Этико-гуманистические проблемы современности



1. Этика всеeдинства и русского космизмa.

2.  Объективныe и субъективныe предпoсылки глобализaции.

3. Дискурсионная этика К. Апеля и Ю. Хабермаса.

4. Пути российской цивилизации.

Этикa всеединствa и русскогo космизмa

Прагматической направленности западной этики консенсуса русские религиозные философы противопоставили этику объединения на основе любви и веры в Бога. Этика всеединства раскрыта Н.А. Бердяевым, С.Н. Булгаковым B.C. Соловьевым, Е.Н. Трубецким, П.А. Флоренским,  С.Л. Франком. Представителями этики русского космизма являются В.И. Вернадский, А.В. Сухово-Кобылин, Н.А. Умов, К.Э Циолковский, А.Л. Чижевский. Человек воспринимается не как «венец творения», а как промежуточное звено в длинной цепи существ, имеющих прошлое и будущее. Н.А. Бердяев рассматривал космос как единство материального и духовного планов бытия, единство вселенной и человека. B.C. Соловьев – как единство Божественного и природного, единство человека в Боге. С.Н. Трубецкой видел проявление всеединства в человеке как взаимно поддерживающее единство разума и веры, где воля выступала способностью открытия бытия. С.Л. Франк отмечал, что сознание должно было быть со-ведением, совестью, той стороной сознания, которая главенствует над остальными. Вселенская истина открывается лишь вселенскому сознанию. Высшим нравственным проявлением всеединства является любовь.Философов всеединства объединяет идея о том, что тайна человека заключается в существовании сверхприродной, божественной сущности личности. Только духовное начало человека определяет его подлинное своеобразие и делает его противоположным миру животных. «Естественное» состояние человека заключается в постоянном преодолении природы. Философам космизма ближе биологическая трактовка человека как существа «промежуточного», находящегося в конце бессознательной, спонтанной эволюции и в то же время представляющего собой начало нового разумного этапа эволюции. Русский космизм непосредственно переносит бытие человека в космос. Космисты утверждают оптимизм истории, выводя его из науки. Задачу науки они видят прежде всего в выработке ее конкретных средств и методов. Отвергая западные этические концепции консенсуса и утилитаризма, русские философы начала XX в. хотели вернуть нравственному чувству абсолютный характер. Поэтому нравственность личности, общественная мораль и этика как система взглядов о нравственности сливаются у них в единую систему, основные черты которой – богопричастность, дарение и солидарность. Объективныe и субъeктивные предпoсылки глoбализацииБлизость глобальных катастроф в начале XXI в. заставляет по-иному взглянуть на будущее человечества. Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции в мировую систему. Существуют объективные и субъективные предпосылки глобализации. Тенденция глобализации проявилась в 70-х годы ХХ века, когда люди ощутили, что сливаются в один социальный организм. Объективным основанием глобализации является рост народонаселения, его экономической, коммуникационной и информационной связности. «Субъективные предпосылки – то, на какой основе будет происходить объединение человечества» [3, c. 351]. В настоящее время проявляют себя однополюсный и многополюсный сценарии развития глобализации. Однополюсной сценарий связан с утверждением в качестве мирового лидера одной страны. Это место пока занимает США, которая лидирует в военной, экономической, технологической, областях власти. В реальности мировое господство США поддерживается идеологическими иллюзиями и приемами манипуляции сознанием масс. Так, утверждение об отсутствии узурпации и помощи в достижении вершин цивилизационного развития завоеванных стран не может восприниматься в качестве истины. Коренные жители Америки – индейцы – загнаны в резервации, в качестве рабов были привезены негры из Африки. Отношение к Афганистану, Ираку, Югославии, Косово, Украине показывают механизмы потенциального лидерства Америки в глобальном мире.Разделение на бедных и богатых в глобальном масштабе приводит к превосходству богатых высокоразвитых стран – «золотой миллиард» – и появлению стран-изгоев третьего и четвертого мира. Н.Н. Моисеев отмечает, что работает некий «насос», который выкачивает из отсталых стран капиталы, ресурсы, таланты. В результате происходит все более углубляющаяся стратификация государств – и другие страны могут остаться отсталыми навсегда. «Открытое глобальное общество» означает откровенный социал-дарвинизм – глобальное пространство ничем не сдерживаемого «естественного отбора». В настоящую эпоху однополюсной глобализации происходит американизация национальных культур, что препятствуя полноценному развитию человека как вида. Культурная глобализация проявляется в унификации культурных стандартов кино, музыки, шоу-бизнеса. Человек воспринимается не как духовно-нравственная, эстетически развитая личность, а как поглощающее продукты «фаст фута» существо. Законом глобализации культуры является тотальная коммерциализация, в соответствии с которой «человек есть то, что он может купить». Проект глобализирующегося общества состоит в стремлении полностью разлучить человека с реальностью, подменить ее виртуальными знаками. «Однополюсный вариант противоречит закону культурного разнообразия и его осуществление влечет за собой угрозу глобального культурного и антропологического кризиса человечества» [3, с. 358]. Выходом из него является сохранение культурной полицентричности мира, развитие всех культур, противодействие стран бывшего второго, третьего и четвертого мира экспансии Запада.Многополюсный вариант глобализации предполагает лидерство нескольких стран, среди которых могут быть Россия, Китай, Индия и др. Они должны согласованно действовать, укреплять контакты друг с другом. В соответствии с тенденцией глобализации Россия должна сохранять идею евразийства, стать ведущим звеном синтеза именно достижений Востока и Запада. В перспективе необходима новая космоориентированная этическая система, понимающая человека в единстве с Домом, в котором он живет. Основными чертами глобальной этики являются: принцип ненасилия, принцип дискурса и принцип дарения. Принцип ненасилия предполагает отсутствие насилия в отношении народа, отказ от власти, которая достигается любыми средствами и ценой. Опасность уничтожения планеты ставит под сомнение возможность соревнования и победы даже самой сильной страны, поскольку в случае ядерной катастрофы погибнут все. Дискурсионная этика К. Апеля и Ю. ХабермасаПринцип дискурса связан с разрешением проблемы сопричастности и ответственности каждой отдельной личности в быстро развивающемся мире. «Создателями дискурсивной этики является К. Апель (род. в 1922) и Ю. Хабермас (род. в 1929). Они ставят вопрос о необходимости общечеловеческой этики на основе исходной посылки: «Я аргументирую, следовательно, Я состою в неограниченном сообществе»» [3, с. 368]. Ю. Хабермас считает, чтоглавный моральный парадокс  личности появляется вследствие душевного неоднозначного стремления сохранить свою позицию и стремления жить в социуме, сотрудничая с другими людьми. Стремление к одновременному сохранению целостности личности и сообщества составляет универсальное ядро традиционных моральных устоев. К. Апель выделяет в качестве основных компонентов данной этики принцип дискурса, принцип достижения консенсуса, принцип универсализации и правила аргументации. Дискурсивнaя этикa является этикой взамоуважительной ответственнoсти спосoбных к аргумeнтации людей за поддaющиеся диcкурсу проблeмы. Коммуникативные действия в дискурсе предпочтительней стратегическим. Нужно уважать и поддерживать нравствeнный порядoк в обществe, чтобы общество уважало и поддерживало независимость личности. «По содержанию дискурсивная этика является этикой логики… «Добро» и «зло» теряют свой абсолютный нравственный смысл и обретают черты прагматичности: стремление к интеграции с идеальным коммуникативным сообществом – добром, поступками, отдаляющими от него, – злом… Дискурсивная этика предполагает присутствие незаинтересованного наблюдателя, направляющего дискурс. В силу своей прагматичности дискурсивная этика оправдывает «насилие против насилия», право занимает промежуточное положение между моралью и политикой. Дискурсивная этика представляет собой общественный договор заинтересованных лиц, круг которых расширяется. Договорной характер западной морали проецируется и в область нравственных устремлений. В рамках утилитаристских концепций понятие любви заменяется другими установками. Принцип «живи и давай жить другим» считается достаточным для обычных людей, а правило «живи и помогай жить другим» считается установкой для альтруистов» [3, с. 370-371]. Прагматизм как выражение американской философии выдвинул на первое место определенные принципы поведения, помогающие личности добиться успехов в социуме. Этика прагматизма ставит во главу угла деятельность. Полезное для человека считается истинным, разум – инструментом достижения успеха в мире, научные теории – его орудиями. Этика прагматизма в XX в. привела к усилению эгоистической тенденции. Индивидуализм, разделяющий людей и превращающий их в равнодушные друг к другу атомы, может способствовать появлению деспотических практик и практики манипуляций по принципу «разделяй и властвуй». Разум человека выступает как инструмент рационализации агрессивно-потребительских желаний человека, создает опасность давления одной из сторон целого. Но разум призван гармонизировать различные виды отбора человеческого сообщества. В этой связи принцип дарения предполагает отсутствие возможности обособиться, поскольку все люди – участники общей жизни человечества. Через доверие и дар проявляется солидарность. Доверие и дарение создают нерасторжимые связи братства, благодарности, умиления, которые устраняют стены отчуждения. Жизнь постоянно нуждается в дарах, без них она прекращается. Способность верить, доверять и дарить утверждают способность выживания любой цивилизации. Как архетип дарения выступают и все виды активности: семья, воспитание детей, отношения между полами, отношение к престарелым людям. В условиях глобализации, когда формируется индивидуально-гедонистический тип, важно сохранять и развивать принцип дарения. Пути российской цивилизацииИз концепции «Москва как третий Рим» берет свое начало русская идея, являющаяся по-своему глобальной в аспекте рассмотрения Москвы прежде всего как духовного центра мира, несущего православие. Россия после падения Византии долгое время выполняла функции этой страны. Первая мировая война и последовавшая революция в России ознаменовали собой крушение наиболее значительной части восточно-христианской цивилизации. Но пока на территории России существовало государство как таковое, сохранялись духовные потенции русской цивилизации. Основополагающие ценности русской цивилизации и культуры оставались неизменными: ориентация на главенство духовности, которая занимается просветлением окружающей природы и человеческой телесности, приоритет душевного дарения над рыночным подходом к восприятию человека, предпочтение безвозмездно получаемой благодати над уравнительной обязательностью закона.В соответствии со своей неидеальной человеческой природой нации и государства практически неизбежно имеют расходящиеся интересы и стремление к доминированию. Взаимоотношения между народами и государствами должны быть устремлены к миру, взаимопомощи и сотрудничеству, разрешение любых конфликтов должно реализовываться путем поиска взаимоприемлемых решений. Свои отношения с внешним миром государства основывают на принципах суверенитета и территориальной целостности. Недопустимо разрушение исторической общности людей, попирание прав и причинение страданий. Международное сотрудничество в культурной, научной, информационной областях должно происходить на равноправной и взаимоуважительной основе. Оно предполагает обогащение каждого из вовлеченных в него народов опытом, знаниями и плодами творческих достижений. Процесс глобализации должен сдерживаться законодательно установленными социальными ограничителями, необходимость формирования которых представляет собой первый вызов России. Вторым вызовом глобализации является изменение перспектив ее рынка труда, предполагающее реструктуризацию рабочих мест. Однако признание неконкурентоспособности важных сферы деятельности может привести к кризису. Следование мировым стандартам должно быть разумным и включать развитие отечественной науки и производства. Третий вызов глобализации – возможная утрата государствами и населением национального суверенитета, попадание в полную экономическую зависимость от мировой экономики. В соответствии с консервативной системой развития России необходима политическая и экономическая самостоятельность страны. Вызовы глобализации требуют от современного общества достойного ответа, основанного на заботе о сохранении мирной и достойной жизни для всех людей в сочетании со стремлением к их духовному совершенству. Мироустройство предполагает справедливость и равенство людей, исключает подавление национальными или глобальными центрами политического, экономического и информационного влияния. Проблема «компьютерного мышления»Наряду с глобализацией перед современным человечеством, вовлеченным в силу профессиональной или индивидуальной потребности в компьютерную сеть, встают проблемы замены человека на роботов, создания виртуальной реальности, игровая зависимость.В профессиональной сфере человеческий интеллект начинает заменяться искусственным, который представляет собой неживую интеллектуальную систему, выполняющую совокупность операций, являющихся прерогативой человека. Люди применяют роботехнику якобы для облегчения и совершенствования труда личности. Однако при положительной тенденции этого процесса в будущем есть опасность абсолютного исключения человека из профессиональной сферы. В нравственном смысле человек придет к осознанию своей «ненужности» своей жизни обществу, стране, и люди лишатся смысла своей жизни. Мир естественной красоты станет механическим, неэстетичным. Об этом говорят писатели-антиутописты, к примеру, Е. Замятин. Поскольку главными в этике является процесс созидания жизни и ориентация на добрую волю, то использование искусственного интеллекта должно быть разумным, ограниченным, ориентированным на признание ценности жизни человека.Многие люди в настоящее время предпочитают уходить от реального объективного мира и создавать свое, существующее только в компьютерном измерении пространство. Указанный виртуальный мир носит название «киберпространство» и представляет собой метафорическую абстракцию, используемую в философии и в компьютерных технологиях. Киберпространство представляет собой ноосферу, второй мир «внутри» компьютерных сетей, отличный от настоящего.

Виртуальному миру чужды законы и мораль: можно быть, кем угодно и совершать различные поступки. Пытаясь исключить данные негативные проявления, Дж.-П. Барлоу создал декларацию независимости Сети, где содержатся законы оптимального поведения в мировом коммуникационном пространстве. Следование этическому кодексу в сети направлено на уважение свободы слова, соблюдение законов своей страны, уважение чести и достоинства людей,ограничениеобщедоступности в отношении детей,распространение только правдивой информации,уважение авторского права.

Конфликт между индивидуальной и коллективной нормой взаимодействия порождает изменение сложившихся в обществе моральных устоев. В современной сетевой культуре преобладают индивидуалистские установки, когда законы не соблюдаются в силу личного желания и отсутствия юридической ответственности.

На базе сетевого общения формируются новые модели регуляции отношений между людьми. Как правило, это жестокость, насилие, отсутствие нравственности, эстетическое уродство. Для передачи негативного опыта используется игровой потенциал сети, активными участками которого являются дети. Сетевая реальность предполагает манипуляцию сознанием субъекта, когда реальный мир с его красотой, художественным и этическим наследием перестает интересовать человека.

Зависимых от Интернета людей называют сетеголиками. Эта зависимость практически незаметна для самого человека, который как бы перестает разумно мыслить, отдаляется от семьи, друзей, окружающего мира. Спектр удовольствий сетеголиков доведен до крайности, гедонизма: кроме постоянного времяпровождения в сети им ничего неинтересно. У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, равнодушие. 

Увлечение компьютерными играми называется игровой кибераддикцией или уходом от реальности. Человек увлекается игрой, сливается со своим персонажем, проживает его жизнь. Возможность вернуться на предыдущий уровень, исправить ошибки делает виртуальную реальность комфортнее действительности. Нормативность поведения в игре воспринимается как определённая моральная система требований. Однако, как правило, в игре присутствует не добро, а жестокость, месть, ненависть, телесность, убийство.

Личность перестает быть самим собой, надевая любую маску, – злодея или героя. Указанная множественная идентичность в этическом плане связана с отсутствием коррекции ядра личности и её нравственных норм. Человек теряет свою индивидуальность, характерную для идентичности индивида и определяемую как уникальное мировоззрение, нравственность, принадлежность к народу, к определенной национальной культуре. Человек воспринимает жизнь как игру, конструируя себя под определенный сценарий.

 В психиатрии множественной идентичностью называется болезнь раздвоения личности. В нравственном плане человек постепенно перестает соотносить себя с реальным и идеальным миром. Это проявляется в трудностях общения с реальными людьми, в неумении быстро реагировать на конкретную жизненную ситуацию, в невозможности найти сферу профессиональной деятельности, отказе от функций отца, матери или школьника. 

Кроме того, Интернет позволяет людям оставаться анонимными, способствуя безнравственному обращению с виртуальными собеседниками. Свобода здесь граничит с вседозволенностью, усиливает эгоцентризм и отчуждение. Полностью остановить сетевой анархизм, подчинив его цензуре, юридическим и моральным законам, невозможно в силу большого информационного объема. Возвышение свободы приводит к ее пониманию как абсолюта, как источника ценностей. Главными могут стать не требования истины, добра, а пребывание человека в мире с самим собой.

Поэтому П. Тренор рассматривает «сетизм» как прогрессию зла, поскольку избыток свободы в сети способствует росту произвола и хаоса в мире. Действительно, в сети происходит вербовка в сомнительные организации, склоняющие к суициду и к насилию против граждан. В реальной жизни встреча с множественно идентифицирующей личностью оборачивается трагедией, которую не всегда можно избежать.

 Длительное погружение в виртуальный мир киберпространства опасно для жизни, поскольку человек не только может попасть в авантюру, но и его организм при сильной нагрузке сетевого плана может перестать работать в действительности. Были случаи остановки сердца после двухдневного пребывания в киберпространстве. Поэтому некоторые страны, к примеру Китай, лечат людей от компьютерной зависимости в специальных учреждениях, возвращая человека к реальной, полной многообразия и красоты жизни.

Использование сети Интернет может быть оправдано только как атрибут профессиональной деятельности, когда человек выполняет свою работу, используя современные методы. В данном случае формируется информационная компетентность – способность личности объективно ориентироваться в потоке информации на электронных носителях, специальных сайтах. Здесь исключается гедонистический компонент, реорганизации жизни в киберпространство и крайние формы зависимости от сети.

Итак, этико-гуманистические проблемы современности включают в себя русский космизм, проблемы глобализации, целесообразности прагматизма, вопроса выбора нравственной составляющей на пути развития России как цивилизации, создания моральных принципов и юридических законов относительно киберпространства. Космос воспринимается как единство материального и духовного планов бытия, единство вселенной и человека, где высшим нравственным проявлением всеединства является любовь. Отрицательные стороны глобализации могут быть устранены путем сохранения культурной полицентричности мира, развития всех культур, противодействия стран бывшего второго, третьего и четвертого мира экспансии Запада. Этика прагматизма может быть ограничена принципами доверия и дарения, создающими связи братства, благодарности и устраняющими стены отчуждения. Современной России предъявлено три вызова глобализации, ответ на которые основан на заботе о сохранении мирной и достойной жизни для всех людей в сочетании со стремлением к их духовному совершенству. Проблема компьютерного мышления включает в себя вопросы целесообразности искусственного интеллекта, ограничения игровой составляющей, отказ от множественной идентичности, признание приоритета реального мира в сопоставлении с киберпространством, возможность реализовать себя в профессиональной сфере, следуя традиционной морали.                                 

Используемая литература

1. Бачинин, В.А. Этика: энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – СПб: Изд-во «Михайлова В.А.», 2005. – 287 с.

2. Бердяев, Н.А. О назначении человека [Электронный ресурс] / Н.А. Бердяев. – Режим доступа: http://www.magistek. msk.ru/library/ philos/ berdyaev/ bedn 011.htm

3. Горелов, А.А. Этика : учеб. пособие /А.А. Горелов, Т.А. Горелова; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – 3-е изд. – М. : Флинта, 2008.

4. Гусейнов, А.А. Этика: учебник для бакалавров / А.А. Гусейнов. – М.: Юрайт, 2013. – 569 с.

5. Гусейнов, А.А. Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней / А.А. Гусейнов. – М., 2009.

6. Гусейнов, А.А. История этических учений [Электронный ресурс] / А.А. Гусейнов. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/ Culture/ Gusein/ 38 4. php

7. Бондырева, С.К. Нравственность / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М. – В.: МОДЭК, 2006. – 334 с.

8. Назаров, В.Н. Прикладная этика / В.Н. Назаров. – М.: Гардарики, 2005. –     302 с.

9. Митрополит Иоанн (Снычев) Самодержавие духа: Очерки русского самосознания / Митрополит Иоанн (Снычев) . – Спб, 1995. – 349 с.

10. Основы социальной концепции русской православной церкви [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://azbu ka.ru/ dictionary/16/osnovy _sotsialnoj­_ kontseptsii_russkoj_pravoslavnoj_ts

11.  Рапацкая , Л.Я. История художественной культуры России (от древних времён до конца ХХ века): учеб. пособие для студ. высш. пед . учеб. заведений / Л.Я. Рапацкая. – М.: Изд-й центр «Академия», 2008. – 384 с.

12.  Русская идея / Сост. М.А. Маслин. – М.: Республика, 1992. – 496 с.

13.  Хрусталев, Ю.М. Биоэтика: учебник / Ю.М. Хрусталев. – М.: ГЭОТАР Медиа, 2013. – 400 с.

14.  Этика: энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001. – 668 с.

 

    Учебное издание

Гречушкина Наталия Валерьевна

Учебное пособие

Этика: теоретический курс

Редактор В.И. Буланова.

Подписано в печать 2017 г.

Формат 60х84 1/16.

Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.

Усл.-печ. л. 6, 3. Тираж 50 экз.

Заказ №

ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского»

398020, г. Липецк, ул. Ленина, 42

Отпечатано в отделе редакционной деятельности ЛГПУ имени П.П. Семёнова-Тян-Шанского


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 565;