Общий характер ведической религии



В целом религия ведического периода отличается сравнительной простотой и несложностью. Центральный момент этой религии - принесение жертвы. Образы богов довольно многочисленны, и большинство их- олицетворения явлений природы; но в каждом случае исполнитель обряда имеет дело лишь с одним определенным богом. Образы богов суть в значительной степени лишь различные олицетворения одного и того же явления; поэтому они нередко сливаются и легко переходят один в другой. Вначале многие из них были, вероятно, племенными богами.

Полное преобладание мужских божеств и почти отсутствие женских отражают, видимо, господство патриархального строя общества.

В Ведах не упоминаются ни святилища, ни храмы. Жертвы приносятся или в доме, или на открытом воздухе, на особом жертвеннике. Не было, очевидно, и изображений богов. Нет никаких упоминаний о профессиональном жречестве.

Эта сравнительно простая религия отражала переходный, родоплеменной общественный строй.

Ведический период

Первый период называют ведическим по названию древнейших религиозных текстов - Вед (веда - знание). Эти тексты были переведены на европейские языки и хорошо изучены еще с первой половины XIX в. - особенно Э. Бюрнуфом и Максом Мюллером: кстати, ведь именно изучение Вед дало толчок созданию мифологической школы в науке о религии.

Веды представляют собой разновременные собрания текстов, которые распадаются на четыре основных сборника (самхиты). Древнейшим из них считается книга гимнов - Ригведа. К ней примыкают также древние сборники молитвенных заклинаний и обрядов Самаведа (извлечение из тех же гимнов) и Яджурведа (книга поклонения). Наиболее поздним из этих четырех сборников является книга песнопений и магических заклинаний - Атхарва-веда.

Это очень объемистые сочинения. В одной Ригведе содержится 1028 гимнов. В течение многих веков они передавались устно и были записаны и редактированы лишь гораздо позднее. Поэтому выделить первоначальное зерно в этих ранних религиозных текстах трудно. Тем не менее гимны Ригведы заметно отличаются от позднейших текстов (о которых будет речь дальше). Они дают нам более или менее ясную картину ранней стадии религии индоарийцев*.

Арийцы, вторгшиеся в Индию с Иранского нагорья, культурно не были связаны с аборигенами страны, создателями цивилизации Моженджо-Даро, и стояли на более низком культурном уровне. Это были полукочевые скотоводческие племена. И характер культуры и общественный строй, которые отражены в Ведах, и особенно в Ригведе, представляют довольно архаичную картину.

В эпоху вторжения в Индию арийцы стояли, по-видимому, на стадии развитого патриархального родоплеменного строя и военной демократии - переходной формы от доклассового к классовому обществу. Выдвигалась воительская аристократия, князьки, раджи, которые предводительствовали арийскими племенами в борьбе с аборигенами Индии, отвоевывая у них первоначально бассейн Инда, Северо-Западную Индию, а позже и бассейн Ганга, Северо-Восточную Индию. Этот переходный строй и отразился в Ригведе и в других Ведах.

Жертвоприношения

Центральную роль в культе ведического периода играло жертвоприношение. Оно было главным способом сношения людей с богами. Принесение жертвы рассматривалось как кормление богов, и отношение к этому акту со стороны верующих было довольно практичное; это был своего рода торг: я даю тебе, а ты даешь мне. "Вот масло, где же твои дары?" - обращаются к богу. Местами в гимнах проскальзывает фамильярное отношение к богам на почве такого торга. Вот гимн Индре:

"Милостивы руки твои, оИндра, и благи, когда расточают дары певцу. Где же замешкался ты? Почему не спешишь на попойку? Или скупишься?

Почему, богач, люди называют тебя щедрым? Ты на подаяния тароват, так слышу от всех: так дари же и мне. За песнь мою воздай казной, о всемогущий...

Будь у меня, оИндра, такие богатства, какими обладаешь ты, я, не жалеючи, одарил бы моего поклонника; я не оставлял бы его в бедности".

Такое чисто практическое отношение к жертве очень интересно. Интересно и то, что самый момент жертвоприношения считался настолько важным, что из него вырос особый мифологический образ: это еще слабо персонифицированный в ведическом периоде образ Брахманаспати- господина молитвы или заклинания. Мы в дальнейшем увидим, как этот образ впоследствии вырастает в верховное божество.

Молитвы, связанные с жертвой, обладают принудительной силой. Боги не могут отказать человеку в просьбе, если она сопровождалась правильно произнесенными заклинаниями и правильно выполненной жертвой. Эта идея в дальнейшем развитии религии Индии привела к чрезвычайно важным последствиям.

Таким образом, ведическая религия представляет собой наряду с сильным развитием мифологии и олицетворений все же в значительной мере магию: молитвы являются в сущности заклинаниями, принудительно действующими на богов.

Космогоническая и антропогоническая мифология развита была слабо. В 10-й (позднейшей) части Ригведы изложен миф о создании мира из тела великана Пуруши: его убили боги, рассекли его тело и из частей его создали видимый мир. Известен также миф о Яме - первом человеке. Яма был также первым умершим и поэтому стал царем загробного мира.

Впрочем, представления ведической религии о загробном мире были очень смутны. Ни о каком посмертном воздаянии нет еще речи. Идея души, отдельной от тела, видимо, тоже еще не сложилась. Ведическая религия ориентирована целиком на этот, а не на потусторонний мир.

Джайнизм и буддизм

Развитие религиозных течений, боровшихся друг с другом, отражало не только рост противоречий внутри господствующих классов. Некоторые из этих течений находили себе отклик в среде широких масс, отражали бессознательный протест против кастового гнета.

В числе таких течений были буддизм и джайнизм, возникшие, по-видимому, почти одновременно - в VI-V вв. до н. э. Эти два учения были очень близки между собой (и их взаимное влияние бесспорно). Оба течения не признавали кастового строя и во главу угла ставили избавление каждого отдельного человека от страданий путем его собственных усилий; оба признавали карму и перерождение; в обоих на первое место выдвинулось этическое учение о праведном пути жизни. Но судьба этих двух вероучений была различна.

Джайнизм, основателем которого считается легендарный Вардхамана Махавира, или Джинна (из кшатриев), сводится к учению о том, что весь материальный мир есть зло и человек должен стремиться к освобождению от него. Отсюда требование строгого аскетизма, доходящее до того, что наиболее последовательные джайнисты отказываются даже от ношения одежды (дигамбары - одетые светом), требование целомудрия и безбрачия, неубиения (ахимса): нельзя убивать даже насекомых, поэтому джайнисты должны пить воду через ситечко, чтобы не проглотить случайно живое существо, должны с этой же целью прикрывать рот тканью и пр. Джайнизм распространился преимущественно среди купцов и городского населения, конечно, смягчив для многих свои требования. Он существует в Индии до сих пор (джайнистов, по данным 1941 г., около 1,5 миллиона), но, в отличие от буддизма, за пределы Индии не проник.

Иной была судьба буддизма, оформившегося почти в то же время (о нем будет рассказано более подробно позже, гл. 22). В последние века до н. э. и в начале н. э. буддизм очень широко распространился среди населения Индии - гораздо шире, чем джайнизм, - отчасти потому, что не доводил своих требований до крайностей. Одно время - при династиях Маурья и Кушанов (III в. до н. э. - II в. н. э.) - буддизм стал даже государственной религией. Это не могло не встревожить самым серьезным образом жреческую касту брахманов, терявших свое прежнее монопольно-господствующее положение. Почва из-под их ног уплывала

Культура Древней Индии

.Культура Древней Индии

 

Культура Древней Индии Это одна из самых оригинальных и величественных культур, существовавших на нашей планете. Она всегда считалась самой духовной культурой Востока. Ее волшебство и загадочность и сегодня открывается далеко не всем, особенно непостижимой она представляется технизированному сознанию западного человека.

Хараппская культура Древней Индии

 

Издавна народы, населяющие территорию Индостана, вели оседлый образ жизни, природа обеспечила им необходимые условия для жизни. С одной стороны Гималайские горы, с другой - море способствовали тому, что Индия долгое время была защищена от иноземных вторжений. В долине реки Инд уже в 4 тыс. до н.э. сложилась яркая и самобытная культура (этот период называют Хараппской культурой по имени районов Хараппы — места, где археологами были открыты особо ценные исторические находки). Они свидетельствовали о том, -что жители долины реки Инд первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Высокого развития достигли гончарное дело и ювелирное искусство. Самой совершенной среди древневосточных городов оказалась система водоснабжения и канализации.

 

В Хараппе была известна письменность, которая, к сожалению, до сих пор остается нерасшифрованной загадкой. Вот почему о ранних этапах древнеиндийской культуры приходится судить по письменным источникам, оставшимся от более поздних периодов, связанных с вторжением в Индию племен ариев — скотоводов-кочевников, говоривших на индоевропейских языках.

 

Так же как и зарождение, закат древнейшей индийской цивилизации (Хараппской культуры) наступил при невыясненных до сих пор обстоятельствах. Существуют предположения, что исчезновение древнейшей индийской цивилизации явилось следствием природной катастрофы — гигантского землетрясения, последующего разлива и изменения русла реки Инд. Вторжение воинственных племен, самыми активными из которых оказались арии, также рассматривается, в качестве решающего фактора упадка древнейшей индийской цивилизации. Несмотря на все это, Хараппская культура, бесспорно, стала основой дальнейшей культурной и социальной эволюции Древней Индии.

Ведический период Древней Индии

 

Дальнейшее развитие культуры Древней Индии, нашедшее отражение в древнейших письменных источниках, представляет собой период, который называют ведическим. Так он назван в соответствии с основными источниками священного знания — Ведами, написанными на санскрите — обработанном поздневедическом языке.

 

В ведический период складываются принципы, надолго определившие развитие духовной культуры Древней Индии. Их исходным пунктом является обожествление миропорядка и представлений о нем. Идея божественного создания общественного строя становится основой взглядов на духовную и светскую власть.

 

В ведическом периоде складывается кастовая система, оказавшая глубокое влияние на всю последующую культуру Индии. Начало возникновению каст положило четкое деление на ариев и неариев. В дальнейшем кастовая система приобрела более сложную структуру, сущность которой состояла в том, что каждому человеку с рождения предписывалось занимать строго определенное место, исполнять строго определенные обязанности в целях самосохранения и выживания рода. Человек растворялся в касте, теряя свою индивидуальность. В этом коренилась причина застойных явлений в культуре Древней Индии, что, в конечном итоге, привело к ее упадку. Однако, с другой стороны, кастовость закрепляла разделение труда на умственный и физический и, тем самым, освобождала некоторую часть людей от необходимости заниматься физическим трудом. Такая ситуация способствовала в определенной степени совершенствованию умственного труда, культивировала в обществе творческую деятельность, способствовала созданию высших духовных ценностей.

Наука в Древней Индии

 

Наибольшего подъема индийская культура и наука достигли в IV— 11 вв. до н.э. — VIII в. н.э. Именно в этот период была создана десятичная система исчисления, современное начертание цифр (позже названных в несколько измененном виде арабскими).

 

Астрономы довольно точно вычисляли движение небесных тел. 12 месяцев (по 30 дней в каждом) года делились на 6 сезонов. Каждые 5 лет добавлялся 13-й месяц.

 

Древнеиндийские астрономы знали о шарообразности земли, предполагали ее вращение вокруг своей оси. Знание химии позволило изготовлять кислоты, краски, лекарства, духи, цемент и т.д.

 

Особая роль в духовной культуре Индии принадлежала философии. Она занимала независимое положение, и все другие науки искали в ней вдохновение и поддержку. Этим она отличалась от философии Запада, где ее постоянно принуждали быть чьей-то служанкой — религии, политики, естествознания.

 

Важным было и то, что философия решала жизненные проблемы, требовала внутренней активности от самого человека, его внутренних нравственно-психологических изменений.

Литература Древней Индии

 

Ценнейшим источником для изучения общественно-экономических отношений, науки, культуры первой половины I тыс. до н. э. служит эпическая литература, написанная на санскрите. Основные памятники эпической литературы - «Махабхарата» и «Рамаяна», записанные на санскрите в первых веках до н. э., но в своей основе уже существовавшие в IV в. до н. э. Более 2-х тысячелетий эти поэмы чрезвычайно популярны. Их герои Кришна («Махабхарата») и Рама («Рамаяна») обожествлены и считаются воплощением Вишну — одного из важнейших божеств современного индуизма.

 

Индийским народом созданы многочисленные сказки, басни, рассказы. На основе народных и культовых образов в Древней Индии сложилась драматургия. Ее родоначальник — танцевальная пантомима, сопровождаемая комментарием; позже заговорили и актеры.

Религия Древней Индии

 

Значительного развития в Древней Индии достигла религиозная литература, состоявшая преимущественно из жизнеописаний Будды и религиозных трактатов. Две основные религии оказали огромное влияние на культуру Индии: индуизм и буддизм.

 

Основу индуизма составляют Веды и Упанишады. Веды, как уже упоминалось, представляют собой сборник текстов, отражающих древние религиозно-мифологические верования населения долины Ганга. Упанишады (санскр. «сидение внизу у ног учителя») — тайное философско-религиозное учение, возникшее на базе Вед, расширяющее ведическое учение. В основе вероучения индуизма — учение о перевоплощении души (сансара), происходящее в соответствии с законом воздаяния (кармой) за добродетельное или дурное поведение. Поэтому надо почитать богов, соблюдать кастовые правила, т.е. религия поддерживала идею божественного установления сословно-кастового строя, его незыблемость.

 

Буддизм, одна из ранних мировых религий, возник в VI веке до н.э. Появление этого религиозного учения связывают с именем Будды, который не был богом от рождения. Таковым его сделали последователи. Настоящее имя Будды — Гаутама. Популярность буддизма заключалась в учении об освобождении: все живые существа страдают, обладают кармой, вращаются в сансаре, независимо от кастовой или национальной принадлежности, и любой человек может достичь освобождения и стать Буддой при жизни — это зависит от него самого. Главное — избегать ложных желаний и страстей (учение о нирване), освобождение от ложного знания. Нирвана — такое состояние человека, когда его сознание освобождено от хаоса мыслей, погружено в состояние покоя, чтобы установить контроль над собственным сознанием, руководить им, сделать сознательный выбор между положительными и отрицательными мыслями и делами. Таким образом, буддизм основной целью ставит идею самосовершенствования человека. Достижение нирваны невозможно без нравственности. Добродетель и мудрость в ней неотделимы.

 

В Индии буддизм распространялся постепенно и в III веке до н.э. стал официальной религией. В средние века он стал одной из мировых религий, но в основном за пределами Индии (Тибете, Китае, Японии и др. странах).

Художественная культура Древней Индии

 

Большое место в художественной культуре Древней Индии занимала музыка. Театр выражал единство пения, музыки, танца.

 

Совершенства достигло древнеиндийское изобразительное искусство (ваяние, художественные ремесла, фресковая живопись), а также зодчество. Ему присущи богатство и пластическая выразительность образов, смелость творческой фантазии, мастерство передачи движений и чувств.

 

Материальная и духовная культура Индии заняла достойное место в мировой культуре — это и религиозно-философские системы (буддизм и др.), и древнеиндийская литература, которая воздействовала на восточные и европейские страны, и достижения науки — астрономии, математики, химии, медицины. http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=987

29)древняя Япония.государственные образования.

Первые признаки заселения Японского архипелага появились около 40 тысячелетия до н. э. с началом японского палеолита, который продолжался по 12 тысячелетие до н. э. [прим 3] Население древней Японии занималось охотой и собирательством, изготавливало первые каменные орудия труда грубой обработки. В этом периоде отсутствуют керамические изделия, поэтому период также носит название периода докерамической культуры [12] . С 12 000 года до н. э. начинается период дзёмон, который согласно археологической периодизации истории стран Запада соответствует мезолиту и неолиту. Особенностями этого периода стали формирование Японского архипелага и начало использования его жителями керамических изделий. В периоде яёй, который начался около 500 года до н. э. [13] , на Японском архипелаге появились поливное рисосеяние, гончарный круг и ткацкий станок, обработка металлов (меди, бронзы и железа) и строительство защитных городищ [14] . Эти новшества были занесены в Японию иммигрантами из Китая и Кореи. Японцы впервые упоминаются в одной из китайских исторических хроник —Ханьшу. Более подробно земля Ва, как китайцы называли Японский архипелаг, описывается в китайской «Истории трёх царств» (часть «Предание о людях ва») [15] . Согласно ей, наиболее могущественным княжеством в третьем веке было княжество Яматай, которым руководила правительница Химико. В 250 году яёй сменился периодом Кофун, во время которого получила распространение культура курганов, а в районе Ямато появилось одноимённое японское государство. Кофун плавно перешёл в 538 году в период Асука. Его особенностями стали распространение буддизма, пришедшего в Японию из корейского государства Пэкче [16] (с которым в этот период у Японии активно развивались торговые, культурные и политические связи, заключались военные союзы против других корейских государств), развитие централизованного государства китайского образца, создание первого свода законов «рицурё» и расцвет японской культуры под влиянием материковых философских и культурных идей. В восьмом веке в периоде Нара появляется сильное централизованное японское государство, сосредоточенное в императорской столице Хэйдзё-кё на территории современной Нары. Помимо ускоренной китаизации японского общества этот период характеризуется созданием первых исторических хроник и расцветом культуры. В 712 году завершена Кодзики, а в 720 году — Нихон сёки . В 784 году Император Камму передвинул столицу из Нары в Нагаока-кё, но уже в 794 году она была перенесена в Хэйан-кё (современный Киото) [18] . Так начался период Хэйан, во время которого появилась и расцвела японская национальная культура. Изобретение слоговой азбуки — каны — позволило писать на японском языке вместо китайского. Написанная каной поэтическая антология «Кокинвакасю» стала первой из имперских антологий, установившей образцы, которым поэзия танка следовала вплоть до XIX века. Такие памятники хэйанской прозы, как «Повесть о Гэндзи» или «Записки у изголовья», до сих пор почитаются многими как в самой Японии, так и вне её, вершинами японской литературы.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 596; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!