомышльской стоянки археологи оленей, диких лошадей, каменных орудий труда, следы очагов, остатки шатроподобных жилищ, при сооружении которых использовались камень, кости, дерево. По мнению археологов, на нынешней территории Украины тогда проживало не более 20 тысяч человек.

В переходный период от каменного к бронзовому веку (4-3 тыс. лет до н. э) племена трипольской культуры, (название от с. Триполье на Киевщине) расселялись в бассейнах рек Днепра, Днестра, Прута, Южного Буга, а также на Волыни, в Причерноморье трипольской культуры на раннем этапе состояли из 10-15 хижин, в период расцвета - из нескольких сотен больших глинобитных жилищ с округлыми окнами и отапливавшихся уже печами. Основными видами занятий трипольских племен были земледелие и скотоводство, а также охота, рыболовство. Развивалась техника обработки меди. Эти племена сыграли значительную роль в формировании первобытнообщинного строя.

Причина : неолитическая революция, т.е переход от присваивающего (собирательство)к производящему хозяйству(земледелию и скотоводству).

3 вопрос

.Источники первобытного общества
Исследователи первобытного общества имеют в своем распоряжении в основном бесписьменные источники, которые классифицируются по наукам, их добывающим: археологические, этнографические, антропологические, лингвистические, палеоботанические, палеозоологические, палеоклиматологические и другие.
История первобытного общества реконструируется главным образом по этнографическим, археологическим и антропологическим источникам. Из них наибольшую ценность для изучения доклассового общества представляют археологические и этнографические источники.
Антропологические данные позволяют представить процесс антропогенеза и расогенеза.
К археологическим источникам относят орудия труда и созданные с их помощью постройки, предметы быта, украшения, произведения искусства и так далее. Вещественные памятники достоверны, но, к сожалению, не все они одинаковой степени сохранности. Лучше сохранились неорганические изделия (каменные, керамические). Причем, чем древнее эпоха, тем меньше от нее осталось памятников культуры. Вещественные источники помогают воссоздать направление, уровень экономического развития и лишь отчасти общественные отношения. Особенно они важны для изучения древнейших эпох человечества, от которых до нас не дошли этнографические данные. Например, стадный и ранне-родовой периоды представлены только вещественными памятниками. Последующие стадии развития первобытного общества (расцвет, распад родового строя) реконструируются полнее по этнографическим источникам.
Ученые изучают также высокоразвитые народы, в экономике, в быту, обрядах, обычаях которых остались видоизмененные элементы прошлой жизни, названные английским этнографом Э. Тейлором пережитками. Реликтовые племена сохранились в Южной Америке, Африке, Индонезии до сего времени.
Сбор этнографических, археологических и антропологических материалов происходил постепенно. Причем первоначально его накапливали не специалисты (путешественники, мореплаватели, миссионеры и другие лица), потому что этнография, археология и антропология как самостоятельные научные дисциплины сложились во второй половине XIX века. Зачатки этих отраслей знаний восходят к народам Древнего Востока, о чем свидетельствуют описания покоренных народов в царских надписях Египта, Вавилонии, Ассирии, Индии и Китая, раскопки вавилонского царя VI в. до н.э. Набонида (искал царские надписи), анатомические познания древних египтян, их умение в настенной живописи и в скульптуре отражать племенные и расовые отличия известных им групп людей.
В XIX веке были собраны большие коллекции орудий труда и предметов быта первобытных людей в музеях Европы. Но в целом, накопление археологических и особенно антропологических данных шло медленнее, чем этнографических. Основные археологические и антропологические источники открыты в XX веке, причем за последние примерно 65 лет.
К настоящему времени в распоряжении ученых имеется громадный этнографический, археологический и антропологический материал.
Всесторонне и глубоко изучить родовой строй невозможно без данных палеоантропологии, лингвистики, фольклора, геологии, палеонтологии, палеоклиматологии и так далее.
В языке, возникшем и развивающемся вместе с обществом, часто сохраняются старые слова в новом смысловом значении. Лингвисты, выявляя первоначальное значение слова, помогают выяснить путь развития языка и отдельные стороны жизни первобытных людей (например, занятия, этнический состав населения по наименованию сел, улиц).
Не менее ценный источник представляет собой фольклор первобытных людей (произведения устного народного творчества), записанный позднее, в классовом обществе. В песнях, преданиях встречаются сведения о приручении людьми животных, изготовлении орудий, открытии лекарственных трав и прочее.
Палеонтология в соответствии с объектом исследования делится на палеоботанику и палеозоологию.
Палеоботаника изучает виды растений, их приблизительное соотношение по пыльце, сохранившейся в торфе. По пыльце определяют также климат. Известно, что при сухом климате преобладают одни растения, при влажном – другие.
Палеозоология восстанавливает животный мир, окружавших первобытных людей, по ископаемым костям вымерших животных. Только используя разнообразные источники, можно решить стоящую перед историками задачу реконструкции периодов возникновения, расцвета и гибели первобытнообщинного строя.

 

4 вопрос

Материнская родовая община: семья и родоплеменная организация

Род (родовая община) – исторически сложившаяся общность людей, основанная на действительном или предполагаемом кровном родстве и совместном ведении хозяйства. Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться - "первобытнообщинный строй", а его социальная организация - родоплеменной. Родоплеменная организации общества характеризуется следующими особенностями:

 1. «первобытная экономика» носит присваивающий характер т.е. человек брал от природы те предметы которые существовали в готовом виде (жизнеобеспечение общества осуществляется за счет собирательства, охоты и рыболовства);

2. Производство и потребление было коллективным;

3. Технологический уровень общественного производства был низок и обеспечивал самые насущные потребности рода;,

4. Отсутствие избыточного продукта;

5. Частной собственности в современном понимании не существует.

Род отличался внутренним единством, социальные различия проводились по 2-м основаниям: пол и возраст, этим определялась функциональная роль членов общества. Половые отношения носили полигамный (множественный) характер. Родство определяется по материнской линии, отсюда и название строя – матриархат. Семьи в современном понимании в этот период не существует, дети принадлежат всему роду. Таким образом, женщины играли основную роль в хозяйстве, а потому возглавляли племя. У многих сообществ даже существовал культ женского пола , и археологи часто находят первобытные статуэтки , изображающие человека , из кости и камня , где хорошо видны типично женские очертания . Система преобладания роли женщины называется матриархатом , что в переводе с греческого означает матеревластие.

5 вопрос

Сейчас все исследователи согласны с тем, что патриархат с самого начала является формой распада первобытного общества, так как переход к нему связан с разложением родовой общины и экономическим обособлением отдельных семей. Поэтому, хотя сам переход охватывал все стороны экономической, общественной и идеологической жизни общества, он коснулся также семьи и всей сферы семейно-брачных отношений.

Рост производительных сил, обусловивший в конечном счете переход к патриархату, приводил к изменению соотношения полов в системах хозяйства, к увеличению роли мужского труда и соответственно к развитию обособленной мужской собственности. Этому способствовали такие хозяйственные сдвиги, как распространение скотоводства, переход к плужному или ирригационному земледелию, развитие металлургии (особенно железной), рост товарных отношении.

Однако все эти сдвиги лишь благоприятствовали переходу к патриархату, но не обязательно влекли его за собой: там, где имелись противодействующие факторы, могли сохраняться старые отношения. В любом разлагающемся первобытном обществе наблюдается увеличение роли мужского труда, появление обособленной мужской собственности и развитие патриархальных тенденций, но полная реализация этих тенденций в рамках разлагающегося первобытнообщинного строя отнюдь не является обязательной и повсеместной.

Возросшая роль мужского труда способствовала изменению локальности брака, так как любой производственный коллектив был заинтересован в труде наиболее производительных его членов. Развитие мужской собственности вызывало желание передать ее прямым наследникам - детям, а это было трудно сделать, пока они принадлежали другому роду. В результате возникало стремление к изменению счета происхождения и родства. Наконец, превращение семьи в экономическую ячейку общества повышало требования к стабильности ее состава.

Совокупность всех этих изменений составляет сущность перехода от материнского рода к патриархальному.

Одним из первых важных проявлений перехода к патриархату была смена локальности брачного поселения, переход жены на место жительство в семью мужа. Известно очень много примеров, когда патрилокальность сосуществует с матрилинейностъю, и при этом почти всегда можно отметить симптомы переходного состояния общества. Случаи же матрилокального брака в обществах патрилинейных довольно редки и к тому же порой вторичны (например, примачество и похожие формы брака, которые никогда не были господствующими) или представляют своеобразные особые формы перехода к патриархальным отношениям. У юкагиров, например, формально брак был матрилокальным, но мужчина оставался в своем роде, так как возвращался туда с семьей тестя.

Смена локальности брачного поселения в каждом конкретном обществе, конечно, не была мгновенной, и какой-то период времени патрилокальность сосуществовала с матрилокальностью. Как ранний этап смены локальности, связанной с изменением хозяйственного и организаторского значения полов, было возможно авункулокальное поселение. Мэрдок рассматривает такое поселение как полную альтернативу патрилокальному. Это вряд ли верно уже потому, что правило авункулата не обеспечивает той степени консолидации семейных коллективов, стабилизации их состава и порядка наследования имущества, которая диктовалась производственными нуждами и развитием частнособственнических устремлений их членов. В другой работе сам Мэрдок приводит много примеров авункулокальной резиденции как промежуточной на пути развития патрилокальной.

В то же время тот факт, что смена локальности связана не только с изменением соотношения полов в системе хозяйства, но и с накоплением частных богатств, с имущественным и социальным вычленением отдельных семей, хорошо подтверждается многочисленными данными, свидетельствующими, что патрилокальность раньше всего устанавливается в среде вождей, глав семейных общин и просто в более богатых семьях.

Игнорирование этого факта приводило многих исследователей к своего рода экономическому детерминизму, когда все значительные изменения в социальной организации, и в частности весь сложный процесс перехода к патриархату, объясняются сменой локальности брачного поселения, вызванной измерениями в половом разделении труда.

Развитие частной собственности предоставляло средства для выкупа, который жених и его родня платили родне невесты в качестве компенсации за утрату женской рабочей силы. У центральных банту брачная пара . неизменно селится у родственников мужа там, где за невесту платят значительный выкуп; где он невелик или заменяется отработкой, возможно и матрилокальное поселение. Таким образом, наблюдается определенная зависимость между сменой локальности определенного брачного поселения и развитием покупного брака, который, в свою очередь, способствовал моногамии.

Патрилокальность брачного поселения при сохраняющейся матрилинейности, будучи компромиссной формой, порождала подобные же компромиссы во всех областях хозяйственной, общественной и идеологической жизни. Среди них обычно отмечают временную дислокальность или матрилокальность брака, которые, однако, в первую очередь были сопряжены с уплатой выкупа или отработкой, избегание и другие обычаи, связанные с пребыванием женщины в доме мужа, различные проявления авункулата. Однако вопрос о происхождении некоторых из отмеченных институтов нуждается в дополнительном исследовании.

Смена локальности при сохраняющейся матрилинейности не разрешала конфликта между родовой собственностью и семейной, поэтому в переходный период повсеместно наблюдается стремление обойти материнские нормы наследования имущества. Согласно часто встречающемуся правилу, отец может передать детям лично приобретенное имущество (все или часть): индивидуально обработанные участки земли, плодовые деревья, скот, деньги и так далее, в то время как все остальное должно остаться в роде. Для Меланезии такое положение дел было отмечено Кодрингтоном: "В целом на всех этих островах Меланезии наблюдается примечательная тенденция к замене детей сестры собственными детьми и другими сородичами мужчины в наследовании его имущества; и это, по-видимому, начинается там, где имущество создано собственными усилиями мужчины, по большей части с помощью его сыновей, как, например, сады, заново расчищенные из-под леса, его деньги, свиньи и каноэ".

Укрепление семьи и семейной собственности делало неизбежным в конечном счете изменение порядка родства и наследования. При этом также наблюдался целый ряд своеобразных переходных явлений, к числу которых нередко относят правило наследования имущества братом (так как он объединял в себе отцовскую и материнскую линии), двойной односторонний счет родства, перемежающуюся филиацию. Впрочем, вопрос о происхождении и сущности подобных институтов все еще является дискуссионным.

Дискуссионным является также вопрос о характере преемственности между старым материнским родом и вновь возникшим патриархальным. Надо говорить не столько о распаде материнского рода, сколько о возникновении патриархата, усматривая центральное ядро всего процесса в превращении материнской большой семьи - основной ячейки развитого родового общества - в патриархальную семью. Это согласуется с точкой зрения исследователей 19-го века, которые вопрос о локальности брачного поселения не поднимали, так как материнский род всецело отождествлялся ими с матрилинейностъю, а механизм перехода сводился к смене счета родства.

Однако, учитывая длительность перехода (о чем говорит разнообразие переходных форм), делокализацию старых материнских родов и ослабление родовых связей, вероятнее всего полагать, что материнский род прекращал свое существование с появлением патрилокальных и патрилинейных семей, которые, разрастаясь и объединяясь друг с другом, образовывали основы патриархального рода.

 

6 вопрос.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1451; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!