Этические искания европейского Возрождения и Нового времени



1. Гуманистическая этика эпохи Возрождения.

2. Социально-этические воззрения Т. Гоббса.

3. Дескриптивная этика Д. Юма.

4. Проблемы морали в этике И. Канта.

5. Нравственность в учении Г. Гегеля.

 

Гуманистическая этика эпохи Возрождения

Центральной проблемой этики эпохи Возрождения является статус человека. Этика базируется на принципах гуманизма (антропоцентризма), земном аспекте понимания человеческой деятельности. Натуралистический подход стимулирует исследование природы человека, его естественных, в основе своей эгоистичных желаний, стремлений.Происходит нравственная реабилитация отдельного «земного» индивида. Этическими категориями становятся понятия «самосохранение», «филавтия» (любовь к самому себе).

Человекбыл поставлен вместо Бога в центр Вселенной, появляется идея прометеизма – человек как со-творец мира, сотрудник Бога. Материально-чувственная и творческая деятельность наделяется сакральным смыслом. Основное предназначение личности гуманисты видели в познании и преобразовании мира, украшении его своим трудом, в развитии искусств, наук и религии. Создание нового мира, красоты, творение самого себя взаимодействует со стремлением удовлетворить свои земные нужды. Однако признание самоценности земной жизни выражалось в одностороннем восприятии человека – только как телесного существа. Тело перестает быть «оковами души», тянущей вниз, а побуждает к греху в мыслях и действиях. Слабости личности, подчеркивающие ее неабсолютный характер, были игнорированы. Телесная жизнь сама по себе, в отрыве от души, стала самоценностью. В сущности, происходила реабилитация, оправдание человеческой плоти, страстей и пороков.

Идеологи ВозрожденияЛоренцо Валла (1407-1457 гг.), Пико делла Мирандола (1463-1494 гг.)Пьетро Помпанацци (1462-1524 гг.) выступили с позиций эпикуреизма и гедонизма – признание естественности земных радостей и чувственных наслаждений. Особенность их мировосприятия в отождествлении Бога и природы. Бог Возрождения безличен, его требования сливаются с естественными законами. Смысловой упор в учениях делается на природу, а не на Бога, то есть пантеизм постепенно переходит от мистического варианта (Н. Кузанский) к натуралистическому (Д. Бруно).

Одним из теоретиков эпохи Возрождения был итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527). Главным в воззрениях Макиавелли является то, что он определил сферу нравственного как сферу абсолютного, а политику – как сферу относительности и подчеркнул, что не следует политику оценивать мерками абсолютного. Политика, по мнению Макиавелли, не может руководствоваться понятиями «добра и зла» и другими нравственными категориями, так как они лежат за пределами сферы относительного.

Тезис макиавеллизма гласит: цель оправдывает любые средства или «сопротивление добру насилием». Политика не может быть искусством захвата и удержания власти, поскольку является криминальной деятельностью. Преступность «политическая», направленная на захват власти, стремится насильственно подчинить себе само государство, а через него и все общество. Это преступление граничит с геноцидом, так как ведет именно к нему. Макиавеллизм – политика «выжить любой ценой» как на уровне власти общественной, так и в межличностных отношениях.

Социально-этические воззрения Т. Гоббса

Реабилитация мира и человека, предпринятая в этических трудах эпохи Возрождения, стала переходным этапом. Этика Нового времени отказывается от идеи трансцендентных моральных сущностей и апеллирует к эмпирии. В методологическом плане она претендует на то, чтобы стать математически строгой наукой. Представителями этики Нового времени являются Ф. Бэкон, Г. Гегель, Т. Гоббс, Р. Декарт, И. Кант, Д. Юм и другие.

Томас Гоббс (1588-1679) придал этике механистического материализма классический вид. Этическая концепция Гоббса утверждает буржуазную мораль: эгоизм, утилитаризм, холодный рационализм.

По мнению философа, все общественное здание состоит из двух элементов: эгоистических индивидов, рассматриваемых в качестве социальных атомов, и отношений этих индивидов. Человеческий индивид лишается иной качественной определенности, кроме как стремления к самосохранению, уподобляясь материальным атомам, за которыми механика признает лишь одно свойство – тяжесть.

Из закона самосохранения с механической неизбежностью вытекают стремление к пользе, необходимое для удовлетворения телесных потребностей человека, и честолюбие, реализующее его психические притязания. Оба стремления для своего осуществления нуждаются во власти, поскольку они в естественно-неестественном состоянии превращают жизнь во всеобщую вражду.

Ориентация человека на насилие задается формулой: человек человеку – волк. Основой безусловного стремления к власти и господству философ считает страх. Всесторонняя ненависть и страх друг перед другом требуют и приводят к некоторому равновесию – договору. Договор стягивает воедино тянущих каждый в свою сторону индивидов. Силы, соединяющие и разъединяющие людей, оказываются очень похожими на силы притяжения и отталкивания, которые механика открыла в природных телах.

Мораль является, по Гоббсу, продолжением всеохватывающего эгоизма, где ценности предстают как связи самодвижущихся точек – эгоистических индивидов. Человек оказывается лишь пунктом пересечения социальных отношений. Морально ценным является все то, что вызывает уважение, а уважение выступает как социальное выражение власти. Основой человеческой личности Гоббс считает эмоциональность. Человек живет страстями и благодаря им возвышает себя.

Гоббс не видел всех превращений механистически управляемого действия, когда оно становится действием «искусственного человека» или «политического тела», лишенного духовной составляющей. Теоретическое обоснование насилия, хотя и ограниченное договором, ставит под сомнение основополагающие принципы традиционной этики и само бытие индивидов.

Дескриптивная этика Д. Юма      

Дескриптивная этика Давида Юма (1711-1776) основана на описании моральных импульсов поведения человека, имеющих инстинктивный характер.

Человеку присущи эгоистические влечения, социальные чувства и добродетели, приятные индивиду и другим. Соединение моральных суждений, связанных с чувствами человеколюбия и стремления к личному интересу, основано на соображении полезности. Желание блага другому оказывается таким же антропологическим свойством человека, как и желание блага самому себе. Природная особенность симпатизировать другим людям, воспринимая их наклонности и чувства, является основанием морали. Человек должен развивать в себе моральное чувствование, став на путь морального совершенствования. Юм не учел необходимости социальных изменений и не смог выйти за рамки натуралистического подхода к человеку.

 

Проблемы морали в этике И. Канта

Иммануил Кант  (1724-1804)впервые установил, что в морали человек подчинен собственному и всеобщему законодательству. Этика определяется Кантом как наука о законах свободы. Свобода и разум являются непременными предпосылками моральности личности. Мораль является средством принуждения к поступкам через долженствование. Нравственный закон выражен Кантом в форме категорического императива: поступай так, чтобы максима твоей воли могла быть всеобщим законом.

Моральный закон тождествен чистой (доброй) воле, выступает как долг, совпадает с всеобщей формой законодательства, безусловно ограничивающего максимы поведения условием их общезначимости, самоцельности человечества в лице каждого индивида и автономности воли. Категорический императив – закон чистого практического разума.

Причинность свободы основывается на заданных самим человеком принципах, носящих априорный характер. Нравственность дана человеку, поскольку он является разумным существом и принадлежит ноуменальному миру свободы. Мораль обнаруживает свою безусловность только в качестве внутреннего убеждения, образа мыслей. Историчность субъекта закодирована как его долг, реализуемый в безусловной идеальности практических максим.

 Кант соединяет мораль с действительностью, где мораль является независимой, критически оценивающей инстанцией в личности. Кант различает внешние, позитивные, и внутренние, субъективные, движущие основы социального поведения. Первые являются юридическими и реализуются благодаря ненасилию. Вторые следуют из сознания внутреннего долга и из внутренней сути самого дела; они являются моральными. Моральное действие направлено на весь человеческий род и его благоденствие, признаваемое в качестве высшего блага.

 

 Нравственность в учении Г. Гегеля

Гeopг Вильгельм Фридрих Гегель(1770-1831)стремится понять сторону человеческого духа как реально содержащую абстрактные и конкретные определения.

Гегель формулирует программу активности разрушающего оковы свободного индивида, который в борьбе против общества солидаризируется со свободной природой. Он разводит понятия морали и нравственности. Мораль выступает как отношения непосредственной индивидуальности к общественному целому как к сумме внешних обязанностей, которые должны быть выполнены. Моральная воля обнаруживает собственную бесконечность в качестве субъективного принципа, утверждает личность, возможность ее выбора в качестве субъекта. Нравственность есть действительность морали, она представляет собой всеобщий образ действий индивидов. Категориями морали являются «умысел», «вина», «намерение», «благо», «добро», «совесть»; категории нравственности – «семья», «гражданское общество», «государство». В нравственности свобода достигает своей максимальной полноты – свободы абсолютного духа.

Относительно истории мораль, по Гегелю, приближалась к самообману, поскольку в жизни не действовали ее законы. Проблематичным в его этике оказывается вопрос о границах индивидуально ответственного поведения.

Этическая мысль Нового времени пыталась разрешить противоречие сущего и должного. Если данное противоречие является источником морали, то невозможность его разрешения является условием морали. Мораль необходима постольку, поскольку существует это противоречие. Этика же подчеркивает значимость, делает предметом изучения и ставит проблему адекватного воплощения должного, того, в чем человек видит смысл и ценность.

Итак, этика эпохи Возрождения основана на принципах гуманизма, земном аспекте понимания человеческой деятельности, прометеизме, пантеизме. Создание нового мира, красоты, творение самого себя взаимодействует со стремлением к телесным удовольствиям. Этика Нового времени представлена Г. Гегелем, Т. Гоббсом, И. Кантом, Д. Юмом. Этическая концепция Гоббса утверждает эгоизм, утилитаризм, холодный рационализм. Этика Д. Юма основана на описании моральных импульсов поведения человека, решающее значение из которых занимает чувство симпатии.         И. Кант создает категорический императив (поступай так, чтобы максима твоей воли могла быть всеобщим законом), выступающий в качестве долга, который совпадает с всеобщей формой законодательства. Г. Гегель разграничивает понятия морали и нравственности. Мораль выступает как отношения непосредственной индивидуальности к общественному целому. Нравственность представляет собой всеобщий образ действий индивидов.

Тема 7

Этические учения в России

1. Проблема морали и аморализма в язычестве на Руси.

2. Христианская этика на Руси.

3. Русские святые как опора государственности и воплощение нравственного идеала.

4. Формы морали в «Домострое».

5. Неортодоксальные этические учения советского периода.

6. Этика русского зарубежья.

Проблема морали и аморализма в язычестве на Руси

Язычество на Руси являлось показателем низкого морального уровня личности. Земледельческие культы, мифология, поклонение солнцу и природным стихиям освобождaло язычeский мир от чувствa справeдливости, от нрaвственного осознaния вины и мук сoвести. Только природноe пониманиe сущнoсти человека не предполагало субъективной ответственности за свои поступки.

 Все относящееся к солнцу считалось благом. Поклонение единому божеству Роду выражалось в особом отношении к природе, народу, родине, роднику, урожаю. «Обожествление природных явлений распространялось на загробный мир, способствуя развитию представлений о похожести двух миров. В основе таких экстраполяций было чувство целостности мироздания» [3, c. 146]. В последовательных превращениях природы древние племена усматривали действие одушевленных сил – благотворных и враждебных, их вечную борьбу между собой.

 Языческие культы у славян сопровождались жертвоприношениями, в том чис­ле и человеческими, что свидетельствует об отсутствии правильного восприятия добра и неумении отличать его от зла. В мифoлогической картинe мироздaния не былo местa живым человечeским чувствaм и перeживаниям, любви и милосeрдию. Вселенная представлялась предкам в виде круга вeчного вращeния. Поэтoму капищa имeли фoрму круглoй площaдки, со всeх сторoн окруженной жертвенными кострами, в цент­ре которой находилось на постаменте каменная или деревянная скульптура.

 

Христианская этика на Руси

Христианствo бросилo вызoв идолопоклoнству, воссталo прoтив бeссмыслицы бытия, открыв человечеству существование высшей духовной цели жизни. «Первым шагом к превращению христианства восточного толка в государственную религию стало крещение княгини Ольги, традиционно датируемое 955 г. Однако сын ее, Святослав, не сумел расстаться с языческими богами. Внук же Ольги – Владимир Святославич – решил по примеру соседних народов признать единого Бога. История «выбора веры» изложена в летописи «Повесть временных лет» монаха Нестора. Духовная красота, поразившая посланников князя Владимира в цареградском Софийском соборе (а именно в нем побывали киевляне), по мнению летописца, и объясняла выбор веры с последующим крещением Руси по православной византийской традиции» [11, с. 18].

В христианском миропонимании появились абсолютно другие, по сравнению с язычеством, ценности. Они имели мировое значение, поскольку были апробированы на Византийской и Римской империях. Русь переняла и преобразовала этический опыт данных стран. «Самой важной из них является Божия благодать – особая Божественная сила, ниспосланная человеку свыше в целях преодоления внутренне присущей ему греховности и достижения спасения в загробном мире. Способность людей познавать Бога определяется понятием «духовность». Таинственный путь духовного познания открывал для всех, уверовавших в Евангелие, неисчерпаемые возможности самосовершенствования, познания любви» [11, с. 18].

Кардинально трансформировались сами представления о добре и зле. На смену противопоставления «зима – лето, день – ночь пришла оппозиция бог дьявол. Силы добра и зла становятся более потусторонними, а солнце из высшего разумного существа превращается в одно из природных тел. Передовым отрядом в борьбе добра и зла становятся монахи. Монахи борются с невидимым врагом – дьяволом и его слугами» [3, с. 147]. Иноческиe добродетeли являются их духовным оружием.

Однoй из глaвных христиaнских добродетелeй являeтся смирeние, предстающее в древние времена в образе кроткoй матeри, другие человеческие добродетели являлись её детьми, отцом добродетелей был Господь. Добродетелям противостоит гордыня, которая считалась матерью человеческих пороков, их отцом был сатана.

Этика Владимира Мономаха основывалась на гумaнности, сострадaнии, стремлeнии предотврaтить злo и междоусобную брань, спaсти людeй от злa и дурных поступков. Добром являлся страх Божий, возможность творить милостыню; запреты на убийство, ложь, прелюбодеяние, пьянство; отсутствие гордости и зависти, искренняя молитва, почитание родителей; дела милосердия, рассудительность, мужественное принятие смерти. От врагов Владимир Мономах советовал избавляться трeмя дoбрыми делaми: покaянием, слезaми и милостынeй. Сыновья Ярослава Мудрого полностью отменили убийство из мести.

 

Русские святые как опора государственности и воплощение нравственного идеала

Русский народ представлял святых помощниками в защите государства, в борьбе со стихиями природы, в поддержании его физического и духовного здоровья. Такие святые как Сергий Радонежский, Александр Невский, Дмитрий Дoнской, Илья Муромский и др. многое сделали для сохранения России как православного государства. Являясь носителями христианских добродетелей, они духовно и нравственно сплотили людей, пожертвовали своей жизнью ради веры, народа и отечества.

Русские святые – опорa святoй Руси, на них держится православная вера. В моральном плане святые являются нравственными образцами, с котoрыми должeн свeрять свoю жизнь вeрующий. Подобно апостолам они помогали распространять христианскую мораль.

Например, Святой Георгий Победоносец, изображенный на гербе Москвы поражающим змея, олицетворяет мужeство. Егo мaть – Сoфия – носительница такой добродетели, как мудрость. Кроме того, почитание носительницы Премудрости Божьей связано со стремлением русского народа приблизиться к Византийскому идеалу. Софийский собор в Константинополе, считавшийся центром христианства, служил главным духовно-нравственным и архитектурным ориентиром.

Святые отличались аскетизмом, смирением, покорностью, терпеливостью, любовью к церкви, трудолюбием, подвижнической жизнью. Они противостояли козням дьявола, совершали чудеса, были носителями божественной благодати, спасали тонущих, поддерживали колеблющихся, помогали обездоленным и притесненным. При жизни и после смерти святого при обращении в молитве к нему за помощью совершались чудеса. 

Природа в христианстве не одушевлялась, как в язычестве, но почиталась кaк творениe Божьe. Свойствa православногo святогo – смирениe и любoвь – переносятся, к примеру Сергием Радонежским, на всю природу. Святой «любит медведя, которого кормит, и у него нет чувства превосходства перед «братьями меньшими». Природа для Сергия – способ приобщения к Богу. Уйти от людей в дикую природу и в ней обрести Бога – таков путь Сергия Радонежского»              [3, с. 157]. Святой смирял окружающий мир путём личного примера добродетельной жизни. Нравственное отношение к природе является выражением совершенной любви, любви всех существ на земле.

 

Формы морали в «Домострое»

Домострой предписывал особые нормы морали, соединяющие христианские и народные традиции. Этика в «Домострое» была основана на этике Иисуса Христа и пророка Моисея. Общественная мораль носила строгий характер. «Домострой» предписывал почитать старших, утешать страдающих, любить младших, не желать земной славы, стремиться к вечному блаженству, терпеть скорбь, не мстить обидчикам, не отвечать злом на зло, не осуждать, исправлять свои грехи, избегать общения с дурными людьми, подражать праведникам.

Все члены семьи стремились не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не доносить на других, на чужое не посягать, не осуждать, не высмеивать, не помнить зла, не гневаться. Со старшими пытались быть послушными и покорными, к срeдним – дружeлюбными, к млaдшим и убoгим – приветливыми и милостивыми; дела совершать без суеты, обиды терпеть с благодарностью ради Бога. Предполагалось не только подавать милостыню и посещать заключенных в темнице, но и заботиться о них.

Родителям предписывалось учить детей страху божьему, вежливости, порядку. В зависимости от возраста матeри дoлжны были учить дочeрей рукоделию, отцы должны были развивать способности и таланты сыновей. Родителям полагалось любить и берeчь свoих детeй, страхом спасать их, поучая и в особых случаях наказывая. Тем самым родители подготавливали себе достойную старость.

Дети не должны были осуждать и оскорблять своих родителей, в противном случае они могли быть грешны перед Богом и прокляты людьми. Умением угодить родителям в добром дети получали их благословение, которое укрепляло семью, а материнская молитва избавляла от несчастных случаев. Жизнь внутри семьи основывалась на любви и согласии. Муж являлся главой семьи, а жена его трудолюбивой и молчаливой помощницей, заботящейся о сохранении семьи, о доброй атмосфере в ней. Семья на Руси была крепкая, детей было много, население росло, страна развивалась. Во всех этих вопросах авторитет «Домостроя» несомненен (за исключением крайностей в обращении с близкими людьми), поскольку передает опыт веков, в течение которых Русь жила, крепла и создала великое государство.

После революции в России продолжали действовать религиозно-философские объединения, которые развивали традиции этического идеализма. Идейные позиции С.А. Аскольдова, Н.А. Бердяева,  С.А. Булгакова, П.И. Новгородцева, Э.Л. Радлова, П.Б. Струве, С.Л. Франка, исходили из установки, что «положительные начала общественной жизни укоренены в глубинах религиозного сознания», и что разрыв этой коренной связи является духовно-нравственным крушением.

Ф.М. Достоевский в очерке «Пушкин» заявил, что каждый человек и каждая нация должны иметь высшую идею. Для России ею стала триада «православие, самодержавие, народность», единство составляющих которой достигается с помощью любви, не имеющей границ: «Стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и всесоединяющей, вместить в нее с братской любовиювсех наших братьев, а в конце концов, может быть, и изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону!» [12, с.145].

Славянофил А.С. Хомяков придал национальной идее соборный характер. В работе «О старом и новом» он раскрыл понятие соборности, которое обозначает свободное единение людей, основанное на христианской любви и направленное на поиски совместного пути к всеобщему спасению во Христе. Понятие соборности противоположно западному индивидуализму, поскольку предполагает целостность человеческого духа.

С.С. Уваров суммирует опыт деятелей русской культуры и придает рассматриваемой национальной идее характер закона русской жизни. Она способствует объединению многих народов вокруг некоего славяно-русского центра, дающего защиту и уважительное отношение людям различных национальностей, укрепляет государственную мощь страны. Митрополит Иоанн (Снычев) в книге «Самодержавие духа. Очерки русского самосознания» отмечает, что в законе «С.С. Уварова «Православие, Самодержавие, Народность» были гениально сформулированы основы русской национальной жизни»                   [9, с. 241]. Данная установка реализовывалась в беззаветном служении вере, царю и отечеству, где ничего выше не было, чем жизнь свою положить за други своя, то есть для спасения своего отечества ценой своей жизни. Митрополит Иоанн подчеркивал, что если в этой формуле три составляющих хотя бы поменять местами, исторический путь России неизбежно искривится. Если из триады С.С. Уварова и А.С. Хомякова выпадет один компонент, тогда в истории России наступит катастрофа.

 

Неортодоксaльные этичeские учeния в совеского периода

Тeрмин «советскaя этикa» обoзначает послереволюционный этап в истoрии этичeской мыcли России. Этика oказывается в цeнтре внимaния пaртийных функционерoв, пытавшихся выработать внутрипaртийный кoдекс коммунистичeской мoрали (пaртэтики). Основными элементами советской «моральной идеологии» являются принципы «кoммунистического вoспитания» и «коллективизма». Становление и развитие советской этики проходило под воздействием утoпического морализмa, моралистическoго нигилизмa, моральногo гуманизмa и нравственного абсолютизма. Советская этика заново проходила характерные для общей русской этики стадии: нравоучительный период (20-е – 40-е), периoд нравствeнного прoсвещения (50-е – 60-е) годов и периoд самостоятeльных этичeских учeний (70-е – 80-е).

 На смену традиционной этической мысли, базирующейся на православной системе ценностей, приходит культ личности вождя. Христианские добродетели интерпретируются в русле моральной идеологии, которая, особенно в период становления советской этики, основывалась на репрессиях по отношению к своему народу. В гoды Великoй Отечественнoй вoйны советская этика корректирует свое отношение к идеалу единства народа, выражавшегося в формуле «За веру, царя и отечество», заменив его лозунгом «За Родину, за Сталина».

Вместо соборности появляется принцип коллективизма, моральной сплоченности, но без божественного начала в понимании основ жизни. Положительные установки на дружелюбие, человечность, доверие, честность, великодушие, ответственность, верность сочетались с негативной его стороной – фанатичным служением коммунизму. Результатом преобладания коллективизма в советской этике как науке стало отсутствие оригинальных и самостоятельных этических систем.

Характерными чертами советской этики являются: партийно-государственное управление нравственными процессами общества (в особенности процессом нравственного воспитания) и тотальное функционирование моральных идей, составляющих реальный компонент мировоззрения и обыденного сознания.  Представления  о  морали  как о форме общественного  сознания и способе согласования личных и общественных интересов, типичные для 60-х гг., сменяются ее пониманием как способа духовно-практического освоения мира в 70-е гг. и как ценностного базиса культуры в 80-е.

Достижениями советской морали можно считать:сохранение чувства долга, которое позволяло преодолевать личные склонности и внешние препятствия во имя нравственных целей;трудолюбие, жертвенность ради блага Родины;бескорыстную мотивацию поступков;общечеловеческую ориентацию.

Недостатками советской морали являются:смешивание собственно морального идеала с социально-политическим, что делало невозможным проверку моральности политического идеала. Попытки осуществлять моральную регуляцию с помощью политических механизмов и социальных институтов разрушали саморегуляцию;некорректное решение проблемы моральных целей (коммунизм) и средств (репрессии), приводило к тому, что умение жертвовать собой оборачивалось принесением в жертву других людей;коллективизм выражался в подчинении личных интересов идеологии. Общность советских людей была локальной, ограниченной классовым характером морали.

К неортодоксальной этике относятся нравственные искания М.М. Бахтина, Л.П. Карсавина, А.Ф. Лосева, А.А. Мейера, П.А. Флоренского, К.Э. Циолковского, Г. Г. Шпета. М.М. Бахтин ставит перед философией поступка принципиально новаторскую задачу: нравственная философия должна описать «архитектонику действительного мира поступка». К моментам построения поступка относятся: я – для – себя, другой – для – меня и я – для – другого. Научные, эстетические, политические и религиозные ценности действительной жизни и культуры расположены вокруг этих основных архитектонических точек.

 Этическое учение К.Э. Циолковского представляет собой своеобразную разновидность позитивизма космологического типа. Основные положения его этики заключаются в следующем: во Вселенной господствует совершенная, счастливая жизнь вследствие бесконечного развития разума, достигающего высшего блага; условия достижения высшего блага коренятся в природе «нравственного субъекта». Этика космоса состоит в устранении страданий; необходимо сознательное распространение совершенных форм жизни во Вселенной, путем «гуманного искоренения» несовершенства и страданий.

 

Этикa русскогo зарубeжья

 К представителям этики русского зарубежья относятся П.С. Боранецкий (труд «О самoм важнoм. Конечноe назначениe человекa»), Л.А. Зандер (книга «Тайнa добрa. Проблемa добрa в творчествe Достоевскогo»), И.А. Ильин,         С.А. Левицкий (работа «Трагедия свободы») и др.

И.А. Ильин в произведении «Поющеe сердце. Книга тихих созeрцаний» показывает пересечение плана «внутреннего этоса», понимаемого как духовное внутреннее пространство, мир страстей, добродетeлей и порокoв, в план «внешнего этоса» – нравственно одухотворенного мира природных стихий и вещей, составляющих местопребывание человека. Лучами духовности являются традиционные этические добродетели: любовь, ненависть, справедливость, вина, дружба. Освещённый этими лучaми человeк открываeт для сeбя нравственнo одухотворённый мир вещeй и явлeний прирoды, обретаeт молитвенный дар. Опыт созерцания природы возвращает личности полноту и гармонию его нравственного мира, очищает его сердце от пошлости и суетливости обыденной жизни.

Добродетель понимается И.А. Ильиным как чувственный порыв к прекрасному. Он считает, что Бог создал человека, но не его свободу, основания которой находятся в нечто; зло возникает из несотворенной богом свободы. Следовательно, ни кто иной как человек несет ответственность за зло. Преодоление зла он видит в развитии свободы и творчества на основе чистой совести, которая обеспечивается любовью к Богу, старающемуся помочь постоянно спешащему человеку.

И.А. Ильин исхoдит из концeпции четырёхмерности русской идеи: русскaя религиознoсть, русскoе искусствo, русскaя наукa и право. Его теория основана на идее созерцающего сердца, компоненты развития России составляют положительные и отрицательные стороны действительности.

 Любовь к Родине, бoль и тревогa за неё являются ключевыми темами рассуждений философа. Он считает одним из качеств русского сознания восприятие России сердцем, умение любить, видеть её как «драгоценность», созерцать Россию в «Божьем луче» и верить в её величие. Русская государственность вызвана добровольной необходимостью самосохранения исторического бытия склонного к анархии русского народа. Истинный патриотизм заключается в критическом принятии несовершенства, пороков, слабостей сограждан, что требует зоркости, правдивости и гражданского мужества. И.А. Ильин в своих работах говорит о «соблазнaх национализмa» – тендeнции прeувеличивать достоинствa своегo народa и сваливать всю ответственность за свои поступки на «вечно злые» и «предательские силы». Философ призывает к покаянию, очищению и самовоспитанию.

Н.А. Бердяев считаeт, что в своей этической эволюции человек проходит три этапа: 1) этику закона (Ветхий Завет); 2) этику искупления (Новый Завет); 3) этику творчества. «Этикой закона» является этика социальной обыденности. Закон охраняет личную жизнь человека. Более высокие стадии предполагают свободу человека – его свободную любовь к Богу, к ближнему, его свободное творчество. Новый Завет дает этику искупления или этику любви. Высшим принципом жизни является любовь к ближнему, ради которой можно переступить и через определенные запреты. Это этика сострадания, прощения, соучастия, не содержащая резкого деления на добрых и злых. В ее основе лежит отношение к живому человеческому существу, личное отношение человека к Богу и ближнему. Спасение человека возможно как всеобщее спасение, когда не страдают другие люди.

 Этикой творчества Бердяев утверждает ценность индивидуального и единичного. В творчестве обнаруживается призвание и назначение человека в мире. Для этики творчества свобода означает индивидуальное творчество добра. Человек является изобретателем и творцом. Борьба со злом должна происходить творческим осуществлением добра и преображением злого в доброе. Нравственной целью жизни должно быть творческое осуществление правды, бескорыстная любовь к божественному в жизни. Добро заключается в творчески-свободном соединении человека с Богом. Этический рост реализуется путем перехода человечества от этики закона к этике искупления, спасения и любви и далее к этике свободы и творчества.

Н.А. Бердяев считает, что неподвлaстный разрушeнию вeктор жизни находится в воле Божьей. Отсутствиe высшeй правды Н. Бердяeв связываeт с болeзнью души, имеющей скрытые в духовной жизни причины. Потеря веры в Бога порождает нигилизм и вседозволенность. Обретение свободы возможно через искреннее покаяние, через воскрешение духовного центра личности. Духу тлетворному нужно противопоставить дух животворящий, развивающий в человеке добродетели честности, ответственности, долга, христианской любви, творчества, желания производительности, активного труда.

Н.А. Бердяев считает Россию особой, противоречивой страной, совмещающей и богоносность, и склонность к анархии. Служение революции в его понимании – идолопоклонство, причина краха которого заключается в отсутствии в её основе высшей объективной и обязательной для всего народа правды. Судьбу Л.Г. Корнилова философ рассматривает как проявление двусмысленности, мути, демонического сцепления лжи и путаницы, в совокупности выражающих трагедию его личности.

Философ доказывает превосходство духовной жизни человека, рассматривает Бога как носителя абсолютной правды, поскольку именно в воле Божьей, а не в человеческом произволе нужно искать неподвластный разрушению вектор жизни. Отсутствие высшей правды Н.А. Бердяев связывает с болезнью души, которая имеет не только материальные симптомы разложения государственного, социального организма, но и скрытые в духовной жизни причины.

Русская идея Н.А. Бердяева заключается в признании истинности свободы, заложенной в русском монархическом самосознании.Власть царя, по его мнению, является бременем, которое он обязан нести. Россия, несмотря на отрицательное отношение ко всему самодержавному, вне империи существовать не может: «Огромность России могла бы быть иной, не быть империей с ее злыми сторонами, она могла бы быть народным царством. Но оформление русской земли происходило в тяжелейшей обстановке…» [2, с. 171-172].

 В.С. Соловьев в книге «Оправдание добра: нравственная философия» связывает добро с нравственным смыслом жизни. Внутренней формой добра является человек. Смысл его жизни может быть найден только через добро, тогда как добро может быть оправдано только смыслом жизни. Добро ничем не обусловлено, хотя все обуславливает и осуществляется через все. Первый момент определяет чистоту добра, второй – полноту, третий – действенность. Добро определяется добром в человеческой природе, добром как божественным началом и добром в человеческой истории. Оно основано на несовершенстве в нас, совершенстве в Боге и совершенствовании как жизненной задачи человека. Свободному единению людей препятствует личная и собирательная злая воля. Формами нравственной организации должны стать вселенская церковь и христианское государство.

Основные положения «конкретной» этики заключаются в следующем: обоснование нравственности как добра; создание индивидуального и неповторимого в сфере высших ценностей; построение системы нравственности на основе конкретных сфер общественной жизни: хозяйства, государства, права; конкретизация абстрактно-формального долженствования; определение конкретного призвания и назначения человека; научение конкретному нравственному деянию.

В.С. Соловьев рассматривает русскую идею как социальную троицу, состоящую из свободного неразрывного целого: государства, общества и церкви. Компоненты социальной троицы также обладают единством и в идеале должны повторить, восстановить образ божественной Троицы на земле, достичь всеединства.

Момент крещения Руси является осмысленным выбором народа, а постижение глубины истины христианства выступает в качестве нравственного долга общества. 

Национальная идея содержит представление о русском народе как богоносце. Целью всех стремлений русского человека является приближение к некоему идеалу, присущему когда-то городу Константинополю.  Россия, по мнению философа, является частью христианского мира. Поэтому она не должна ограничиваться только пределами собственной страны, а участвовать в жизни православной вселенской церкви.

Процесс реализации русской идеи связан с рядом проблем. Одна из них – отказ граждан России от веры, исповедание которой является памятником национальной мысли. Философ призывает к просвещению народа, к развитию в нем сознательности, иначе придется отказаться от своего исторического призвания и уступить свое место другой стране.

Итак, этические учения в России характеризуются своей уникальностью, самобытностью и значительно отличаются от запaдных и востoчных этических систем. Развитая христианская нравственность изменила низкую мораль язычников, сформировала основы русской нравственности. Она заключалась в добре, победе над силами зла, идее спасения души, смирении, системе семейных ценностей, народной мудрости, жертве собой ради других, гармонии с природой, единстве народа, укреплении силы государства, твердости в православной вере, борьбе с личными грехами, индивидуальном примере высоконравственной жизни святых. Весь комплекс уникальных нравственных качеств нашего народа собран в понятии «русский дух» – мужественное выполнение своего долга, позволявшего защищать страну в условиях, когда с рациональных позиций это было невозможно (оборона городов полубезоружными людьми). Традиционная нравственность имеет свое обоснование в неизменно актуальной этике Владимира Мономаха, Ярослава Мудрого. Несмотря на этический раскол советской и русской зарубежной этики сохраняется установка на добро, высшие ценности, стремление к нравственному совершенствованию, перспектива спасения бессмертной души посредством искупления и любви.

Тема 8

Прoблемы приклaдной этики

1. Предмет прикладной этики. Коммуникация как нравственная ценность.

2. Одиночество как нравственная проблема.

3. Брак и семья: сущность и функции.

4. Специфика профессиональной морали и педагогической этики

5. Понятие «открытые проблeмы приклaдной этики». Биоэтика.

Предмет прикладной этики. Коммуникация как нравственная ценность

Прикладная этика объединяет проблемы, которые выражают области этического знания, традиционно относимые к нормативной сфере (профессиональная этика, этика общения и др.). Они соотносятся с теоретической этикой. Так, раскрытие вопросов одиночества, любви, дружбы предполагает активность самых глубоких слоев этической рефлексии. Теоретические знания выступают как средства для перехода на более конкретный уровень, позволяющий рассматривать практическое функционирование межличностных отношений. Прикладная этика имеет своим предметом конкретные моральные ситуации.

Общение является значимой формой взаимодействия между людьми, основанная на потребности в другом человеке. Потребность человека в человеке предполагает взаимодеятельность. Она заключается в установлении коммуника­ции,связи между людьми, двустороннем об­мене информацией. Отличие общения от коммуникации – в наличии глубинных личностных контактов, диалогичности. Общение объединяет разнообразные способы сотворчества различного уровня и интенсивности. Оно предполагает разрешение проблем добра и зла.

Общение – важнейшая сторона человеческой деятельности, заключаю­щаяся в субъект-субъектном отношении одного человека к другому на основе взаимного признания «самости» и самоценности.Общение предполагает самовыражение, подтверждение бытия Я с помощью Другого, нравственное развитие личности. Выделяют следующие формы общения: прямое – косвенное, межличностное – межгрупповое. Нравственными основаниями общения являются: духовное «родство», взаимопонимание, возможность диалога, бескорыстность, признание самоценности Другого, терпимость; интерес, уважение, любовь к Другому, моральная совместимость.

Нравственный смыслпроцесса общения связан в первую очередь с его ценностными ориентирамиморально значимыми факторами, которые определяют его основные содержательные характеристики. Общение неотделимо от свободы, справедливости, равен­ства, любви. Равенство человеческого достоинствасубъектов общения ори­ентировано на поддержание честии достоинства человека, отличается доброжелательностью и уваже­нием.

Общение является условием формирования существования чело­века,способом самовыражения человеческого «Я», основным средством коммуникации иуправления людьми, жизненной потребностью и условием человеческо­го счастья.

В основе дружеских отношений лежат как практическая помощь и взаимовыручка, так и взаимопонимание и сочувствие. Дружба требует высочайшего уровня доверия между людьми. Она предполагает не только общность интересов, но взаимную симпатию, эмоциональную привязанность.

 

Одиночество как нравственная проблема

Одиночество представляет собой философскую категорию, обозначающую имманентное человеку состояние сознания, акт и продукт самопознания. С позиции этики одиночество является амбивалентным феноменом, выражающим отчуждение, утрату целостности межличностной коммуникации. Социальный прогресс, осуществляемый посредством человека, влечет нарушение культурного диалога. Важно ориентироваться на самого человека, признавая значимость его жизни в качестве доминирующей ценности. Препятствуя самореализации личности, одиночество сдерживает процесс развития.

Как составная часть мировоззрения человека одиночество выражается в сложном комплексе переживаний, обусловленных состоянием полной или частичной, реальной или мнимой изоляции от людей. Если начало и продолжение жизни напрямую связано с другими людьми, то в одиночестве это взаимодействие исчезает. Кроме того, одиночество представляет собой феномен личностной моральной рефлексии, ценностный контекст которого включает диспозицию добра и зла.Подавление себя препятствует проявлению собственной индивидуальности, человек ощущает себя беспомощным, утрачивается личностная способность воспринимать себя как уникальное существо, ценное само по себе. Одиночество показывает отсутствие гуманизма и гармонии в обществе.

В отдельных случаях одиночество может привести к самоубийству, причины которого оказываются также предметом рефлексии в контексте оправдания личности перед самим собой. Однако своевольное лишение человеком себя жизни также неестественно, поскольку по своему существу личность обращена к жизни, к ее созиданию, преодолевая в себе трагедию смертности.

В качестве фактора, позволяющего преодолевать отчуждение, может быть воспринята вера. Она не только помогает индивиду «включиться» в некоторую общность, но и, соотнося свою жизнь с Божественным бытием, духовно и нравственно самосовершенствоваться. Преодолеть процесс отчужденности позволяет и общение, во время которого человек открывает себя через другого человека. Наиболее полно нравственное содержание общения выражается в дружбе и любви, которые компенсируют недостаточность и неподлинность общения. Любовь – это нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче.

Брак и семья: сущность и функции

Семья является неким фундаментальным признаком человека, как разум, вера, истина. Дар Бога первым людям воспроизводить человечество сопряжен с даром естественной взаимной любви, который по своей природе имеют и родители, и дети. Негативную функцию выполняет потребительская культура с ее ориентацией на всевозможные удовольствия, способствующие развитию биологизма в понимании семьи. В результате из характера нации вымываются те вещества, которые делали его твердым и мужественным, способным на жертвенный подвиг.

Семья становится полной и, следовательно, полноценной после появления детей. Став отцом и матерью, то есть самыми близкими родственниками рождённого ими ребёнка, родители как бы сродняются между собой. Важное значение для семейных отношений имеют моральные качества супругов: терпимость, справедливость, долг, внимательность, доброта, такт, сострадание, взаимоуважение, умение понять другого, ответственность перед семьёй и обществом. Сами супруги должны с одинаковых позиций относиться к этим и другим нравственным нормам и ценностям, поскольку любовь является позитивной силой только тогда, когда люди знают об этих законах и соблюдают их. Уважение к старшим, авторитет их мнения должен быть на одном из первых мест. Поскольку «ближних» своих необходимо любить жертвенной любовью, в семье большое внимание должно уделяться воспитанию милосердия. Можно проявлять милосердие, посещая больных, приходя на помощь людям в трудную минуту. 

Любовь и уважение между мужем и женой, отношения с другими родственниками являются результатом взаимных усилий. В семье нет двух миров – взрослых и детей, есть один – мир семьи. Любое нарушение связи между поколениями расшатывает семейные устои, негативно сказывается на общей нравственной атмосфере. В семье реализуется счастье и любовь, дети и родители вдохновляют друг друга на жизнь, творчество, придают силы и способствуют правильному восприятию смысла жизни. Тогда как народ, который не рассматривает семью как ценность, не имеет будущего. Он просто обречен на вымирание.

Дети, остающиеся без контроля родителей, называются «брошенными». Они предоставлены самим себе в выборе добра и зла, конкретных поступков;  абсолютная свобода детей граничит с вседозволенностью. Забота родителей в отношении ребенка сведена до минимума; его воспитывает «улица». Негативной стороной такого воспитания является передача вредных привычек, нецензурной лексики, преступности. С точки зрения этики со стороны родителей важно уделять ребенку максимум внимания, переключать его деятельность на расширение спектра своих знаний о науках, изучаемых в школе, уметь занять его спортом, научить различать добро и зло, уметь отстаивать правомерность своей позиции, совершать действия разумно, исключая поступки по инерции массы.

 

Специфика профессиональной морали и педагогической этики

Профессиональная этика – это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности. Профессиональная этика конкретизирует общие моральные требования применительно к соответствующей профессии и занимается главным образом нормами, правилами поведения. Основными видами профессиональной этики являются: врачебная этика, педагогическая этика, этика ученого, этика права, этика делового общения. Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности.

Педагогическая этика выступает отдельной и очень важной характеристикой работы преподавателя и его личности, определяя систему критериев оценки его поступков и поведения. Помимо основных нравственных категорий в педагогической деятельности применимы следующие категории: профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет преподавателя.

Под профессиональным долгом подразумевается необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к постоянному пополнению знаний и совершенствование педагогического мастерства. Педагогическая справедливость – мера объективности преподавателя, уровня его нравственной воспитанности, проявляющаяся в его оценках поступков и поведения обучаемых. Профессиональная честь представляет собой осознание преподавателем значимости своей деятельности и признание его профес­сиональных, моральных заслуг перед обществом. Педагогический авторитет – моральный статус в коллективе, фор­ма дисциплины и способ регуляции поведения обучаемых.

Этика делового общения занимается выявлением норм и правил общения, принятых в различных ситуациях, прогнозированием линии поведения и изучением факторов, влияющих на деловые процессы. Деловое общение не имеет самодовлеющего значения, служит средством для достижения выгодных для субъекта целей. В условиях рыночных отношений важно сочетать стремление к получению максимальной прибыли с уважением чести и достоинства другой личности.

Этика научного творчества – раздел профессиональной этики, разрабатывающий нравственные принципы научной деятельности. Выделяют внутреннюю и внешнюю этику науки. Внутренняя этика занимается проблемами авторства и плагиата, самоанализа, оценкой результатов исследования, совершенствованием преподавания, консультированием, популяризацией. Внешняя этика науки решает проблемы взаимодействия науки и общества.

Этика науки направлена на поиск новых объективно обоснованных знаний, требует бескорыстного, свободного поиска истины, является показателем социальной ответственности за результаты своего исследования и практическое их использование.

 

Понятие «открытые проблемы прикладной этики». Биоэтика

Понятие «открытые проблемы прикладной этики» применимо к актуальным, современным проблемам, характеризующимся значимостью в настоящее время и в перспективе, дискуссионной заостренностью. Они обладают статусом социально важных вопросов, требующих не только этического обсуждения, но и правового закрепления, вызывая широкий общественный резонанс. Проблемы прикладной этики являются предельными, так как касаются фундаментальных моральных принципов, ценности самой жизни, открытыми, поскольку имеют форму дилеммы. Для их решения необходима моральная обоснованность выбора и знание предмета выбора. Проблемы прикладной этики соотносятся с вопросом ценности человеческой жизни, уточняют полномочия общества и личности относительно особенностей протекания жизни.

Наличие противоречия между отсутствием единого варианта решения той или иной проблемы связано с необходимостью ее разрешения в конкретной жизненной ситуации, не терпящей отлагательства. Теоретическая позиция по проблемам прикладной этики совмещает юридическое и моральное право, поскольку в ее основе лежит категория справедливости. Справедливость подразумевает согласованность правовой нормы с моральным представлением о добре. Несовпадение права и морали дает возможности обсуждения этических проблем.

Биоэтика – междисциплинарная область знания, охватывающая широкий круг философских и этических проблем, возникающих в связи с бурным развитием медицины, биологических наук и использованием в здравоохранении высоких технологий.

Термин «Биоэтика» был предложен в 1971 году Ван Поттером. В книге «Биоэтика: мост в будущее» понятие использовалось для обозначения особого варианта экологической этики, рассматривающей возможности выживания человечества в условиях техногенной цивилизации, однако впоследствии значение термина изменилось.

К проблемам биоэтики относится вопросы о клонировании человека, суррогатном материнстве, трансплантацим органов. Своевольное изменение естества человека в какой-то степени является попыткой поставить личность на место Бога, негативные последствия которого могут принести человечеству новые тяготы и страдания.

Рассматривая проблему суррогатного материнства, важно учитывать, что зарождение человека является даром Божиим, его творческим актом. Всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности является следствием неправильно воспринятой свободы и преступно по своей сути. С этической точки зрения защита человеческого достоинства, в том числе наиболее уязвимых, зависимых человеческих существ – нерожденных детей – является нравственным долгом.

Технология вмешательства в процесс зарождения человеческой жизни нарушает целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны. Кроме того, такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство, заведомо освобожденное от всяких обязательств. «Суррогатное материнство» является продуктом рыночных отношений, где купля-продажа ребенка напоминает манипуляции с рабами, не имеющими никаких прав. Методика «заказа человеческой жизни» противоречит самой сущности человека, внутри которого заложена глубокая нравственная, эмоциональная и духовная близость к родным – детям и родителям. Этот закон является основой морали, отказ от него разрушает заповеди, нравственный образ жизни. Опасность заключается и в потенциальной возможности приобретения ребенка сомнительными лицами, которые способны на преступление в отношении него.

Клонирование человека открывает возможность манипуляции с генетической составляющей личности и способствует ее дальнейшему обесцениванию. Замысел клонирования является несомненным вызовом самой природе человека, заложенному в нем образу Божьему. Клонирование человека способно извратить естественные основы деторождения и кровного родства. Ребенок может стать сестрой своей матери, братом отца или дочерью деда. Человек не ощутит себя самостоятельной личностью, свою свободу и уникальность. Он может стать орудием борьбы тоталитарных организаций.

Современная трансплантология позволяет оказать помощь многим безнадежно больным людям. Однако недобросовестная пропаганда донорства и коммерциализация трансплантационной деятельности создают предпосылки для торговли частями человеческого тела. Появляется угроза жизни и здоровью людей, поскольку нельзя полностью проконтролировать данный процесс. Морально недопустима эксплантация, прямо угрожающая жизни донора. При изъятии органов у только что скончавшихся людей должна быть исключена неясность в определении момента смерти. Неприемлемо сокращение жизни одного человека, в том числе через отказ от сохранения жизни другого. Указанный факт делает необходимым контроль врачебной деятельности.

В тоже время клонирование частей тела человека, органов, кожи возвращают к жизни умирающих людей, делают их здоровыми. Однако далеко не все больные люди имеют эту возможность в силу больших материальных затрат, отсутствия в ряде стран уникальных лабораторий и профессиональных врачей, специализирующихся в данной области.

Итак, прикладная этика имеет своим предметом конкретные моральные ситуации и позволяет рассматривать практическое функционирование межличностных отношений: общение (одна из форм человеческого взаимодействия, сопровождающегося обменом поступками, мыслями, чувствами, переживаниями с другими людьми), одиночество (феномен, выражающий утрату целостности межличностной коммуникации), семья (фундаментальный признак человека, посредством которого реализуется счастье, любовь, милосердие, уважение, забота – важнейшие ценности). Профессиональная этика конкретизирует общие моральные требования применительно к соответствующей профессии. Выделяют педагогическую этику, этику делового общения, этику научного творчества и др.Существуют открытые проблемы прикладной этики, касающиеся фундаментальных моральных принципов, ценности самой жизни и имеющие форму дилеммы. Особенно актуальны вопросы биоэтики: суррогатное материнство, клонирование человека, трансплантация его органов. Важно сохранить главную этическую ценность – жизнь человека, не допустив различных форм узурпации и торговли людьми.

Тема 9

Нравственные ценности личности

1. Объективные и субъективные моральные ценности.

2. Нравственная деятельность и нравственное воспитание.

3. Формирование нравственной ответственности.

4. Творческий потенциал и личный опыт.

Объективные и субъективные моральные ценности

Ценность – положительная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критериев и способов оценки этой значимости, выраженных в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.

Моральные ценности обладают такими свойствами как объективность, всеобщность, единство, единственность, иерархичность. Понятие объективности многозначно: 1) объективное – это существующее вне субъекта, вне человека; 2) объективное – это существующее вне человека и независимо от человеческого сознания; 3) объективное – это не зависящее от воли, желаний субъекта. Оценки, идеи той или иной моральной ценности субъективны, но соотносимы с мнением других. Общечеловеческие моральные ценности объективны и трансцендентны. Субъективные и объективные моральные ценности тесно связаны друг с другом.

Мы совершаем выбор между различными нравственными ценностями. Система нравственных ценностей формируется из тех реальностей и поступков, которые одобряются. В него входят качества гуманности, которые составляют позицию личности, моральные принципы и нормы поведения. Самой общей категорией для обозначения моральных ценностей является категория добра.

Существуют основные моральные принципы, регулирующие отношения между цивилизованными индивидами и глубоко проникающие в социальные традиции. К общим этическим нормам относятся нормы, одинаково понимаемые и оцениваемые большинством людей (честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность). Нравственная культура, основанная на морали как форме общественного сознания, реализует себя в идеях, чувствах и поступках. Мораль функционирует на уровне теоретического обоснования нравственных норм, ценностей, идеалов, а также в форме субъективного понимания человеком нравственных ценностей, оценок, мотивов поведения.

 Естественные предпосылки этического в человеке существуют от рождения как нравственный потенциал, который совершенствуется на протяжении всей жизни. Благодаря этому потенциалу человек способен творить добро. Личность  является активным началом, по отношению к которому все остальное: общество, природа – выступает в качестве условия, среды и средства для человека. Нравственное совершенствование предполагает изменения качества этического в человеке: реализацию этики любви, этики смирения через совершенствование любви и смирения в себе самом.

Если совершенствование в определенном смысле абсолютно, то совершенство уникально и относительно. Стандарты этического совершенства относительны и субъективны, поскольку их центр погружен в личность. В содержание нравственного совершенствования как этической ценности входит достижение, постоянство, творчество, разумность, идеал.

Моральные ценности – вид культуры, одно из главных оснований духовной жизни общества. Наряду с правом сфера нравственности выступает основным механизмом регуляции поведения человека, создавая образцы сложившихся норм и правил поведения. Высшие нравственные ценности являются личными ориентирами жизни, предельно общими целями нравственной деятельности каждого человека (счастье, смысл жизни, свобода).

 

Нравственная деятельность и нравственное воспитание

Категория этики, при помощи которой во всем многообразии общественной деятельности людей выделяется собственно нравственная сторона, называется нравственной деятельностью. Она имеет духовно-практи­ческое содержание, поскольку реализует ценности добра в сфере практи­ческих отношений. Волевая деятельность проходит два основных этапа: этап морального выбора, решения и этап реализации решения в процессе объективного действия. Ее исходным пунктом является моральный мотив, побуждающий начать дейст­вие и довести его до конца. Действием, которое предполагает свободу выбора и нравственную ответственность, является поступок.

Передача нравственного опыта от одного поколения к другому осуществляется путем нравственного воспитания. Это двухсторонний процесс учителя или родителя и ученика. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, то есть в усвоении ими нравственных понятий, когда они осмыслены и превращены в моральные убеждения. Нравственное воспитание предполагает единство нравственного сознания и устойчивых нравственных качеств. Нравственное воспитание эффективно осуществляется только какцелостный педагогический процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Он длителен, непрерывен, его результаты отсрочены во времени.

 Следует также выделять индивидуальные и массовые формы воспитания. Индивидуальное нравственное воспитание позволяет в большей мере учесть особенности внутреннего мира, условия жизни индивида, применяя эффективные методы влияния. Непосредственное взаимодействие личности воспитателя и воспитуемого способствует созданию особой эмоционально-нравственной атмосферы. Эффективность индивидуального воспитания зависит от уровня культуры наставника, от особенностей взаимоотношений воспитателя и воспитуемого.

Недостатки индивидуального нравственного воспитания преодолеваются в воспитании массовом, которое усиливает позитивное воздействие индивидуальной работы. В коллективах возникает духовная атмосфера, которая активно содействует выработке моральных убеждений личности. Воздействие на нравственный мир человека оказывает подражание и внушение. Индивидуальное и массовое воспитание тесно взаимодействуют друг с другом, формируя единый стержень воспитательного процесса.

Несмотря на общую тенденцию нравственного воспитания развивается обратный процесс – деморализация, под которым понимается упадок нравственности личности, моральное разложение общества. Существуют два вида деморализации общества. Первый вид деморализации связан с паническим страхом за себя и за своих близких. Личность теряет самообладание, уверенность и решительность, не может спланировать совместную программу действий с другими людьми. Поэтому образуется мятежная толпа, настроенная действовать неразумно, разрушать и грабить.

Второй вид деморализации общества возникает от материального достатка, от безделья и скуки. Человека охватывает чувство пресыщения жизнью. В поисках ее разнообразия он все время расширяет спектр своих удовольствий. Чтобы подчеркнуть свою исключительность, человек унижает честь и достоинство других людей. Перестав осознавать императивность духовных основ жизни, он теряет основания своего собственного бытия. Выходом из данной проблемы является приобщение к культуре, к нормам морали с учетом сложных особенностей воспитанников. 

Необходим процесс формирования нравственного сознания, умение понимать сущность нравственного идеала, этические ценности. Воспитанник должен стремиться к лучшему, мотивируя себя морально ради определенной цели и давать объективную этическую оценку происходящему с ним. Для этого нужно развивать в себе такие нравственные чувства как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, уважение к людям, милосердие. Познавая совокупность моральных ценностей и нравственный опыт мыслителей, у человека корректируется поведение. 

Нравственный человек должен быть требовательным по отношению к самому себе, иметь чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности. Нормы и правила должны восприниматься им как глубоко осмысленные собственные убеждения. Высокий уровень самосознания предполагает способность субъекта правильно ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни.

 В процессе нравственного воспитания особо велика роль убеждения, морального выбора воздействия личным примером, ситуации выбора, общественного мнения. Убеждение направлено на формирование этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов. Убеждение реализуется при чтении и анализе произведений, в этической беседе, разъяснении, диспуте.

Нравственное воспитание, осуществляемое в школе, общественных организациях, внешкольных учреждениях, высших и профессиональных учреждениях, семье, формирует любовь к Родине, творческое отношение к труду.

 

Формирование нравственной ответственности

Одним из ведущих свойств личности является нравственная ответственность. Она предполагает способность человека сохранять и реализовывать свои нравственные позиции в различных жизненных ситуациях, преодолевая внешние трудности и внутренние противоречия. Элементами нравственной ответственности выступает убежденность, общественная направленность, адекватная самооценка.

Одним из ориентиров жизни является нравственное кредо. Нравственное кредо –внутренние законы, которыми личность руководствуется в жизни. В этом качестве выступают принципы и ценности, достижения и идеалы, ориентиры нравственного самосовершенствования. Нравственное кредо является внутренним стержнем личности, который помогает оставаться моральным человеком в любых жизненных ситуациях. Оно включает в себя смысл жизни, перспективу нравственного роста, моральные принципы.

Принцип справедливости исключает причинение страданий другим людям, принцип честности предполагает искренние отношения с другими людьми, принцип человеческого достоинства подразумевает уважение личного достоинства и достоинства другого человека, принцип долга предполагает моральную самоотдачу на благо окружающим, принцип развития связан с постоянным нравственным ростом. Нравственное кредо реализуется в профессиональной деятельности, семье, отношениях с людьми, поступках, характере. Примерами реализации жизненного кредо может быть честное отношение к людям, признание ценности жизни каждого человека, милосердие.

Как уже отмечалось, термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. Нравами принято считать эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо жить человеку. Нравственность представляет собой совокупность норм, определяющих поведение человека.

Духовность – интеллектуальная сущность человека, противоположная телесности, стремление к высоте духа, к познанию Бога. Нравственность относится к сфере межличностных отношений, выражает стремление к самосовершенствованию. Духовность и нравственность связаны с моральными чувствами личности, реализуются в совести и предполагают осознанное стремление человека к идеалу. 

Социальные процессы в нормально функционирующем социуме направлены на поддержание соответствия между моральными и правовыми ценностями. Они носят самостоятельный характер. Такие ценности, как свобода, равенство и справедливость являются нормативно-ценностными регуляторами поведения человека, продолжая воплощаться в праве.

Мораль определяет ориентиры нравственного поступка, который обусловлен потребностью человека в добре, справедливости, честности, правдивости. Понимание добра и зла делает возможной совместную жизнь людей, в которой каждый отказывается от полного удовлетворения жизненных потребностей в пользу осуществления социальных и этических ценностей.

 

Творческий потенциал и личный опыт

Совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в профессиональной деятельности, называется творческим потенциалом.Творческий потенциал личности является некой основой внутренних сил человека, помогающей ему самореализовываться. Часть качеств, которые обуславливают потенциал индивида, формируется генетически, часть – в период детского развития, а остальные появляются в разные периоды человеческой деятельности.

В структуре творческого потенциала выделяют коммуникативный, аксиологический, гносеологический, творческий и художественный потенциалы. Творческий потенциал развивается благодаря инициативности, способности двигаться вперед, уверенности в себе, максимальному использованию своих возможностей, целеустремленности. Реализация творческого потенциала и уверенность людей в своем будущем возможна при наличии социальной стабильности.

Личность способна самостоятельно регулировать свое поведение, то есть совершать самоконтроль. Самоконтроль мотивов и побуждений является составной частью системы моральных отношений, которая включает различные формы контроля над поведением отдельных его членов и личный контроль каждого над собой. К механизмам самоконтроля относятся убеждения, чувства, привычки, самооценка действий, побуждений, моральных качеств, самовоспитание. Человек должен уметь контролировать свои желания и предотвращать проявление негативных сторон своего характера: раздражение заменять спокойствием, за­висть – доброжелательностью, же­стокость – милосердием, нетерпимость – состраданием. Степень самоконтроля зависит от уровня сознательности личности.

Большое влияние на сознание, поведение человека и на формирование морального облика человека оказывает личный пример. Он действует на уровне первой сигнальной системы, когда воспринимаемые зрением явления быстро усваиваются сознанием. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, активизирует деятельность.

В системе средств нравственного воспитания важное место принадлежит общественному мнению. Общественное мнение как оценочное суждение выражает отношение общественности к нормам нравственности. Оно осуществляет контроль за поступками людей, превращая внешние требования во внутренние. Мнение для них становится мерилом целесообразности, разумности поведения. Стремления личности получить признание общества способствует формированию настойчивости, целеустремленности, согласованности.

Итак, ценность понимается как положительная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности. Общечеловеческие моральные ценности объективны и трансцендентны.Ценности добра реализуются посредством нравственной деятельности, которая формируется нравственным воспитанием.Человека реализовывает свои нравственные позиции, испытывая нравственную ответственность. Его жизненные ориентиры, убеждения выражаются в нравственном кредо. Для реализации творческого потенциала необходима социальная стабильность. В условиях деморализации личности и общества важно включить специфические моральные механизмы нравственного воспитания. Важное значение для воспитуемых имеет личный пример, способность к самоконтролю и поддержка другими людьми.

Тема 10


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 777;