Произведения житийного жанра в литературе Древней Руси.



Житийная литература (агиография, от греч. hagios — святой и ...графия), вид церковной литературы - жизнеописания святых - которые для средневекового русского человека были важным видом чтения.

Апокриф – легенда о библейском персонаже не канонизированная.

«Хождение Богородицы по мукам»

Петерик – сборник назидательных новелл из жизни отшельников.Изборник – первая энциклопедия христианстваЖития святых - биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью. МИНЕ́И-ЧЕ́ТЬИ (ЧЕ́ТЬИ-МИНЕ́И) — сб. жизнеописаний (жити́й) библейских и христианских святых, расположенных в порядке дней празднования их памяти — в соответствии с календарным принципом неподвижного, или "минейного", цикла (откуда происходит и название).

Агиографические произведения Епифания Премудрого.

ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (2 я пол. XIV—1-я четв. XV в.) — агиограф, эпистолограф, летописец. Судя по его “Слову о житии и учении” Стефана Пермского, можно думать, что, как и Стефан, он учился в ростовском монастыре Григория Богослова, так называемом Затворе. Огромное в сочинениях Е. П. количество по памяти приведенных, сплетенных друг с другом и с авторской речью цитат и литературных реминисценций показывает, что он прекрасно знал Псалтырь, Новый завет и ряд книг Ветхого завета и был хорошо начитан в святоотеческой и агиографической литературе, а по приводимым им значениям греческих слов видно, что в какой-то мере он выучил и греческий язык. Епифаний Премудрый написал «Житие Стефана Пермского» – известного церковного просветителя, создателя зырянской письменности, вместе с которым учился в Григорьевском затворе и “Житие Сергия Радонежского”.

 

Героико-патриотические события древнерусской литературы.

«Слово о погибели русской земли» написано было в первой четверти 13 века, порождённое событиями монголо-татарского нашествия. Написано было неизвестным автором. Сохранилось в списке 15 века. По своему патриотизму, своей лиричности, по ритмичному складу речи это «Слово» напоминает «Слово о полку Игореве».

 «Слово о погибели русской земли» исполнено высокого гражданского патриотизма. В центре - образ Русской земли, «светло-светлой» и «красно-украшенной». Это своего рода гимн в честь родины. Автор говорит о природных красотах и богатствах русской земли. Славу Руси составляли князья грозные (могущественные), бояре честные, вельможи многие.

 Подобно автору «Слова о полку Игореве» здесь автор этого слова сопоставляет былое величие Руси с её нынешним упадком. «А в ты дни болезнь крестияном, от великаго Ярослава и до Володимера, и до ныняшнего Ярослава, и до брата его Юрья, князя Володимерьского.»В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежат подлинные исторические факты. С 1061 года юго-восточные границы Киевского государства начинают подвергаться опустошительным набегам степных кочевников-половцев. Русские князья проводят время в междоусобицах, иногда даже вступая в союз с кочевниками.

«Повесть о приходе Батыя на Рязань» («Повесть о разорении Батыем Рязани).

 В 1237 году Рязань была захвачена и разорена татарским ханом Батыем. Об этих событиях рассказывает повесть. Повесть дошла до нас в составе летописных Сводов 16 века. Она прославляет мужество и героизм защитников Рязани: князя Юрия Ингоревича, его братьев и рязанской дружины, славного богатыря Евпатия Коловрата.

 Образ Мономаха, добившегося прекращения усобиц, обретает здесь особое героическое и эпическое звучание.

«Повесть о битве на Калке». Обстоятельно излагает ход событий. Описывает столкновение русских войск с кочевниками в 1233 году на Калке. В битве принимали участие только южнорусские князья, но между ними не было согласия и единства - это и явилось причиной поражения.

Художественные особенности «Слова о полку Игореве»

Художественная форма «Слова» органически слита с устным народным творчеством. Постоянные эпитеты («каленые стрелы», «храбрая дружина», «борзый конь»), прямые и отрицательные сравнения («не десять соколов на стадо лебедей пущаще,- но свои вещие персты на живые струны воскладаше»), метафоры с их символическими уподоблениями, красочная и разнообразная в стилевом отношении орнамика «Слова», вплоть до характеристики персонажей (вспомним сравнение Ярославны с одинокой кукушкой) – все это несет в себе, буквально – излучает, энергию фольклорной поэтики. Фольклорная стихия была фундаментом, почвой, на которых вырастали художественные конструкции «Слова».

Автор «Слова» был в высшей степени оригинальным художником. Опираясь на традиции устной поэзии, он создавал новые поэтические рисунки, которые, сохраняя сходство с устным творчеством по типологии, по образцу, отличались большой художественной выразительностью, неповторимостью своего конкретного исполнения.

Художественная яркость «Слова» проявилась и в его интонации: в ней искусно соединены лирическая и эпическая линии. Преобладающим является лирическое начало, о чем свидетельствует общая взволнованность тона, обилие риторических обращений и восклицаний, наличие большого количества авторских отступлений, эмоционально насыщенных, страстных по своему характеру. Лирическая напряженность повествования определила и его ритмику. «Слово» написано ритмизированной прозой, местами напоминающей ритм и мелодию русских былин.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!