Проблема конфликта в социологической теории и истории социологии



 Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже XIX-XX вв., однако и раньше мыслители предлагали свои виды этого феномена. Первые дошедшие до нас исследования относятся к VII-VI вв. до н.э. Китайские мыслители того времени полагали, что источник развития всего существующего - во взаимоотношениях присущих материи положительных (ян) и отрицательных (инь) сторон, находящихся в постоянном противоборстве. В Древней Греции возникает философское учение о противоположностях и их роли в возникновении вещей. Гераклит считал войну отцом и царем всего сущего, а Платон рассматривал ее как величайшее зло. Гераклиту противоречил и Геродот. В Средние века Фома Аквинский, развивая мысли о допустимости войн в жизни общества, определил еще одно условие справедливости войны: для нее должна быть «авторизованная компетенция», т.е. санкция со стороны государственной власти. Одну из первых попыток системного анализа социальных конфликтов предпринял Никколо Макиавелли. Он считал конфликт универсальным и непрерывающимся состоянием общества ввиду порочной природы человека. Тем не менее Макиавелли видел в конфликте не только разрушительную, но и созидательную функцию. Томас Гоббс обосновал в концепцию «войны всех против всех» как естественное состояние. Он считал главной причиной конфликта стремление к равенству.

В Новое время были популярны идее Жан-Жака Руссо об этапности всемирно-исторического процесса. Впервые конфликт как многоуровневое социальное явление был изучен Адамом Смитом. В основе конфликта лежат деление общества на классы и экономическое соперничество. По мнению немецкого философа Георга Гегеля, главная причина конфликта кроется в социальной поляризации между «накоплением богатства», с одной стороны, и «привязанного к труду класса», - с другой. Гегель выступал против смут и беспорядков внутри страны, расшатывающих государственное единство. Он считал, что государство обязано регулировать конфликты.

Макс Вебер. Проблема конфликта пронизывает все три главные направления творчества выдающегося немецкого социолога: социологию политики, социологию религии и социологию экономической жизни. Наиболее адекватны рациональная система права, согласие с властью, основанное на законе, наличие конституционных основ правопорядка и развитого гражданского самосознания, что не исключает глубокого политического конфликта между классами и статусными группами. Не меньшую роль проблематика конфликта играла и в веберовской социологии религии. Здесь конфликт касался не вопросов распределения и перераспределения властных полномочий, а прежде всего мировоззреческо-ценностных установок, закреплявшихся в соответствующих типах религиозного мировоззрения. С точки зрения Вебера, общество - это арена действия борющихся между собой статусных групп, каждая из которых имеет свои собственные экономические интересы, амбиции, понимание мира и других людей.

Эмиль Дюркгейм. С точки зрения Дюркгейма, в настоящее время необходимо создать себе нравственность. Существенный компонент которой, заключается в регулировании конфликтов. «Точно так, как частные конфликты могут сдерживаться только регулирующим действием общества, заключающего в себе индивидов, так и интерсоциальные конфликты могут сдерживаться только регулирующим действием одного общества, заключающего в себе все другие». Для каждого типа социальных отношений имеется своя социально допустимая норма патологии или отклонения. Так, преступления, самоубийства, несчастные случаи, - явления нежелательные. Далеко не все социальные потрясения порождают нравственный кризис в обществе. Война, например, ведет к усилению патриотических чувств, солидарности и внутренней сплоченности общества. Эти периоды характеризуются резким уменьшением самоубийств и даже психических заболеваний.

Ральф Дарендорф. Главный конфликт европейской истории XIX в. - это конфликт между предпринимателем и рабочим. Он развертывается в промышленной сфере, которая была на протяжении 19-го столетия доминирующей сферой общества. В этом пункте и именно в данных исторических границах Дарендорф полностью согласен с Марксом. XX в. означает вступление в постиндустриальное общество, в котором снижается значение классового конфликта.

Для успешного регулирования конфликта важны три обстоятельства:

1) наличие ценностных предпосылок. Каждая из сторон должна признавать наличие конфликтной ситуации; 2) уровень организации сторон. Чем более организованными являются обе стороны, тем легче достичь договоренности; 3) конфликтующие стороны должны согласиться относительно определенных правил игры, при соблюдении которых возможно сохранение или поддержание отношений между сторонами.

Регулирование конфликтов обеспечивается специальными институтами парламентского типа.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 974; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!