Традиции фольклора и агиографии в повести о «Петре и Февронии»



"Повесть о Петре и Февронии Муромских" написана выходцем из Пскова, протопопом дворцового собора в Москве, а впоследствии монахом Ермолаем-Еразмом для «Великих Четьих-Миней» митрополита Макария. «Повесть о Петре и Февронии» является и своеобразным историческим источником, содержащим сведения по истории Древней Руси. Это свойство её обусловлено тем, что она по своему характеру принадлежит к преданиям, восходящим к фольклорной традиции. И хотя в 1547 г. она была признана житием и стала называться «Повестью от житий святых новых чудотворцев муромских Петра и Февронии», большинство исследователей, обращавших свои взоры к «Повести о Петре и Февронии», признавало за ней народнопоэтическую основу. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" - отражение христианского понимание брака. Духовные ценности традиционной русской семьи.( Изучением житий занимается наука агиография)

Светская и церковная публицистика 16 века

В XVI в. на Руси широкое распространение получает новый вид литературы — отдельные сочинения, посвященные острым вопросам политической жизни. Говоря современным языком, эти памятники можно определить как произведения публицистики.

Сочинения митрополита Даниила и Максима Грека. Полемический философский трактат «Беседа ума с душой», Защита интересов монастырских крестьян в «Слове о покаянии».

Публицистические сочинения Ивана Пересветова, «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомет-салтане».Андрей Курбский и его публицистические письма к Ивану Грозному, выражение в них идеологии опального боярства. Иван Грозный писатель-публицист. Письма к Курбскому, послание к старцам Кирилло-Белозерского монастыря, памфлет против боярской знати. «История о Казанском царстве»- публицистическая повесть о покорении Казани в 1552 году. Апология могущества Московского государства и его царя Ивана IV.

Начало книгопечатания в Москве. Иван Федоров, «Апостол».Свод памятников древней русской литературы - «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария.«Степенная книга «Домострой» - книга, утвердившая нормы семейной жизни.

Особенности литературы 18 века.

Как и в предшествующее время, литература XVII в. были тесно связаны с общественно-политической мыслью, она непосредственно отражала и воплощала в своих произведениях социально-политические устремления различных общественных слоев, живо откликалась на важнейшие явления современности. И вместе с тем русская литература вступила в новый этап своего развития, что оказалось и в содержании и вразвитии форм литературного творчества.

На протяжении XVII в. произошли значительные перемены в развитии русской литературы, знаменовавшие собой важный шаг ее движения к реализму, ее раскрепощения от сковывающего воздействия религиозной идеологии.

19. Тема “блудного сына” в повести о “Горе-Злосчатии”

Вне традиционных жанровых систем. На стыке фольклора (народные песни о горе) и книжной традицией (книж. покоянные стихи). Главным героем явл. некий молодец. Отсутствие имени говорит о том что описана судьба человека вообще об извечной борьбе добра и зла в сердце человека. Перед нами человек определённого времени («бунташное время»- 17в.-бунташного века, рационального века). Автор обращается к фундаментальному сюжету Адама и Евы. Добрый молодец вкусил вино; Искусил друг; Стыд не пускал добра молодца к родителям; Молодец похвалился и с этого времени к нему привязалось горе.

 

 

Сюжет и конфликт «Повести о Савве Грудцыне».

«Повесть о Савве Грудцыне» — это, с одной стороны, типичная купеческая повесть, а с другой — рассказ на традиционный сюжет о юноше, продавшем дьяволу душу.Характерно, что это соединение не механическое. Традиционные демонологические мотивы вставлены в причинно-следственную связь событий. Кроме чудесного объяснения, часть их имеет и вполне реальное. Они конкретизированы, окружены бытовыми деталями, сделаны наглядными. Мучения Саввы, которого охватила страсть к чужой жене, психологически подготовляют продажу им души черту. Бес начинает служить ему, и Савва долго не догадывается о его истинной природе. Бес умен, он знает больше, чем Савва. Это совсем иной образ беса по сравнению с тем, который был знаком древнерусскому читателю по житийной литературе. Бес в повести приобретает вполне «партикулярные» черты. Он сопутствует Савве и внешне ничем не отличается от людей: ходит в купеческом кафтане и выполняет обязанности слуги. Он даже несколько пошловат. Чудесное имеет обыденный вид. Это элемент фантастики, умело введенный в реальную обстановку.

Беспрерывные переезды Саввы из одного города в другой вызваны беспокойной совестью Саввы. Они мотивированы психологически. Продажа души черту становится в повести и сюжетно-образующим моментом. «Повесть о Савве Грудцыне» часто называют первым русским романом. Сюжетное развитие ее, действительно, во многом напоминает сюжетное развитие романа, для которого характерны известная психологичность, наличие душевного развития и бытовая конкретизированность.


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 631; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ