ВОПРОС 30. Хетты в Малой Азии. Государство,общество,культура.
Хеттское государство сложилось в восточной части Малой Азии, в бассейне реки Галис, в области, которая позднее получила наименование Каппадокии. В начале II тысячелетия в восточной части Малой Азии сложился ряд племен (или племенных союзов), которые вели между собой войны. Эти племена группировались вокруг хорошо укрепленных центров, крупнейшими среди которых были Куссар, Неса и Хаттус. На первых порах гегемония принадлежала правителям Куссар а, которые подчинили Несу и разрушили Хаттус. Лишь позднее Хаттус стал столицей Хеттского царства.Судя по раскопкам, Хаттус представлял собой крепость, окруженную двойной стеной. Стена состояла из земляного вала, каменных плит и кирпича-сырца и была укреплена башнями, расположенными на определенном расстоянии одна от другой. Все это придавало Хаттусу облик военного поселения.О древнейшем периоде хеттской истории мы имеем лишь отрывочные сведения. Они свидетельствуют об острой борьбе между рабами и свободными: она достигла наивысшего подъема во второй половине XVII века до н. э. - в восстании рабов царевичей, которые разрушали дома своих господ и проливали их кровь. По-видимому, резкие противоречия возникли и в господствующем классе: они выражались прежде всего в борьбе за престолонаследие, что даже заставило в XVI веке провести реформу, которая имела целью упорядочить наследование престола. Наконец, известно, что хеттские цари конца XVII и начала XVI века совершали захватнические походы.
|
|
Гораздо больше сведений сохранилось о Хеттском государстве XV-XIII веков до н. э. Сохранившиеся отрывки из хеттских законов позволяют судить об общественных отношениях этой эпохи, а летописи содержат подробные сведения о дипломатии и войнах хеттских царей.
Общественный и государственный строй Хеттского государства
Хеттское государство было рабовладельческим; большое количество рабов принадлежало не только царю и храмам, но и частным лицам; известны владения знати, число рабов в которых было свыше ста. Рабы были по преимуществу ремесленниками и пастухами. За одно и то же преступление свободный карался штрафом, раб - смертной казнью или увечьем.
Однако некоторые черты хеттского права свидетельствовали об известной архаичности рабовладения. Рабы могли иметь некоторое имущество и выплачивать штраф из этого имущества;, рабы могли вступать в брак со свободными и выступать - в некоторых случаях - на суде; при разводе раба со свободной женщиной супруги должны были разделить детей и имущество.
Кроме рабов, в хеттском обществе существовали и другие категории эксплуатируемых непосредственных производителей. Ближе всего к рабам стояли так называемые х и п п а р ы. Это было, По-видимому, население покоренных областей, которое переселялось на новые места и было обязано выполнять повинности в пользу царя; в некоторых случаях хиппары должны были даже нести военную службу. Хиппары объединялись в особые группы, члены которых были связаны между собой круговой порукой. По-видимому, эти группы представляли собой сколок с соседской общины.
|
|
Рабы и хиппары происходили из иноплеменников и, как правило, были пленниками. Однако и свободные хетты в силу определенных условий могли оказаться подневольными людьми: свободный человек в голодный год мог попасть в бессрочную кабалу от того, кто ему давал жить, т. е. предоставлял ссуду, если только он не имел возможности отдать вместо себя другого человека. Свободная беднота могла продавать детей в рабство (любопытно, что хиппарам такая сделка была запрещена).
Более мягкой была зависимость, в которой находились люди наследственной доли. По-видимому, это были вышедшие из общины люди, вынужденные стать клиентами полноправных хеттов, воинов и землевладельцев, и обрабатывать их земли. При этом человек наследственной доли имел определенное право на то общее хозяйство, в котором он работал: в случае разрыва с землевладельцем человек наследственной доли получал треть общего имущества.
|
|
Основную массу свободного населения составляли общинники. Соседские общины имели свои неразделенные земли, хотя основная масса земли уже перешла в собственность патриархальных семей и составляла наделы, которые сплошь да рядом разделялись на участки, находившиеся в пользовании малых семей. Глава большой семьи являлся верховным распорядителем имущества и ответственным лицом перед государством за выполнение повинностей; он являлся господином крови, т. е. мог решать дела, связанные с преступлением членов большой семьи; пережитки родового строя проявлялись также в сохранении обычаев кровной мести, коллективной ответственности большой семьи и левирата. Земля могла отчуждаться, однако обычай рассматривал акт купли-продажи как греховный, и в силу этого продажа земли должна была сопровождаться искупительной жертвой богам. Неразвитость частной собственности на землю проявлялась также в незначительности цен: поле размером около 0,35 га стоило в десять раз дешевле вола. Зато виноградники, ранее перешедшие в частную собственность, ценились дороже; виноградник стоил в сорок раз больше, чем пахотное поле.
|
|
Верхушку господствующего класса рабовладельцев составляла хеттская знать: члены царского рода, жрецы, военачальники, потомки родовой аристократии, нередко еще удерживавшей власть в своих поселениях. Они обладали землей и рабами, а во время войн получали известную часть добычи.
Во главе Хеттского государства стоял великий царь, который носил титул Солнце. Он считался носителем благополучия народа и выступал в качестве верховного жреца, обязанного выполнять определенные обряды и руководить определенными религиозными празднествами. После смерти хеттского царя объявляли божеством. Царь был вместе с тем верховным военачальником, а также сосредоточивал в своих руках высшую административную и судебную власть.
Царская власть была ограничена советом, который назывался панк. Буквальное значение слова панк - толпа или множество. По-видимому, на первых порах панк представлял собой собрание воинов Куссара, однако с развитием рабовладельческого строя органы военной демократии постепенно теряют свое значение: состав панка был ограничен и он превратился в узкий, аристократический совет - орган верхушки господствующего класса. В состав панка входили царские родичи (сыновья, братья и т. п.) и свойственники, а также военачальники. Панк обладал большими правами и, в частности, мог творить суд над царем; царю же запрещалось казнить членов царского рода без санкции панка. Правда, царь имел право пересматривать принятые панком решения: в частности, он мог смягчить наказание.
В сельских местностях управление принадлежало общинным старейшинам, которые обладали административными и судебными правами
Образование Хеттской военной державы. Правление Суппилулиума
С конца XV века до н. э. хеттские цари проводят энергичную внешнюю политику, стремясь с помощью военных и дипломатических средств расширить подвластную им территорию. В это время политическая гегемония в Передней Азии принадлежала хурритам; это были скотоводы (по преимуществу коневоды), которые в первой половине II тысячелетия до н. э. образовали ряд небольших государств в Северной Месопотамии и в Северной Сирии; господствующим слоем в этих государствах была аристократия, сражавшаяся на колесницах. В XV веке хурритские государства объединились, образовав большую державу Митанни, простиравшуюся от Халпы и Алалаха на западе до Нузу, расположенного к востоку от Тигра. Власть Митанни должна была признать и Ассирия: митаннийский царь приказал вывезти из Ашшура, главного города Ассирии, кованные из золота и серебра ворота, чтобы украсить ими дворец в своей столице Вашшуканни (на реке Хабур).
Другой важной политической силой в Передней Азии была в XV веке Египетская держава, которая при фараоне Тутмосе III расширила свои границы на север до Евфрата.
Наконец, Суппилулиума попытался вмешаться и во внутренние дела Египта. Это было после смерти Эхнатона, когда Египет был охвачен острой политической борьбой и слабые фараоны быстро сменяли один другого. Суппилулиума попытался женить одного из хеттских царевичей на вдове какого-то из этих недолговечных фараонов (возможно на вдове Тутанхамона), рассчитывая таким образом превратить Египет -подобно тому как это было сделано в Митанни - в зависимую от хеттов страну. Однако это предприятие не завершилось успехом.
Время Суппилулиумы было периодом наивысшего политического подъема Хеттского царства. Постепенно исчезают архаичные черты, присущие положению ранних хеттских царей: власть царя - руководителя военной экспансии рабовладельческого государства - укрепляется и приближается по своему типу к египетской или вавилонской деспотии.
Огромная военная добыча и тысячи хиппаров, поселенных на царской земле, составляют материальную основу могущества великого царя - Солнца.
Упадок Хеттского царства
Расцвет Хеттского царства не мог быть длительным: основанной при Суппилулиуме хеттской державе не хватало единства. Завоевательные походы требовали большого напряжения сил и истощали людские резервы - недаром хеттские законы предусматривают привлечение хиппаров в качестве воинов. Тяжелым бременем ложились на плечи общинников повинности - луцци; наконец, голод и кабала довершали разрушение хозяйства земледельцев и скотоводов.
Уже ближайшие преемники Суппилулиумы столкнулись с новыми внешнеполитическими трудностями. Мурсиль II, сын Суппилулиумы, должен был воевать с каскейскими племенами, жившими на севере по побережью Черного моря, и с государством Аххиява, расположенным на западе; обычно это государство считают основанным греками (ахейцами), которые населяли в середине II тысячелетия до н. э. Пелопоннес.
В конце XIV века происходит военное столкновение с египтянами, которые при Рамсесе II вновь выступают с притязаниями на Сирию. В сражении при Кадете (1312 год) египтяне были разбиты и, если верить хеттским источникам, поспешно отступили вплоть до Дамаска. Однако это был последний крупный успех хеттов.
В начале XIII века к власти пришел Хаттусиль III, оставивший любопытное жизнеописание, пронизанное отчетливо выраженным субъективизмом: главной задачей сочинения Хаттусиля было оправдать свою узурпацию. Хаттусиль был младшим сыном Мурсиля II и не имел прав на престол; он выступал зато как наместник многочисленных провинций Хеттского государства и как правитель священного города Нарик. Когда великим царем сделался племянник Хаттусиля Урхи-Тешуп, Хаттусиль стал интриговать против него, поддерживая врагов хеттского царя. В конце концов, ему удалось свергнуть Урхи-Тешупа (в своем жизнеописании Хаттусиль обвиняет племянника в коварных замыслах) и сослать его, на какой-то остров на Средиземном море. Вся эта борьба в среде господствующего класса еще более ослабляла Хеттское государство.
Политика Хаттусиля III была чисто оборонительной; ему удалось отразить наступление каскейцев и заключить договор 1296 года с Рамсесом П. Менее благоприятно складывались отношения с Ассирией: ассирийский царь занял области по среднему Евфрату, где некогда существовало государство Митанни, и претендовал на то, чтобы считаться равным великому царю хеттов; он хотел, чтобы хеттский царь называл его братом. Хаттусиль III отверг эти притязания. Разве мы дети одной матери? - заявил он в ответ. Но этот гордый ответ не мог, конечно, приостановить ни укрепления Ассирии, ни упадка Хеттского царства.
В конце XIII века все более усиливается натиск Ассирии и Аххиявы; грозное восстание охватило западные области и привело к их отпадению. Около 1200 года до н. э. Хеттское государство перестало существовать. Примерно в это же время союзный с хеттами город Троя (на северо-западе Малой Азии) был взят ахейцами (Троянская война). Ахейцы вместе с другими народами моря напали даже на берега Египта и высадились в Палестине.
Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 713; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!