Состояние исследованности черняховских могильников на северо-восточной периферии культуры.



Э.А.Сымонович, Н.А. Кравченко составили карту со сведениями о 51 погребальном памятнике в Днепро-донецкой лесостепи (Сымонович, Кравченко,1983). Таблица о положении костяков составлена по материалам Переславль-Хмельницкого, Кантемировки, Компанийцев, Лохвицы, Максимовки. Упоминаются могильники и отдельные погребения Беребинцы, Водяное, Волчек, Клепачи, Ковали, Марковка, Новоселовка, Писаревка, Большая Писаревка, Сумы, Успенка. По степени изученности и документированности выделено три группы могильников:

- первая с числом погребений не менее 100. Сюда относятся Компанийцы и Успенка,

- вторая с числом погребений не менее 20. Лохвица и Переяслав-Хмельницкий, к ним можно добавить недавно опубликованный могильник Боромля

- третья группа-- все остальные.

Г.Ф.Никитина составила карту днепро-донецкой лесостепи, где расположены 34 погребальных памятника, дала качественную характеристику, где имеется более 100 погребений (Компанийцы, Успенка), к могильникам с числом погребений от 20 до 50 принадлежат Жовнин3, Лохвица, Новопокровка, Писаревка, Переяславь-Хмельницкий (Никитина, 1985, с.4).

И.В.Зиньковская в своей диссертации использовала материалы могильников Гурбинцы, Кантемировка, Пересечное, Компанийцы, Переслав-Хмельницкий, Успенка, Соснова, Новоселовка, Писаревка. Родной край, Головино, Сумы. Боромля (Зиньковская, 1997).

Однако при публикации материалов могильников степень обработки материалов и публикаций по региону иногда носит отрывочный характер. В положительную сторону отличаются публикации могильников Родной край (Петренко 1991), Павлюковки (Шрамко,1979), в урочище Сад (Некрасова,1985), где описаны в отдельности все погребения, даны рисунки всех вещей.

Данные об опубликованных могильниках приведены в Приложении, Таблица 1.

В последние годы материалы могильников Днепровского левобережья, и в частности северо-восточной периферии культуры стали активно вводиться в научный оборот. Прежде всего, нужно назвать публикации отчетов по могильникам Боромля и Успенка, представленные в монографии А.Н. Некрасовой (Некрасова 2006).

Открыт и исследуется могильник Войтенки на Харьковщине (Любичев, 2000, С. 150-168) На территории России в Курской области открыт могильник Пены с погребениями по обряду кремации (Радюш 2011). Все эти новые памятники будут подробно описаны в главе 3 «Черняховские могильники северо-восточной периферии культуры по материалам новых исследований»

 

Могильники северо-западной периферии черняховской культуры и некоторые дискуссионные вопросы изучения погребального обряда

Материалы черняховских могильников Левобережья, в том числе и его северо-восточной периферии, несмотря на незавершенность исследований, фигурируют в качестве решающего аргумента в дискуссиях о погребальном обряде черняховской культуры. На двух из них нельзя не остановиться, т.к. именно благодаря исследованиям рассматриваемых памятников эти дискуссии возникли, и появилась возможность прийти к какому-то общему решению.

Дискуссия о «кремациях с рассеянными косточками»

Е.В. Махно сформулировала свою теорию о существовании нового вида трупосожжений – погребений с «рассеянными косточками», их массовом характере (Махно,Сикорский. 1976). Подобные погребения она находила в Компанийцах, Новоселовке (5 единиц), Писаревке (43 единицы), Успенке (72%). (Махно, 1971а, с.88). Такие погребения найдены в Сумском. Переславль-Хмельницком и Лохвицком могильниках (Махно. 1976).

Е.В. Махно считала, что к закату черняховской культуры появилась однообразные формы погребений -- с «рассеянными косточками», которая вытесняет все другие формы (Махно,1971а, с.95).

Возникла своеобразная теория эволюции погребального обряда от биритуализма к кремациям, к погребениям с «рассеянными косточками».

 Г.Ф. Никитина подвергла эту теорию критике, основываясь на том, что, по её мнению, нельзя считать отдельными погребениями небольшие скопления кальцинированных костей и черепков. Эволюционная концепция развития черняховского погребального обряда также подверглась критике (Никитина, 1985,с.8). Материалы, собранные при раскопках в Успенке (Сумская область) и Компанийцев, не подтверждают ее. В Успенке она насчитала только 34 бесспорных погребения (Никитина,1985, с.2), в то время как Махно выделяла вместе с погребениями с «рассеянными косточками» 1662 погребения.

Обряд разрушения костяков

Масштабные исследования могильников черняховской культуры особенно в послевоенное время выявили большое число погребений с поврежденными костяками в ингумациях. Это заставило исследователей искать причины этого явления. Анализируя материалы раскопок, одни исследователи считали, что перемешивание костей в погребальной яме связано с ограблением могил (В.П.Петров и Д.Т. Березовец), другие объясняли ритуальными действиями (В.К. Гончаров и Е.В.Махно вслед за В.В.Хвойко), а необычное расположение некоторых костей в погребальной яме предполагали, что захоронение умершего было произведено в сидячем положении (Березовец, Махно 1957,с.129). Э.А. Сымонович отметил, что разрушение трупоположений, является ритуалом, т.к. такому воздействию подвергались только определенные части погребения, а вещи оставались на месте. Ритуальный характер разрушения трупоположений в Боромле и Успенке поддержала и А.Н.Некрасова (Некрасова, 2006, С. .87,100)

Трактовку разрушения как разновидность особого погребального обряда поддержала Н.М.Кравченко. При этом она подчеркивала, что находки битой и обожженной посуды, а также наличие ножей во вторичных ямах указывают на проведение тризновых действий после разрушения могил. (Кравченко, 1967, С. 101).

В своей последней работе Г.Ф.Никитина пришла к выводу, что разрушения могли носить как ритуальный характер, так и грабительский (Никитина, 2008, С.121,128).

Обряд разрушения костяков умерших характерен для двух основных обрядовых групп — трупоположений с северной и западной ориентировкой, с некоторым преобладанием первых. Так на могильнике Боромля 1раскопано 15 погребений с западной ориентацией (погребения № 2,5,10,12,14,16,19,20,21,23,26,31,32,37,47) и 17 с северной ориентацией (погребения № 1,7-9,13,15,17,27,29,30,33-35,38,39, 41,43).

А на раскопках в Успенке только 1 погребение с западной ориентацией (№50) Число погребений с северной ориентацией преобладает. Их 18 (№ 29,72,140,366,546921,1215,1216,1308,1367,1619,1620,1631,1645,1647,1652,1654,1659) (Некрасова, 2006, С. 88-105). Выводы Г.Ф. Никитиной подтверждают, что четко не прослеживается различие в проведении обряда для женских или мужских погребений. Вероятно, можно говорить о возрастном ограничении проведения обряда. Детские погребения, по-видимому, не разрушали, а если и разрушали, то в незначительном числе. Граница приходится на возраст между 8—12/14 годами (возможный возраст инициации). Умершие старше этого возраста включались в полную номенклатуру разрушений. В ходе существования черняховской культуры обряд имеет некоторую тенденцию к уменьшению его использования к финалу культуры. Наибольший процент разрушения имеют погребения ранних фаз культуры. Но судя по всему, убедительных фактов (системных, повторяющихся), которые могли утверждать грабительский характер обычая разрушения могил своих умерших черняховским населением нет.

    Основная направленность разрушения — это скелет (тело) умершего, а именно его верхняя часть — грудь и голова. Инвентарь разрушался в случае попадания его в зону разрушения. Убедительных данных о том, что именно инвентарь был целью вторжения в могилу, нет. Часто в разрушенных погребениях оставались предметы погребального инвентаря — детали одежды, украшения, посуда и пр. и даже те, которые попадали в яму разрушения. По расчетам Г.Ф. Никитиной расположение инвентаря (посуды) возможно у головы, туловища и ног. У ног чаще. Это противоречит основной направленности обряда разрушения. Разрушение могил в подавляющем большинстве (более 90 %) касалось верхней части скелета. Необъяснима также необходимость грабежа «западников», о чем уже достаточно упоминалось в литературе, которые менее всего «нагружены» инвентарем, в том числе и цветным металлом. Гипотеза «славянской вендетты» не имеет подтверждения на уровне анализа археологической структуры обряда — ни в сроках его проведения, ни в тенденции его развития. Обычай явно связан с проведением ритуальных обрядов.

О.В.Петраускас предложил три варианта разрушений погребений - локальное, зональное и тотальное, вызванные идеологическими представлениями древнего населения (Петраускас,2003). Одной из возможных причин – это эксгумация останков с последующей кремацией. 

Наличие разрушений могильников выявлено во всех основных регионах культуры. Несколько точек зрения, объясняющих это явление, существует в настоящее время. Взгляды на причины разрушения могил можно разделить на две группы:

- ритуал разрушения как составная часть погребального обряда черняховских племен. Ряд исследователей считает, что это ритуальные действия, которые входили в систему погребальной обрядности черняховской культуры (Э.А. Сымонович, и.С. Винокур, Н.М. Кравченко, В.С. Тылищак и др).

- разрушение как результат внешнего действия (грабеж, месть, деятельность землероев). Наличие разрушенных могил частью исследователей рассматривается как результат грабежа (В.П. Петров, И.А. Рафалович, И. Вернер, Б.В. Магомедов, А.В. Гудкова идр.).

Разрушение могил было одномоментным в короткий промежуток времени. По мнению В.В.Войнаровского время разрушения приходится на финал существования черняховской культуры, и сделали это славяне, желавшие отомстить своим угнетателям – готам (Войнаровский 1998). Ю.В. Васильев считает, что роль грызунов и хищников в процессе разрушения скелета преувеличена (Васильев, 2005, c. 350). Из основных причин названы вегетарианство большинства грызунов и редкие случаи кротовин. С первым отчасти можно согласиться, со вторым, как показывает опыт работы на черняховских могильниках, нельзя. Именно территория древнего кладбища буквально пробита «дырками» кротовин. Примечательно, что за пределами могильника (10—20 м) их на порядок меньше.

Классификация разрушенных погребений могильников черняховской культуры Среднего Приднепровья проведена по критериям, предложенным Петраускасом по материалам могильников Косаново и Гавриловки с некоторыми дополнениями по результатам анализа погребений западной ориентировки (Петраускас, 2009).

Выделены три основных типа археологических структур погребений с разрушенным костяком. Классификационная система для разрушенных погребений включает в себя четыре таксономических уровня. Группы выделены по отсутствию (группа 1) или наличию разрушений (группа 2) костяка. Для группы разрушенных погребений в зависимости от степени повреждения выделено три типа — локальные (тип 1), зональные (тип 2) и тотальные (тип 3) разрушения. В зависимости от места разрушения для погребений с зональным разрушением выделяются варианты: грудь—таз; череп—грудь—таз-голени.

Рассмотрим классификацию погребений со следами разрушения костяка на примере могильников в Успенке (рис.45-52) и Боромля 2 (рис.3-17).

- Погребения с локальным разрушением костяка. В этих погребениях разрушены анатомические единицы скелета - челюсть, рука и пр. Отсутствуют самые мелкие части скелета - зубы, фаланги кистей, стоп и части скелета, которые имеют пористую структуру и подвержены тлению – грудная кость, ребра и т.д. Эти части отсутствуют или находятся в перемещенном состоянии в погребальной яме. Иногда это связано с деятельностью землероек и хищников или естественным разложением более тонких тканей. Но существуют и нарушения расположения нижних частей скелета в могильнике Боромля 1.

- -Зональные разрушения. Могилы с зональными нарушениями составляют 72%. Разрушены отдельные области скелета в пяти анатомических зонах костяка - голова, грудь, таз, бедренные и берцовые кости. Основной целью ритуала зонального разрушения была верхняя часть скелета -голова, грудь, таз, которые разрушались в одинаковой степени. В значительной части погребений с зональными разрушениями сохранился значительный процент инвентаря. Разрушения нижней части очень редки-Боромля-1,п.2.

- - Тотальные разрушения – полностью нарушено анатомическое положение костяка. Кости скелета практически отсутствуют в яме или хаотично разбросаны по ней. Для этих погребений степень сохранности инвентаря. Могилы с тотальными разрушениями составляют 28%. 

Преднамеренная укладка костей от разрушенного скелета в яме. В Поднепровье встречаются такие способы:

- укладывание длинных костей (обычно это кисти рук и ног) поперек оси первичной первоначальной ориентации умершего; разворот костей в противоположных направлениях; смена расположения анатомических частей скелета; Процент таких погребений может достигать 40—50 % (Гавриловка, Журавка, Успенка).

- возможно укладка костей компактным скоплением. Это происходит в погребениях с тотальным разрушением костяка, когда сохранившиеся кости образуют одно компактное скопление в яме.

Территория распространения обычая разрушения охватывает весь регион Среднего Поднепровья как и всю черняховскую культуру (Никитина ,1985).

Выделяется группа могильников среднего течения Сулы и Псла, которые характеризуются малым процентом разрушенных погребений - Боромля 13%, Успенка 8%, Сумы-Сад 35% (Петраускас, 2014, С. 123-152)


 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 500; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!